ФРАНЦУЗСКАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. ФЮСТЕЛЬ ДЕ КУЛАНЖ




Фюстель де КУЛАНЖ (1830-1889).1. Знаменит фр ист.2. Основал позитива школу во Фр.Труд: «Ист обществен строя в древней Фр» (с 1874).Прежние ист соверш неверно толковали др мир; теор – вожди фр револ – неоснов находили в нем излюблен для них свободу.Отрешив от соврем воззрений, можно уразуметь далекие эпохи.Образуется общ, создается и религия; изменяется жизнь, перерабат и религия, перерождая понятия, чувства, законы и нравы. Открыть, какова была религия древних, значит, отыскать первонач основу их учреждений. «Религия – единствен двигатель развития антич общ».Госуд у индоевропх нар происх от семьи. Домаш религия объединяет всю жизнь членов семьи. Когда семьи-роды в силу вещей соединились в одно государство – это свидетельст, что возникла новая религия, которая образов новый орган союзности – «культ общинного очага» (сколько таких очагов, столько же и государств). Человек принад «госуд-церкви» телом, душой, имуществом. Индивид свобода – абсурд и кощунство. Верхов закон в гражд общине – ее благо, личность существует только для целого.Картина «революций»: сначала, выделение аристократии из первобытной (патриарх) монархии, потом эмансипации низших классов (клиентов и плебса), прогрессир среди борьбы между монархич и аристократич элементами общества. Появление христианства воплощает последнюю революцию, которая прекратила существование др госуд, общества, семьи, религии. Новый бог освободил личность от власти семьи и общины, отделив религию от госуд, выдвинув начало индивид совести. Представ ополном падении древней империи и о богатстве природы варваров, которые будто бы принесли на смену ее умирания здоровые начала жизни – неверны.Античность лишь мало-помалу сменилась средневековьем. Второе было порождено первой или вышло из ее глубины. Ошибочно представлять древнее общ погиб в IV и V вв. Формы его жизни лишь подверг перерож. Новоевроп мир вырос из принципов и форм, данных римской империей. Нельзя также ставить во главе европ ист так называемое завоевание римского мира германцами: не было и этого факта.Прославлен нем учеными их свобода была лишь анархией варварства. У гер не было ни монархии или республики, ни аристократии или демократии. Активным, определ началом средневекового строя была римская культура во всех областях жизни. Новую историю надо начинать не с мнимого завоевания империи германцами, а с эпохи объединения Европы в руках римлян. В меровингской Фр торжест временное римское начало единства в госуд учреж; в стране продолжают развиваться установ Римом аграрные порядки и сословные отнош.Полож КУЛАНЖА.Боролся против предвзятого мнения, вызванного нац, религиоз или политич пристрастиями.Каждому историку надлежит начинать с «сомнения» в справед общераспрост взглядов.Единствен способом проникнуть в тайну отдаленных времен является строгое и полное «текстуальное» исследов всех оставшихся от них памятников. «Тексты, все тексты, ничего кроме текстов» – таков единый путь избавить себя от заблуждений. Только самое тщательное детальное изучение текстов вырабатывает в историке способность выделять из них достовер картину прошлого, его учр и идей, не искажая ее своим суждением. Если в источ есть пробелы, настоя ученый обязан их констатир, а не заполнять собственными измышлениями. Лучше сказать – «не знаю», чем гадать. Ист – наука «наблюдения», а не «построения»; историк должен видеть факты, а не создавать объяснения.Не видел разницы между ист и социологией. Ист есть познание соц фактов, т.е. именно наука об обществе – социология.Рисует человека лишь в массе и в постоянной связи с землей, низводя даже гений в положение послушного машиниста, невольного исполнителя не им подготов революций. Язык Куланжа всегда сдержан, научен и прост; автор чуждается украшения его риторич средствами, он остерегается затрагивать чувство и воображение читателя эффектами.Фюстель де Куланж — знаменитый фр ист и одно из светил всей вообще новейшей европейской историог. Ф. де Куланж основал во Франции школу, к которой принадлежат или с которой почтительно считаются все лучшие ее историки; влияние его идей испытывают и иностр ученые, хотя последние не всегда умеют беспристрастно формулировать достойную оценку его деятельности.1) Биография Ф. де Куланжа очень проста: он изучал историю в юности, преподавал ее в зрелом возрасте, работал над ист сочин всю жизнь, всецело отдавая крупные силы науке, которую любил самоотверж, над которой трудился с изумит стойкостью, служа ей не только как любимому, но и как святому делу. Родился Ф. де Куланж в Париже (происходя из семьи уроженцев Бретани), учился в высшей Нормальной школе. Рано заинтерес историей, Ф. де Куланж в юности особенно увлекался сочин Монтескье и Гизо, пристраст, как они, к изучению развития учр.первым центром для своих занятий классическую древность. К этой области принадлежат две его докторские диссертации, латинская, и французская — (П., 1858).. Как результат громадного и неустанного шестилетнего труда появилась в 1864 г. "La cité antique", Еще до выхода этого первого капитального его сочинения Ф. де Куланж был назначен (1861) профессором в страсбургский историко-филологич факультет. Ему приходилось читать одному все отделы истории человечества.Курсы его в Страсбурге главным образом посвящались истории Фр, и там задумана была им задача и начато собирание материалов для второго основного сочинения — "Histoire des institutions politiques de l'ancienne France", которое должно было стать главным делом ученой жизни Ф. де Куланжа. В 1870 г., еще до начала франко-прусской войны, он переведен был в Париж, получил кафедру в Нормальной школе, которая воспитала его самого. После войны Ф. де Куланж продолжал професс деятельность в Нормальной школе; в 1878 г. для него была создана особая кафедра средневековой истории в Сорбонне, где он преподавал до смерти, принужд лишь покинуть пост на четыре года (1880—1883) для занятия места директора Нормальной школы, но и там насаждавший зерно "твердых и сильных, свободных, научных занятий".. Он верил в великое значение науки для всякого человека, серьезно смотрящего на свою жизнь. Ф. де Куланж был проникнут чисто религ отнош к ист науке и искренно считал себя ее апостолом. Ф. де Куланж изложил печатно свои взгляды на задачу и метод препод в высших учебных заведениях (см. "Rev. des d. Mondes", 15 августа 1879 и "Comptes rendus de l'Acad. des sc. mor.", т. CXXI, 1884 в Париже— "Ист общ строя др Фр". Первое издание 1-го тома вышло в 1874 г., 2-е в 1875; второй том в 1888 г.; новое разросшееся в два тома изд. 1-го и тома IV, V и VI напечат уже после его смерти (между 1889 и 1892 гг.)., автор исслед материал сначала в виде предварит "разысканий" по ист общ строя римской империи, первобытных гер учр, госуд устройства франков, средневек землевл и сословного склада, возвращаясь и к истории древней Греции и Рима, обнародуя также свои воззрения на сущность ист и ее метод.в Страсбурге, и он сошел в могилу 12 сентября 1889 г. Второе знаменитое научное произвед Ф. де Куланжа — "Histoire des institutions politiques de l'ancienne France" — заложило также незыблемый фундамент для познания другого всемирно-ист процесса, а именно образов общ строя народов новой Европы. В первом сочин выдвинута идея, что сознание, и выше всего религия, не только завершает мировоз в умах людей, но и формирует их общ порядки; во втором изучаются другие корни развития общества, которые и обнаруж в своей множественности, и коллект, безличные, инстин силы истории прежде всего появляются в своем действии, могущества которого автор не думал отрицать, когда показывал великую роль религии в исторической работе человечества. По задуманному автором огромному плану

Школа Анналов

В основе «социальной истории» во многом лежит наследие французского исторического движения «Анналов» – от названия всемирно известного журнала «Анналы экономической и социальной истории», – основателями которого стали историки Л. Февр (1878–1956) и М. Блок (1886–1944). Анналисты остро критиковали традиционную позитивистскую «событийную» историографию, они утверждали, что история призвана не просто описывать события, а выдвигать гипотезы, ставить и решать проблемы. Основную задачу исторической науки Блок и Февр видели в создании всеобъемлющей «тотальной» истории, охватывающей все стороны жизни человека и это предполагало взаимодействие истории с другими науками, прежде всего – науками о человеке. Блок и Февр не придерживались однородных объяснений исторического процесса. На первый план в их объяснении выступали географическая среда и рост населения, развитие техники и экономики, коллективное сознание – ментальность. Основатели «Анналов» доказывали, что материал источников и удостоверяемые ими факты всегда являются результатом творческой активности ученого, проведенного им отбора, который зависит от поставленной им проблемы, от выдвинутой гипотезы. Историк «сам создает материал для своей работы», постоянно «конструирует» свой объект изучения, отбирая и группируя необходимые ему источники и факты. Отсюда Блок и, особенно, Февр утверждали, что исторические факты не существуют без историка, они созданы или «изобретены» историками. Среди последователей Блока и Февра выделяют уже четыре поколения «школы Анналов». Это течение исторической мысли называют еще– новая история. Сегодня она представлена целым спектром историографических течений, таких как новая экономическая история, новая социальная история, историческая демография, история ментальностей, история повседневности, микроистория, а также рядом более узких направлений исследования – история женщин, детства, старости, тела, питания, болезней, смерти, сна, жестов и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: