Организация и ведение учета прибыли на предприятии




ООО «Купец Богатов

Прибыль – это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых, согласно установленному законодательными актами порядку, из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

На величину прибыли оказывают влияние две группы факторов: внешние (инфляция, налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства, конъюнктура рынка и др.) и внутренние (производственные и непроизводственные), а так же резервы роста прибыли:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- снижения себестоимости;

- увеличения цены.

Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности торговли.

Создание эффективной системы учета является важной задачей для любого коммерческого предприятия. Во многом это достигается благодаря соблюдению всех требований и предписаний законодательства РФ. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», установлены основные принципы ведения бухгалтерского учета, одним из которых является обязательное документирование хозяйственных операций.

Первичные документы по поступлению и расходу товаров играют важную роль в организации бухгалтерского учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием товаров.

Первичные документы по движению товаров должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения товаров возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Так как организация осуществляет оптовую торговлю, реализация товара осуществляется с оптового склада по накладным. Для целей бухгалтерского учета используется счет 41 «Товары». Организация ведет учет на счете 41 «Товары» по покупным ценам (фактической себестоимости) за вычетом НДС.

Порядок отражения в учете операций поступления товаров от поставщиков в ООО «Купец Богатов +» представлен в таблице 9.1

 

 

Таблица 9.1

Учет расчетов с поставщиками

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Первичные документы Сумма
    Поступили товары от поставщика Товарная накладная ТОРГ-12 375 647,81
    Отражен НДС по товару Счет-фактура 57 302,21
    Отражены в учете транспортные расходы от поставщика Товарная накладная ТОРГ-12 1 5580
    Отражен в учете НДС по тран- спортным услугам поставщика Счет-фактура 2 376,61
  51,5 Оплата поставщику за предостав- ленный товар Платежное поручение, выписка банка, РКО 700 000

 

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением товара, поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

Организация имеет хозяйственные отношения с поставщиками и покупателями и осуществляет с ними денежные расчеты, а также расчеты с банками, с бюджетом, с другими кредиторами и дебиторами. Свои денежные расчеты организация осуществляет, как правило, в виде безналичных платежей через расчетные счета в банках.

Согласно учетной политике ООО «Купец Богатов +» выручка от продажи продукции определяется по методу начисления.

При данном методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

К доходам ООО «Купец Богатов +» относятся:

1. выручка от продажи продукции;

2. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

3. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

4. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

К расходам ООО «Купец Богатов +» относятся:

1. транспортные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. расходы на аренду помещения;

4. расходы на содержание и ремонт основных средств;

5. прочие расходы.

Прибыль - это часть чистого дохода, который получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

Для учета выручки от продажи продукции согласно рабочего плана счетов ООО «Купец Богатов +» используется счет 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет. По дебету показывается полная фактическая себестоимость проданной продукции, по кредиту – выручка от продажи продукции.

К счету 90 «Продажи» открыты субсчета:

90/1 – Выручка;

90/2 – Себестоимость продаж;

90/3 – Налог на добавленную стоимость;

90/9 – Прибыль (убыток) от продаж».

В конце месяца субсчета 90/1, 90/2, 90/3 закрываются на субсчет 90/9, который в свою очередь закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки» и определяется финансовый результат от обычных видов деятельности.

Бухгалтерские записи по определению финансового результата от обычных видов деятельности представлены в таблице 9.2.

 

 

Таблица 9.2

Бухгалтерские записи по определению финансового результата от обычных видов деятельности

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма
дебет кредит
  Выставлена счет-фактура покупателю на продажу продукции   90/1 1 814,16
  Выделена сумма НДС от стоимости реализованной продукции 90/3   276,73
  Списана себестоимость реализованной продукции 90/2   1 547,43
  Отражены расходы, связанные с продажей продукции     101,12
  Выделена сумма НДС от стоимости услуг     276,43
  Списаны расходы на продажу 90/2   101,12
  Получена выручка от реализации продукции 50,51   1 814,16
  Сумма НДС перечислена в бюджет     276,43

 

Для обобщения информации о прочих доходах и расходах согласно рабочего плана счетов применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет.

 

К счету 91 открываются субсчета:

91/1 – Прочие доходы;

91/2 – Прочие расходы.

В конце каждого месяца счет 91 закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки» (таблица 9.3).

 

Таблица 9.3

Бухгалтерские записи по прочим операциям

№ № Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Списана амортизация основных средств при их выбытии    
  Списана остаточная стоимость основных средств 91/2  
  Получены штрафные санкции   91/1
  Уплачены штрафные санкции 91/2  
  Списана кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности   91/1
  Списана дебиторская задолженность безнадежная к взысканию 91/2  
  Начислен налог на прибыль    
  Проведена реформация баланса (нераспределенная прибыль)    
  Проведена реформация баланса (непокрытый убыток)    

 

Доходы в ООО «Купец Богатов +» формируются из выручки проданных товаров, к себестоимости относятся расходы на закупку товара, затраты на заработную плату, транспортные расходы, расходы на аренду складов.

Распределение прибыли

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения:фонды накопления(фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) ифонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемыхиз прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятсярасходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесьже планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Выручка от реализации продукции включает средства на возмещение затрат предприятия, на реализованную продукцию, то есть полную себестоимость; денежные накопления – прибыль; налоги – НДС, спецналог.

Сумма выручки в значительной степени отличается от стоимости не только произведенной, но и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:

– остатки готовой продукции на складе;

– остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок.

Выручка исчисляется в оптово-отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость.

 

Таблица 9.4.

Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции.

Показатели 2010 год 2011 год 2011 к 2010 в %  
 
Выручка от реализованной продукции     97,91  
Себестоимость проданных товаров     96,48  
Прибыль от продаж     112,26  

 

Выручка от реализации продукции в 2011 году уменьшилась на 3,7% по сравнению с 2010 годом, это связано с уменьшением реализации, в результате возросла прибыль от продаж на 12,26%, с уменьшением себестоимости проданных товаров прибыль сократилась на 4,48%.

В рыночных условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все экономические показатели, в том числе и конечный показатель – прибыль. Чем выше затраты, тем меньше прибыль от производства продукции.

Себестоимость является одной из основных экономических категорий, определяющих эффективность работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно выработать из одних и тех же ресурсов.

Себестоимость продукции зависит от уровня его техники, технологии, организации производства и труда, от соблюдения режимов экономии. Чем лучше условия, тем ниже себестоимость продукции и выше прибыль.

Значение себестоимости состоит в том, что она является базой, на основе которой предприятие устанавливает свободно-отпускные цены.

Себестоимость определяется по двум направлениям:

– по статьям калькуляции;

– по элементам сметы затрат на производство продукции.

Калькуляцией называется себестоимость единицы продукции. Калькуляция составляется по прямым статьям расходов.

В смете производственные расходы группируются по первичным элементам по экономическому признаку.

По смете затрат определяется структура себестоимости продукции, кроме того, смета является основой для расчета оборотных средств.

Выручка от продажи товара в 2011 г. составила 77 925 000 руб. Себестоимость и расходы на продажу товаров составили 64 304 000 руб. Расходы на закупку товара составили 55301440 руб., затраты на заработную плату составили 3756480 руб., транспортные расходы составили 2538950 руб., расходы на аренду складов и магазинов составили 2707130 руб. Дебетовое сальдо по счету 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» составило 13 621 000руб. (77925000 – 64304000).

31 декабря 2011 г. бухгалтер ООО «Купец Богатов +» закрыл все субсчета к счету 90 и 91. (Таблица 9.5)

 

Таблица 9.5

Финансовый результат

 

Содержание операций Дебет счета Кредит счета Сумма, руб
списана выручка от продажи товаров 90–1 «Выручка» 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» 77 925 000
списана себестоимость продаж 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» 90–2 «Себестоимость продаж» 64 304 000
Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68 «Налог на прибыль» 62 000
Списана нераспределенная (чистая) прибыль 99 «Прибыли и убытки» 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» 334 000

 

 

Последняя проводка, которую бухгалтер ООО «Купец Богатов +» сделал в 2011 г., выглядела так:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки», Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – 334 000 – списана нераспределенная прибыль.


 

Заключение

 

В целом организация бухгалтерского учета в ООО «Купец Богатов+» находится на достаточно высоком уровне, но имеются некоторые недостатки, которые явились предпосылками для разработки путей совершенствования учета и приведения в соответствие с нормами законодательства и учетной политикой предприятия.

- Разработать график проведения инвентаризации товарных остатков, ОС, денежных средств;

-Своевременное отражение учёта прихода и расхода товаров на складах;

- Разработка схемы документооборота.

При изучении организации учета труда и заработной платы выяснилось, что в течение года не распечатываются налоговые карточки по исчислению Налога на доходы физических лиц по каждому работнику. Нарастающим итогом, соответственно не подшиваются и не визируются руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Предложено определить сроки распечатки данного учетного регистра и возложить ответственность за полноту собранных документов на специалиста, ведущего данный участок работы на предприятии.

В настоящее время многие предприятия и организации переходят на безналичную форму оплаты труда работников. Это позволяет существенно сократить сроки выдачи заработной платы и облегчить труд кассира. Для перечисления средств на банковские карты необходимо лишь заключить договор с банком, выдать пластиковые карты работникам. В сбербанке за перечисление на карты взимается комиссия в размере 0,2 %, тогда как при получении наличных денег из банка в кассу предприятия на выдачу заработной платы комиссия составляет 2% от получаемой суммы. Перечисление позволяет сэкономить предприятию на расчетно-кассовом обслуживании банка

Проведенный анализ прибыли выявил ряд недостатков в организации хозяйственной деятельности торгового предприятия. Одним из таких недостатков является отсутствие полного и систематического анализа хозяйственной деятельности. Анализ в организации проводится исключительно по требованию внутренних пользователей и ограничивается расчетом темпов роста товарооборота и общего показателя рентабельности. Вследствие этого принятие управленческих решений направленных на повышение прибыли происходит практически вслепую, и они не приводят к желаемым результатам.

Значительная часть прибыли расходуется на премирование работников, на социальное развитие и социальную защищенность коллектива организации (на повышение квалификации и образовательного уровня работников, улучшение условий труда, социально-культурных и жилищно-бытовых условий, технику безопасности, охрану здоровья работников и т.п.).

Основными направлениями совершенствования распределения прибыли определены следующие:

- определение оптимального соотношения доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйственных субъектов;

- оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости;

- учет внешних и внутренних факторов при планировании распределения прибыли, т.к. одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли, а другая склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части;

- совершенствование нормативно-правовой базы (в частности, налогового законодательства);

- следует организовать систему компьютеризации поиска планово-управленческих решений, что позволит из полученной совокупности отобранных решений выбрать лучшие из них и получить с наименьшим риском желаемый результат.

Отчет о прибыли содержит важную информацию о поступлениях денежных средств, затратах и финансовых результатах в каждой сфере деятельности. Их сравнение с плановыми заданиями, достижениями прошлых лет позволяет выявить определенные тенденции в образовании прибыли, оценить влияние решающих факторов на ее величину.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: