Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву




Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характерис­тикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изуче­ния динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего ана­лиза умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимен­та обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает актив­ный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С по­мощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особеннос­ти мнестической деятельности", "Особенности внимания" ^"Интеллектуальное развитие".

Пиктограмма

Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запо­минания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики воз­можно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенно­стью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По ре­зультатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о раз­личных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и кон­кретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Резуль­таты описываются в разделах "Интеллектуальное развитие", "Эмоционально-лич­ностное развитие".

7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких расска­зов со скрытым смыслом

Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уров­ня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле ис­пользование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах "Интеллектуальное развитие", "Особенности эмоционально-личностно­го развития".

Методика Кооса

Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, про­странственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструи­рования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценива­ется возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гно­стические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой мето­дикой, приводятся в разделах "Гнозис", "Конструктивная деятельность". Кроме того методика Косса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе "Харак­теристика мотивационно-волевой сферы".

9. Методика "Установление последовательности событий"

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оцен­ки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мыш­ления и способность установления причинно-следственных и пространственно-времен­ных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: "Работоспособность", "Интеллек­туальное развитие". "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: