Тема 3. Особенности развития наблюдения и наблюдательности о природе у дошкольников.




Примерный план контрольной работы:

Введение

I. Психолого-педагогические основы проблемы развития наблюдения и наблюдательности у дошкольников

1.1 Сущность наблюдения как познавательной деятельности и метода экологического воспитания.

1. 2 Специфика развития наблюдения и наблюдательности в одной из возрастных групп детского сада.

1. 3 Особенности организации и методика руководства наблюдением в данной возрастной группе.

II. Характеристика деятельности наблюдения и содержание наблюдений дошкольников

2.1 Методика выявления содержания наблюдений и деятельности наблюдения у детей.

2.2 Уровни наблюдательности у детей.

2.3 Конспект познавательного занятия: «Наблюдение за живым объектом».

Заключение.

Литература:

1. Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1986.- № 1.

2. Васильева А.М. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Народная асвета, 1972. – 128 с.

3. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Л., 1976.

4. Золотова Е. Роль сравнений в умственном развитии детей //Дошкольное воспитание - 1973.- № 6.

5. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание - 1970.- № 6.- с. 23.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

7. Смирнова Е. Развитие наблюдательности в процессе ознакомления детей с природой // Дошкольное воспитание 1973. - №4 - С. 41- 45.

8. Циванюк Н. Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста - // Дошкольное воспитание - 1974., - №10. – С. 34-37.

Методические указания:

Контрольная работа по данной теме включает изучение особенностей развития наблюдательности и деятельности наблюдения детей средней и старших групп, а также разработку конспекта экологического занятия по наблюдению за живым объектом.

В теоретической части контрольной работы необходимо содержательно раскрыть понятия: «Наблюдение», «Наблюдательность», привести трактовки разных авторов. Обосновать, что наблюдение, с одной стороны может быть методом обучения, с другой – познавательной деятельностью. Показать сущность наблюдения как деятельности и указать основные пути формирования деятельности наблюдения. Обозначить преимущество метода наблюдения над другими методами экологического образования. Далее обозначить особенности организации и методику руководства наблюдением в выбранной возрастной группе детского сада.

Для изучения особенностей развития наблюдения и наблюдательности следует провести индивидуальный констатирующий эксперимент. Испытанию должны быть подвергнуты 5-10 детей среднего или старшего дошкольного возраста. Обследование включает в себя ряд заданий:

1. Рассказать о комнатном растении так, чтобы экспериментатор мог его узнать. После самостоятельного рассказа могут быть заданы дополнительные вопросы. Вопросы и ответы детей фиксируются в протоколе. Там же следует отметить, какими обследовательскими действиями пользовался ребенок, применял ли он сравнение, каков их характер. В этом задании ребенку предлагаются для характеристики 2-3 комнатных растения.

2. Сравнить 2 комнатных растения, найти различия и сходства (методика обследования та же, что и при выполнении 1-го задания).

3. Предложить детям отобрать предметы ухода за комнатными растениями с целью поддержания их в чистоте (мелко сетчатую лейку, пульверизатор, щеточку или кисточку, влажную тряпочку), в зависимости от предъявленного растения: с листьями крупными и плотными, мелкими, нежными, ворсистыми, имеющими зазубринки; с листьями и стеблями, имеющими колючки; дети должны мотивировать свой выбор; их речь и действия записываются в протокол.

Полученный фактический материал должен быть отражен в таблице по следующим направлениям (критериям):

Особенности развития наблюдательности у детей

Как дети принимают задачи наблюдения. Каков объем представлений, получаемых ребенком в результате наблюдения? Какие существенные признаки сходства и различия дети устанавливают Как они используют в ходе наблю- дения обсле- довательские действия? Как используют сравнения и обобщения? Какова планомерность деятельности наблюдения у детей, степень его самостоятель- ности.

 

Проанализировать ответы и действия детей, можно определить уровни развития наблюдательности у дошкольников и сделать выводы, которые и будут отражать выявленные особенности развития наблюдательности дошкольников.

Уровни развития наблюдательности (разработаны Бобылевой Л.):

Высокий: самостоятельно ставит познавательную задачу и планомерно ее осуществляет, использует разнообразные обследовательские действия, умеет самостоятельно выявлять внешние признаки сходства и различия наблюдаемых объектов.

Средний: ставит познавательную задачу с помощью воспитателя, использует обследовательские действия при сравнении объектов, выделяет явно выраженные признаки различия и сходства наблюдаемых объектов.

Низкий: не умеет самостоятельно ставить задачу, не может планировать свою деятельность, не выделяет существенных признаков различия и сходства наблюдаемых объектов, не пользуется обследовательскими действиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: