БАЗОВЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НАБОР ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПМПК




1. Методика "Доски Сегена"

Методика используется для оценки уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности детей к осмыс­лению новых способов действия, сформированности действий идентификации и мо­делирования. Данные, получаемые с помощью этой методики, описываются в сле­дующих разделах заключения: "Характер, деятельности", "Моторная ловкость", "Интеллектуальное развитие", "Конструктивная деятельность".

2. Цветные прогрессивные матрицы (Тест Дж. Равена)

Предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интел­лекта. Принцип прогрессивности, реализованный в данном тесте, позволяет опреде­лить возможность анализа навыков обучения. В работе с тестом выявляется сформированность таких психических процессов, как внимание, перцепция и мышление в их наглядно-образной составляющей. Из 36 заданий цветного варианта прогрес­сивных матриц 28 направлены на выявление сформированности операций дополне­ния до целого, установление тождества, выявление принципа центральной и осевой симметрии. 8 заданий способствуют установлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных ана­логий). Данные теста используются в разделах "Работоспособность", "Конструктив­ная деятельность", "Интеллектуальное развитие".

3. Методика. "Классификация предметов" (детский вариант)

Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуман­ности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособно­сти. Данные, получаемые с помощью методики, описываются в разделах "Работос­пособность", "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоционально-личностных особенностей".

4. Методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского—Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста)

Модификация широко известной методики позволяет проводить исследование уровня развития абстрактных обобщений и их классификацию, выявить возможно­сти объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе объе­динения одного или нескольких ведущих признаков. Кроме того анализируется возможность переключения и распределения внимания, гностическая деятельность. Данные, получаемые с помощью этой методики, должны быть в основном исполь­зованы в разделе "Интеллектуальное развитие", хотя сама деятельность ребенка

с методикой при определенных навыках и опыте исследователя может дать большой материал практически во всех сферах анализа деятельности ребенка.

5. Методика "Классификация объектов по двум признакам" (лото В.М. Когана)

Методика направлена на исследование возможности распределения и переклю­чения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема актив­ного внимания. При этом возможны варианты использования с учетом времени выполнения и качественный анализ выполнения. Методика позволяет оценить ха­рактеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. Данные, получаемые в ходе исследования, дают возмож­ность провести оценку качества процессов сериации и классификации объектов на основе вычленения наглядно представленных признаков. Для детей дошкольного воз­раста используется вариант методики с таблицей 5х5. Результаты 'выполнения ме­тодики отражаются в разделах "Особенности внимания", "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие".

6. Методика "Разрезные фигуры"

Методика направлена на исследование возможности перцептивного моделирова­ния, оценку способности смыслового и пространственного соотнесения частей и це­лого и их пространственной координации, т.е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне. С помощью этой методики выявляется уровень развития спо­собов построения симультанно-расчлененного образа объекта. Выполнение этого за­дания возможно лишь при определенной сформированное™ наглядно-образного мыш­ления. Результаты выполнения заданий разного уровня сложности позволяют оце­нить особенности внимания, конструктивного анализа и синтеза, сформированностъ представления о пространственных отношениях, гностические характери­стики. Данные по результатам выполнения методики отражаются в соответствую­щих разделах заключения.

7. Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характерис­тикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изуче­ния динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н. Леонтьевым и использовавшаяся им) дает возможность многостороннего ана­лиза умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимен­та обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает актив­ный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С по­мощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особеннос­ти мнестической деятельности", "Особенности внимания", "Интеллектуальное развитие".

8. Методика «Установление последовательности событий»

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оцен­ки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности

мышления и способность установления причинно-следственных и пространственно-времен­ных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты вы­полнения методики описываются в разделах "Работоспособность", "Интеллек­туальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей".

9. Методика «Исключение предметов»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельно­сти, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обоб­щений.

Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволя­ют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соот­ветственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация пред­метов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упро­щенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность". "Интеллектуальное развитие". "Осо­бенности внимания", "Гнозис".

10. Методики «Кубики Кооса»

Целью исследования является определения уровня сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анали­за и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты ис­следования анализируются в соответствующих разделах заключения.

11. Методика для исследования субъективных межличностных отноше­ний ребенка (СОМОР)

Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Ре­зультаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей". "Межличностные отношения ребенка".

12. Методика «Цветовой тест отношений»

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназна­ченным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, проце­дуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонен­тов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциа­циях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделах "Исследование эмоционально-лич­ностных особенностей", "Межличностные отношения ребенка",

13. Диагностический альбом

Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее исполь­зуемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее техноло­гичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа.

Приложение 5.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: