Глава 2. Органическая теория государства Ивана Ильина




Органическая теория государства и демократии И.А. Ильина

ильин политический взгляд концепция

Нынешняя Россия и современный мир существенно изменились по сравнению с тем временем, когда жил Иван Ильин. Вместе с тем изменилось мировоззрение народа, его понимание сущности демократии. Но его концепция органической теории государства и демократии находит отклик и в наши дни, она является неким обобщением, через которое можно проследить, что изменилось, а что осталось неизменным в сфере политики, культуры и правосознании граждан.

Для Ивана Ильина государство - это организм, который рождается, живёт, стареет и умирает. Компоненты такого государства составлены из особенностей народа и территории, историческая картина страны накладывает отпечаток на натуру гражданина. «Человек участвует в жизни своего государства - как живой организм, который сам становится живым органом государственного организма; он участвует в жизни своего государства всем…». Ильин писал, что любое персональное противозаконное действие вредит органической «ткани» государства, более того, даже разрушает его живое естество. И наоборот - каждое благородное не противозаконное действие оживляет, укрепляет и строит жизнь государства. Это происходит по тому, что мы есть неотъемлемая часть этого организма - «государство живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есть его "части", или "члены", или "органы"». С этого положения вытекает, что организм, то есть государство, должно жить в полной гармонии со своими внутренними органами - индивидами. Их взаимодействие не должно осуществляться по принципу «подданный - подчинённый», все граждане свободны, должны иметь чувство духовного достоинства и главное - нести ответственность за те действия, которые они совершают в отношении государства. Именно поэтому авторитарный режим порочен и противоестественен - «Тоталитарное извращение есть явление сразу больное, нелепое и преступное».

Кто касается демократии, в концепции Ивана Ильина, то она тоже должна носить органический характер, но для каждой страны этот политический режим индивидуален и особенен. На такую специфику влияют сразу несколько обстоятельств: территориальные размеры страны, численность населения, климат и природа, национальный состав и история. Ввиду этого нельзя ставить знака равенства между демократией Запада и демократией, которая, по мнению Ильина, свойственна России, «Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным», «Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян».

Неотъемлемой частью демократии является избирательное право, в современном мире оно включает в себя принцип всеобщности и равенства, чего нельзя сказать о концепции Ивана Александровича. Он предлагал ограничить всеобщее избирательное право системой цензов, решающую роль в которых должны были играть чистая репутация, образовательный уровень, прохождение определённых ступеней государственной службы или общественного самоуправления. Ильин писал о том, что бюллетень в урну может бросить каждый из нас, но ответственно относиться к своему выбору - не всякий. Мыслитель говорит не только о тех, кто может избирать, но и о тех, кто всё-таки оказался избранным. Им он даёт определённые качественные критерии: политик должен понимать задачи государства и потребности народа и уметь их реализовывать. Об избирательной системе в рамках творческой демократии Иван Александрович подробно разбирает все необходимые аспекты.

В заключение следует отметить, что в теории творческой демократии Ильина явно прослеживается главное положение, которое заключается в понимании государства как живого организма. Все его части - «органы» должны быть жизнеспособными и активными, иначе государство просто перестанет существовать. В основу трансформации социальной и политической сфер современной России необходимо включить органическую теорию Ивана Ильина, которая выстраивается в соответствии со спецификой национальной культуры страны. Это поможет России встать на путь инновационного, отличного от всех развития.

 

Избирательная система

 

Учитывая будущую государственную форму, принципы, по которым будет формироваться правящая элита, и новое понимание свободы, Иван Ильин уделил большое внимание предстоящей избирательной системе. Подробно эту проблему философ описывает в своём сборнике статей «Править должны лучшие», главный принцип, от которого он исходит - «народ нередко выбирает не лучших, а угодных ему льстецов и волнующих его бессовестных демагогов…». Само назначение выборов - это выбор лучших, из всех подходящих кандидатов. Однако после долгих лет советской власти и беспощадного насилия русский народ уже не в силах сделать это грамотно самостоятельно, он нуждается в помощи со стороны разумной власти. Выборы не есть одномоментный бессознательный процесс, «помощь и контроль должны быть одновременными и взаимными, а отбор должен быть совместным и общим».

Ведущая особенность в избирательной системе по Ильину - это не всеобщее избирательное право. Философ напрямую связывает этот факт с правосознанием граждан, которое извратилось за время большевистской диктатуры, народ стал «свободен» от Бога, совести, чувства собственного достоинства, патриотизма и ответственности перед родиной. Такая форма правления как демократия, по мнению Ивана Ильина, легче усваивается там, где население обладает достаточными материальными благами. Эти самые блага русский народ потерял в процессе индустриализации и коллективизации, не малое влияние оказала и Октябрьская революция 1917 года. Как следствие всего вышеперечисленного, в России процент крестьян-собственников и квалифицированных рабочих ничтожно мал. Хотя главная задача будущей демократии в России - это духовное перевоспитание граждан. Выборы необходимо сделать высококачественными и серьёзными, чтобы в слой государственной элиты ни в коем случае не могли просочиться мошенники и лжецы. Большие избирательные округа Ильин считал порочными и неэффективными, в противовес им он предложил создание малых избирательных кругов, так как избиратели должны знать друг друга в лицо, только тогда они смогут сделать грамотный выбор. Также философ критически относился к политическим партиям и партийным спискам: «Выборы должны быть не подсовыванием партийных карьеристов партийными карьеристами, а действительным отбором лучших людей. Глупо искать всенародного спасения в безличном механизме, в партийном интриганстве, в нравственно- и религиозно-безразличном совании записок в урны и подсчете голосов». Иван Александрович говорил о том, что партийный списки не могут предоставить всей полноты информации о кандидатуре. Более того, депутаты, находящиеся в парламенте, не всегда голосуют по своей воле, это может быть просто распоряжение лидера партии. При таком голосовании совершенно не учитывается мнение избирателей. Россия, как считает философ, не нуждается в избирательной системе по партийным спискам, её нужна «…избирательная система, которая покоится на взаимном сотрудничестве народа и власти…». Ильин был приверженцем многоуровневых выборах, прямые же являются искажёнными. «…Села избирают волостных выборщиков, волостные избирают уездных, уездные - губернских, губернские - членов Государственной думы… Это были бы выборы общие (с повышенным качественным и возрастным уровнем), равные (ибо никто бы не имел более одного голоса) и многостепенные». Ещё одной специфической чертой будущих выборов будет конкурсная основа, все кандидаты должны выдвигаться на паритетном начале. Таким образом, на волостных выборах четырёх кандидатов выдвигает сельский сход, и ещё четырёх - начальник уезда. После совещания с каждой стороны кандидатов становится ровно в два раза меньше. На других уровнях избирательной системы выборы должны быть проведены по подобной схеме. При такой системе принадлежность кандидата к каким либо партийным спискам уходит на второй план. Первостепенными аспектами становятся справедливость, опыт и ум кандидата. Собственно такие выборы являются качественными.

Свои избирательные права может реализовывать мужское население с 25 лет, женское - с 30 лет. Однако далеко не все граждане могут осуществлять свои избирательные права, некоторые люди их лишены, а именно: «не разумеющие смысла свободы, долга, служения и ответственности; решительно не понимающие государства, его жизни и интересов». Из избирательных списков должны быть исключены рядовые коммунисты - на 20 лет, члены Совнаркома, Чека, МВД - навсегда, доносчики - на 20 лет, скупщики краденого, спекулянты, содержательницы публичных домов, члены террористических партий, пьяницы, наркоманы, уголовники, отбывшие срок, - на 10 лет, а также активные безбожники, слабоумные. Процесс потери избирательного право происходит путём тайного голосования.

Иван Ильин выступает за общие, равные, тайные и многостепенные выборы, с помощью повышения качественного, возрастного уровня избирателей. По его мнению, Россия нуждается именно в такой избирательной системе, так как она основывается на реципрокном сотрудничестве власти и народа. Российская действительность требует ставки именно на качество, ей нужно грамотное выделение здравомыслящей государственной элиты страны. Партийность, в свою очередь, считал философ, в скором времени, если таковая будет установлена, погубит Россию.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: