Развитие советской военной психологии в довоенный период




Военная психология развивалась после 1918 года неравномерно и противоречиво. Наряду с годами развертывания военно-психологических исследований были периоды затишья на психологическом фронте и даже моменты, когда надобность военной психологии ставилась под сомнение. После 1918 года в разное время были проведены военно-психологические исследования по следующим основным направлениям:1) психология боя;2) психология обучения и воспитания воинов;3) психология воинской дисциплины; 4) психология военного управления;5) психология малых военных групп и коллективов; 6) морально-политическая и психологическая подготовка личного состава;7)психологическая служба в полку;8) военная психодиагностика и психологический отбор;9) психология взаимоотношений и общения военнослужащих;10) инженерно-психологический анализ систем «человек-машина";11) национальная психология;12) психология боеготовности.

Оной из предпосылок широкого развития военной психологии в те годы послужили достижения русской дореволюционной военно-психологической мысли. В России были проведены исследования и опубликованы крупные работы об управлении войсками, о субъективных состояниях и переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психологии воина, армии и толпе, о психике бойцов во время сражения и после боев, психических основах воспитания солдата. Военная психология дореволюционной России рассматривалась известными теоретиками как основа военного искусства.

В военно-психологических работах дореволюционных авторов встречается как широкое обобщение военного опыта, использование новейших для того времени достижений многих наук, так и механическое переживание положений различных течений психологии (ассоцианизма, западной социальной психологии и др.) на воинскую деятельность. Это сказывается и на содержании военно-психологических работ, изданных в 20-е годы. Например, в 1921 году в военно-научном журнале «Военная наука и революция» (кн.2) была помещена статья Н.Какурина «Военная психология масс", в которой он с позиций западноевропейской социальной психологии (Г.Лебон, С.Сигеле, Г.Тард и др.) характеризует личность в толпе, поведение солдат в случае паники Абдурахимов Р.А. « Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 138.

В 20-е годы обсуждался вопрос о задачах и «лице» военной психологии, ее отношении к общей психологии. А Незнамов писал о том, что военная психологи слаба., не дает рецептов, стремится решить сразу все вопросы с помощью общей психологии, но последнее не может прямо применяться в военном деле. Надо видеть не вообще человека, а бойца, начальника, и прежде всего в бою. См.: Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник - 1922. - N 17-18, - С

Другой автор - А.Васильев утверждал, что «сущность военной психологии - объяснение и истолкование состояний сознания военного человека в разных отраслях полевой службы и вообще боевой деятельности войск. См.Васильев А. Военная психология и ее применение к тактике. // Военная мысль и революция. - 1923. - N 1. - С.133.

Он считал, что военная психология должна изучать переживание военного человека, которые чрезвычайно специфичны.

Также становление и развитие советской военной психологии связано с Военно-политической академией им. В.И. Ленина. Первоначально отдельные военно-психологические вопросы рассматривались в рамках таких учебных дисциплин, как «Политическая работа», «Марксизм», «Анатомия», «Физиология», «Биология» и «Педагогическая психология». В 20-е годы в академии проводится психологическое и социально-психологическое изучение (устные и письменные опросы) личного состава как объекта воспитательной работы выпускников академии. В 1924 г. создается военно-научное общество, участники которого исследуют вопросы психологии военного читателя и аудитории, педагогики и партийно-политической работы и др. В 1925 г. выходит книга преподавателя института и одновременно начальника Петроградской командной школы П. Изместьева «Очерки по военной психологии». В это время активно боролся за введение курса военной психологии в систему подготовки слушателей академии Н. Будовский. В 1926 г. утверждается в звании профессора Военно-политической академии А.Е. Снесарев, который внес в научный фонд вуза идеи этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. Преподаватели академии активно увлекаются идеями рефлексологии, реактологии, психотехники, психофизиологии.

В 1929 г. публикуется работа А.А. Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА», положения которой обсуждалось на библиографических вечерах преподавателей и слушателей академии. Автор предложил ликвидировать военную психологию как буржуазную науку и взамен ее создать новую науку о поведении бойца, как часть обшей психологии. Критический анализ этой работы дал преподаватель академии В. Рубцов в статье «Марксистская психология и пути ее использования в боевой подготовке в Красной Армии».

В 1933 г. в академии создается педагогический факультет, что способствовало распространению психолого-педагогических знаний среди преподавателей и слушателей.

Однако вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) «О педогогических извращениях в системе наркомпросов» по существу положило начало свертыванию на долгие годы военно-психологической практики в стране.

Таким образом, рассматриваемый период является поучительным, поскольку помогает лучше уяснить и определить подходы и предпосылки успешной теоретико-методологической перестройки военной психологии в настоящее время, преодолеть односторонность в понимании соотношения социального и биологического как детерминант личности и поведения военнослужащего, воинского коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: