Развитие разговорной речи глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения.




 

На уроках ППО постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг с другом.

Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом – с использования обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания.

С самого начала ППО школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру, маленькому учителю о каждой выполненной операции и спрашивать разрешение на выполнение следующей. По ходу они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Большую трудность представляют вопросительные предложения. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, кгода появляется потребность в вопросительном предложении.

На уроках ППО школьники учатся в естественных условиях и ведению диалога. Практически каждый структурный момент урока, правильно организованный учителем, способствует возникновению диалогов между детьми. Учитель оказывает им своевременнцю помощь, предварительно отобрав и чётко продумав речевой материал, способы и место его преподнесения детям.

Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается с использования обращений в сочетании с побудительными предложениями.

Часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении.

В естественных условиях школьники учатся ведению диалога.

Способы ознакомления с новым материалом на уроке ппо:

1. сообщение реч.мат в условиях ппд;

2. показ предмета изготовления;

3. выполнение учителем необходимых действий;

4. пояснение словесными средствами;

5. использование логики мышления детей и развитие ее

Методические подходы к активации речевого сотрудничества глухих детей на уроке ппо:

1. создание ситуаций, в которых учащимся необходимо спросить что-то у друг друга

2. вовлечение в совместную работу

3. поощрение общения между детьми

4. следить, чтобы возникала потребность в вопросах

Формы организации:

-работа с «маленьким учителем»

- работа бригадами

-работа парами

 

24. Задачи, содержание, методика работы по формированию грамматического строя речи в школе глухих. Подтвердить положения методики фрагментами уроков, используя материал упражнений учебников «Развития речи», «Книга для чтения» для 1- 4 классов.

 

Основная задача – помочь глухим учащимся овладеть средствами комбинирования слов и словосочетаний.

Три ступени:

1) 0-3 класс. Ведётся практическое обучение грамматическим закономерностям речи на всех уроках. (важное значение имеют уроки ППО)

2) 4-7 класс. Сообщаются элементарные сведения из курса грамматики.

3) 8-12 класс – Усвоение систематического курса русского языка в объеме общеобразовательной школы

Принципы (особенности овладения грамматическим строем):

- связь с процессом овладения речи как средством общения. В условиях коммуникативной системы усвоение словаря и грамматического строя входит в процесс овладения речью как средством общения. С.А. Зыков доказал, что овладение грамматическим строем речи прямопропорционально речевому развитию.

- одновременное и широкое овладение словарем и грамматическим строем одновременно. Каждое новое слово включается в состав предложения и изменяет свою грамматическую форму в зависимости от других слов и роли в предложении. Слово сразу усваивается в двух значениях – лексическом и грамматическом.

- динамика в усвоении структур фраз. Процесс овладения грамм.структурой речи начинается с подражания образцу в речи учителя. Потом действие по образцу переходит к действию по аналогии. Многократное повторение обеспечивает перенос усвоенной грамм.формы на новый реч.материал.

 

Работа над грамм. закономерностями на 1 ступени: освоение их происходит без их специального изучения, без определения понятий (существительное- это…). Работа проводится в процессе усвоения содержания разных учебных предметов. Языковые значения, лексические и грамматические усваиваются в готовом виде и целостно, при соотнесении речевых средств с фактами или явлениями внеязыковой деятельности. (события, вещи, предметы получают названия). Поскольку наиболее типичной формой передачи и выявления знаний об изучаемом объекте является речевое высказывание, то чаще всего в реч.практике детей должны использоваться целые предложения. Обсуждение любого вопроса заставляет глухих учеников вслед за учителем и с его помощью использовать наборы простых, а потом и сложных предложений разных типов, которые при необходимости объединяются в связный текст. Употребляя предложения, дети неосознанно усваивают словоизменения, словосоединение и образование слов от корня. Языковым материалом выступают не только предложения, но и тексты, поэтому предметом усвоения становятся связи не только между словами, но и между предложениями.

На уроках развития речи идёи отработка структуры предложения:

1 кл- подлеж., сказ.

2 кл. –подлеж., сказ., дополнен.

3 класс- + определение

4 кл. - + обстоят-во.

Методические средства по формированию грамм. строя речи на спец.уроках русского языка:

1) Дидактический, учебный, языковой материал:

а) предложения, включающие соответствующую структуру или полностью укладывающиеся в неё, взятые в речевом потоке (в тексте рассказа, в сообщениях детей), т.е. как единицы речи.

б) предложения, взятые из содержания других учебных предметов, вырванные из разных контекстов и преднамеренно сближенные для сравнения, анализа, наблюдения

в) предложения, составленные по речевому образцу или по данной модели из знакомых слов и предъявленные для анализа и наблюдений.

2) Методы усвоения дидактического материала: составление предложений по образцу (подбор по образцу, выбор из текста по образцу, пользование опорной таблицей как образцом и т.д)

3) Организация обучения: коллективная и индивидуальная на уроках развития речи при ведущей роли учителя.

Грамматические обобщения, выводы не даются детям в виде развернутых объяснений, правил, а состоят в оформлении речевого образца, в котором в дальнейшем предстоит пользоваться при затруднениях.

 

2 ступень.

Школьникам сообщаются некоторые сведения о языке. В основу методики положена непрерывная работа над стурктурой предложения, включающая в себя сопоставление предложения со всеми другими языковыми единицами.

Главная задача обуенчия: помочь глухим шк-ам подняться от интуитивного уровня различения предложения со словом, словосочетаниями, тестом, набором слов и от неосознанных употреблений в речи готовых блоков словосочетнаий и словоформ до уровня сознательного выбора.

Этапы работа над предложением:

1 этап. первые недели обучения в 5 кл. Выявление и актуализация имеющегося у детей реч. запаса. Учитель побуждает детей связно рассказывать, отвечать на вопросы, описывать. Уточнение и исправление ошибок в предложении сочетается с введением образцов разных высказываний, новых слов и словосочетаний.

Есть 2 плана отработки нового реч.материала:

- семантический (работа над смыслом): отнесение материала к определенной семантике и установление смысловой последовательности в ряду нескольких предложений; различение истинных и ложных предложений; выражение мыли, переданной в каком-то предложении в форме другого предложения или с синонимическими заменами слов.

- структурный: для анализа структуры предложения используются термины (слово, словосочетание, предложение, текст, вопрос, схема предложения), но понятия так и не раскрываются; учащиеся учатся отличать предложение от слова, словосочетания, набора слов, текста.

Методы:

- граматич. конструирования – ответы на вопрос, составление предложений на заданную тему с данными словами, из данных слов, по заданной схеме

- видоизменение грамматич.материала – перестроение предложений с заменой лица, места или времени событий; с прямой или косвенной речью в предложении

- синонимические замены – замена в предложении отдельных слов, замена предложений

- грамматического разбора – разбор-рассуждение, суждение, указание

- анализ готового материала – выбор предложений на тему из рассыпного текста, выбор предложений по образцу структуры

- списывание

2, 3 этапы- связаны с раскрытием синтаксической структуры предложения – его состава и типов связи слов.

- 5 членов предложений

- 3 типа связи

Дети использую термины, без определения. Наблюдение за составом и за связями слов проводится на предложениях, сопоставленных по смыслу, структуре, тождественных или различающихся по 1-2 признакам.

4 этап- изучение состава слова

5 этап – изучение имени существительного

6 этап – изучение словосочетаний

7 этап – изучение других частей речи

8 этап - изучение сложносочиненных, подчиненных предложений, с прямой речью, с однородными членами.

 

Этапы работа над грамматическим понятием:

1.Анализ языкового материала – выделение существенных признаков понятия. Абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового ялвния.

2. Обобщение признаков – установление связи между признаками понятия (внутритиповые связи) и введение термина.

3. Осознание формулировки определения понятия – установление сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация изучаемого грамматич.понятия на новом языковом материале. Упр. на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее изученным.

Уроки грамматики:

1. Сообщение новых знаний.

- подготовка к усвоению нового (повторение теоретических сведений, разъяснение усвоенных ранее приемов практической и умственной деятельности, на основе которой усваивается новый материал; установка связи между старым и новым)

- объяснение нового (первичное восприятие – упр., дающие возможность наблюдать, анализировать, сравнивать => анализ материала с выделением существенных признаков; знакомство с новым материалом – обобщение признаков грамматического понятия, знакомтсво с формулировкой, выводом; первичное закрепление – коллективное выполнение тренировочных упр., в процессе выполнения которых дети знакомятся с приемами применения нового правила.

2. Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

- проверка знаний (самостоятельная работа, опрос, проверка дз)

- тренировочные упр., как основа выработки навыков

3. Повторения и систематизации

- опрос

- тренировочные упр.

- обобщение материала

- самостоят.работа

4. Урок контроля

К.р.

 

25. Система работы по развитию экспрессивной и импрессивной речи у глухих учащихся в подготовительном классе. Составить план урока устной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: