Перспективы развития преподавания и изучения немецкого языка.




Несмотря на то, что доля изучающих немецкий язык российских школьников, студентов, аспирантов постепенно снижается, позиции немецкого языка в России в сравнении с другими иностранными языками (европейскими и восточными) и международными показателями являются пока сравнительно неплохими. Так, из общего числа иностранных граждан, изучающих немецкий язык как иностранный в различных странах мира (16,7 млн. человек в 2006/2007 академическом году по оценке Института Гете), на долю России приходилось почти 17%.

Одним из стимулов к изучению немецкого языка российской молодежью является привлекательность обучения в Германии (до недавнего времени обучение в немецких государственных вузах для иностранцев, как и самих немецких граждан, было бесплатно). Кроме того, для привлечения в страну высококвалифицированных иностранных специалистов, оканчивающих германские вузы, правительство облегчило для них процедуру получения вида на жительство. В настоящее время в Германии учатся на немецком языке 12 тысяч российских студентов, аспирантов, стажеров – больше, чем в какой-либо иной стране мира.

Повышенная потребность в кадрах, свободно говорящих по-немецки, отмечается и в ряде российских регионов, например в Калининградской области, на Урале, на средней Волге. Эти регионы имеют традиционно широкие экономические связи с Германией, в них много совместных предприятий, на которых от будущих специалистов требуется, прежде всего, хорошее владение немецким.

Популяризации немецкого языка служат Всероссийские олимпиады на лучшее знание немецкого среди школьников. Их организатор – Министерство образования и науки Российской Федерации. Они регулярно проводятся с 1996 года в различных городах страны и в заключительном этапе участвуют 150 юношей и девушек 50 регионов России. Аналогичные мероприятия адресованы и российским студентам: для них ежегодно проводятся региональные олимпиады немецкого языка в высших учебных заведениях, расположенных в различных федеральных округах.

Для преподавателей немецкого языка организуются курсы повышения квалификации (как в России, так и в Германии), проводятся Всероссийские конференции германистов в различных городах (Самаре, Ростове-на-Дону и др.). Активное участие в них принимает Ассоциация преподавателей немецкого языка Российской Федерации.

Наряду с академической системой, немецкий язык изучают на многочисленных языковых курсах и в региональных Центрах немецкой культуры в местах компактного проживания немецкого населения. Например, в оренбургском Центре немецкой культуры при поддержке оренбургского общества немцев «Видергебург» действуют 20 взрослых и 3 детских группы (по 15-20 человек) по изучению немецкого языка, занятия бесплатны. Аналогичные курсы немецкого языка для детей и взрослых в рамках программы "Breitenarbeit" (она финансируется Правительством Германии) проводит Центр немецкой культуры “Возрождение” (сокращенно ЦНКВ) из г. Минусинска Красноярского края (один из крупнейших в Сибири). Наряду с языковыми курсами этот центр регулярно проводит и другие образовательные мероприятия. Например, с 7 по 19 июля 2008 года ЦНКВ организовал для несовершеннолетних лингвистический лагерь на базе детского лагеря “Елочка” в Минусинском районе, а с 23 июля по 1 августа провел на турбазе "Таловка", Курагинского района юбилейный десятый языковой лагерь «Обучение в университетах Европы». Его участниками стали 55 молодых людей из близлежащих районов края, а также Тывы, Хакасии, Томска и Читы.

Правительство Германии выделяет значительные средства (миллионы евро) на организацию преподавания немецкого языка как родного не только в школах, но и в детских садах. В Россию командируются воспитатели, учителя немецкого языка и методисты, для образовательных учреждений, в которых преподается немецкий язык, закупаются учебники и различные школьные принадлежности, необходимое оборудование.

Понятно, что первостепенное внимание уделяется поддержке немецкого языка и немецкой культуры в местах компактного проживания российских немцев. Целевое финансирование на гуманитарные программы получают Немецкие национальные районы Азово и Гальбштадт. Например, в 2007 году германское “Общество развития Гальбштадта ГмбХ” выделило 2 миллиона рублей на лингвистическую смену в молодежном лагере “Чайка” данного района, а также на культурные и спортивные молодежные мероприятия.

По мнению Уполномоченного Федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств г-на Кристофора Бергера, оценившего знание российскими немцами, в том числе молодыми, языка своих предков как неудовлетворительное, без сохранения и распространения немецкого языка в их среде невозможно сохранение и развитие немецкой культуры в России. Именно поэтому необходим приоритетный двусторонний обмен между Германией и национальными немецкими районами, а также другими районами, где проживают российские немцы. Они могут стать своеобразным мостом между Россией и Германией. В этой связи г-н К. Бергер считает, что надо развивать российско-германские молодежные и студенческие обмены, стимулировать приезд в Россию носителей немецкого языка, преподавателей, а молодых российских немцев направлять на обучение в Германию с тем, чтобы, получив хорошее образование, они привезли с собой в Россию и живой немецкий язык.

Следует также отметить, что в рамках федеральной программы “Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы” было предусмотрено издание школьных учебников по истории российских немцев, организация олимпиад по немецкому языку для молодежи из немецких семей, проведение фестивалей немецкой культуры, выставок творчества выходцев с родины Гете и Шиллера, выпуск газет на немецком языке в местах компактного проживания российских немцев.

 

Список использованной литературы и ссылки.

 

1. Царский Манифест 1763 года.
2. Образование в России. 2003: Статистический сборник. М. 2003, с. 101.
3. Данные по государственным и муниципальным учреждениям образования дневной формы обучения.
4. Корнева И. Интервью с К. Бергером на Форуме, посвященом 15-летию российско-германского сотрудничества по поддержке российских немцев (г. Москва, 2006) // Информационный портал российских немцев - https://www.rusdeutsh.ru/print.php?id=2738&date_b=28.11.2006.

5. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкий_язык_в_России.

6. Аналитические данные - https://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit04.php.

7. Георг Дингес «Восточная Европа" № 8 (1932-33 гг. с. 183-184).

8. Девкин В.Д. Особенности немецкой разговорной речи./ В.Д. Девкин. - Москва, 1965.

9. Домашнев А.И., Копчук Л.Т. Особенности диалектно-литературного взаимодействия в национальных вариантах немецкого языка /А.И. Домашнев/ Лексика и лексикография Лексика и лексикография. - М., 2000.

10. Жирмунский В.М. Немецкая диалектология. - АН СССР: M., 1956.

11.Байкова О. В. Немецкие языковые острова – особенности развития их диалектов.

12. Материалы кафедры немецкого языка Госпедуниверситета им. В.П.Астафьева, г. Красноярск.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: