Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 11 глава




(Письма, с. 267—268).

До 18 августа. «Погода все меняется, а уезжать все-таки жалко: дети целый день на воздухе <...> Вчера были крестины у Салты­ковых... Я пошел поздравить их...» (п. С. к В. И. Скрябиной. —

Письма, с. 269).

18 августа. В Москве родился сын С, Лев Александрович.

После 18 августа. «...Я так обрадовался, что проскакал с Во­лодей Маевым целый день, как гимназист 1-го класса. <...> Как я благодарен мамочке [О. И. Скрябиной] за то, что она приехала в Москву... Также и тете Любе. — Мне очень приятно, что Сафонов сам заговорил о [2-й] симфонии. Не послать ли ему карандашный экземпляр? <...> Тогда нужно тщательно стереть все замечания Лядова на полях» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 269— 270).

Очевидно, В. И. Сафонов предложил исполнить 2-ю симфонию в одном из собраний РМО.



Летопись жизни и творчества


1902


 


Москва. После 18 августа. Переезд с детьми из Оболенского в Москву и отъезд в Крым (Письма, с. 270).

Севастополь. До 4 сентября. С. приехал в Севастополь и отпра­вился на пароходе в Ялту (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 270—271).

Ялта. До 4 сентября. Простудившись на пароходе, С. вынужден был сделать краткосрочную остановку в Ялте в гостинице «Рос­сия» и затем выехал на извозчике в Гурзуф (п. С. к В. И. Скря­биной.— Письма, с. 272).

Гурзуф. До 4 сентября. «Я занял самый маленький номер (это не мешает стоить ему 3 рубля в сутки) и сейчас же послал за док­тором, который меня очень успокоил... но все-таки положил в по­стель на 2 дня. Вчера я в первый раз вышел и пекся на солнце-3 часа» (п. С. к В. И. Скрябиной. —Письма, с. 272).

4 сентября. «Доктор сказал, что для моего полного оздоровле­
ния необходимо купанье в море и виноградное лечение. Здесь я
пробуду недели 2 <...> Ты мне ничего не ответил на мою просьбу
о 2-х оттисках симфонии. <...> Мы с Василием Ильичей наме­
реваемся дать в Петербурге (а после и за границей) концерт из
моих сочинений, в котором он исполнит 1-ю симфонию, а я в ка­
честве пианиста выступлю с 3-й сонатой и мелкими вещами (как
в прошлом году в Москве)» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма,
с. 271). " '

7 сентября. С. пишет В. И. Скрябиной: «Вчера вечером приехал
Орановский. Сейчас я был у него с визитом. <...> Я... доволен,
что могу быть один и предаваться полному отдыху. — Я довел до
высокой степени совершенства искусство ложиться спать рано:
вчера, например, лег в 8 часов. <...>

Не пришла ли симфония? Пересылать ее сюда, я думаю, не сто­ит. Все равно в 2—3 дня корректуры не сделаешь.

За это время я сочинил несколько очень удачных стихов в опе­ру. Какой здесь ужасный оркестр! (духовой). Симфонического, слава богу, нет» (Письма, с. 273—274).

После 7 сентября. «Чувствую я себя теперь хорошо, время про­вожу чрезвычайно однообразно <...> Было бы крайне неблагора­зумно не выдержать лечения до конца. Мне нужно минимум 10 раз выкупаться в море и съесть побольше винограду <...> Главная неприятность это, конечно, оркестр, который теперь и утром и ве­чером...» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 274—275).

8 сентября. В Петербурге в Общедоступном концерте под упр.
А. Н. Шефера исполнена симфоническая прелюдия С. «Reverie»
(объявл. —РМГ, 1902, № 36, стб. 822).

13 сентября. С. обеспокоен тем, что переложение трех частей 2-й симфонии, высланное им еще 8 августа, до сих пор не получено (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 275—276).

22 сентября М. П. Беляев сообщает С, что рукопись переложе­ния симфонии получена в Лейпциге (Переписка, с. 184).


Москва. 24 сентября. С. вернулся в Москву (п. С. к М. П. Бе­ляеву от 26 сект. 1902 г.— Письма, с. 276).

Сентябрь. С. в последний раз получил жалованье в Екатери­нинском институте, после чего он больше там не преподавал (Кни­га для выдачи жалованья на 1902 год.— ЦГАЛИ, ф. 239, оп. 1, ед. хр. 257, л. 51 об.).

С. начал занятия с учениками в консерватории. В 1902/03 учеб­ном году у него занимались: Благовещенская М., Краснодемб-ская О., Макриди А., Матковская Ф., Маттей М., Саренко А., Станнэк Е., Эпштейн Б. (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 122).

Начало октября. В газетах появляются сообщения об исполне­нии 2-й симфонии С. в концертах Московского отделения РМО (Рус. слово, 1902, 2 окт., № 271; РМГ, 1902, № 40, стб. 959; Ново­сти сезона, 1902, 8 сент., № 891).

7 октября. С. получил от М. П. Беляева корректуру 2-й сим­фонии. «Постараюсь сделать корректуру как можно скорее, хотя мне для этого нужно будет отвлечься от сочинения 3-й симфонии, которая значительно подвинута» (Письма, с. 276—277).

До 22 октября. «Корректуру делаю, но не доверяю себе. В это же время держит ее и Василий Ильич — на него вся надежда» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 277).

22 октября. С. просит М. П. Беляева «подождать еще недель­ку», пока В. И. Сафонов не просмотрит корректуру симфонии до конца. «Все это время я много и хорошо работаю. Подвигаю и 3-ю симфонию, и мелкие вещи, и еще одно оркестровое сочинение» (Письма, с. 279).

5 ноября. М. С. Неменова-Лунц знакомила С. с произведением Л. В. Николаева. «Сейчас только что вернулась от Скрябина, ко­торому играла баркаролу, она ему очень понравилась, а от испол­нения он в диком восторге, просил передать, что такое исполнение должно быть тебе лучшей наградой, находит ее очень фортепиан­ной, изящно и тонко сделанной и т. д....» (п. М. С. Неменовой-Лунц к Л. В. Николаеву. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 364).

13 ноября. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 105).

До 22 ноября. С. закончил и отослал в издательство коррек­туру 2-й симфонии. «Больше ошибок я все равно не найду и при­сылка 2-й корректуры задержала бы издание. Василий Ильич про­глядел хорошо только первые 3 части, в последних же указал 3—4 знака.

Через 2—3 недели начну инструментовать 3-ю симфонию, кото­рой я теперь исключительно занимаюсь» (п. С. к М. П. Беляеву.—• Письма, с. 279—280).

19 ноября. С. присутствовал на заседании Художественного со­вета консерватории (ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр. 168а, л. 76 об.).



Летопись жизни и творчества


1902—1903


 


Н. Новгород. 22 ноября. Сольный концерт С. из собственных произведений (объявл. — Волгарь, 1902, 19 нояб., № 317; Ниже­городский листок, 1902, 22 нояб., № 317; рец. — Нижегородский ли­сток, 1902, 24 нояб., № 382; Волгарь, 1902, 24 нояб., № 322).

Программа концерта: 2-я соната-фантазия ор. 19; этюды ор. 2 cis-moll, op. 8 fis-moll, b-moll; ноктюрн ор. 9 Des-dur; Allegro de concert op. 18; мазурки ор. 25 E-dur, e-moll, fis-moll, op. 3 E-dur; прелюдии f-moll, Ges-dur, b-moll, gis-moll, H-dur, gis-moll, E-dur, cis-moll, Fis-dus, es-moll; экспромт op. 14 H-dur; полонез op. 21 b-moll (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1902/03 г., с. 47).

Москва. 24 ноября. С. сообщает М. П. Беляеву, что концерт в Н. Новгороде прошел «с очень ровным успехом: вещи более до­ступные, как ноктюрн для левой руки, мазурки, полонез, вызы­вали шумные одобрения и bis'bi, остальные же, очевидно, приво­дили в недоумение, в чем сознался самый большой музыкант в Нижнем — Виллуан. Менее всего нравились прелюдии» (Письма, с. 280).

25 ноября. М. П. Беляев в письме к В. В. Стасову указал раз­меры премий, в том числе С. за концерт ор. 20—300 руб., 4 пре­людии ор. 22 — 200 руб., полонез ор. 21—200 руб.. 9 мазурок ор. 25 —300 руб. (ЛГК,. инв. № 431).

27 ноября. В концерте учащихся консерватории выступила уче­
ница С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г.,
с. 106).

28 ноября. С. послал В. В. Стасову письмо с благодарностью
за присужденную ему Глинкинскую премию (Письма, с. 281).

Ноябрь. Знакомство С. с Т. Ф. Шлёцер. Позднее она вспомина­ла: «...В ноябре 1902 г. мы с братом были в Москве, где вместе и поселились в меблированных комнатах. Я с глубоким волнением ждала знакомства с Александром Николаевичем. Он пришел к нам в первый раз почему-то позднее, чем рассчитывал, часов в 9'/г ве­чера. Сразу же завязалась живая, теплая беседа. Александр Ни­колаевич сел по нашей просьбе за рояль, а мы слушали с востор­гом и все просили его играть еще. Внезапно, однако, раздался стук в дверь: это пришли заявить, что по правилам меблированных комнат позже 11 часов играть не полагается. Мы с братом были возмущены, нам казалось святотатством запретить играть Скря­бину! Но он хохотал и предложил, если уж нам так хочется по­слушать его еще, пойти к нему. Так мы и сделали: отправились не­медля к Александру Николаевичу, который играл нам еще у себя часов до двух ночи. И это в первый же день знакомства!

Целью моего приезда в Москву было поработать по компози­ции под руководством какого-либо компетентного лица. Об Алек­сандре Николаевиче я в этом отношении и не мечтала. Тем больше была моя радость, когда он сам захотел заниматься со мной. Это случилось после того, как он познакомился с моими сочинениями


и импровизациями, к которым сразу отнесся хорошо <...> За­нимался со мной Александр Николаевич не часто <...> Слыша его импровизации и сочинения, под обаянием его творческой личности я скоро перестала мечтать о композиторстве. <...> Целью моих занятий было уже не научиться выражать свое, а лучше понимать его сочинения» (Энгель, с. 60).

1 декабря. Г. Н. Беклемишев исполнил в 38-м концерте «Круж­ка любителей русской музыки» этюд E-dur, прелюдии Des-dur и es-moll С. (программа. — Кружок любителей русской музыки, с. 22).

10 декабря. С. выслал В. В. Стасову расписку в получении премии и письмо с благодарностью за посредничество (Письма, с. 282).

15 декабря. «Коне [ерваторский] обед. Народу мало. Б [ыл] Скрябин, давно не бывший» (Дневники Танеева, II, с. 365).

18 декабря. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 107).

23 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «...Может быть, мне при­дется поехать в Прагу, где Метцль устраивает мне концерт (из фортепианных произведений) после симфонического, в котором Василий Ильич исполнит мою симфонию. Не знаю, слышал ли ты, что Никиш исполняет ее уже в Берлине 15-го (нашего) января.

3-ю симфонию я инструментую, но медленно. Этот месяц вооб­ще занимаюсь меньше и хуже, да и симфония очень сложна по оркестровке и требует большого напряжения» (Письма, с. 282).

28 декабря. С. выслал В. В. Стасову по его просьбе квитан­цию о получении премии с указанием даты (Письма, с. 283).

26—29 декабря. М. П. Беляев посылает С. несколько коррек­турных листов 2-й симфонии, «в которых встретились сомнения», и просит прислать их обратно, «дав обстоятельные ответы на воз­бужденные вопросы» (Переписка, с. 184).

30 декабря2 января. С. отсылает М. П. Беляеву просмотрен­ные им корректурные листы симфонии (Письма, с. 283—284).

Москва. 1/14 января. С. И. Танеев записал в дневнике: «Кон­серваторский обед <...> Сидел в компании Скрябина... разговор о Вагнере, гармонии, форме и т. п.» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).

В Праге под упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 280; Сафонов, с. 38).

30 января. С. Н. Кругликов отметил в газ. «Новости дня»



Летопись жизни и творчества


1903



 


(№ 7057): «Из двух питомиц г. Скрябина г-жа Саренко как будто более даровита, а г-жа Макриди-Стенрос более подвинута».

Ц. А. Кюи (из Петербурга) пишет М. С. Керзиной: «Из наших молодых московских композиторов я знаю немножко Скрябина, которого при его дебюте я сильно поддержал в газетах» (Кюи, с. 290).

15/28 февраля. В издательстве М. П. Беляева вышла из печати 2-я симфония С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 169).

25 февраля. В Большом зале консерватории состоялся концерт Марии Ван-Зандт (М. Я. Череновой) с участием С. в пользу вдов и сирот московских артистов-музыкантов (Рус. ведомости, 1903, 19 февр., № 48).

С. пишет М. П. Беляеву: «Ты, вероятно, беспокоишься, что я так долго тебе ничего не присылаю. Причиной этому симфония, которая ужасно велика...» (Письма, с. 284).

1 марта. В Петербурге в 4-м РСК под упр. А. К. Лядова ис­полнена симфоническая поэма «Reverie» («Мечты») С. (Б-ка Ле­нинград, филармонии. Коллекция программ, инв. № 9462).

6 марта. Г. Н. Беклемишев исполнил в концерте этюды С. ор. 8 (Новости дня, 1903, 11 марта, № 7097, Театр и музыка).

15 марта. М. П. Беляев в письме напоминает С. о накопившем­ся у него по авансам долге в три тысячи рублей (Переписка, с. 187—188).

19 марта. С. И. Танеев записал в дневнике: «Был на репетиции симфонического концерта — отдельные части 2-й симфонии Скря­бина, очень мало понравившиеся» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).

21 марта. Первое исполнение в Москве 2-й симфонии ор. 29 С. в 10-м симфоническом собрании РМО в Большом зале консер­ватории. Дирижер В. И. Сафонов (Рус. ведомости, 1903, 21 мар­та, №78).

23 марта. В № 81 «Русских ведомостей» рец. Ю. Э[нгеля] на
концерт 21 марта: «Нам уже приходилось характеризовать музы­
ку г. Скрябина как искусство „верхних десяти тысяч"... выросшее
в нервной и утонченной атмосфере большого и душного города.
Борьба, страсть, порыв — вот типичная черта музыкальной инди­
видуальности г. Скрябина... и во второй симфонии чувствуется по­
рыв к чему-то новому... жизнь... заглядывающая в будущее. И в
этом великая современная заслуга г. Скрябина».

24 марта. В № 82 газ. «Русское слово» рец. Диноэля [Л. А. Мак­
симова] на 10-е симфоническое, собрание РМО.

В № 71 газ. «Новости дня» С. Н. Кругликов писал по поводу концерта 21 марта: «Скрябин безусловно очень талантливый чело­век... Он — тонкий, изощренный, порой новый гармонист <...> Он очень склонен к патетической приподнятости».

6 апреля. В № 14/15 РМГ (стб. 413—414) рец. И. В. Липаева на концерт 21 марта.

17 мая. Выпускной экзамен учеников класса С —А. Саренко


и А. Макриди-Стенрос (программа. — ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 222, л. 12).

21 мая. С. присутствовал на заседании Художественного совета по результатам выпускных экзаменов. А. Макриди-Стенрос при­суждена малая золотая медаль, А. Саренко — большая серебря­ная. В программу концерта на торжественном акте включено вы­ступление А. Макриди-Стенрос (постановление Художественного совета.^—ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 214, л. 32 об. —34 об.).

Май. С. оставил преподавательскую работу в Московской кон­серватории (постановление дирекции. — ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 110, л. 4 об. — 5).

Оболенское. Конец июня. Выезд С. с семьей на дачу (п. С. к М. П. Беляеву от 30 июня. — Письма, с. 285).

16 июля. С. пишет отцу Т. Ф. и Б. Ф. Шлёцер, что нашел в них «добрых друзей, интересных собеседников и тонких ценителей ис­кусства» (п. С. к Ф. Ю. Шлёцеру. — Письма, с. 286).

Татьяна Федоровна Шлёцер была музыкально одаренным человеком. Она хорошо играла на фортепиано и импровизировала; имела дар к композиции. Не став профессиональным музыкантом, она тем не менее получила серьезное му­зыкальное воспитание и образование.

По воспоминаниям Ю. Д. Энгеля, Т. Ф. Шлёцер «рано стала порядочно иг­рать на фортепиано и еще девочкой 14 лет познакомилась с вышедшими тогда сочинениями Скрябина. От этих сочинений она, как и старший брат ее Б. Ф. Шлё­цер, были в восторге <...> Лет 18-ти Татьяна Федоровна <•..> впервые услы­шала третью сонату Скрябина от Буюкли, игравшего ее тогда в своих концер­тах. „Это, — рассказывает Татьяна Федоровна, — было самое сильное впечатле­ние в моей жизни. Кроме Скрябина, я после того ничего играть не хотела. Меч­тала увидеть композитора"» (Энгель, с. 59—60).

Т. Ф. Шлёцер познакомилась со С. через Б. Ф. Шлёцера, знавшего С. с 1898 г. Она занималась под руководством С. композицией с ноября 1902 г. по весну 1903 г.; см.: 1902, ноябрь.

Родители Т. Ф. и Б. Ф. Шлёцер, Федор Юльевич и Мария Александровна (урожд. Боти), переселились в Россию из Бельгии. Ф. Ю. Шлёцер — юрист no-профессии— долгое время работал судебным следователем в городах Северного Кавказа. М. А. Шлёцер была хорошей пианисткой, ученицей Т. О. Лешетицкого. Семья была высококультурной, в доме Шлёцеров всегда интересовались всем новым в литературе и искусстве, свободно владели многими иностранными язы­ками. Так, Ф. Ю. Шлёцер знал девять языков (п. Марины А. Скрябиной к О. М. Томпаковой от 18 мая 1982 г. — Личный архив О. М. Томпаковой).

21 июля. С. жалуется на свою перегруженность: «Я букваль­но погряз в работе: симфонию инструментую, фортепианные вещи сочиняю, зато либретто подвигается медленно и философски за­нимаюсь тоже мало: прочел только Ибервега» (п. С. к Б. Ф. Шлё­церу. — Письма, с. 286).

Имеется в виду книга Ф. Ибервега и М. Гейнце «Очерки истории новой фи­лософии» (Спб., 1898—1899).

До 6 августа. С. пишет 3. И. Монигетти, что за лето «обяза­тельно должен кончить 30 вещей, чтобы расквитаться с Беляевым! и ехать за границу» (Письма, с. 287).



Летопись жизни и творчества


1903



 


С. должен был отдать М. П. Беляеву долг в три тысячи рублей (см.: 1903, 15 марта).

7 августа. С. пишет Б. Ф. Шлёцеру: «С удовольствием и вели­чайшей легкостью проглотил книгу Куно Фишера [„История фи­лософии"]. Хочу прочитать все тома. Занимаюсь фортепианными вещами, среди которых есть этюд, по силе и величию превосходя­щий 3-ю симфонию. Кстати, не присылаю Вам тем, так как она (симфония) подверглась переделке. Передам Вам их лично в Швейцарии» (Письма, с. 289).

Очевидно, речь идет об этюде cis-moll op. 42.

27 августа. С. обещает М. П. Беляеву выслать ему в конце ■сентября все написанные им за лето сочинения, то есть фортепиан­ные пьесы ор. 30—42 (Письма, с. 290).

За лето С. были сочинены: 4-я соната (Sonate № 4) op. 30; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 31; Две поэмы (Deux poemes) op. 32; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 33; «Траги­ческая поэма» («Роете tragique») op. 34; Три прелюдии (Trois preludes) op. 35; «Сатаническая поэма» («Роете satanique») ■up. 36; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 37; вальс (Valse) op. 38; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 39; Две мазурки

(Deux mazurkas) op. 40; поэма (Роете) op. 41; Восемь этюдов

(Huit etudes) op. 42.

К 4-й сонате С. был составлен позднее пояснительный текст на франц. яз. ■поэтически-аллегорического плана (п. С. к Н. Ф. Финдейзену от 13 дек. 1907 г.— Письма, с. 493; рус. пер. в изд.: Скрябин, II, с. 318).

Лето. Б. Л. Пастернак, живший в то время рядом с дачей Скрябина в Оболенском, писал о впечатлении, которое производи­ла сочинявшаяся тогда 3-я симфония: «Боже, что это была за му­зыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушения. Ее всю переполняло содержание, до безумия раз­работанное и новое... Не было в симфонии ничего ложно глубокого или риторически почтенного, „как у Бетховена", „как у Глинки"... но трагическая сила сочиняемого торжественно показанного всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия <...> Скрябин почти средствами предшественни­ков обновил ощущение музыки до основ... Скрябин не только ком­позитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворенное тор­жество и праздник русской культуры» (Пастернак Б. Л. Лю­ди и положения. — Новый мир, 1967, № 1, с. 209, 212).

По воспоминаниям Б. Л. Пастернака, С. «спорил с отцом [Л. О. Пастернаком] о жизни, об искусстве, о добре и зле, нападал на Толстого, проповедовал сверхчеловека, аморализм, ницшеан­ство... Скрябинские рассуждения о сверхчеловеке были исконной русской тягой к чрезвычайности» (Пастернак Б. Л. О Скря­бине и Шопене. — Сов. музыка, 1967, № 1, с. 100).


Москва. 29 августа. Возвращение Скрябиных из Оболенского в Москву (п. С. к М. П. Беляеву от 27 авг. — Письма, с. 290).

16 октября. М. П. Беляев получил от С. письмо, в котором он просил разрешения отсрочить присылку новых фортепианных со­чинений ор. 30—42 (Переписка, с. 190).

Петербург. 1 ноября. С. приехал в Петербург, чтобы лично пе­редать М. П. Беляеву вновь сочиненные фортепианные произведе­ния ор. 30—42. С. останавливается в доме Беляева на Николаев­ской ул. (п. С. к В. И. Скрябиной от 3 нояб. — Письма, с. 291 — 292).

2 ноября. С. играет отрывки из 3-й симфонии А. К. Лядову, «которому она очень нравится» (п. С. к В. И. Скрябиной от 3 нояб. — Письма, с. 292).

8 ноября. В. И. Скрябина сообщает С. о получении письма от меценатки М. К. Морозовой, в котором она уведомляет С. о своем решении выплачивать ему ежегодную денежную субсидию в сум­ме 2400 рублей (п. В. И. Скрябиной к С. от 8 нояб. — ГМС, инв. № 1298).

Оригинал письма М. К. Морозовой к С. не сохранился. С. пишет жене: «Беляев вполне одобряет мое намерение пере­селиться в Дрезден...» (Письма, с. 292).

С. присутствовал на концерте Петербургского филармониче­ского общества под упр. А. Никиша, в котором исполнялись про­изведения Бетховена, Вебера, Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова (Письма, с. 293).

14 ноября. С. «исполнил наконец свою симфонию перед сон­мом петербургских композиторов и, о удивление! Глазунов в вос­торге, [Римский-] Корсаков очень благосклонен. За ужином под­няли даже вопрос о том, что хорошо бы Никиша заставить испол­нить ее» (п. С. к В. И. Скрябиной от 15 нояб. — Письма, с. 293).

22 ноября/5 декабря. В Вене в концерте Филармонического об­
щества под упр. В. И. Сафонова исполнена симфоническая поэма
«Reverie» С, имевшая «серьезный успех у публики и критики»
(РМГ, 1903, № 50, стб. 1247; Сафонов, с. 127).

23 ноября. Состоялось последнее перед кончиной М. П. Беляева
свидание его со С. (Танеев СИ. Дневники за 1903 г.—
ГДМЧ, ф. В., инв. в4, № 42).

27 ноября. С. присуждена Глинкинская премия за 1903 г. за «Reverie» («Мечты») ор. 24, 1-ю симфонию ор. 26, прелюдии ор. 27 и фантазию ор. 28 (п. М. П. Беляева к В. В. Стасову от 25 нояб. — ЛГК, инв. № 432).

Москва. 28 ноября. Возвращение С. из Петербурга. С. в пись­ме сердечно благодарит М. П. Беляева за его гостеприимство, «ла­ски и доброе участие...» (Письма, с. 295).

29 ноября. С. благодарит В. В. Стасова за «любезное посред­ничество» и за честь принять очередную Глинкинскую премию (Письма, с. 295).



Летопись жизни и творчества


1904 ■



 


3 декабря. Побывав на музыкальном вечере у С, где была ис­полнена на рояле 3-я симфония, С. И. Танеев записал в дневнике: «Талантливо. Очень недурно в гармоническом отношении» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).

5 декабря. С. получил первую денежную субсидию (200 руб.) от М. К. Морозовой (п. С. к М. П. Беляеву, с. 296).

1518 декабря. С. сообщает М. П. Беляеву: «Работа, которую я окончил, не музыкальная — это слова 1-го действия оперы. По­немногу оканчиваю инструментовку 3-й симфонии» (Письма, с. 297).

Петербург. 31 декабря. Смерть М. П. Беляева. С. присутству­ет на похоронах (п. А. К. Глазунова к С. И. Танееву от 5 янв. 1904 г. — ЦГАЛИ, ф. № 880, он. 1, ед. хр. 191, л. 22).

Москва. Конец года. Художник В. И. Суриков в разговоре с М. К. Морозовой проявляет интерес к музыке С. (Морозо­ва М. К. Воспоминания. —ЦГАЛИ, ф. № 1956, оп. 2, ед. хр. 7, л. 155).

Б. д. И. Ф. Стравинский рассказывает о своих первых встречах со С. в Петербурге, в доме Н. А. Римского-Корсакова и об их сразу же возникшей обоюдной антипатии. Стравинскому не нра­вилось «высокомерное» обращение с ним С, раздражали «манера Скрябина постоянно дискутировать на тему о направлении Шо­пен—Лист, противопоставляя ее германским традициям», и то, что •С. считал «чудесную фа-минорную фантазию Шуберта для форте­пиано в четыре руки... музыкой для барышень» (Стравинский. Диа­логи, с. 46).

Около 1903

Сочинение «Листка из альбома» («Feuillette d'album»), без опу­са (автограф. — ГМС, инв. № 652). Впервые опубл.: Скрябин. Соч., П.

Москва. 14 января. А. Б. Гольденвейзер исполнил на Вечере нового искусства этюд С. h-moll op. 8 (Новости дня, 1903, 24 янв., № 7411, Хроника).

29 января. С. получил заграничный паспорт для выезда в Швей­царию (паспорт. — ГМС, инв. № 217).

1 февраля. С. обращается к А. К. Лядову с просьбой включить ■его в число членов Общества музыкальных пятниц имени М. П. Беляева, которое предполагалось учредить (Письма, с. 299).

Первая половина февраля. С. сообщил В. И. Сафонову о своем решении расстаться с Верой Ивановной и создать новую семью с


Т. Ф. Шлёцер. Он писал об этом разговоре М. К. Морозовой: «...Я имел неосторожность сказать ему об очень важном событии в мо­ей жизни; Вы, конечно, догадываетесь, о чем именно» (Письма,

с. 303—304).

15 февраля. Материальная необеспеченность вынуждает С. просить Совет душеприказчиков М. П. Беляева сохранить за ним порядок авансирования в счет будущих работ, установленный Бе­ляевым: «Может быть, приняв во внимание сказанное, Совет най­дет возможным сохранить мне те же условия если не навсегда, то на несколько лет» (Письма, с. 300).

19 февраля. Отъезд С. в Швейцарию. С. писал А. К. Лядову 15 февраля: «Вещи уже распроданы и билет взят. <...> Я просил бы этот раз прислать деньги на имя жены по московскому адресу. Она остается еще несколько дней после меня» (Письма, с. 301).

28 февраля. Ф. И. Грус выслал С. (из Петербурга) первые кор­
ректурные оттиски и эскизы титульных листов фортепианных пьес
ор. 38—41 и второй корректурный оттиск 4-й сонаты (п. Груса к
С. — ЛГК, инв. № 4344/24—274).

29 февраля. Не придавая еще значения увлечению С. Т. Ф. Шлё­
цер, В. И. Скрябина с детьми — Риммой, Еленой, Марией и Львом
выехала из Москвы в Женеву вслед за С. (п. В. И. Скрябиной к
3. И. Монигетти от 11/24 марта. — ГМС, инв. № 600).

Женева. 1/14 марта. С нетерпением ожидая приезда Т. Ф. Шлё­цер, С. сообщает ей подробный маршрут путешествия из Москвы в Женеву. «Страшно хочу тебя как можно скорее видеть» (Пись­ма, с. 303).

5/18 марта. Приезд в Женеву В. И. Скрябиной с детьми (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 9/22 марта. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 3—4).

До 8/21 марта. В поисках более дешевого жилья С. с семьей переехал из Женевы в дачное место Везна (Vezenaz) на берегу Женевского озера (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 9/22 марта. —ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 3—4).

Везна. 11/24 марта. В. И. Скрябина описывает 3. И. Монигет­ти пребывание в Везна: «У нас довольно миленький домик с пол­ной меблировкой и посудой, с маленьким, но хорошеньким сади­ком, с чудным видом на озеро и горы <...> У Саши есть комната на самом верху; там стоит пианино (рояля нет в целой Женеве) и там он может уединяться» (ГМС, инв. № 600).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: