Значение политической концепции Ивана Ильина для современной политической науки и практики




 

Иван Ильин излагал свои политические мысли в прошлом столетии, однако, отечественная политическая наука лишь в настоящее время стала тщательно изучать их. Это связано с пересмотром хода реформирования России.

Особенно актуальными для современной русской политической России стали идеи философа об органической теории государства. Такая востребованность обуславливается индивидуальностью России: историческими факторами её образования, становления и развития, также с трудностью сохранения самобытности русского народа в процессе, стоящем на повестке дня, глобализации. Органическая теория ставит перед правящей элитой государства основную задачу - сбережение исторического единства нашей страны. Её внутренняя и внешняя политика должна отвечать культурным, географическим, нравственным и духовным интересам населения. Именно поэтому для русской государственности не характерно слепое копирование западных и восточных форм правления. Один из исследователей российского государства в современную эпоху, Тарас Семеренко, говорит о том, что оптимальная политическая позиция, присущая России, для стабилизации а затем усовершенствования всех сфер государственной жизни - это синтез материальной культуры Запада и духовной культуры Востока. Это даст нам правильное представление о свободе и справедливости, построит достаточно сильную вертикаль власти.

В своём органическом представлении государства как единого целого Иван Александрович поднимает такие проблемы как: коренное изменение всех политических процессов страны, характер и пути развития России. По мнению ряда политологов, после распада СССР российская политическая система представляет собой разновидность «электоральной и делегативной псевдодемократии с элементами бюрократического авторитаризма». Речь идёт о концепции просвещённого авторитаризма, который также как и творческая демократия Ильина, является постепенным переходом от тоталитарного режима к демократии. Значимой дискуссии среди современных политических исследователей подвергся вопрос о том, какой должна быть демократия, чтобы она могла эффективно решать общественные трудности и задачи. Здесь идеи Ивана Ильина также остаются актуальными: задача демократии - это грамотный отбор и систематическое обновление качественного слоя политиков; самодеятельность народа должна стать ведущей формой общекультурной жизни.

Одно из первостепенных положений в проблематике органической демократии философа занимает идея формирования рационального и зрелого правосознания. Чтобы достичь такого типа правосознания, по мнению Ильина, необходимо изменить духовное толкование понятия государства, это поможет раскрыть интеллектуальные резервы народа. В связи с этим, проблема формирования правосознания народа оказывается в центре внимания многих политических деятелей и исследователей. Главным условием для реализации такого процесса является переосмысление обществом духовных ценностей государства. В своём послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года Владимир Путин говорит, что одна из главных задач России - «не растерять себя как нация». Консолидирующую базу новой политики России президент видит в гражданской ответственности и патриотизме. Ответственность руководства за страну заключается не в лозунгах и призывах, а когда власть прозрачна, открыта и народ видит, что она«вкалывает», заявил он. Востребованность положений Ивана Ильина о воспитании нравственности в общественном сознании обуславливается двумя фактами. Во-первых, философ сделал грамотный анализ всеобщего духовного кризиса прошлого столетия, и выделил наиболее значимые признаки его проявления: межличностное недоверие, отсутствие совести и чувства собственного достоинства, отказ от исконно исторических традиций. Во-вторых, он смог подтвердить положение о том, что выйти их «духовного кризиса» можно лишь путём обращения к ценностным основаниям жизни человека. В целом, можно смело утверждать, что Иван Ильин смог весомо обозначить приоритет творческой демократии, которая отвечает специфике России.

Политическая действительность России делает актуальным поиск другого пути развития отечественной государственности. Политические идеи Ивана Ильина о сильной государственной власти также являются востребованными и уместными, к такой власти добавляют характерные черты либерализма: плюрализм, гражданское общество, свобода совести и действий, рыночные отношения, правовые начала, неприкосновенность прав человека. Именно такое сочетание философ считает условием для поступательного развития дальнейшей политической системы и в тоже время обеспечивает её стабильность. Не случайно Дмитрий Медведев в своей статье «Россия, вперёд!» пишет: «Хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем. Спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. В то же время не обрадую и тех, кого полностью устраивает статус-кво. Перемены будут. Они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но - неуклонными и последовательными». Исходя из вышесказанного положения, можно сделать вывод о том, что также для России остаётся актуальным идея о консервативном сильном государстве. К индивидуальным особенностям такой идеологической ориентации как консерватизм относятся: доминирование интересов общего над целым, признание подвластности прав граждан от исторических условий, осторожность перемен, отказ от радикальных перемен и революций.

Большая часть политических идей Ивана Ильина реализовалась в современном государстве, остальная же часть подвергается глубокому анализу политической наукой.


 

Заключение

 

Подробное изучение политической концепции Ивана Ильина началось лишь в 90-х годах прошлого столетия, это связано с обвинением философа в антибольшевистской деятельности. В настоящее время его творчество все глубже подвергается тщательному анализу. К сожалению, показать все аспекты политического учения не позволяет объем исследовательской работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть общую сущность особенностей политической концепции Ивана Ильина о государстве.

Изначально были обозначены исторические события, которые повлияли на становление мировоззрения Ивана Александровича. Эти исторические события послужили предпосылкой для эволюционного изменения политических взглядов философа от либеральных до консервативных, которые основываются на учете нравственной специфике русского народа. На базе полученных знаний были выявлены центральные понятия учения о государственных формах такие как: монархия и республика. Определены внутренние признаки по которым различаются эти формы правления. Главным из них является понятие «правосознание», то есть добровольное следование закону гражданами данного государства. Выявлена основная задача правителя - воспитание грамотного правосознания у своего народа. В ходе анализа данной тематики явно прослеживается предрасположенность Ильина к монархической государственной форме, она аргументирована рядом присущих ей ценностей, выявленных философом. Сделан акцент на делении демократии на два вида: формальную и творческую. Последняя их которых есть третий путь развития России после свержения тоталитарного режима. Раскрыта резко негативная оценка Ивана Александровича на установление Советской власти. Затронута тема будущего пути развития России и ее дальнейшие задачи, главной из которых является формирование сильной государственной власти с учетом русского национализма. Положения концепции Ивана Ильина о формах государственной власти насущны для современной России.

Проанализированы основные положения органической теории государства и демократии. К ним относится, в первую очередь, понимание демократии как способности граждан самостоятельно строить свое государство. Однако главная идея теории органического государства заключается в необходимости представления государства как живого организма, где все составные части есть жизненно необходимые органы.

Выявлена востребованность идей Ивана Ильина для современной политической науки. Один из современных политических исследователей, Тарас Семеренко, придерживается положения Ильина о стабилизации а затем постепенном усовершенствовании всех сфер государственной жизни в России. Это в дальнейшем должно привести к оформлению сильной власти, наличие которой, философ считал, неотъемлемой частью грамотной политики. Такой же позиции придерживается и председатель Правительства Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев. Действующий Президент России, Владимир Путин, в своем послании парламенту, говорит о том, что русский национализм не должен быть потерян, наоборот - должен духовно возрождаться. Некоторая часть политических идей Ивана Ильина нашла свое практическое и теоретическое применение в современной политической науке и практике.

Вероятно, что возросший в последнее время интерес к наследию творчества Ивана Ильина свидетельствует о восстановлении духовно0нравственного и интеллектуального начала русского народа. Без чего, как уже было сказано выше, невозможна качественная модернизация России.


 

Литература

 

1. Чичерин Б.Н. История политических учений/ Б.Н. Чичерин; вступ. ст., коммент. И.И. Евлампиева; Рус. Христианская гуманит. акад. - СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2006. - 719с.

. Сборники:

. Булгаков С.Н. Трагедия философии: Т.1/ С.Н. Булгаков; примеч. С.С. Хоружего. - М.: Наука, 1993. - 603с.

. Евлампиев И.И. От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина / И.И. Евлампиев. - СПб: proetcontra, 2004. - 154с.

. Полторацкий Н. П. Иван Александрович: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. ст. / Собр. соч.: Кто мы? О революции. О революционном кризисе наших дней. М. - 2001. -520с.

. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей/ сост. Е.А. Васильев; предисл. А.В. Гулыга; коммент. И.С. Андреева. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 506с.

. Дубинина М.А. Представление И.А. Ильина о будущем государственного устройства России/ М.А. Дубинина// Социология власти. - 2010. - №2. - С.157-164.

. Золина М.Б. Проблема тоталитаризма в политологии И.А. Ильина/ М.Б. Золина// Социально-политический журнал. - 1996. - №5. - С.183-191.

. Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина/ М.Б. Золина// Социально-политический журнал. - 1996. - №3. - С.169-179.

. Изергина Н.И. Правосознание как основа демократии: взгляд И.А Ильина и современность/Н.И. Изергина// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - №2. - С.3-12.

. Изергина Н.И. Социально - политическое наследие И.А. Ильина и современность/Н.И. Изергина// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - №2. - С.75-84.

. Ильин И.А. Какие же выборы нужны России / Ильин И. А. - СПб: Pro et contra, 2004. - С.548-556.

. Ильин И.А. За национальную идею / И.А.Ильин // Слово. - 1991. - № 4. - С. 54.

. Ильин И.А. Избранное/ И.А. Ильин; сост., авт. коммент. Т.А. Филиппова, П.Н. Баратов; авт. вступ. ст. Т.А.Филиппова; Ин-т обществ. Мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 726с.

. Ильин И.А. Наши задачи: статьи 1948-1954гг./ И.А. Ильин. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 507с.

. Ильин И.А. О будущей России/И.А. Ильин// Север. - 2003.- №9. - С.164-178. - (Публицистика).

. Ильин И.А. О государственной форме /И.А. Ильин// Стратегия России. - 2007. - №7. - С.45-89.

. Ильин И.А. О монархии и республике/И.А.Ильин; ред. и предисл. Н.П. Полторацкий. - Нью-Йорк: Содружество, 1979. - 329с.

. Ильин И.А. О России/И.А. Ильин. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. - 223с. - (Духовное наследие русского зарубежья).

. Ильин И.А. О русском национализме: сборник статей/ И.А. Ильин; худож. А. Зарубина. - М.: Российский фонд культуры, 2006. - 151с.

. Ильин И.А. О сильной власти/И.А.Ильин// Социология власти. - 2008. - №4. - С.269-281.

. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Российская политическая наука, 2008. - Т.2. - С.389-399.

. Ильин И.А. Об органическом понимании государства и демократии/И.А. Ильин// Стратегия России. - 2007. - №7. - С.93-96.

. Ильин И.А. Править должны лучшие/И.А. Ильин// Городское управление. - 2005. -№1. - С.7-10.

. Ильин И.А. Путь духовного обновления/ И.А. Ильин. - СПб.: Библиополис, 2006. - С.446-451. - (Религиозно-философская библиотека).

. Ильин И.А. Что есть государство - корпорация или учреждение?/ И.А. Ильин// Стратегия России. - 2007. - №7. - С.88-92.

27. Д.А. Медведев. Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева [Электронный ресурс] / Медведев Д.А. - Электрон. дан. - М: Администрация Президента РФ, 2009. - Режим доступа: <https://президент.рф/news/5413>, свободный. - Загл. с экрана.

. Коммерсантъ - ежедневная общенациональная деловая газета [Электронный ресурс] / Под ред. Алексея Ситникова - Электрон. дан. - М: Коммерсантъ. Издательский дом, 2006. - Режим доступа: <https://www.kommersant.ru/doc/645249>, свободный. - Загл. с экрана.

. Михалков Н. Право и Правда: Манифест Просвещённого Консерватизма [Электронный ресурс]/ Н. Михалков. - Электрон. ст. - М. - URL: www.polit.ru/article/2010/10/26/manifest <https://www.polit.ru/article/2010/10/26/manifest>, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 17.12.12.).

. С. Смирнов, М. Товкайло. - Путин: Россия не должна растерять себя как нация [Электронный ресурс] / Под ред. Ирины Новиковой. - Электрон. дан. - М: Бизнес Ньюс Медиа, 2012. - Режим доступа: <https://www.vedomosti.ru/politics/news/7085761/putin_semya_s_tremya_detmi_dolzhna_stat_normoj>, свободный. - Загл. с экрана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: