Тема 5. Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о причинно-следственных связях, существующих в природе.




Примерный план:

Введение

I. Теоретические основы проблемы формирования знаний о взаимосвязях в природе у детей дошкольного возраста

1. Причинно-следственные связи, существующие в природе как содержательная основа экологического образования дошкольников.

2. Роль представлений о взаимосвязях в природе в умственном развитии дошкольников и в формировании их отношения к природе.

3. Методы и приемы формирования у старших дошкольников представлений о причинно-следственных связях в природе.

II. Особенности понимания дошкольниками причинно-следственных связей в природе.

2.1 Цель, задачи и методика выявления понимания дошкольниками взаимосвязей в природе.

2.2 Уровень представлений дошкольников о взаимосвязях в природе.

2.3 Методические рекомендации для воспитателей по совершенствованию представлений детей старшего дошкольного возраста о причинно-следственных связях, существующих в природе.

Заключение.

Основная литература:

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

2. Николаева С.Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы, на умственное развитие детей //Содержание и методы умственного воспитание дошкольников / Под. Ред. Н.Н. Поддъякова. М., 1980. С. 85 – 120.

3. Николаева С., Теоретические основы формирования обобщенных представлений о природе // Дошкольное воспитание.- 1983.-№ 12.- С. 40.

4. Терентьева Е.Ф. Некоторые вопросы понимания детьми старшего дошкольного возраста причинно-следственных связей в природе //Вопросы умственного воспитания детей (вып. 1). – Горький, 1975. – С. 50-58.

Дополнительная литература:

5. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7. – С. 8 – 12.

6. Аветисян Л. Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой //Дошкольное воспитание. – 1982. - № 7. – С. 22.

7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. – С. 46-75.

8. Золотова Е. Роль сравнения в умственном развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 6. – С. 45 – 48.

9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.

10. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура системных знаний о живом организме для детей д/в // Формирование системных знаний и умений у детей. дошкольного возраста.- Л.,1987. – С. 20 – 28.

11. Корзакова Е.И. Формирование обобщенных представлений о некоторых явлениях неживой природы. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 11. – С. 39 – 42.

12. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание.- 1970.- № 6.- с. 23.

13. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед.уч. по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

14. «Мы». Программа экологического воспитания / Н. Н Кондратьева и др. – С.Пб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.

15. Николаева С.Н. Теоретические основы формирования обобщенных представлений о природе // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 12. – С. 43– 53.

16. Николаева С., Федотова А. Формирование представлений о многообразии животного мира. // Дошкольное воспитание.- 1984.-№ 1.- С.52.

17. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

19. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. // Дошкольное воспитание.–1973. – № 4. – С. 76 – 81.

20. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

Методические указания:

В теоретической части контрольной работы необходимо показать изученность данной проблемы в современных психолого - педагогических и методических источниках, а также коротко обосновать важность выбранной вами темы для экологического развития детей. Выделить цель, задачи работы.

Изучение теоретической литературы имеет целью раскрыть сущность экологического воспитания дошкольников как процесса формирования у них отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней. Для этого следует остановиться на таких понятиях как «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание»; «причинно-следственные связи», «приспособленность». Коротко охарактеризовать выделенные учеными причинно-следственные связи природы, которые доступны пониманию дошкольников. Далее необходимо дать анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду», указать, как от группы к группе осуществляется и усложняется содержание представлений о взаимосвязях в природе. Проследить на примере одной единичной связи, представленной в младшей группе до комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов в подготовительной группе. Опираясь на собственный опыт, определите соответствие программных знаний возрастным возможностям детей вашей группы. Затем важно раскрыть значение представлений о взаимосвязях в природе для развития у дошкольников мышления, умственных качеств личности, познавательных интересов, начальных форм правильного отношения к природе, сочувствие живому и готовность сохранить или создать условия, необходимые для его существования. На конкретных примерах из практики или методической литературы представить доказательство данного положения. В процессе изучения методической литературы выявить методы и приемы, предлагаемые авторами для формирования у дошкольников представлений о причинно-следственных связях в природе.

В практической части необходимо выявить содержание и уровень представлений детей, для этого следует провести индивидуальный эксперимент в старшей или подготовительной группе (для эксперимента взять 8-10 детей). Изучение представлений детей можно проводить разными методами:

А) индивидуальные беседы с детьми по заранее разработанным вопросам;

Б) беседы с использованием картинок;

В) дидактические задания на размещение животных по средам обитания.

Для изучения понимания детьми причинно-следственных связей взять животных (картинки или иллюстрации) с наиболее ярко выраженными приспособлениями к среде обитания, обитающими в пределах Архангельской области или средней полосе России, и ознакомление с ними вошло в «Программу воспитания и обучения в детском саду».

Эксперимент предполагает проведение пяти заданий (диагностика Е.Ф. Терентьевой):

Задание 1. Цель: выявить установление детьми среды обитания животного и понимание связи между средой и дыханием животного. Материал: картинки с изображением животных (окунь, щука, сом, ворона, воробей, чайка, муравей, бабочка-капустница, кузнечик, корова, коза, свинья, медведь, волк, ёж), модели «среда обитания» (круги — голубой (небо), коричневый (земля), зеленый (лес), синий (вода), желтый (дом).

Методика: рассели животных в свою среду обитания: Голубой круг - это небо, коричневый - земля, зеленый - лес, синий — вода, желтый -дом. Посели животных туда, где они обитают.

Задание 2. Цель: выявить понимание детьми связи между средой обитания и покровом тела животного, приспособленностью покрова тела к среде обитания. Материал: картинки с изображениями рыб (щука, окунь), птиц (ворона, воробей), зверей (медведь, волк), насекомых (бабочка-капустница, кузнечик), земноводных (травяная лягушка).

Методика: во время беседы ребенку задаются следующие вопросы:

- Кто это? Чем покрыто тело этого животного? Почему именно шерстью (перьями, чешуей, кожей)?

Задание 3. Цель: определить возможности детей в понимании связи между средой обитания и способом передвижения животного, связи между способом передвижения и характером конечностей. Методика: Отчего некоторые животные бегают, другие плавают (ползают, летают)? Какие животные плавают? Что им помогает плавать? Какие животные прыгают? Что им помогает прыгать? Какие животные летают? Что им помогает летать? Какие животные ползают? Почему они ползают?

Задание 4. Цель: выявить представления детей о связи между характером пищи и способом ее добывания, связи между характером пищи и устройством ротового аппарата. Методика: в индивидуальной беседе мы предложим детям ответить на вопросы: Чем питаются воробьи, вороны, синицы? Почему именно этой пищей? Как они добывают пищу? Чем питается волки? Почему именно этой пищей? Как они добывают пищу? Чем питаются щуки? Почему именно этой пищей? Как они добывают пищу? Чем питаются бабочки? Почему именно этой пищей? Как они добывают пищу?

Задание 5. Цель: выявить установление детьми среды обитания животного и понимание связи между средой и дыханием животного

Методика: предложить детям выбрать два изображения животных, два изображения птиц, два изображения насекомых и два изображения рыб; затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками. Где живет животное? Чем дышит животное? Почему именно легкими (жабрами)?

Задание 6. Цель: выяснить представления детей о приспособленности животных к сезонным (зимним) условиям.

Методика: показ иллюстраций животных и вопросы к детям: Кто это? Как называется его жилище? Как это животное проводит зиму? Почему? Кто из диких животных на зиму тоже впадает в спячку? Почему? Кто из животных остается на зиму? Почему они смогли остаться? Как они спасаются от врагов?

В процессе обследования следует вести протокол по форме:

 

Протокол обследования

№ п/п Ф.И. ребенка № задания, вопросы Ответы и высказывания ребенка Поведенческие особенности
         

 

При анализе полученных данных в результате эксперимента можно воспользоваться критериями оценки и описанием уровней знаний, предложенных программой «Детство», (авторы - Н.Н.Кондратьева, Е.Ф. Терентьева).

Критерии к оценке:

· полнота знаний об объектах живой природы;

· знание характерных, существенных и общих признаков животных;

· знание потребностей животных;

· называние и объяснение обозначенных связей;

· аргументирование своего выбора.

В соответствии с данными критериями ипользовать характеристику уровней:

Низкий: Ребенок различает и называет не всех животных из предложенных, вычленяет их особенности под руководством педагога. Знает некоторые их потребности (во влаге, пищи). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Редко аргументирует свой выбор.

Средний: Ребенок различает и называет все предложенные объекты природы, вычленяет характерные и существенные признаки под руководством педагога. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Затрудняется в аргументации своего выбора.

Высокий: Ребенок различает и называет большое количество объектов природы, знает и называет основные признаки живого. Устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий, потребностям. Самостоятельно устанавливает частные и общие связи. Аргументирует свой выбор.

Далее следует подробно охарактеризовать уровни представлений дошкольников о взаимосвязях в природе. Доказательством отнесенности детей к тому или иному уровню послужат ответы и поведенческие реакции детей. Вместе с тем, в выводах необходимо отметить: наличие конкретных и обобщенных представлений у детей о связях в природе, соответствие выявленных представлений требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» (2005).

Исходя из анализа результатов проведенного исследования, наметьте пути устранения выявившихся недостатков, укажите, в каких видах деятельности и с помощью каких методов и приемов возможно совершенствование этих знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: