Понятие самобытности русского народа и его роль в творчестве Ивана Ильина




 

На протяжении нескольких столетий вопрос о принадлежности России к Западу или Востоку является насущным. Мнение культурологов расходится, Иван Ильин выбрал отличную от этих точек зрения позицию. Он утверждает, что наша страна не относится ни Западу, ни к Востоку, она - самобытна во всех сферах своей жизни, также самобытен и её народ.

Иван Ильин видит русский народ как сильную нацию, сила его заключается в христианской вере, именно в православии он обрёл самого себя. Изменить, сложившиеся годами под воздействием географических и расовых факторов нормы, ценности и образцы поведения, крайне трудно, однако, философ утверждает, что религия способна на такой феномен. Без христианской веры в сердцах русских людей не было бы того национализма, который им присущ. В понимании философа, национализм - это не политическая идеология, которая основывается на тезисе о высшей ценности народа, это любовь и сильная эмоциональная привязанность народа к своей родине, культуре, ценностям и языку. Такое понимание национализма обуславливается русским менталитетом, культурой и отечественной историей. Ввиду этого славянский народ предрасположен к нравственному созерцанию, в то время как западный выстраивает всю свою деятельность на основе рациональности. «… Любовь к родине есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный. Только при таком понимании патриотизм и национализм могут раскрыться в их священном и непререкаемом значении».

Ещё одной причиной, подтверждающей тезис Ивана Ильина о самобытности, служит тот факт, что вся национальная культура было создана самостоятельно, самими русскими. Философ резко отрицает качественное воздействие на русскую культуру из вне, несмотря на наличие всеобще известных исторических фактов и событий, ссылая на то, что они являются лишь второстепенными.

Самобытность культуры и специфическое понимание национализма не достаточны для подтверждения авторской позиции. Необходимо также учитывать и общехозяйственную жизнедеятельность страны, организация уклада жизни и эстетическое восприятие природы. Все материальные блага народ размещает на своей собственной территории в соответствии со своими эмоциональными устремлениями. Эта деятельность представляет собой культурное преобразование мира, оно осуществляется в соответствии с разумом, сердцем и руками человека, которые образуют национальное единство. «Куда бы мы ни взглянули, к какой бы стороне жизни мы ни обратились, - к воспитанию или к школе, к семье или к армии, к хозяйству или к нашей многоплеменности, - мы видим всюду одно и то же: Россия может быть обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом - духом сердечного созерцания и предметной свободы». Философ приходит к выводу о том, что всё духовное воплощено в материальной культуре.

Для определения самобытности русского народа недостаточно четырех вышеуказанных критериев, Иван Ильин выделяет и другие факторы, которые так или иначе влияют на становление национальной специфики государства. Во-первых, это территория и ее размеры, чем они больше, тем более востребована сильная вертикаль власти. Именно поэтому для России самой оптимальной формой государственного правления является монархия. Во-вторых, это плотность населения, чем она меньше, тем легче внутренняя государственная организация страны. Наша Родина имеет относительно малую плотность населения, ввиду этого в России крайне трудно создать грамотную организационную систему, что нельзя сказать о странах Запада. В-третьих, державные задачи нашего отечества не грандиозны, из этого следует, что они доступны и понятны русскому населению. Это в первую очередь влияет на качественный уровень национального правосознания, который на момент жизни философа, по его мнению, практически отсутствовал. В-четвертых, это национальный состав страны, чем он однороднее, тем легче народу самоуправляться. Национальный состав России сугубо разнороден, это означает, что ее народ совсем не способен к самоуправлению, следовательно, республиканская форма ему не свойственна. В-пятых, это религиозная принадлежность народа, чем она однороднее, религиозная однородность масс делает государственное управление проще и облегчает его, разнородная - затрудняет. В-шестых, индивидуальность народного характера, чем она устойчивей, тем легче организовать внутренний правовой строй государства, не применяя властного насилия. Индивидуальность характера должна выражаться не только биологически, но и духовно. Бесхарактерная же индивидуальность может управляться только властной опекой свыше.

Иван Александрович был истинным патриотом своей страны, он восхищался русской свободой и гармонией, темпераментом русского народа. По мнению Ильина, этический и духовный баланс русской души находит своё отражение в своеобразной свободе и гармонии. Русский темперамент философ считает будоражащим, поэтому у русского человека есть желание к конечному достижению цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: