Проблема и возможности трансдисциплинарного подхода




В октябре 1998 г. в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась международная конференция по высшему образованию. Итоги конференции были закреплены в тексте «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры».

Рекомендации, изложенные в данной декларации, получили поддержку организаторов высшего образования во многих странах мира. В России эта декларация вошла в перечень документов экспертно-аналитического сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В Китае её рекомендации использованы при подготовке и реализации Государственных программ по развитию науки и техники (Программа «973»). Цель программы – трансдисциплинарные исследования в разных сферах науки, теоретическое и научное обоснование принятых государственных решений. В США рекомендации декларации реализованы в 2013 году при подготовке Доклада «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering). В докладе речь идёт о выборе «локомотива» опережающего развития американской науки и технологий. Авторы доклада ориентировались на достижение двух связанных целей. Одна из них - «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Вторая цель – развитие кооперации и усиление синергии между академией в широком смысле слова, государством и частным бизнесом[20].

Несмотря на признание трансдисциплинарности на государственном уровне, практика свидетельствует о наличии объективных и субъективных трудностей с внедрением трансдисциплинарного подхода в учебный процесс конкретных вузов, в методологию конкретных научных исследований.

Задачей высшего образования во исполнение рекомендаций «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» является формирование у студентов особой (трансдисциплинарной) мировоззренческой позиции, обучение навыкам редуцирования, трактовки дисциплинарных знаний через призму универсальных (трансдисциплинарных) закономерностей и моделей действительности, обретение опыта использования трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем природы и общества, проблем в профессиональной сфере. Опыт высшего образования свидетельствует о том, что эффективное решение этих задач возможно при условии, если трансдисциплинарность будет являться предметом специального научного направления.

То, что трансдисциплинарность до сих пор не получила своего однозначного и общепринятого определения, не является препятствием для её присутствия в системе высшего образования, использования в научных исследованиях, а также при решении сложных многофакторных проблем природы и общества. Сегодня во многих странах проводятся конференции, семинары, образованы и успешно функционируют академии и институты трансдисциплинарного образования и трансдисциплинарных исследований, использование трансдисциплинарного подхода является необходимым условием для выполнения дипломных, магистерских и докторских работ. На этом фоне российская наука и высшее образование отличается низкой активностью внедрения трансдисциплинарности в учебные процессы вузов и в научные исследования. Чтобы удовлетворить возрастающую потребность общества в специалистах, способных активно использовать трансдисциплинарный подход в решении сложных многофакторных проблем природы и общества, требуется кардинально изменить сложившуюся ситуацию путём создания в крупных вузах страны специализированных подразделений. Целями этих подразделений и их сотрудников (центров, кафедр, лабораторий) должны стать:

- анализ и обобщение концепций и методологий, существующих в науке, видов и форм трансдисциплинарности;

- формирование научно-методической базы для преподавания трансдисциплинарного подхода в вузах Российской Федерации, а также наработка и систематизация опыта внедрения трансдисциплинарности в систему высшего образования;

- разработка учебных программ, подготовка соответствующей учебно-методической литературы, а также организация и обеспечение подготовки преподавателей по дисциплине «трансдисциплинарность и трансдисциплинарный подход» и его дисциплинарным разделам;

- организация программ трансдисциплинарной переподготовки и повышения квалификации специалистов и административных работников;

- проведение семинаров и научно-практических конференций по обмену опытом применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных междисциплинарных и дисциплинарных проблем, а также по тематике, стимулирующей интерес к трансдисциплинарности и трансдисциплинарному подходу;

- организация межвузовского сотрудничества в области поиска эффективных путей внедрения трансдисциплинарного подхода в систему высшего образования;

- оказание всесторонней помощи вузам, осуществляющим обучение студентов и специалистов методикам трансдисциплинарного подхода.

Организация подобных подразделений и обеспечение их эффективной работы позволит перейти от дискуссий по поводу целесообразности внедрения трансдисциплинарности и трансдисциплинарного подхода в систему высшего образования Российской Федерации к созданию реальных «точек роста» такого внедрения.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Разные подходы строятся на различных точках зрения на мир, допускающих определённые способы его познания и нормы моральной ответственности за результаты и последствия такого познания. Совокупность подходов в науке похожа на некий оптический прибор, позволяющий, при необходимости, фокусироваться на изображении всего мира или на его фрагментах. Поэтому не корректно заставлять специалистов разных подходов выходить за границы их предназначения и возможностей. С другой стороны, чтобы познание мира таким «ансамблем подходов» не превратилось в калейдоскопический процесс, сменяющихся картин мира, зависящий от перестроения подходов и «тасования» их знаний, необходим генерализирующий или трансдисциплинарный подход. Такой подход позволит формировать единый контекст построения научных моделей исследуемых областей действительности, в которых детально прорисованные локальные картины мира будут укладываться в единую логику. Иными словами, трансдисциплинарный подход должен обосновывать содержание общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых специалистами разных подходов.
Мир проявляется перед современным человечеством набором взаимосвязанных сложных многофакторных проблем природы и общества. Такие проблемы нуждаются в безотлагательном решении. Чтобы поиски таких решений увенчались успехом необходимо совершить следующие действия: принять классификацию научных подходов, построенную на их однозначных определениях; уточнить условия и границы участия научных подходов в теоретическом формировании и технико-технологическом осуществлении таких решений; обеспечить подготовку будущих специалистов в вузах с учётом принятой классификации подходов. На практике эти действия позволят современным специалистам, получить не только полное представление о реальных теоретических и технико-технологических возможностях научных подходов, но и обрести моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.
Это обстоятельство будет служить гарантией того, что команда специалистов, формирующая для решения сложной многофакторной проблемы, будет работать не столько «на процесс поиска», сколько на всесторонне обоснованный «ожидаемый результат».

 

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях // Universum: общественные науки: электрон. научн. журн. 2016. № 7 (25). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/3435 (дата обращения: 29.01.2021).

3. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

4. Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467229 (дата обращения: 29.01.2021).

5. URL: https://msgi.sfedu.ru (дата обращения: 29.01.2021).

 


[1] Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467229 (дата обращения: 29.01.2021).

[3] Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467229 (дата обращения: 29.01.2021).

 

 

[4] Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467229 (дата обращения: 29.01.2021).

 

[5] Мокий В.С., Лукьянова Т.А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях // Universum: общественные науки: электрон. научн. журн. 2016. № 7 (25). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/3435 (дата обращения: 29.01.2021).

[6] URL: https://msgi.sfedu.ru (дата обращения: 29.01.2021).

[7] Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467229 (дата обращения: 29.01.2021).

[8] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[9] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[10] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[11] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[12] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[13] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[14] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[15] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[16] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[17] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[18] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[19] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).

[20] Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 29.01.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: