Трансдисциплинарность в научной методологии




Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Место трансдисциплинарности в структуре научных подходов……….4

1.1. Трансдисциплинарность в научной методологии……...…………4

1.2. Этапы становления трансдисциплинарности……………………14

1.3. Основные виды и формы трансдисциплинарности……………...20

2. Проблемы и возможности трансдисциплинарного подхода…………...25

Заключение…………………………………………………………………...28

Список используемой литературы………………………………………….30

 

Введение

В последнее время в российской и зарубежной научной печати было опубликовано множество научных статей, монографий и учебных пособий на тему трандисциплинарности. Это обстоятельство создает определенные трудности в оценке опубликованных материалов и значимости трасдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем общества, науки и техники. Поэтому в своей работе я собрал и изложил существующие мнения о трансдисциплинарности в контексте исторического развития и методологии науки.

Цели работы предполагают рассмотрение следующих вопросов:

- причины появления трансдисциплинарности в современной науке и образовании;

- существующие виды и формы трансдисциплинарности;

- методологические принципы трансдисциплинарного подхода;

- объективные и субъективные трудности трансдисциплинарного исследования;

- перспективы развития трансдисциплинарности как самостоятельной дисциплины.

 

Место трансдисциплинарности в структуре научных подходов

Трансдисциплинарность в научной методологии

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями, вступившими – в силу с 01.09.2016), основной целью высшего образования является формирование образа специалиста, способного успешно осуществлять профессиональную деятельность, развивать свои способности, а также нести за ее результаты осознаваемую моральную и юридическую ответственность[1]. Формированию такого образа специалиста во многом способствует обретение студентом научного мировоззрения, навыков правильной постановки проблемы и выбора соответствующего метода научного исследования.

В научных исследованиях, как во всякой профессиональной деятельности, выработана логическая последовательность действий по выявлению новых знаний. Эта последовательность описана во многих
учебных пособиях. Поэтому, если существуют объективные обстоятельства, способствующие появлению трансдисциплинарности и трансдисциплинарного подхода в современной науке, то они должны естественным образом проявить себя в этой логической последовательности. В нашем случае следует обратить
внимание на три базовых элемента этой последовательности. К ним относятся методы-подходы (или иначе, методы-действия), методы-приемы (или иначе, методы-операции) и процедуры [2].

Метод-подход отвечает на вопрос «что изучать?», т.е. предполагает
формирование определенного теоретического обоснования объекта исследования. Поэтому за ответом на вопрос «что изучать?» зачастую скрывается не реальный, а идеализированный объект.

Метод-прием отвечает на вопрос «как изучать?». Ответ на этот вопрос чаще всего не предполагает теоретического представления об объекте или предмете исследования, но обосновывает выбор оптимальных операций
непосредственного процесса изучения. Тем самым формируется устойчивое логическое сочетание: «что изучать?» и «как изучать?». Численность
научных подходов, составляющих методы-подходы и методы-приемы, специально не ограничивается. Они могут касаться многих аспектов научного
исследования. Это следует из названия научных подходов; административный, воспроизводственный, динамический, интеграционный, количественный, комплексный, маркетинговый, нормативный, поведенческий, программно-целевой, процессный, ситуационный, функциональный и т.п. Главное, чтобы они соответствовали ответам на вопросы: «что изучать?» и «как изучать?».

Следует обратить внимание на то, что метод-подход, формирующий
теоретическое обоснование объекта исследования, наиболее эффективен, когда и сам объект, и предметы исследования принадлежат одной научной дисциплине. Но так бывает не всегда. Например, устойчивое развитие общества как сложная многофакторная проблема имеет как минимум три составляющие: экологическую, экономическую и социальную. Каждая составляющая является объектом исследования разных научных дисциплин. Следовательно, для их исследования требуются различные дисциплинарные методы-подходы и методы-приемы, которые по вполне понятным причинам предлагают несовместимые решения этой проблемы. «…Отсутствие единства, усиленное несовпадением взглядов представителей разных слоев общества - научных, политических, предпринимательских, грозит устойчивому развитию оказаться в категории понятий, отражающих идею, которую можно сформулировать в общих чертах, но нельзя описать точными количественными категориями»[3].

Некоторые авторы видят причину недостаточной эффективности существующих методов-подходов в том, что «...научное познание идет путем дифференциации, изучая сами подсистемы и оставляя без внимания взаимодействие с той большой системой, в которую они входят и которая оказывает определяющее воздействие на всю глобальную систему в целом»[4]. Это обстоятельство привело к тому, что в последнее время при необходимости исследования сложных объектов и поиска решений сложных многофакторных проблем в научной и специальной литературе‚ все чаще появляется термин «новый научный подход». От такого научного подхода ожидают, что он будет способен дать теоретическое обоснование сложного объекта, описать внешнюю среду, в которой этот объект интегрирован, а также дать характеристики влияния этой среды на объект. Поэтому по аналогии с терминами «метод-подход и «метод-прием» ожидаемый «новый научный подход» целесообразно обозначить термином «подход-метод».

Термин «подход-метод» отвечает на вопрос – «какой контекст исследования?». В этом случае объект исследования не идеализируется, как это происходит в методе-подходе. Он обретает реально значимый образ. Например, вне определенного контекста трудно провести научное исследование объекта, который называется «коса». В определенном контексте этим объектом может быть конструкция из длинных женских волос, инструмент для кошения травы, речная песчаная отмель. Вне контекста исследователю придется последовательно перебирать методы-подходы до тех пор, пока
один из них не совпадет с идеализированным образом объекта. Поэтому для подхода-метода первостепенным является содержание научной картины мира, в контексте которого будет рассматриваться сам сложный
объект и будут интерпретироваться результаты его научного исследования.
В этом случае научная картина мира способна выполнять эвристические, систематизирующие и мировоззренческие функции, которые имеют тесную
связь с функциями методологии. И уже в контексте выбранной картины
мира подбирается адекватная логическая последовательность его научного
исследования: методы-подходы, методы-приемы и процедуры. Тем самым
термины «подход-метод», «методы-подходы», «методы-приемы» и «процедуры» формируют необходимую и достаточную логическую последовательность: «контекст исследования?», «что изучать?», «как изучать?» и «каковы процедуры исследования?». Эта логическая последовательность имеет непосредственное отношение к содержанию научного мировоззрения.

По отношению к научному мировоззрению научные подходы делятся
на две группы.

Подходы первой группы способствуют становлению научного мировоззрения. Эту группу составляют подходы академических научных дисциплин. Чтобы подчеркнуть эту особенность, они получили общее название – монодисциплинарные подходы.

Подходы второй группы способствуют расширению горизонтов сформировавшегося научного мировоззрения. Поэтому такие подходы получили общее названий – интердисциплинарные подходы (от лат. inter – среди [дисциплин]). Ко второй группе относятся междисциплинарные, мультидисциплинарные и трансдисциплинарные подходы, позволяющие
осуществить весь спектр междисциплинарных взаимодействий в науке[5].

Принадлежность научного подхода к определенной группе закрепляется в его определении (дефиниции) идентификационными признаками. Поэтому обоснование объективных причин появления трансдисциплинарного подхода можно найти в логическом развитии содержания идентификационных признаков научных подходов в их обобщенной классификации. Идентификационными признаками научных подходов в такой классификации являются наличие картины мира, определяющей горизонты научного мировоззрения, приемы научного исследования, а также уровень осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия теоретического исследования и профессиональной деятельности.

После закрепления в определениях подходов их идентификационных
признаков появилась возможность сформировать обобщенную классификацию научных подходов. Основу такой классификации составляют дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы.

Дисциплинарный (монодисциплинарный) подход – это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у выпускника вуза основы моральной и юридической
ответственности за результаты и последствия научных исследований
и профессиональной деятельности.

Для дисциплинарных подходов характерна линейная логика в познании
и понимании объекта. Линейной логике соответствует процесс, в ходе которого элементы и характеристики объекта последовательно складываются
сначала в предметы исследования, а затем и в его дисциплинарный образ.
Поэтому дисциплинарные подходы классической науки предназначены
прежде всего для получения максимально возможного количества знаний
об объекте, их классификации, выделения в объекте предметов исследования, а также формирования теоретических принципов и приемов монодисциплинарного исследования.

Усложнение монодисциплинарных образов предметов и объектов исследования, которое является неизбежным в процессе развития науки, создает условие для возникновения междисциплинарных взаимодействий, следует различать созвучные термины: междисциплинарные взаимодействия, междисциплинарность и междисциплинарные подходы.

Междисциплинарные взаимодействия – это термин, обозначающий
интегрирующие факторы, способствующие образованию логических
структур комплиментарных монодисциплин, которые приводят к расширению горизонтов научного мировоззрения и решению сложных многофакторных проблем.

Междисциплинарность – это термин, обозначающий возможность расширения научного мировоззрения посредством использования знаний
и познавательных средств различных монодисциплин.

Междисциплинарный подход – это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной
научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у выпускника вуза и практикующего
специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты
и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками «ведущей» научной дисциплины.

Междисциплинарные подходы осуществляют не столько синтез монодисциплинарных знаний, сколько поиск сходных предметных областей
в объекте. Наличие сходных предметных областей позволяет использовать
методологию одной монодисциплины для решения проблем другой монодисциплины (монодисциплин).

Поиск и практически полезное использование знаний сходных предметных областей в разных монодисциплинах привел к формированию множества междисциплинарых подходов, реализованных в бинарных научных дисциплинах: биофизика, геофизика и т. п. Поэтому отличительными
признаками междисциплинарных подходов являются использование сходных предметных областей и установление подчиненности между взаимодействующими дисциплинами. «Ведущей» дисциплиной является та дисциплина, которая формирует проблематику и цели междисциплинарного
исследования, а также с позиции которой проводится окончательная трактовка результатов междисциплинарного исследования. «Ведомая» дисциплина предоставляет для этого исследования лишь свой методологический
аппарат.

Мультидисциплинарый подход – это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой научной парадигмы.

Мультидисциплинарные подходы позволяют осуществить поиск сочетания не только сходных предметных областей, но и тех из них, которые
не имеют сходства, но существенны для целей научного исследования
или решения проблемы. Поэтому в рамках мультидисциплинарных
подходов появилась возможность осуществлять исследования одного и того
же сложного объекта методологией разных моно- и междисциплинарных
подходов. Преимущество мультидисциплинарных подходов заключается
в том, что результаты дисциплинарных исследований раскрывают различные аспекты объекта или проблемы, которые могут быть изложены и оценены в общем ключе. На этом основании мультидисциплинарные исследования определяются как исследования, проводимые в рамках нескольких
дисциплин и преследующие несколько самостоятельных целей, но объединенных целостным целевым контекстом. По своей сути мультидисциилинарные подходы представляют собой метод экспертных оценок или метод экспертных групп. Успешность этих методов гарантируется консенсусом мнений глубоко интегрированных ученых, представляющих различные дисциплины. В свою очередь, консенсус обусловлен компромиссами, совершающимися в рамках норм профессиональной и деловой этики. Поэтому отличительными признаками мультидисциплинарных подходов являются наличие целостного целевого контекста исследования, не принадлежащего какой-то одной дисциплине, но предполагающего достижение определенной гармонизации исследуемых монодисциплинарных параметров, а также наличие консенсуса и компромиссов, обусловливающих интерсубъективный (принимаемый большинством) результат исследования объекта или решения проблемы.

Анализ принципов, которые реализуют в себе комплексные, плюродисциплинарные, полидисциплинарные, кроссдисциплинарные, наддисциплинарные и им подобные подходы, свидетельствует о том, что они тождественны по своей сути мультидисциплинарному подходу.

Трансдисциплинарный подход – это способ расширения научного мировоззрения в направлении единого образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования
и обязательности элементов-фрагментов единого мира.

Трансдисциплинарное исследование объектов разного уровня действительности как элементов-фрагментов единого мира исключает субъективную интерпретацию результатов и, соответственно, консенсус и компромиссы исследователей – представителей разных научных дисциплин. Интерпретация результатов научного исследования на основе объективного долженствования и обязательности объектов способно обоснованно разделять
результаты исследования на «те, которые есть в реальности» и «те, которые
должны быть в действительности». Иными словами, объектам недостаточно
просто существовать. Их собственное состояние и результаты жизнедеятельности и взаимодействий должны поддерживать единство мира. Этот принцип играет роль единого смыслового контекста, в рамках которого происходит интерпретация результатов трансдисциплинарного исследования объектов исследователями – представителями разных научных дисциплин. Поэтому отличительными признаками трансдисциплинарного подхода являются наличие универсальной трансдисциплинарной методологии, языка и единого смыслового контекста исследования, исключающего необходимость консенсуса и компромиссов между исследователями – представителями разных научных дисциплин в оценке результатов трансдисциплинарного исследования сложного объекта или решения многофакторной проблемы.

В ходе работы Ежегодной Всероссийской научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании»[6], которая проходила в Южном Федеральном Университете г. Ростов-на-Дону
в июне 2016-2017 годов, участники пленарных заседаний неоднократно
поднимали следующие вопросы. Что собой должен представлять язык
междисциплинарного взаимодействия? Какова роль междисциплинарного взаимодействия в рамках университетов третьего поколения, которые
формируются сейчас в сфере высшего образования? В контексте содержания идентификационных и отличительных признаков научных подходов эти вопросы решены следующим образом. Язык науки – это языки академических научных дисциплин. Поэтому роль «языка междисциплипарности» будет играть язык «ведущей» научной дисциплины, обозначающей предмет конкретно междисциплинарного исследования. Роль «языка мультидисциплинарности» способен играть язык той научной дисциплины, посредством которой формируются и озвучиваются результаты
конкретного мультидисциплинарного исследования. И, наконец, озвучивание результатов трансдисциплинарного исследования предполагает наличие специфического «языка трансдисциплинарности». Категории «языка
трансдисциплинарности», которые в своем большинстве представлены
в языке междисциплинарного взаимодействия, наделены более глубоким
семантическим потенциалом, о котором будет сказано позже. Это необходимо для корректного описания сложных объектов, проведения их трансдисциплинарного исследования и решения многофакторных проблем.
Разница между университетами второго и третьего поколения заключается в характере научных исследований. В университетах второго поколения, составляющих основу высшего образования в различных странах
мира, доминируют моно- и междисциплинарные исследования, осуществляемые моно- и междисциплинарными подходами, в университетах
третьего поколения приоритетными становятся трансдисциплинарные
исследования. Это обстоятельство и обусловливает повышенный интерес
организаторов высшего образования к трансдисциплинарному подходу, к культуре трансдисциплинарных исследований.

В науке может быть множество подходов. Каждый из них можно отнести к одному из подходов в их обобщенной классификации. Идентификационные признаки, которые позволяют распознавать научные подходы, и отличительные признаки, характеризующие особенности каждого научного подхода, свидетельствуют об определенной логике в организации
научных исследований. В зависимости от цели и контекста научных исследований научные подходы обобщенной классификации позволяют получить необходимый и достаточный объем информации, либо полный объем
информации об объекте исследования или решении проблемы.

Усиление сложности объекта или многофакторности проблемы обусловливает естественное «делегирование ответственности» за применение
монодисциплинарной методологии, результаты и последствия научного
исследования последующим подходам в их обобщенной классификации.
Делегирование осуществляется в направлении от метода-приема, играющего роль «ведущей» монодисциплины, к компромиссам методов-приемов
разных научных дисциплин, определяющим общий смысловой контекст.
В заключение делегирование переходит трансдисциплинарному подходу-методу, предлагающему единую методологию исследования и единый
смысловой контекст исследования, исключающие необходимость консенсуса и компромиссов монодисциплинарных методов-подходов.

В процессе делегирования ответственности происходит естественное
усиление уровня моральной ответственности. В этом случае, если ученый академической научной дисциплины заявляет, что «такой-то объект
познать невозможно» или «такую-то проблему решить невозможно», то
с позиции дисциплинарного подхода эти заявления соответствуют дисциплинарной реальности и определенному уровню моральной ответственности. Однако с позиции других подходов
в обобщенной классификации научных подходов, такие заявления
могут противоречить действительности новых горизонтов научного мировоззрения. Следовательно, такие заявления специалистов
и преподавателей без соответствующего добавления-пояснения следует считать аморальными и вредными для достижения целей современного высшего образования. Признание в научной среде «делегирования ответственности» позволит исследователям правильно
оценивать результаты собственной научной деятельности, а также
давать обоснованную оценку профессиональным высказываниям
и субъективным утверждениям своих коллег.

В научной литературе часто встречается выражение, что некий
подход «можно отнести» к междисциплинарному, мультидисциплинарному или трансдисциплинарному подходу, но, чтобы такое «отнесение» было выполнено корректно, необходимо продемонстрировать соответствие идентификационных признаков предлагаемого подхода одному из подходов их обобщенной классификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: