Воздействие факторов среды на оператора




Температура. Оптимальная: 18 – 24° при влажности 30 – 60% (при 100% выключается потоотделение, организм перегревается)

Высокая температура ведет к снижению работоспособности, ↓ объема оперативной памяти, внимания, ухудшению оперативного мышления.

 

Освещенность.

Основные требования:

1. правильный выбор источника и системы освещения

2. необходимый уровень освещения

3. ограничение слепящего действия света

4. устранение бликов

5. равномерность освещения

6. max освещенность при ремонтных приборных работах (1000 – 2000лк), min – при общих ремонтных работах и простом наблюдении (300 – 500лк), средний – для записей и оборудования конторского типа (500 – 1000лк)

7. рекомендуемые отражающие свойства для потолка 80 – 90 %; для стен 50 – 60%; рабочие панели 15 – 20 %; пола 15 – 30%.

 

Цвет.

Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) вызывают ощущение тепла, бодрости, замедления течения времени, повышают точность считывания показаний с приборов, кроме цифр 4 и 7 (они лучше распознаются на холодном фоне). Вегетативные сдвиги и изменения психических функций менее выражены.

Холодные тона (синий, зеленый, фиолетовый) вызывают ощущение покоя, холода. Предметы и поверхности кажутся меньше.

Одновременное использование теплых и холодных тонов вызывает диссонанс, растерянность, беспокойство.

Светлые тона – ощущение легкости, свободы (производственные помещения лучше окрашивать в светлые тона)

Темные – чувство подавленности, беспокойства…

Цветовое оформление помещения

· не рекомендуются однотонные окраски (утомляют зрение, монотонны…)

· цвет д. соответствовать функциям помещения (при высоких температурах окрашивать в холодные тона…)

 

Шумы. Вызывают сильные вегетативные сдвиги, мозговые нарушения, расстройства ССС, потерю слуха, снижают работоспособность, скорость и точность сенсомоторных реакций, нарушают координацию (особенно сложных действий), ↓ скорость мышления, концентрацию внимания. Растет число ошибок.

Оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу (особенно высокочастотные и прерывистые шумы!). А именно: растет раздражительность и невротизация, снижается альтруистичность, желание помочь.

Маскируют полезные сигналы.

 

Особенно вреден шум во время сна (даже 45дб!).

Для каждого вида рабочего места существует оптимальный шумовой фон. На монотонных РМ рекомендуется функциональная музыка (4 трансляции по 30 минут).

 

Вибрации. Основные параметры: амплитуда, частота, скорость, общий или местный характер. Max неблагоприятна низкочастотная вибрация с малой амплитудой. В частности 68 гц – в этом диапазоне находится резонансная частота тела, головы, брюшной полости.

Вибрация снижает остроту зрения, нарушает восприятие пространства, вызывает головную боль, головокружение, виброболезнь, атрофию мышц.

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики

2. Структура операторской деятельности

3. Закономерности перцептивной деятельности оператора

4. Оперативные пороги ощущений

5. Требования к сигналам-раздражителям в СЧМ

6. Характеристики зрительного поля

7. Требования к шкалам и циферблатам

8. Характеристики слухового анализатора

9. Маскировка полезного сигнала и способы повышения разборчивости речи в условиях помех

10. Тактильный и другие анализаторы в деятельности оператора

11. Условия предпочтения сенсорных каналов для информирования оператора

12. Время реакции оператора

13. Оперативная память

14. Способы кодирования информации и длина алфавита сигналов

15. Оперативное мышление в СЧМ

16. Принятие решения в деятельности оператора

17. Требования к СЧМ при их проектировании с учетом закономерностей оперативного мышления и памяти

18. Оптимизация органов управления

19. Совместное расположение индикаторов и органов управления

20. Функциональные состояния оператора и их оптимизация

21. Организация рабочего места оператора

22. Групповая деятельность операторов: структура и виды групп.

23. Коммуникативные сети

24. Совместимость операторов

25. Инженерно-психологическая оценка СЧМ (информационная, алгоритмическая и статическая)

26. Надежность СЧМ (основные показатели и факторы)

27. Психологические и психофизиологические индикаторы надежности оператора

28. Режимы работы оператора

29. Эргономическая оценка факторов внешней среды

30. Инженерно-психологическое проектирование СЧМ и СЧТС

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Введение в эргономику. / Под ред. В.П.Зинченко/ М.: Советское радио, 1974.

2. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Терехов В.А. Инженерно–психологические основы проектирования деятельности. М.: Высшая школа, 1990.

3. Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллинн: Валгус, 1978.

4. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1983.

5. Нойман Й., Тимпе П. Организация труда: Психофизиологические проблемы управления и контроля. М.: Экономика, 1975.

6. Обознов А.А. Психологическая регуляция операторской деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2003.

7. Основы инженерной психологии /Под ред. Ломова Б.Ф./. М.: Высшая школа, 1986.

8. Практикум по инженерной психологии. ЛГУ, 1978.

9. Смирнов Б.А. Инженерная психология. Киев, 1978.

10. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф./. М.: Машиностроение, 1982.

11. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, Высшая школа, 2001.

12. Эргономика: учебник. /Под ред. А.А. Крылова и Г.В. Суходольского/ ЛГУ, 1988.

 

Дополнительная:

1. Корнилова Т.В., Тихомирова О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. МГУ, 1990.

2. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. МГУ, 1984.

3. Моргунов Е.Б. Человеческий фактор в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.

4. Психология: учебник \ Под редакцией А.А.Крылова. М.: Проспект, 1999.

5. Психология: учебник для технических вузов \ Под редакцией В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

6. Хрестоматия по инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1991.

7. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек в энергетике. С.–Петербург: Энергоатомиздат, 1993.

8. В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. Эргономика: Учебник. 356 стр., 2001 г.
Издательство: Логос;

 


[1] О воздействии цвета подробно изложено в разделе «Психоэкология»

[2] См. лекцию по психоэкологии.

[3] деятельными

[4] восстанавливающими

[5] По Дюричу Л.

[6] См. лекцию по профессиональному выгоранию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: