Необходимость разработки и внедрения коррекционно-развивающей программы «Играем вместе» вызвано увеличением количества рождающихся детей с проблемами здоровья и развития (дети с ограниченными возможностями здоровья). В настоящее время много детей с общим недоразвитием речи. Так, в Государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» (далее Центр «Радость») количество обращений к учителю-логопеду по проблеме речевого развития детей 3-4- лет увеличилось в 2013-2014 учебном году в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Помимо логопедических проблем у этих детей наблюдается нарушения социально-эмоциональной сферы: снижена адаптация к новым условиям; наблюдаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость как результат речевой недостаточности. Такие дети не умеют общаться со сверстниками, после неудачных попыток отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. Данный факт говорит о необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения детей педагогом-психологом в сотрудничестве с учителем-логопедом. Такое сопровождения осуществляется в рамках реализации программы «Играем вместе».
Программа рассчитана на 15 занятий. Продолжительность одного занятия 40 минут. На занятиях обязательно присутствует родитель ребенка, который помогает ему при возникающих трудностях и учится эффективному взаимодействию с ребенком. Режим посещения группы – 1 раз в неделю.
Участниками программы являются:
- дети младшего дошкольного возраста с трудностями общения; эмоциональными проблемами (замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость); речевыми проблемами.
- родители;
- педагог-психолог и учитель-логопед Центра «Радость».
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет.
Задачи:
- развивать мотивацию общения;
- развивать навыки общения, умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
- формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом;
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
- учить родителей приемам эффективного взаимодействия с детьми;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь), мелкую моторику.
- развивать речи: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие звукопроизношения.
На занятиях специалисты применяют элементы музыкотерапии (звуки леса, шум моря, активные формы музыкотерапии – игры на детских музыкальных инструментах, рисуночную терапию, сказкотерапию; здоровьесберегающие технологии – динамические паузы, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, психогимнастику; игровые технологии.
Реализация программы осуществляется в 3 этапа:
I этап - подготовительный (диагностический) (июль – октябрь.). На данном этапе происходит набор детей в группу. Данный этап включает в себя:
- предварительную диагностику состояния социально-эмоциональной сферы детей;
- диагностику речевого развития;
- консультирование родителей (законных представителей) ребенка по результатам диагностики;
- составление рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка.
II этап - коррекционно-развивающий (октябрь – апрель). На данном этапе происходит непосредственная реализация программы «Давай поиграем!». По рекомендациям специалистов дети также могут посещать индивидуальные занятия в Центре, в ходе которых происходит подготовка детей к изучению нового материала групповых занятий, а также закрепление пройденного материала.
III этап - завершающий этап (апрель – май) включает в себя:
- повторную диагностику(анализ динамики состояние социально-эмоциональной сферы ребенка и речевого развития);
- индивидуальное консультирование родителей по результатам занятий;
- составление рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего развития, обучения и воспитания ребенка.
Программа апробирована в 2013-2014 учебном году с октября по март на базе Центра «Радость». Группа состояла из 10 человек (5 детей, 5 – родителей).
Итоговое занятие показало, что дети научились взаимодействовать друг с другом, следовать правилам коллективных игр, научились работать по образцу, выполнять инструкции.
В 2014-2015 учебном году реализация программы «Играем вместе» будет продолжена, так как программа получила положительный отзыв со стороны всех участников образовательного процесса, как родителей, так и специалистов.