31 августа и 1 сентября. С. присутствовал в консерватории на вступительных экзаменах по спец. фортепиано в качестве ассистента (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 217, л. 60—64).
1 сентября. С присутствовал в качестве ассистента на переэкзаменовке учащихся классов К- А. Киппа и А. А. Ярошевского (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 72).
Сентябрь. С. начал занятия с учениками своего класса в консерватории. В 1901/02 учебном году у него занимались: Красно-дембская О., Лойко А., Макриди А., Малиновская А., Матков-ская Ф., Неменова М., Саренко А., Сибилева О., Станнэк Е., Тар-беева Н., Эсаулова О., Горовиц А., Жадовский И., Златин М., Померанцев Ю., Эпштейн Б. (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 104).
17 сентября. С. послал М. П. Беляеву по его просьбе свою фотографию (Письма, с. 248).
8 октября. Н. А. Римский-Корсаков посетил С, который два раза подряд сыграл ему свою 2-ю симфонию (п. Н. А. Римского-Корсакова к Н. Н. Римской-Корсаковой. — ЛГИТМиК, ф. 7,
по
Летопись жизни и творчества
1901
разд. П-а, ед. хр. 24, л. 29; п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 249).
До 12 октября. С. отдал для публикации в литературно-художественном сборнике «На трудовом пути», сбор от которого предназначался на стипендию для детей-сирот учителей народных школ, прелюдию ор. 17 № 4 b-moll, ранее изданную М. П. Беляевым (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 249).
12 октября. «...Все это время я был так занят в консерватории и в [Екатерининском] институте, что не мог заняться симфонией.. Сижу над ней и вписываю последние строки. Очень она меня утомила. <...> Симфония длится около 40—43 минут. На рояле я ее играю скорее, 37—38 минут...
Не можешь ли ты узнать, когда Никиш хочет исполнить [1-ю] симфонию. Я читал в „Сигнале" о его намерении, но время там не было обозначено» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 249).
24 октября. С. продолжает работать над симфонией. «Мне очень стыдно, что я задержал симфонию, но я никак не думал, чтобы проверка знаков и написание лиг взяло столько времени. <...> Все свободное время отдаю работе» (п. С. к М. П. Беляеву.—■ Письма, с. 250).
28 октября. «Симфония твоя предполагается к исполнению в январе, но от этого ею все-таки надо спешить, ибо по получении партитуры оная подвергнется тщательному просмотру Толи [А. К. Лядова] и уже затем отдастся в переписку голосов. <...> От Никиша получил сведения, что хотя [1-я] симфония твоя поставлена в программу его Берлинских концертов, но исполнение ее зависит от того, достанет ли он и какие хоры? Вот тебе наглядное удобство сочинения девятых симфоний» (п. М. П. Беляева к С.—■ Переписка, с. 172).
7 ноября. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — А. Лойко (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 87).
Газеты сообщили о предстоящем исполнении А. Никишем 1-й симфонии С. (Рус. слово, 1907, 7 нояб., № 307; Курьер, 1907, 7 но-яб., № 308).
9 ноября. М. П. Беляев получил от С. партитуру 2-й симфонии
(Переписка, с. 173).
После 9 ноября. А. К. Лядов ознакомился со 2-й симфонией С. и пишет М. П. Беляеву: «Дорогой Митрофан, ну уж и симфония! Это черт знает что такое!! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же делась музыка? Со всех концов, со всех щелей ползут декаденты <...> После Скрябина — Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом» (Лядов, с. 141).
10 ноября. В Пятигорске В. И. Буюкли исполнил в сольном кон
церте 3-ю сонату С. В программе помещена обширная статья, на
писанная, вероятно, Буюкли и раскрывающая содержание произ
ведения (ГЦММК, филиал Гольденвейзера, инв. № 1119).
11 ноября. М. П. Беляев пишет С. по поводу исполнения 2-й симфонии: «...Должен тебе сознаться, что я был против твоего дирижирования <...> Я надеюсь, что Толя [А. К- Лядов] сделает все, что от него зависит, чтобы удачно провести твое сочинение, а тебя прошу приехать сюда не в день 1-й репетиции (которые бывают по вторникам), как ты это сделал с 1-ю симфониею, а дня за два, чтобы выяснить Толе твои намерения» (Переписка, с. 173).
24 ноября. С. сообщает М. П. Беляеву: «Рукопись симфонии я получил и сейчас же принялся за переписку. Через несколько дней 'вышлю ее <...> Я симфонию писал карандашом, потому что ты сам выразил такое желание, находя, что карандашом я пишу лучше» (Письма, с. 250—251).
С. оправдывается перед А. К. Лядовым за небрежность записи партитуры: «...Отправляя симфонию, я думал, что никогда еще я не сдавал рукописи в таком совершенном виде. <...> Огромное ■количество пропущенных знаков зависело, вероятно, от той ужас-'ной усталости, с которой я делал партитуру симфонии. 4-ю часть •спешу переписать» (Письма, с. 251).
28 ноября. В концерте учащихся консерватории выступили ученицы С. — А. Малиновская, А. Саренко и М. Неменова (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 88).
28 ноября. М. П. Беляев просит С. «выслать вновь переписан
ную [IV часть 2-й симфонии] вместе с прежнею и с замечаниями
Саши Глазунова. Репетиций будет три: вторник, четверг и пят
ница, т. е. 8-го, 10-го и 11-го января, и я советовал бы тебе выехать
5-го вечером, чтобы в воскресенье утром быть уже у меня, так как
это свободный день для Толи и ты мог бы переговорить с ним»
(Переписка, с. 174).
29 ноября. В. В. Стасов сообщил С. о присуждении ему Глин-
кинской премии (1000 руб.) за сочинения ор. 14—18. «Пожалуйста,
черкните мне, что Вы в последнее время сочинили и напечатали
и что еще имеете в виду. Вы знаете, как я люблю и ценю Ваши
'прекрасные сочинения и как ими интересуюсь» (Письма, с. 252).
2 декабря. С. отправил В. В. Стасову благодарственное письмо за пересылку премии. «В Петербурге надеюсь быть около 6 января и тогда, конечно, сочту приятнейшим долгом побывать у Вас»
(Письма, с. 252).
9 декабря. М. П. Беляев пишет С: «Ввиду сомнения в том, успеет ли переписчик партитуры и голосов твоей симфонии окончить свою работу ко 2-му концерту, я решился перенести всю программу 2-го концерта <■■•> на последний 3-й, который будет 16 февраля, следовательно, тебе надо приехать сюда 10-го февраля в день моего рождения» (Переписка, с. 175).
Москва. Декабрь. С. просит М. П. Беляева не переносить исполнение симфонии: «Меня очень огорчило то, что исполнение симфонии откладывается до февраля, так как этим задержится ее печатание. К тому же мне во всех отношениях было бы удобно,
Летопись жизни и творчества
1902
И;:
полезно и приятно побывать в Петербурге теперь, когда я отдыхаю после страшного утомления и когда мне так нужно рассеяться. <...> Некоторые москвичи (музыканты и немузыканты) хотели непременно приехать послушать симфонию, а некоторым из них возможно это сделать только после праздников в январе. <...> Если для этого нужно только немного поторопить переписчика, может быть, ты сделаешь» (Письма, с. 253).
13 декабря. М. П. Беляев сообщает С, что получил согласие А. К. Лядова исполнить 2-ю симфонию во 2-м РСК 12 янв. 1902 г. (Переписка, с. 176).
16 декабря. В доме С. состоялось прослушивание его симфо
нии; присутствовали: С. М. Ремезов, А. А. Брандуков, Ю. Э. и
Г. Э. Конюсы, А. Б. Гольденвейзер, Г. Л. Катуар, А. Ф. Гедике,
С. В. Рахманинов (Дневники Танеева, II, с. 292).
17 декабря. С. был в гостях у В. И. Сафонова во время визита
к последнему Н. А., Н. Н., А. Н. Римских-Корсаковых и В. В. Яст-
ребцева (Ястребцев, II, с. 222).
19 декабря. В концерте учащихся консерватории выступили ученики С. — А. Горовиц и Ю. Померанцев (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 89).
21 декабря. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене по классу педагогического фортепиано (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 217, л. 15—17).
24 декабря. С. отправил поздравительное письмо с наступающим Новым годом М. П. Беляеву и его семье (Письма, с. 254).
29 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «Весьма рад, что симфония идет 12-го и что мы скоро увидимся. Мне только очень стыдно злоупотреблять твоим гостеприимством» (Письма, с. 255).
Конец года. С. вновь хочет попробовать свои силы в качестве дирижера; он пишет М. П. Беляеву: «Хочу сообщить тебе еще одну приятную для меня новость, а именно: со следующей недели я буду каждый вторник дирижировать оркестром общества любителей оркестровой музыки. В следующий раз будем учить отрывки из „Раймонды" Глазунова. Я очень счастлив, что наконец осуществится это мое желание» (Письма, с. 253—254).
Б. д. В приложении к журн. «Нива» опубликован обзор В. В. Стасова «Искусство XIX века», в котором дается высокая оценка творчества С.: «...Все творения полны глубокого и могучего поэтического духа, необычайной красоты, вдохновения и оригинальной, иногда мистической силы...» (Стасов, V-б, с. 99).
Петербург. До 12 января. С. приехал в Петербург (Письма,
с. 255).
12 января. Первое исполнение 2-й симфонии ор. 29 во 2-м РСК под упр. А. К. Лядова (программа. — ГМС, инв. № 1913).
«...Римский-Корсаков на ужине у Беляева произвел своего родя „скандал": когда дошла очередь до него, то он объявил тенденциозный тост за консонанс, которым, по-видимому, сильно огорчил Скрябина и его музыкальных единоверцев» (Ястребцев, II,
с. 231).
Из рец.: «Автор симфонии хотел, по-видимому, выразить очень многое; в его творческой фантазии носились грандиозные образы, но им, этим образам, недоставало достаточной яркости, достаточной живости <...> Неудивительно, что и слушатель остается после симфонии г. Скрябина неудовлетворенным» (Ю. К. [Курдюмов Ю. В.] —Пб. листок, 1902, 12 янв., № 12).
13 января. В «Петербургской газете» опубликована рец. на кон
церт 12 янв. (В. Б. [Б а скин В. С] Вчерашний русский симфо
нический концерт. — Пб. газета, 1902, 13 янв., № 12).
14 января. В «Новом времени» появилась рец. на концерт
12 янв.: «В симфонии г. Скрябина пет идей, сколько-нибудь заслу
живающих внимания, развитие их однообразно до уныния, нет
контрастов, общий колорит сер от начала до конца. При этом
слишком много заимствований у Вагнера... или у Римского-Корса-
кова...» (Новое время, 1902, 14 янв., № 9290).
Появились также рец. в газетах: Новости и Биржевая газета, 1902, 14 янв., № 14; Спб. ведомости, 1902, 14 янв., № 13.
Н. А. Римский-Корсаков пишет А. Н. Римскому-Корсакову: «Я замечаю, что начинаю весьма расходиться с мамой в музыкальных вкусах: так, ей нравится симфония Скрябина, а мне она за исключением некоторых моментов — очень не нравится» (ЛГИТМиК, ф. 7, разд. VII, ед. хр. 668/8, л. 1—2 об.).
После 12 января. С. в письме к жене иронизирует по поводу премьеры 2-й симфонии: «...Я хочу немного оправиться после переполоха... Ты, вероятно, уже узнала из газет о моем триумфе. То-то было торжество! Ну, да слава богу, что было и прошло. Сафо-ныч был в концерте и может тебе подробно описать как исполнение, так и прием. Приблизительно это повторение прошлогоднего, хотя хлопали немного более и даже 5—6 голосов орали сильно, вызывая автора. Я, конечно, не вышел. Но зато, милая моя, друзья так меня балуют, что и описать невозможно <...> Сообщу тебе очень важную новость: Митрофан очень обрадовался, когда я за-товорил о выходе из консерватории, берется меня обеспечить (200 рублей, а при нужде и больше обязательно, а если сочиню больше, то, разумеется, расплата по количеству сочинений). Он вполне согласен со мной, что мне нужно как можно скорее выходить и предаваться композиции» (Письма, с. 255).
17 января. Мнение А. С. Аренского о симфонии: «...В этом с позволения сказать „сочинении" консонансов, кажется, вовсе нет, а в течение 30—40 минут тишина нарушается нагроможденными друг на друга без всякого смысла диссонансами. Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором. <...> Глазунов.
Летопись жизни и творчества
1902
вовсе не пошел в концерт, а Римский-Корсаков <...> говорил, что он не понимает, как можно до такой степени обесценивать консонанс, как это делает Скрябин» (п. Аренского к С. И. Танееву.— Танеев. Материалы, с. 173).
19 января. В № 3 РМГ (стб. 80—81) рец. на концерт 12 янв.: «Г. Скрябин — несомненный талант, во многом своеобразный, хотя ■еще не установившийся <...> Поспешность сказывается в недоделанности симфонии. В ней налицо хорошие, даже сильные моменты, зато немало жесткого, некрасивого; композитор точно щеголяет диссонансами и, к сожалению, настолько наполняет ими свою симфонию, что они начинают возмущать слух. Но это пройдет, перебродит и — увидите — на г. Скрябина можно возлагать хорошие надежды. Его 2-я симфония несомненно слабее 1-й — в той больше подъема, больше художественной законченности; в обеих симфониях отсутствует освященная традициями и великими мастерами классическая форма, но разве можно обвинить молодого художника за то, что его вдохновение не укладывается в прежние формы, а требует простора?»
Москва. До 24 января. С. возвратился из Петербурга (Письма, с. 257).
24 января. С. пишет М. П. Беляеву: «Прощаясь с тобой, я не мог высказать тебе моей глубокой благодарности за гостеприимство и заботы, которыми я был окружен у тебя в доме. Я так хорошо отдохнул и совершенно забыл артистические неудачи, постигшие меня в Петербурге. Вчера уже был в консерватории и начал свои занятия <...> На днях пришлю тебе рецензии Буюклив-ского концерта в Париже» (Письма, с. 257).
Январь. Э. К. Розенов рассказывал о сочинении С. текста оперы: «...В доме Гирша Скрябин читал мне написанное им самим либретто этой „философской оперы", как он ее называл. Подробностей не помню, но помню, что в 1-м акте герой-поэт сидит в своем кабинете и перед ним проносится ряд видений, выражающих идеалы скрябинско-ницшеанского мировоззрения. Потом какие-то гонения судьбы, проза жизни, чуть ли не тюрьма... В общем, выспренне и крайне патетично, но полное отсутствие действия и драматического сюжета» (Энгель, с. 49).
С. играл Э. К. Розенову I часть 2-й симфонии, «особенно гордясь началом разработки, где соединено 6 мотивов, встречающихся в изложении». Тот стал упрекать С. «в увлечении комбинационным творчеством под влиянием Р. Штрауса, которого он же перед тем раскритиковал. Но Скрябин, играя разные сочетания тем, утверждал, что все их можно расслышать и что это не „комбинация", а прямое его намерение» (Энгель, с. 52).
27 февраля. Объявлено о предстоящем концерте С. 5 марта (Рус. ведомости, 1902, 27 февр., № 57).
Зима. Л. Л. Сабанеев на ужине у В. И. Сафонова встретился ■со С. «Он пришел, помню, очень поздно, чуть ли не во втором ча-
су ночи <...> В это время он был уже автором второй симфонии. которая еще, впрочем, не была исполнена тогда. <...> В ту пор\ он был ницшеанцем и увлекался „сверхчеловечеством", за что ему доставалось в намеках от Сафонова. <...> В одно из следующих свиданий с В. И. Сафоновым я спросил его о Скрябине-композиторе. <...> „Саша Скрябин — большой, большой композитор",— сказал он, погодя. „Большой пианист и большой композитор"» (Сабанеев, с. 17).
1 марта. С. приглашает М. П. Беляева к себе: «Меня очень огорчил твой отказ, и все-таки буду надеяться, что ты передумаешь и приедешь хотя на 1-2 дня» (Письма, с. 259).
До 5 марта. С. отправил записку О. И. Монигетти, которая принимала участие в организации концерта 5 марта, осуществленного на средства семьи Монигетти, с просьбой о выдаче 15 бесплатных билетов и 40 программ (Письма, с. 259—260).
5 марта. Статья в газ. к предстоящему концерту из произведений С: «Оригинальность г. Скрябина неподдельная: у него своя художественная физиономия, своя манера, свой стиль, который уясняется в своих индивидуальных чертах при ближайшем ознакомлении. И произведения его, несмотря на свою сложность, вполне искренни: композитор писал их, „невзирая на лица", не зная другого суда, кроме собственной художественной совести, не сообразуясь с требованиями публики, а сам предъявляя ей новые и весьма повышенные требования. Пожелаем же от души успеха не музыке г. Скрябина, которая сама завоюет себе место, по праву ей принадлежащее, а его концерту. Обидно было бы, если бы наша публика не отозвалась и упустила случай поближе познакомиться с произведениями своего композитора, дожидаясь, чтобы его известность дошла до нас из-за границы». (Трубецкой С. Н. По поводу концерта Скрябина. — Курьер, 1902, 5 марта, № 63).
В Большом зале Благородного собрания концерт из произведений С. под упр. В. И. Сафонова. В программе: I отд. 1-я симфония. II отд. 3-я соната (исп. автор); «Reverie». Ill отд. Прелюдии gis-moll, E-dur, gis-moll, H-dur, cis-moll, Fis-dur, es-moll; мазурки E-dur, e-moll, f-moll, E-dur; полонез op. 21 b-moll. Исп. автор (программа. — ГМС, инв. № 9).
Скерцо из симфонии и «Reverie» были бисированы, С. после исполнения сольной программы играл четыре раза на бис. Ученики С. преподнесли ему бювар (п. В. И. Сафонова к П. Е. Кеппе-ну. — ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 125—126).
7 марта. В газ. «Русские ведомости» опубликована рец.: «Г. Скрябин'—бесспорно оригинальный и сильный талант... Музыка г. Скрябина-—продукт новейшего времени, живущего повышенно напряженной, беспокойной, нервной жизнью, искусство, оторвавшееся от простых и здоровых настроений массы, от широкого-благоуханного простора полей, лугов и лесов. Город, четыре стены, утонченные и усложненные настроения „верхних десяти ты-
Летопись жизни и творчества
1902
сяч" — вот область этого искусства <...> Не можем обойти молчанием одну странную подробность в концерте г. Скрябина; на первой странице программы концертант поместил собственный портрет...» (Ю. Э. [Энгель Ю. Д.] Концерт г. Скрябина. — Рус. ведомости, 1902, 7 марта, № 65).
Из рецензии Н. Кашкина: «А. Н. Скрябин ищет в музыке новых путей, но не порывает связей и с прошлым; свидетельством тому является и симфония <...> Всего более пленяет нас в этой музыке элемент именно лирический, достигающий удивительного подъема восторженного настроения <...> Во всяком случае такую симфонию мог написать только выдающийся богатый талант и от него мы вправе ждать очень и очень многого» (Моск. ведомости, 1902, 7 марта, №65).
В квартетном собрании Московского отделения РМО К. Н. Игумнов исполнил 2-ю сонату-фантазию ор. 19 С. (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 12; рец. — Рус. слово, 1902, 8 марта, №65).
8— 9 марта. Появились рец. на концерт 5 марта: Гриневский] А. Концерт А. Н. Скрябина. — Курьер, 1902, 8 марта, № 66; Шебуев Н. Негативы. — Рус. слово, 1902, 8 марта, № 65; Кочетов Н. Концерт А. Н. Скрябина. — Моск. ведомости, 1902, 9 марта, № 68.
11 марта. В. И. Буюкли исполнил в концерте прелюдии Des-
dur, b-moll и этюд dis-moll С. (рец. — Рус. слово, 1902, 13 марта,
№ 70; Рус. ведомости, 1902, 14 марта, № 72).
12 марта. В. И. Маурина исполнила в концерте ноктюрн ор. 9
С. (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвейзера, инв. № 1111).
После 12 марта. С. получил письмо (из Астрахани) от дирижера А. Л. Горелова с просьбой принять участие в концерте в Сестрорецке 19 июля (или в другой день) с исполнением концерта для фортепиано или порекомендовать исполнителя (ГМС, инв. № 598).
16 марта. С. И. Танеев записал в дневнике: «...Пришел Скрябин, очень давно переставший у меня бывать. Просидели с ним до 6 часов. Разговор — о Вагнере, Берлиозе, соврем [енной] культуре, нар [одных] песнях и прочее» (Дневники Танеева, II, с. 317).
18 марта. С. пишет М. П. Беляеву: «Все не мог собраться на
писать тебе после концерта, который, как ты, вероятно, уже зна
ешь, прошел с большим успехом. <...> Эти 2 недели я очень за
нят: пропустил много уроков в консерватории, а у меня 9 человек
кончает, так что пришлось с ними все время возиться. Кроме того,
начал сочинять, и много.
Не знаю, писал ли я тебе, что моя старшая дочь очень больна уже 3 недели. Завтра везем ее в клинику, где, может быть, понадобится операция. Мы все очень озабочены этим» (Письма, с. 260).
19 марта. На заседании Художественного совета консерватории
«по заявлению профессора А. Н. Скрябина ученица О. Сибилева и
ученик М. Златин оставлены еще на год на IX курсе для усовершенствования» (протокол. — ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 214, л. 8).
26 марта. «Для меня наступила самая ужасная пора: в институте по вечерам экзамены 12 дней подряд (350 человек), в консерватории тоже много занятий, одним словом, музыка от 2-х дня до 12-ти ночи. Ночью все-таки сочиняю: как нарочно, весной всегда приходит множество мыслей. Василий Ильич все просит меня остаться еще на год — я ни за что не уступаю. Самое большое, что я могу сделать, — это оставить 3 ученика (300 рублей в год), которые меня стеснить не могут. Они должны кончать на будущий год и непременно желают кончать от меня. <...> Зимой я поеду на 3 месяца за границу концертировать» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 261).
30 марта. В концерте учащихся консерватории выступили ученики С: Ю. Померанцев, А. Малиновская и М. Неменова, А. Горо-виц (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 16—17).
24 апреля. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене учеников класса педагогического фортепиано (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 217, л. 12—14).
11 —12 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене учеников класса спец. фортепиано А. К- Аврамовой, А. И. Гал-ли, А. И. Губерт, К- А. Киппа, Г. А. Пахульского, С. М. Ремезо-ва, А. А. Ярошевского (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1 ед. хр. 206, л. 45— 46,36,54).
19 мая. Экзамен учеников класса спец. фортепиано С. (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 142).
24 мая. Выпускной экзамен учеников консерватории класса С:
А. Горовица, А. Лойко, А. Малиновской, М. Неменовой, Ю. Поме
ранцева и О. Эсауловой (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 217, л. 52).
«Экзамен сошел действительно блестящим образом: ученички мои
играли один лучше другого. Только Померанцев забывал 2 раза
свою фугу и брал довольно много фальшивых нот — остальные
были безукоризненны. Горовиц сыграл концерт Листа, как опыт
нейший виртуоз. Малиновская и Неменова прямо очаровали все
собрание» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 262). На экза
мене, по-видимому, присутствовали С. Н. Трубецкой и М. К. Мо
розова (там же, с. 263).
С. присутствовал на заседании Художественного совета консерватории, где обсуждались результаты экзаменов и присуждение наград оканчивающим (протокол. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр. 168-а, л. 77).
До 25 мая. С. провел целый день у С. Н. и П. В. Трубецких (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 263).
25 мая. С. сообщает жене: «...Приходил Никита [Н. С. Моро
зов], и я играл ему [3-ю] симфонию — она ему нравится больше
1-й и 2-й. Вообще тема allegro всем ужасно нравится, это даже
меня немного огорчает! •—
Летопись жизни и творчества
1902
Учу латынь, греческий, а также и английский языки. <...> Трубецкая учила меня выговаривать хорошо: она говорит по-английски, как англичанка» (Письма, с. 263).
30 мая. Заседание дирекции Московского отделения РМО, на
котором обсуждался вопрос о намерении С. ликвидировать свой
класс в консерватории и не принимать новых учеников «с целью
всецело предаться композиции и концертировать за границей».
Было решено «принять к сведению и назначить А. Н. Скрябину
для поездки за границу с артистической целью пособие в размере
500 рублей из %% с капитала стипендий имени П. И. Чайковского»
(журнал заседания дирекции. — ЦГАЛИ, ф. 661, оп. 1, ед. хр. 106,
л. 37—38).
31 мая. Выпускной акт консерватории, в котором выступили
ученики С: А. Лойко, А. Малиновская, М. Неменова, Ю. Поме
ранцев, А. Горовиц (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 21—22; рец.:
Рус. слово, 1902, 1 июня, № 149). А. Малиновская и М. Неменова
получили малую золотую медаль, Ю. Померанцев и А. Горовиц —
большую серебряную медаль (Отчет МО РМО за 1901/02 г., с. 83—
84).
Оболенское. После 14 июня. С. переехал на дачу (п. С. к О. И. Монигетти.-—Письма, с. 264).
22 июня. «Я провожу время полезно, но в другом отношении: решительно ничего не делаю и в первый раз в жизни предаюсь отдыху в настоящем смысле этого слова» (п. С. к О. И. Монигетти.— Письма, с 264). В этом же письме С. советует О. И. Монигетти изучать гармонию по учебнику П. И. Чайковского. «Вы должны переделать все задачи, указанные в учебнике; можете сберечь их до осени и показать мне. <...> Полезно было бы писать задачи в ключах...» (там же).
10 июля. С. послал письмо О. И. Монигетти (не найдено)
(Письма, с. 266).
11 июля. М. П. Беляев сообщает С: «Завтра отошлют тебе пе
реложение 3-й части 2-й симфонии, а я не знаю, доволен ли ты
первыми двумя. <...> Напиши, что ты сочинил за последнее
время и скоро ли можно ожидать чего-нибудь законченного» (Пе
реписка, с. 181—182).
17 июля. «В настоящее время занимаюсь оздоровлением себя, предаваясь отдыху и физическим упражнениям. Хочу этим начать новый период моего существования. Заниматься музыкой начну с сентября и тогда же окончу все начатые мной сочинения, из которых главное — 3-я симфония. Одна часть ее (Allegro) уже окончена, другие в эскизах. Меня ужасно влечет работать, но я не смею позволить себе этого, так как рискую окончательно расстроить здоровье. Весной я чувствовал себя так нехорошо, что даже немного сомневался, способен ли я к выздоровлению. <...> Несмотря на страшное усилие воли не думать ни о чем, тем более о музыке,.
я сочинил 3 маленькие вещицы (мазурку, прелюдию и этюд) <...> Переложение [2-й симфонии], за немногим исключением, сделано хорошо. Надеюсь, Калафати не обидится за то, что я сделал некоторые поправки (большею частью облегчения). Что, партитура [2-й симфонии] уже послана в печать?» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 265).
22 июля. М. П. Беляев просит С. после просмотра переложе
ния 2-й симфонии сразу выслать его обратно в издательство для
отправки в печать. «По мере получения переложенных частей я
высылаю их партитуры в печать, а голоса могут гравироваться
только тогда, когда будет отослана обратно корректура...» (Пере
писка, с. 183).
23 июля. «Я продолжаю предаваться лени и решил делать это
до полного выздоровления. Чувствую себя лучше» (п. С. к
О. И. Монигетти. — Письма, с. 266).
После 5 августа. С. беспокоится о здоровье жены, ожидающей ребенка. «...Сегодня ночью я заснул только полчаса <...> Изволь мне сейчас же написать, как твое здоровье, иначе я заболею от беспокойства <...> Пожалуйста, вызови мамочку [О. И. Скрябину], успокой меня» (Письма, с. 267).
8 августа. С. выслал в издательство Беляева три последние части 2-й симфонии в фортепианном переложении В. П. Калафати (п. С. к М. П. Беляеву от 13 сент. — Письма, с. 275).
С. пишет 3. И. Монигетти: «Письмо Ваше от 30 июля пришло в мое отсутствие. Я как раз был в Москве и заходил на Вашу квартиру, чтобы узнать, когда Вы приедете в Москву <...> Жена моя с младшей дочерью находятся в Москве, я же со старшей и второй останусь здесь, пока позволит погода. В конце августа думаю отправиться недели на 2 или 3 в Крым или за границу...»