Методические рекомендации




Любой производственной деятельности человека свойствен так называемый энергетический компонент. Учитывая этот факт, было предложено классифицировать отдельные виды работ по размерам энергозатрат, необходимых для их выполнения. Виды работ делятся на легкие, средней тяжести, тяжелые в зависимости от энергозатрат организма.

Тем не менее, взятые изолировано, затраты энергии не могут быть безусловным критерием для оценки какой-либо производственной деятельности. Так, интенсивная умственная работа, хотя и характеризуется незначительными затратами энергии, все-таки отличается, как правило, значительным нервно-эмоциональным напряжением. Поэтому для большей достоверности производственную деятельность необходимо оценивать комплексно, учитывая как механический, так и психический компонент, хотя доля этих компонентов в разных видах деятельности неодинаковая. Итак, существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.

Мышечная работа имеет статистический и динамический характер. При статистической работе увеличивается обмен веществ, затраты энергии, но в меньшей мере, чем при динамической работе. Особенность статистической работы - это ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц и отсутствием условий для кровообращения. Динамическая работа менее изнуряющая, если учесть, что сокращение и напряжение мышц имеют прерывный характер. Чередование напряженной работы мышц и отдыха способствует полноценному кровообращению.

Работоспособность человека при физической работе зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности человека, степень натренированности, физического развития, профессиональной подготовки.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов слуха и зрения. По сравнению с физической деятельностью при отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учеников и преподавателей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз. Это способствует более жестоким требованиям относительно уровней шума, освещенности именно при умственной деятельности.

Несмотря на существенные отличия, разделение трудовой деятельности на физическую и умственную довольно условно. С развитием науки и техники, автоматизации и механизации трудовых процессов, граница между ними все более сглаживается.

Производительность труда человека неодинакова на протяжении рабочей смены, разная в первой, второй и третей смене, изменяется также на протяжении рабочей смены. Такие смены обусловлены состоянием организма человека.

Достичь более стабильной и высокой производительности можно за счет повышения работоспособности человека (профессиональная подготовка, тренировки, применение специального питания и соответственных медицинских методов), улучшением его функционального состояния (снятие остаточной усталости, отсутствие стрессов) и снижением утомленности путем оптимизации условий труда (понижение шума, улучшение освещенности, создание оптимальных микроклиматических условий).

С точки зрения эргономики (наука, которая изучает правильный подход к организации труда человека) производительность труда человека определяется его работоспособностью, которая, в свою очередь, зависит от функционального состояния организма человека, накопления усталости.

Организация рабочих мест должна соответствовать требованиям и рекомендациям эргономики.

Эргономика изучает проблемы научного обоснования всех организационно-технических решений, связанных с деятельностью человека в процессе про­изводства.

Особенности человека необходимо знать и учитывать при разработке и конструировании машин, механизмов, оборудования, ручного инструмента. Организация рабочего места заключается в выборе рабочей позы, определении рабочих зон и размещении органов управления индикаторов, сигнализаторов, инструмента, заготовок, деталей. При проектировании рабочих зон учитывают­ся антропометрические данные - усредненные размеры человеческого тела. За­дача эргономики - создание благоприятных условий труда при наименьших умственных и физических затратах, обеспечение безвредных и безопасных и, тем самым, комфортных условий труда.

При изучении материала необходимо обратить внимание на особенности функционирования организма человека в процессе труда и пути снижения утомленности работников, требования к устройству рабочих мест, оптимальный режим труда и отдыха работающих, особенности охраны труда женщин.

Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия. Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха. Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите формы и методы организации труда и отдыха.

2. Перечислите пути снижения утомленности работающих.

3. Охарактеризуйте понятие рациональной организации рабочих мест.

4. Охарактеризуйте особенности гигиены труда женщин и охрану труда женщин.

5. Что изучает эргономика?

6. Что означает режим труда и отдыха?

7. Почему работоспособность человека изменяется во времени?

8. От чего зависит работоспособность человека?

 

 

Раздел 3 Основы техники безопасности

 

 

Тема 3.1 Электробезопасность

 

 

Действие электрического тока на организм человека. Виды поражений: термическое, электролитическое, биологическое, механическое. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током. Средства защиты человека от поражения электрическим током. Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки. Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работы с электроустановками.

Литература: [5, с. 133-155].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: