Специфические приёмы работы над изложением в школе для глухих детей.




1. Изложение с вариантами. Целесообразно проводить в 3 классе и в 1 четверти 4 класса. Направлено на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста. Данный приём выявляет необычайное разнообразие вариантов построения предложений, пересказа каждой из частей текста. Лучшие два записываются на доске и используются при изложении рассказа в целом. Учитель делит доску пополам и каждую половину на столько отделений, сколько пунктов в плане изложения. В верхнем левом отделении доски ученик пишет свой пересказ первой части. В это время ещё 1-2 ученика устно пересказывают первую часть текста. Второй ученик пишет на доске рядом с первым свой вариант изложения первой части. Затем класс проверяет как написал изложение первый ученик, дети исправляют ошибки. Затем проверяют изложение первой части вторым учеником. Аналогично проводится работа с другими частями. В итоге получаются 2 изложения, затем доску закрывают и ученики пишут изложение в тетрадях. Важный момент – лексическая работа. Этот приём помогает ученикам глубже понять смысл изложения как вида работы, а также оценить роль каждого слова в контексте и связей между словами.

2. Изложение по открытой книге. Следующий этап работы по формированию навыков самостоятельного изложения у глухих учащихся. Это продолжение работы с вариантами и также направлено на развитие самостоятельного логического мышления и речи учащихся. Ученики пишут изложение. Учитель подсказывает слабым ученикам, как можно пользоваться книгой. При проверке своих работ они снова обращаются к книге. В первых письменных пересказах по открытой книге у отдельных учащихся встречаются целые фразы и отрывки, списанные с книги довольно безграмотно. Постепенно ученики приобретают навык использования книги для совершенствования своих работ. В изложениях, написанных по открытой книге, постепенно становится всё меньше ошибок.

3. Изложение с использованием черновика. Средство самостоятельной проверки и корректировки логических, орфографических, стилистических ошибок. Направлен на развитие способности к самоанализу и самоконтролю. Ученики пишут изложение в черновиках, которые просматриваются учителем. Он подчёркивает ошибки, но не исправляет их. Ученики делают это самостоятельно. Целесообразно использовать в школе глухих с 4 класса. В средних классах помошь учителя в работе с черновиком постепенно сокращается.

 

19. Виды работ по развитию связной речи глухих школьников. Методика работы над рассказом по серии картинок. Составить план урока, используя материал учебников «Развития речи» для 1-4 классов.

Связная речь - речь организованная по законам логики, грамматики и композиции. Представляет собой единое целое. Имеет тему, выполняет опр функцию(коммуникатив) обладает самост, значимостью.

Виды работ по развитию связной речи:

- ППО:

• заявка,

• план,

• отчет

- С коммуникативной направленностью:

• описание событий,

• ведение дневников,

• написание писем,

• заметок,

• записок,

• ведение деловых бумаг: объявление, расписка, заявление, автобиография

- Традиционные виды:

• описание картины,

• составление рассказа по картине (серии картин),

• составление рассказа по началу или концу,

• рассказ по опорным словам,

• рассказ на заданную тему,

• изложение (разные виды),

• составление рассказа по деформированному тексту.

Работа по серии картин:

Текст = монолог = связная речь - это речь, организованная по законам логики и грамматики, представляющая собой единое целое, имеющая тему, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью (Текучев, методическое определение).

 

Текст - результат устной или письменной речи, состоящий не менее чем из двух предложений, образованных по законам данного языка (лингвистическое определение). Характеристики текста: целостность и связность. Существует несколько видов работы с рассказом по картинке:

- описание картинки;

- рассказ-повествование по серии картинок;

- рассказ-повествование по одной картинке;

- восстановление предшествующих или последующих событий относительно изображённых на картинке;

- рассказ по закрытой картине.

Цель этих видов работ - формирование у глухих детей умения строить связное высказывание. Работа над рассказом любого вида строится без опоры на диалогическую речь (вопросы). Вопросы могут быть использованы лишь для уточнения причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Должен быть предусмотрен постепенный переход от описания детьми выполненной работы (на уроках ППО) к составлению рассказов (1 класс):

1. Учащимся предлагается составить рассказ по трём картинкам, на которых дети делают гирлянду на ёлку, после того, как дети сами на уроках ППО сделали эту гирлянду.

2. Дети составляют рассказ о том, как мальчик лепил из пластилина зайца, опять же только после того, как сами они на уроках ППО эту работу проделали. На картинке - мальчик, заканчивающий свою работу, все материалы и инструменты лежат перед ним.

3. Составление рассказа по картинке «Украшение ёлки», где дети заняты различными видами деятельности.

4. Составление рассказа по серии картинок.

Каждая из картинок является структурной частью единого целого. Работа по серии картинок начинается в подготовительном классе, когда дети ещё не могут составить рассказ, но учатся размещать картинки в логической последовательности. С.А. Зыков предложил порядок работы по серии картинок:

- даётся первая картинка, остальные расставляются в логическом порядке;

- даётся центральная картинка, восстанавливается последовательность предшествующих и последующих событий;

- даётся одна картинка и пустые прямоугольники в соответствующем количестве и на определённых местах - дети сами дорисовывают в них возможные события.

После этого рекомендуется переходить к составлению рассказа по серии картинок, постепенно усложняя работу:

- даётся серия картинок, изображения на которых можно передать 1-2 предложениями; под каждой дети самостоятельно пишут то, что видят;

- предлагаются картинки с несколькими персонажами, дети составляют по каждой картинке 3-4 предложения;

- предъявляется центральная картинка, остальные пока закрыты от детей; школьники сначала рисуют, а потом пишут, что могло происходить до и после главного события; затем картинки переворачиваются, дети проверяют правильность своих догадок.

При обучающей работе по серии картинок порядок работы следующий:

1. Предъявление серии картинок (для усложнения - можно предъявлять их вразнобой, чтобы дети сразу же расставили их в логическом порядке), выяснение темы.

2. Словарная работа по каждой картинке.

3. Составление плана рассказа, устный рассказ по каждому пункту в отдельности, затем весь рассказ устно.

4. Орфографическая и грамматическая подготовка, и письменная работа.

 

20. Методика работы над двумя рассказами на уроках чтения в школе глухих. Привести план проведения урока, используя учебник для 3 класса.

 

Беседа при одновременном чтении двух рассказов вызывает большую активность детей. Класс делится на бригады: одна бригада читает один рассказ, вторая – другой. После чтения у детей возникают совершенно естественные вопросы (см. конспект).

Детям действительно интересно знать, о чём говорится в рассказе товарищей, следовательно, их вопросы вполне мотивированны. Ход беседы можно направить по любому руслу. Ответы записывает (или запоминает) каждая бригада. При этом включаются совершенно необходимые5 при такой работе фразы.

Таким образом, после ответов на вопросы у каждого ученика появляется запись по содержанию рассказа, который он не читал.

После этого детям предлагается сделать рисунки по своим записям, а затем подписать свои рисунки или рисунки товарища. Этот обмен рисунками нужен, во-первых, для организации общения, во-вторых, для осмысления содержания текста. Например, дети говорят: «Давай поменяемся рисунками»; «Я хочу поменяться рисунками с Таней» или, наоборот: «Я не хочу меняться с Таней». Здесь же присутствуют элементы рассуждения, т.е. ученик объясняет, почему он так поступает. Например: «Потому что я не понимаю Танины рисунки»; «Потому что Таня всегда неправильно рисует».

Ученик не может подписать рисунок, если не понимает его. Тогда он обращается к автору рисунка. Тот, рассказывая, уточняет содержание текста. Или если рисунок подписан неправильно, то в процессе коллективного обсуждения дети определыяют, что здесь сделано ошибочно. Зарисовки учеников и подписи к ним свидетельствуют об уровне осмысления прочитанного.

При одновременном чтении двух рассказов создаётся реальная возможность для максимального словесного общения между всеми учениками класса.

Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, расширяется тематика бесед, усложняются содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей. В 1 классе преимущество отдаётся фронтальной беседе учителя с классом, во 2 – беседы на знакомые темы может проводить «маленький учитель», в 3-4 классах целесообразно чаще проводить беседы бригадами и парами.

Увеличивается степень самостоятельности школьников и в использовании словаря и фразеологии. В 1 классе – даёт на доске или на карточках готовые вопросы и ответы, потом выписывает только новые или трудные слова и словосочетания, в 3-4 классах он чаще требует от етей построения конструкций по аналогии и самостоятелно.

 

21. Виды работ по развитию разговорной речи в 1–4 класса школы глухих. Методика работы по закрытой картине в школе глухих. Привести примерный план урока.

 

Виды работ по равитию разговорной речи определяются требованиями соответствующего раздела программы. На основании первой, второй, третей групп требований: 1.понимать обраени и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуууждение, 2. Обращаться к товарищам по заданию учителя или воспитателя, а так же по собственному желанию, 3.сообщать о выполнено и предстоящей работе – в практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета о их выполнении. В соответствии с 3 группой требований школе для глухих широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: