После 24 июля/6 августа. С. пишет М. К- Морозовой: «...В Bogliasco я нахожусь наконец в обстановке, которая не только не мешает мне сосредоточиться и работать, как это было всю мок
140
Летопись жизни и творчества
1905
жизнь, но которая так успокаивает и окрыляет воображение....Татьяна Федоровна... так глубоко понимает, что нужно для моего творчества...» (Письма, с. 388).
С. делится с М. К. Морозовой новыми творческими замыслами: «Я... задумал поэму для оркестра, которая еще больше, чем 3-я симфония, подготовит к восприятию духа моего следующего произведения» (Письма, с. 388).
После 2/15 августа. С. написал «три небольшие вещицы для фортепиано и две для оркестра» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 389).
«Небольшие вещицы — по-видимому, Три пьесы ор. 49.
7/20 августа. У В. И. Скрябиной в Везна гостил В. Ю. Вил-луан и встретил «самый радушный прием» (п. Виллуана к В. И. Сафонову. — ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 529).
9/22 августа. С. завершена прелюдия ор. 48 № 4 (автограф.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 323).
12/25 августа. С. выслал Ф. И. Грусу рукопись четырех прелюдий ор. 48 для фортепиано (п. С. к Грусу. — Письма, с. 390).
До 20 августа. По просьбе С., остро нуждавшегося в деньгах, А. К. Лядов обратился к другим членам Попечительного совета, указав, что не возражает против аванса С. еще до получения корректуры прелюдий ор. 48: «...Придется выслать ему 400 рублей — не более, конечно» (п. Лядова к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 3941).
26 августа. А. К. Глазунов (из Петербурга) пишет С, что ему «чрезвычайно нравится Третья симфония» (ГМС, инв. № 95).
1 сентября. По рекомендации и при содействии В. И. Сафонова Художественный совет Московской консерватории постановил пригласить В. И. Скрябину на должность преподавателя по классу фортепиано (постановление Совета. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 2, ед. хр. 24, л. 39 об.).
12 сентября. Возвращение в Москву В. И. Скрябиной с детьми— Марией, Еленой и Львом (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 19 сент. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 17—18).
29 сентября/12 октября. М. К- Морозова посетила С. в Боль-яско: «Скрябин мне... говорит, что я пошла назад тем, что ставлю Бетховена выше Вагнера» (п. Морозовой к В. Ф. Снегиреву.— ГБЛ, ф. 171, п. III, ед. хр. 11).
6 октября. В № 1196 газ. «Новости сезона» (Москва) объявление о предполагаемом включении 3-й симфонии в программы концертов РМО на сезон 1905/06 г.
9 октября. Астраханское отделение РМО включило, в программы сезона 1905/06 г. фортепианный концерт С. (РМГ, 1905, № 41, стб. 996).
13/26 октября. Рождение дочери С. и Т. Ф. Шлёцер — Ариадны (п. С. к М. К- Морозовой. — Письма, с. 398).
При крещении Ариадны в России в 1910 г. дата ее рождения была оши-
бочно указана в метрической книге как 18 окт. 1905 г. (Архив ЗАГСа г. Москвы, инв. № 8391).
5—18 ноября. С. пишет М. К. Морозовой: «„Роете Orgiaque" все еще не окончена» (Письма, с. 399).
14/27 ноября. С. посетила М. С. Неменова-Лунц, жившая вблизи Больяско: «...Мое божество... играет, показывает мне свои вещи <...> В „Поэме экстаза"... отдельные места интересны по гармонии, до того необычны» (п. Неменовой-Лунц к Л. В. Николаеву. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 367).
По воспоминаниям Неменовой-Лунц, «Поэма экстаза» «создавалась в крохотной полутемной квартирке, снятой Александром] Н [иколаевичем] у владелицы зеленной лавочки. В этой лавочке с утра до ночи стоял шум и гул <...> Для работы было разбитое пианино, на полтора тона ниже нормального строя, взятое напрокат из кафе. Мимо окон с грохотом проносились поезда. Несмотря на эту обстановку, на постоянную заботу о том, как свести концы с концами, Александр] Н [иколаевич] ни разу не пожаловался... с упоением, с лихорадочным подъемом работал он над новым сочинением» (Неменова-Лунц М. С. Из воспоминаний ученицы. — ГМС, инв. № 8, с. 18, 13).
21 ноября/4 декабря. Т. Ф. Шлёцер рассказывает о круге знакомств С. в Больяско: «Немного разнообразия в нашу жизнь внесли новые знакомые. Поляк, социал-демократ [В. А. Кобылянский] с женой, бывшей ученицей моего дяди... она философски образована... Саша нашел возможным изложить ей основы своего учения... Теперь гостит у них... бывшая Сашина ученица Неменова... она поразила нас своим глубоким и серьезным отношением к его творчеству» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. К. Морозовой. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 46).
27 ноября. С. присуждена Глинкинская премия за 2-ю симфонию ор. 29 (постановление Попечительного совета. — ЛГК, инв. № 4338/18, л. 55).
12 декабря. Попечительный совет предложил С. за фортепианные пьесы ор. 49 по 50 рублей за каждую «ввиду их краткости» (п. Попечительного совета к С. — ГМС, инв. № 194).
24 декабря/6 января. С. пишет Попечительному совету: «Считая предложенный Вами гонорар за мои последние сочинения для себя оскорбительным и видя в Вашем предложении желание фирмы Беляева порвать со мной всякие отношения... прошу немедленно вернуть мне рукописи» (Письма, с. 402).
Конец декабря. С. пишет Л. А. Скрябиной: «Вот уже два месяца, как мы оторваны от России. <...> Занимаюсь очень много, хотя в последнее время состояние моих нервов не особенно благоприятствует усиленной работе. Таня... такая высокая, отзывчивая натура. Она до такой степени прониклась моими идеями и моим творчеством, так помогает мне во всем...» (ГЦММК, ф- 31, ед. хр. 626).
Летопись жизни и творчества
1906
О. Э. Мандельштам писал в 1905 году: «В роковые часы очищения и бури мы вознесли над собой Скрябина, чье солнце-сердце горит над нами» (Мандельштам О. Э. Пушкин и Скрябин. Рукопись. — Цит. по: Дельсон В. Ю. Скрябин. — М., 1971, с. 6).
По словам И. Ф. Стравинского, С. «предполагал поставить эпиграф в партитуре своей... „Поэмы экстаза", это было не что иное, как „Вставай, проклятьем заклейменный", первая фраза „Интернационала"» (Stravinsky I. Poetique musicale. — Paris, 1952, p. 70).
12 января. В Москве В. И. Скрябина играет произведения С. в доме М. К. Морозовой (п. Морозовой к Б. Н. Бугаеву. — ГБЛ, ф. 25,'оп. 34, ед. хр. 8, л. 60).
Больяско. До 23 января / 5 февраля. С. по-прежнему в тяжелом материальном положении. Он пишет Попечительному совету, что «ни за одну вещь не получал менее ста рублей» и поэтому «должен начать сношения с другим издательством...» (Письма,. с. 404).
С. просит М. К. Морозову повлиять на В. И. Скрябину и сообщает: «Только что получил письмо от Веры, в котором она отказывает в разводе» (Письма, с. 406).
Р. М. Плеханова рассказывает о начале знакомства С. с Г. В. Плехановым: «Встретились мы с ним в гостеприимной семье Владислава Александровича Кобылянского, революционера, члена социал-демократической партии Польши и Литвы. И вот однажды вечером у Кобылянских мы познакомились с Александром Николаевичем и с Татьяной Федоровной... Мы были от обоих в восторге. Тонкое, почти женственное, одухотворенное лицо Александра Николаевича с наивно-мечтательными глазами, в которых отражался целый мир звуков и мелодии, и рядом Татьяна Федоровна, грациозная... с... красивым живым лицом, производили чарующее впечатление <...> Зашел разговор о событиях на родине, о • революционном движении, охватившем всю страну и достигшем кульминационного пункта в декабрьские дни 1905 г., о подавлении революции и о правительственных репрессиях. Оказалось, что Александр Николаевич... с глубоким интересом следил за героической революционной борьбой, выражая свое сочувствие революционерам <...> В нем явился порыв излить свои чувства в музыке, он подошел к роялю и начал играть... и перешел к исполнению некоторых мест из „Поэмы экстаза"... Чудесная музыка, уносящая в область высокого идеала, бесподобное исполнение произвели... на Плеханова сильное впечатление... Александр Николаевич... сказал нам, что музыка эта навеяна революцией и идеалами, за которые теперь борется русский народ, и поэтому эпиграфом
поэмы он решил взять призыв: „Вставай, подымайся, рабочий народ"» (Плеханова, с. 65—66).
Р. М. Плеханова ошибочно относит встречу Г. В. Плеханова и С. к февралю 1906 г. (Скрябины уехали из Больяско в конце января).
Женева. Конец января. Переезд С. с Т. Ф. Шлёцер и дочерью Ариадной из Больяско в Женеву (п. С. к М, К. Морозовой.—
Письма, с. 405).
2/15 февраля. С. благодарит Э. К. Метнера за приглашение сотрудничать во вновь открывшемся журн. «Золотое руно» (Письма, с. 407).
3/16 февраля. Т. Ф. Шлёцер рассказывает о жизни С. в Женеве: «Устроились мы здесь отлично: у нас хорошая вилла с садом и даже с электричеством. <...> Саша с увлечением читает Плеханова» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв.
■-№ 1238).
4/17 февраля. С. пытается возобновить деловые контакты с издательской фирмой П. И. Юргенсона (п. С. к. Б. П. Юргенсону,—
Письма, с. 408).
18 февраля. Б. П. Юргенсон отказывает С: «Условия, предложенные Вами, превышают финансовые возможности фирмы» (ГМС, инв. № 1332).
Б. П. Юргенсон имел в виду расценки на сочинения С, составленные Т. Ф. Шлёцер (Памятная записка о расценках на сочинения С. — ГМС, инв. № 1340).
До 23 февраля. В Петербурге состоялась генеральная репетиция 3-й симфонии С. Дирижер Ф. М. Блуменфельд. Присутствовавший на репетиции Н. А. Римский-Корсаков был раздражен составом оркестра: «„Зачем восемь валторн, когда того же эффекта, а может, даже и большего, можно было бы добиться с обычными четырьмя валторнами?!"
— А как Вы расцениваете саму музыку? — спросили у Рим-ского-Корсакова. — „Что буду говорить: музыка на грани гениального!"» (Гнесин М. Ф. Из записной книжки. — Муз. жизнь, 1958, № 2, с. 21).
23 февраля. Первое исполнение в России 3-й симфонии С. в Большом зале петербургского Благородного собрания в 1-м РСК. Дирижер Ф. М. Блуменфельд (программа. — ГМС, инв. № 96)..
26 февраля. С. В. Рахманинов (из Москвы) пишет А. К. Глазунову, что разбирал «последние сочинения Скрябина ор. 45, 46, 47. Если ты не видал, советую посмотреть. Любопытно. В особенности „Роете fantastique"» (Рахманинов, I, с. 365).
В № 10759 газ. «Новое время» статья Н. [Кочетова], в которой говорится, что С. в своей симфонии «талантливо отразил „Тристана" и „Парсифаля"».
Я. Я. Витол выступил в газ. «St-Petersburger Zeitung» (№ 37) ■со статьей «Первый русский симфонический» (перепеч.: Витол,
Летопись жизни и творчества
1906
14;:
190—192). Оценивая творчество С, он назвал его «самым значительным представителем молодых русских композиторов». В статье отмечается, что 3-я симфония С. «по сравнению с его предыдущими симфоническими сочинениями представляет собой уверенный шаг к мастерству не во внешнем, техническом смысле-— тут Скрябин уже достиг мастерства. <...> Симфония по своему гармоническому языку весьма необычна, может быть, даже немного манерна, по контрапункту и ритмике необычайно сложна, зато форма ее очень ясна и дает возможность уже при первом прослушивании ориентироваться в необычном изобилии, которое содержит партитура. Это относится особенно к самой прекрасной из трех частей, средней — роскошному пиршеству звуков...»
28 февраля. В. В. Стасов пишет С: «С великим восхищением я присутствовал на торжестве Вашей III симфонии „Le divin роете". С этой симфониею Вы сильно выросли! Вы уже совсем большой музыкант стали. В таком роде, складе, виде, форме и содержании, как создана эта симфония, у нас еще никто не писал! Конечно, тут еще немало Рихарда Вагнера, но тоже тут есть уже много, громадно много и самого Александра Скрябина. Какие задачи! Какой план! Какая сила и какой склад! Сколько страсти и поэзии во II части (Voluptes)! Но и оркестр — какой чудесный, могучий, сильный, иногда нежный и обаятельный, иногда блестящий! Да, у Вас теперь есть русских уже много сторонников и почитателей» (Скрябин, с. 231).
Февраль. По воспоминаниям А. В. Оссовского, симфония С. «произвела ошеломляющее, грандиозное действие <...> Нам казалось, что Скрябин этим произведением возвещает в искусстве новую эру...» (Оссовский А. В. Избр. статьи, воспоминания.— Л., 1961, с. 336).
«Общее впечатление от симфонии было мощным, грандиозным...» Она была воспринята как «новая, неведомая музыкальная стихия, как мятежный вихрь» (Дроздов А. Н. Воспоминания
0 А. Н. Скрябине. — Сов. музыка, 1946, № 12, с. 71).
2 марта. В Москве, в Малом зале консерватории первый публичный концерт В. И. Скрябиной из произведений С. Программа:
1 отд. Вальс ор. 1; мазурки e-moll, es-moll op. 3; ноктюрн op. 5;
этюды Cis-dur, As-dur, h-moll, gis-moll op. 8; II отд. Экспромты
op. 10; прелюдии e-moll, es-moll, Des-dur op. 11; экспромты op. 12;
прелюдии d-moll, f-moll op. 17; 2-я соната-фантазия op. 19;
III отд. Прелюдии b-moll, g-moll op. 37; прелюдия G-dur op. 39;
этюды Des-dur, cis-moll op. 42; поэма Fis-dur op. 32; «Сатаниче
ская поэма» op. 36 (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвейзе
ра, инв. № 1058).
До 3/16 марта. Отвечая М. К. Морозовой на упрек по поводу его разрыва с В. И. Скрябиной, С. писал: «Вся вина Тани только в том, что она любит меня, как Вера и думать не могла любить» (Письма, с. 411).
5 марта. В № 62 «Русских ведомостей» Ю. Д. Э [нгель] ппса. что музыка С. — «продукт новейшего времени, живущего напри женной, нервной жизнью; искусство, оторвавшееся от простых и здоровых настроений массы...»
7/20 марта. С. горячо благодарит В. В. Стасова за отзыв о 3-й симфонии: «Вы явились вестником моего первого очевидного успеха в Петербурге» (Письма, с. 415).
До 15/28 марта. С. пишет Ф. М. Блуменфельду: «Прими мою искреннюю и глубокую благодарность за прекрасное исполнение моей симфонии» (Письма, с. 416).
22 марта/4 апреля. С. признается М. К- Морозовой, что отсутствие постоянного издателя грозит ему «тяжелой перспективой близкой нужды» (Письма, с. 418). С. уверен, что «будет время... когда каждый человек... для того, чтобы услышать одну паузу из. моих творений, будет скакать с одного полюса на другой...» (п. С. к Морозовой. — Письма, с. 419).
28 марта/10 апреля. С. горячо защищает Т. Ф. Шлёцер и свой союз с ней: «Ваше последнее письмо... слишком оскорбительно для Татианы Феодоровны <...> Вы совершенно не поняли... кто она для меня и кто она сама по себе <...> Это высокая личность, из ближайшего общения с которой всякий развитой человек выносит только очарование. Но не в этом дело. Кто бы она ни была, она моя любимая жена <...> она дает мне громадное счастье...» (п. С. к 3. И. Монигетти. — Письма, с. 421).
9 апреля. В Киеве состоялся концерт В. И. Скрябиной. В программе— произведения С. (РМГ, 1906, № 16, стб. 413).
12 апреля. В Москве состоялся концерт К. Н. Игумнова, в программу которого были включены сочинения С: мазурка cis-moll op. 25; поэма Fis-dur op. 32; этюды Des-dur, cis-moll op. 42; 4:я соната (Лип а ев И. В. Московские письма. — РМГ, 1906,
№ 23/24, стб. 579).
18 апреля/1 мая. С. пишет М. К. Морозовой: «Политическая революция в России в настоящей ее фазе и переворот, которого я хочу, — вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента. Употребляя слово переворот, я делаю ошибку. Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством» (Письма,.
с. 422).
Март—апрель. Усиленные поиски С. нового издателя. Материальные трудности (п. С. к разным лицам. — Письма, с. 410—420; см. также: Н е м е н о в а-Л у н ц М. С. Воспоминания. — ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 31, л. 10—11).
В № 3/4 журн. «Весы» (см. 70—74) статья В. Каратыгина «О' музыке Скрябина», в которой «Сатаническая поэма» ор. 36 и вальс ор. 38 характеризуются как «судорожные порывы безвольной души к идеалам силы и сверхчеловечности».
Летопись жизни и творчества
1906
До 17/30 мая. С. публикует за свой счет через издательство «Societe de l'imprimerie centrale» брошюры со стихотворным текстом к «Поэме экстаза» в количестве 1 000 экземпляров. Стоимость издания составила 58 франков (счет типографии. — ГМС, инв..№ 4108).
Стихотворный текст к «Поэме экстаза» перепеч.: Русские пропилеи, т. 6.
10/23 июня. И. А. Левин (из Парижа) сообщил В. И. Сафоно
ву о намерении включить в программы своих концертов в Америке
в сезоне 1906/07 г. этюды ор. 8 и 42 (п. Левина к Сафонову.—
ГЦММК, ф. 1, ед. хр. 46, л. 1—4). ' •
17/30 июня. Сольный концерт С. в зале Женевской консерватории. Организатором концерта выступила Р. М. Плеханова. Программа: Концертное аллегро ор. 18; ноктюрн ор. 9; шесть прелюдий ор. 11; 3-я соната ор. 23; поэмы ор. 32; вальс ор. 38 (програм-.ма. —ГМС, инв. № 1022).
В программе слово «ноктюрн» зачеркнуто и рукою С. написано «Prelude».
По желанию С. часть сбора от этого концерта была назначена для освободительного движения в России (п. Т. Ф. Шлёцер к. М. С. Неменовой-Лунц от 29 июня/12 июля 1906 г. — ГМС, инв.
.№ 1235).
После 17/30 июня. С. пишет Л. А. Скрябиной: «Я действительно переживаю неприятные минуты, а главное, пока я и в будущем не имею ничего определенного. Мы с Таней очень устали, она еще больше, чем я; ей, бедненькой, приходится готовить самой, гладить, шить... Если бы ты знала, сколько у нее мужества, как она поддерживает меня своей твердостью...» (п. датируется по упоминанию концерта 17/30 июня 1906 г. — ГЦММК, ф. 31).
18/31 июня. Г. В. Плеханов, присутствовавший на концерте С. 17/30 июня, дарит ему свои книги «За двадцать лет» (Спб., 1906) с надписью: «А. Н. Скрябину от автора в знак искреннего уважения» и «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (Спб., 1905) с надписью: «А. Н. Скрябину от автора на память о 30 июня 1906 г.» (личная библиотека С. — ГМС).
27 августа/9 сентября. С. указал в письме М. К. Морозовой, что в стихотворном тексте к «Поэме экстаза» «выражено в главных чертах» его миросозерцание (Письма, с. 426).
Конец августа. С. решил совершить концертное турне по городам Европы: «Мы думаем покинуть Женеву и прежде всего отвезти Ариадночку к Таниной тете в Амстердам, а затем устроить концерты — там, в Брюсселе, Париже, Женеве и других городах. Эту зиму я хочу посвятить устройству своего материального положения <...> Теперь я получил также деньги от Морозовой... Могу заплатить долги... и уехать отсюда и начать действовать. Или пан, или пропал» (п. С. к Л. А. Скрябиной. Датируется по упоминанию о письмах к М. К. Морозовой от 27 авг./9 сент.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 624).
18 сентября. Попечительный совет предложил С. возобновить публикацию его произведений в издательстве М. П. Беляева (п. Попечительного совета к С. — ЛГК, инв. № 2326).
До 22 сентября /5 октября. С. закончил Четыре пьесы (Quatre pieces) op. 51: «Хрупкость» («Fragilite»); прелюдия (Prelude); «Окрыленная поэма» («Роете aile»); «Танец томления» («Danse languide») (п. С. к А. К. Лядову от 29 сент./12 окт. — Письма,.
с. 431).
Амстердам. 22—23 сентября/5—6 октября. Приезд С. с Т. Ф. Шлёцер и Ариадной из Женевы в Амстердам. Здесь Скрябины останавливаются в доме тетки Т. Ф. Шлёцер А. Боти (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1233).
29 сентября/12 октября. С. отвечает согласием на предложение А. К- Лядова (члена Попечительного совета) возобновить деловые отношения с издательством М. П. Беляева. С. объяснил, чта поссорился с Советом вовсе не из-за денег: «...Ясно, что не деньги играли роль в наших отношениях, а обида. Хотя вещи мои и были: небольшие, но ведь я в течение 14 лет получал за вещи еще меньшего размера по 100 рублей; как же я мог себе объяснить такую-перемену в оценке моих произведений, которые становятся, во всяком случае, не хуже» (Письма, с. 430).
Лето — осень. Г.В.Плеханов рассказывает, что по его совету С. начал изучать марксизм: «...Он был совершенно незнаком с материалистическим взглядом Маркса и Энгельса на историю <...> Несколько месяцев спустя... я увидел, что он, отнюдь не сделавшись сторонником исторического материализма, успел хорошо понять его сущность» (Плеханов Г. В. Из воспоминаний об А. Н. Скрябине. — В кн.: Лит. наследство, т. 1. — Л., 1931, с. 117). Осенью Плеханов дарит С. свои книги, брошюры и переводы: Плеханов Г. В. Четырнадцатое декабря 1825 года. Спб., 1906; Плеханов Г. В. В. Г. Белинский. Женева, 1899; Плеханов В. Г. Соч., ч. 1, 2 (1878—1884). Женева, 1905; Дневник социал-демократа Г. В. Плеханова. Спб., 1905; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Пер. с нем. Г. В. Плеханова. Женева, 1905 (личная б-ка С. — ГМС).
Б. д. Из философских записей С: «Если нет ничего, кроме моего сознания... Значит оно — господин вселенной... Опыт показывает другое. Как бы я ни хотел изменить в данный момент обстановку, в которой я нахожусь, я не в силах этого сделать._ Значит есть какие-то причины вне меня, вне моей воли находящиеся...» (Русские пропилеи, с. 190).
Г. В. Плеханов говорил о С: «Какой симпатичный и талантливый человек, но мистик неисправимый. Музыка его — грандиозного-размаха. Эта музыка представляет собой отражение нашей революционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика» (Плеханова, с. 175).
Ю. Д. Энгель вспоминал: «Скрябин увлекался тогда социализ-
Летопись жизни и творчества
1906
мом. Читал даже „Капитал" Маркса, но... Для Скрябина и социализм был только ступенью к каким-то дальнейшим, высшим мета-физически-мистическимчпланам» (Энгель, с. 62).
29 сентября/12 октября. В ответ на официальное предложение Попечительного совета (от 18 сентября) публиковать свои сочинения в издательстве М. П. Беляева С. выслал туда четыре пьесы ор. 51 (Письма, с. 432).
Брюссель. 8/21 октября. Приезд С. из Амстердама в Брюссель (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1233).
10 октября. Попечительный совет уведомил С. о принятии к печатанию в издательстве М. П. Беляева четырех пьес ор. 51 по 100 рублей за каждую (ГМС, инв. № 203).
До 23 октября /5 ноября. С. принимает предложением. И. Альт-шулера гастролировать в Америке (п. С. к Альтшулеру. — Письма, ■с." 433).
23 октября/5 ноября. Попечительный совет досрочно выплатил С. Глинкинскую премию за 1906 г. за 3-ю симфонию в качестве аванса для гастрольной поездки С. в Америку (п. Попечительного совета к С. — ГМС, инв. № 200).
В Лондоне Л. Годовский исполнил в концерте произведения С: этюды Des-dur, E-dur op. 8; f-moll op. 42; прелюдию и ноктюрн op. 9; поэму Fis-dur op. 32 (программа.—ГМС, инв. № 1132).
25 октября. В Н. Новгороде М. Н. Мейчик исполнил в концерте
ряд произведений С. (Волгарь, 1906, 24 окт., № 292, Театр и му
зыка).
26 октября/8 ноября. Концерт С. в зале «Societe Royale de la
grande Harmonie». Программа: Allegro de concert op. 18; прелю
дия op. 9; шесть прелюдий ор. 11; 3-я соната ор. 23; две поэмы
op. 32; три этюда; вальс ор. 38; «Листок из альбома» и «Причуд
ливая поэма» ор. 45 (1-е исп.) (программа. — ГМС, инв. № 918).
В Казани М. Н. Мейчик исполнил в концерте произведения С. (С[авви]н Н. Музыка в провинции. — РМГ, 1906, № 47, стб. 1110).
4 ноября. В Москве в Большом зале консерватории под упр. М. М. Ипполитова-Иванова исполнен фортепианный концерт С. Солистка В. И. Скрябина (рец.: Рус. слово, 1906, 5 нояб., № 271, Театр и музыка; Черешнев Г. Симфоническое собрание.— Моск. ведомости, 8 нояб., № 271).
Льеж. 6/19 ноября. С. исполнил в сольном концерте 2-ю сонату; прелюдию ор. 9; шесть прелюдий ор. 11; три мазурки (I отд.): 3-ю сонату (II отд.); две поэмы ор. 32; три этюда ор. 8; «Сатаническую поэму» ор. 36 (III отд.) (программа. — ГМС, инв. № 914).
Брюссель. 8/21 ноября. Сольный концерт С. Программа: I отд. — 2-я соната-фантазия ор. 19; мазурка es-moll op. 3; этюды As-dur, gis-moll op. 8; II отд. — 3-я соната ор. 23; три пьесы ор. 45; «Вроде вальса» ор. 47 (1-е исп.); четыре прелюдии ор. 37, две пре-
людии ор. 48; «Сатаническая поэма» ор. 36 (программа. — ГМС, инв. № 1120).
К каждой части 3-й сонаты была впервые «напечатана особая программа, конечно санкционированная композитором» (Энгель, с. 65. Пер. с франц. в изд.: Скрябин. Соч., II, с. 318. См. также: программа. — ГМС, инв. № 1120).
В Н. Новгороде состоялся сольный концерт В. И. Скрябиной. Программа: I отд. Вальс ор. 1; мазурки e-moll, es-moll op. 3; два ноктюрна ор. 5; этюды gis-moll, dis-moll, Des-dur, h-moll, op. 8. II отд. Экспромт fis-moll op. 10; прелюдии e-moll, es-moll op. 11; / экспромты op. 12; прелюдии d-moll, f-moll op. 17; 2-я соната-фантазия op. 19. Ill отд. Прелюдии b-moll, gis-moll op. 37; прелюдия D-dur op. 39; этюды Des-dur, cis-moll op. 42; «Сатаническая поэма» op. 36 (программа. —ГЦММК, ф. № 244, ед. хр. 299).
14 ноября. Газ. «Новости сезона» (№ 1329) сообщила об успехе С. за рубежом: «Московский композитор А. Скрябин выступил недавно в Брюсселе в концерте, составленном из его произведений для фортепиано. Местная пресса отзывается сочувственно о русском композиторе».
Роттердам. 18 ноября /1 декабря. С. пароходом «Ryndam» отплывает в Америку. В письме к Т. Ф. Шлёцер он впервые называет свое новое сочинение не «Роете orgiaque», а «Роете de l'Extase» (Письма, с. 439).
Пароход. 27—28 ноября/10— 11 декабря. С. пишет о своем путешествии: «Я-., никогда в жизни не входил в такое близкое соприкосновение с „привилегированным" классом сытых идиотов. <...> Об искусстве говорят, конечно, одни глупости <...> Раз вечером я играл в салоне на роскошном пианино Стейнвея и потом сделался „жертвой" нескончаемых оваций и восторгов. <...> Когда путешествуешь, то особенно ясно видишь, до какой степени житейские будни окутали мир серой пеленой. Как хочется праздника!» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 442).
Нью-Йорк. 28 ноября/11 декабря. Прибытие С. в Нью-Йорк (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 442).
29 ноября/12 декабря. В. И. Сафонов предложил С. дирижировать его фортепианным концертом вместо М. И. Альтшулера. «Если концерт будет иметь успех, то я повторю его в симфоническом Филармонического общества» (Письма, с. 443).
Возмущенный нравами буржуазного общества, С. писал Т. Ф. Шлёцер: «Ты знаешь, что Горького выселили!!! из отеля, в котором я теперь живу, когда узнали из газет... что особа, с которой он приехал, ему не жена!! Другие отели не хотели его принимать! Подумай, чему мы бы могли, подвергнуться! Но какие нравы! Невероятно!» (Письма, с. 444).
В № 171 газ. «Обозрение театров» (Спб.) сообщение о предстоящих гастролях С. в Америке.
1/14 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...У меня теперь дел
Летопись жизни и творчества
1906
без конца: и играть нужно, и с репортерами разговаривать, и в концерты ходить, и визиты делать <...> Это время каждый день появляются статьи обо мне. — Оказывается, здешний издатель перепечатал мой ноктюрн для левой руки, и он расходится тысячами» (Письма, с. 445).