Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции




ВЕДЕРНИКОВА

Наталия

ИВАНОВНА

МИКРОЭКОНОМИКА 2

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Рабочая тетрадь

 

Рынки товаров – монополистическая конкуренция, олигополия


Монополистическая конкуренция

Характеристика монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт (каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм отрасли)на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её соперниками. При монополистической конкуренции размеры долей фирм в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объёму готовых продаж.

4. Кривая спроса и кривая средних издержек в длительном периоде касаются друг друга.

5. На рынке есть условия для свободного входа и выхода.

Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

Кривая спроса так, как она видится монопольно-конкурентной фирме, наклонена вниз. Предположим, что продавец на монопольно-конкурентном рынке безалкогольных напитков стремится максимизировать прибыль. Товар этого продавца отличается от товаров фирм конкурентов по вкусу и по тому, что он имеет больше натуральных добавок. Продавец может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Естественно, продажи уменьшатся, но сокращение продажи от любого прироста цены будет зависеть от ценовой эластичности спроса на товар продавца. Или продавец может ожидать увеличения продаж товара, когда его цена снижается.

Спрос и предельный доход зависят также от цен, установленных конкурирующими фирмами безалкогольных напитков. Если бы конкурирующие фирмы снизили свои цены, то данная фирма безалкогольных напитков продала бы меньше по данной цене. Противоположное было бы справедливо, если бы конкурирующие продавцы подняли свои цены. Последующий анализ концентрируется на решениях отдельной фирмы. Цены прочих фирм находятся за пределами контроля или влияния любой отдельной фирмы. Помните, эта монопольно-конкурентная фирма не учитывает реакции соперников, когда устанавливает цены или ориентиры по объемам продаж.


Краткосрочное равновесие фирмы показано на рис. Максимизирующее прибыль количество товара составляет Q. Это выпуск, соответствующий точке в которой MR=MC. Чтобы продать это количество товара, фирма устанавливает цену равную Р. При этой цене количество товара, на которое есть спрос, соответствующее точке А на кривой спроса, составляет максимизирующий прибыль выпуск.

При цене Р фирма получает с единицы продаж прибыль, соответствующую отрезку АВ. Прибыль на выпуск равна площади прямоугольника РАВД. Это означает, что фирмы отрасли могут извлекать большую, чем нормальная, прибыль. Следовательно, владельцы фирмы получают больше от факторов производства, которыми они владеют и которые сами используют, чем они могут извлечь, реализуя следующий по прибыльности способ использования этих ресурсов.



 

Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции

В длительном периоде любая фирма, производящая товар на рынке с монополистической конкуренцией, может расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Получение прибылей привлекает новых продавцов. По мере того, как число фирм, выпускающих сходный товар растет, товаров становится все больше. Спрос на продукцию каждой отдельной фирмы уменьшается. Новые фирмы продолжают входить в отрасль до тех пор, пока они не смогут получать экономическую прибыль. Таким образом, цена товара, выпускаемого любой монополистической фирмой, должна снизиться достаточно, чтобы ни один продавец на рынке не мог получать экономическую прибыль.


Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной.

Рассмотрим долгосрочное равновесие с помощью рис. Где бы какая-либо фирма не получала экономическую прибыль, на этот рынок войдут новые фирмы, снижая спрос и предельный доход от продукта фирмы. Отсюда следует, что отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут запрашивать за товар больше, чем средние затраты при максимизирующем прибыль выпуске. При долгосрочном равновесии кривая спроса на товар в отрасли является касательной к LAC. Фирма выпускает Q1 единиц товара, после того как она расширила свое производство, чтобы использовать преимущества более низких в длительном периоде средних издержек.

Этому выпуску соответствует равенство MR=LMC. Цена при этом выпуске Р1, что соответствует точке А на кривой спроса.

При этом выпуске средние затраты также равны цене Р1 и следовательно прибыль равна нулю.


Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в длительном периоде.

Этот процесс работает и в обратном направлении.

Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к крив. LAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли.


Итак, в равновесии типичной монопольноконкурентной фирмой будет реализовано Q1 ед.товара, однако минимум LAC имеет место при выпуске Q2. Разница (Q2-Q1) называется избыточной мощностью. Избыточная мощность по производству (Q2-Q1) единиц товара не используется. Избыточная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках.


Такое же количество товара можно было бы предложить меньшим числом фирм отрасли, причем каждая производила бы больше продукции при минимально возможных средних издержках. Таким образом, можно было использовать меньше ресурсов для производства этого количества товара. Избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: