Ментальность как феномен повседневной культуры




Структура повседневности: категории повседневной культуры

 

В культурологии повседневности существует много различных определений повседневности. Как справедливо заметила К.Липп, «существует столь же много “повседневностей”, сколько есть авторов, её изучающих». Различие в понимании повседневной культуры определяет различие в выделении структуры повседневности, её онтологических основ, предметной области познания, источниковой базы, методологической основы научного поиска и пр. Например, исследователи социальных конфликтов, экстремальных стратегий выживания, военных событий, праздничной культуры и профессиональной деятельности полагают, что, если рассматриваемый ими феномен ежедневно или систематически повторяется, то он тоже является частью повседневной культуры. Соответственно, «мутированные» («оповседневленные») чрезвычайное, чудное, игровое, революционное включаются ими в структуру повседневной культуры. Рассмотрите уже имеющиеся описания структуры повседневности, заполняя пустые ячейки таблицы. Какой из предложенных подходов соответствует культурологической теоретико-методологической модели изучения повседневной культуры? Какие фундаментальные категории вседневности, являющиеся её структурирующим ядром, можно выделить с позиции культурологии повседневности?

Понятие повседневной культуры Исследователь, труд Структура повседневной культуры Пример
  Ф.Бродель «Структуры повседневности» – всевозможные сферы материальной жизни: жилище, одежда, мода, интерьер, техника, предметы роскоши, орудия, денежные средства, планы деревень и городов, питание, цены на зерно, пищу и напитки, излишнее и обычное и др.  
  Ж.Ле Гофф Чудесное, пространство и время, тело, литература и мир воображаемого, сновидения.  
  А.Лефевр Тотальность, реальность, отчуждение, пережитое, спонтанное, неоднозначное, практика.  
  О.Марковцева Непосредственность, экзистенция, опыт, смысл, язык, знак, текст.  
  В.Лелеко В повседневности «как особой модальности человеческого бытия» особое место принадлежит пространственно-временным характеристикам. Среди топоса главное место принадлежит телу, дому и поселению.  
  П.Станкевич, И.Полякова Деятельность, потребность, сознание и способность.  
  И.Сохань Табу, телесность, социальные утопии, культурный герой, игра, пища.  
  Е.Николаева Категории Начала, Переходности, Истории, Государственности, Земли, Слова, Соборности как наиболее традиционные для российской повседневности.  
  Н.Новикова Пространсто быта, предметного мира, повседневной рефлексии, переживаний человека, язык и языковое поведение человека.  
  Н.Чулкина Дом (жилище), семья (дом), работа, учеба, отдых, досуг, развлечения, ассоциативно-вербальная сеть языка.  
  Е.Плетнёва Гастрономия, кухонная утварь, костюм, интерьер, бытовые постройки.  
  И.Касавин, С.Щавелев Повседневность содержит два плана смыслообразующих коннотаций: 1) объективный, онтологический, то есть телесно-поведенческий, предметно-вещный, деятельностно-событийный»; 2) субъективный, психолого-эпистемологический.  

В настоящей работе под повседневной культурой понимается всё каждодневное, повторяемое, в основном привычное, хорошо знакомое, обычное, традиционное, ожидаемое, «естественное», единственно возможное, самоочевидное, вполне понятное (на уровне здравого смысла и личного опыта) и поэтому совершаемое полу- и даже вовсе бессознательно, на уровне автоматизированного навыка, стереотипа сознания или интуиции; совокупность повседневной реальности (относительно неизменного и привычного целесообразного мира практической деятельности, в котором правит здравый смысл) и повседневного сознания (сознания, подчиненного коллективным социально-психологическим структурам – архетипам). Согласно определению структура повседневности включает, с одной стороны, ментальность, картину мира, сознание, духовный мир, мировидение, образ мышления, эмоционально-ценностные ориентации, коллективные представления, способы восприятия, манеру чувствовать и думать и пр. С другой – жизненный мир человека; всё то, в чём, по словам Л.Февра, запечатлён человек: «Удобства ради человека можно притянуть к делу за что угодно – за ногу, за руку, а то и за волосы, но, едва начав тянуть, мы непременно вытянем его целиком» (пространство и время, мир вещей, событийный ряд повседневной жизни и поведение, эмоционально-чувственные переживания обыденных фактов и бытовых обстоятельств и пр.).

 

Ментальность как феномен повседневной культуры

В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха вовсе и не собиралась, да и не была в состоянии сообщить, и эти ее невольные послания, не отфильтрованные и не процензуированные в умах тех, кто их отправил, <…> лишены намеренной тенденциозности – в них эпоха как бы помимо собственной воли «проговаривается» о самой себе, о своих «секретах». (А.Гуревич)

 

Ментальность (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – это целостная совокупность мыслей, верований, духовных навыков, которые формируют картину мира и, соответственно, навыки повседневного сознания и поведения. Ментальность – это видение мира, склад ума, манера мышления, способ чувствовать и думать, особое нерефлексированное, неочищенное мировосприятие; стереотипы, установки, умонастроения, иррациональное подсознание; эмоции, идеалы, ценности; неофициальное, непроговариваемое «сознание при себе», «своя правда», «интуитивная симпатия», невидимая координатная «сетка», «паутина», определяющая видение, организацию, упорядочение, систематизацию, регулирование повседневной культуры.

ü Внутренняя структура ментальности (ментальное поле).

Ментальность как восприятие мира, определяющее отношение человека к миру и самому себе, существует на уровне образцов поведения и выбора, оценок и предпочтений. Среди основных составляющих ментальности можно выделить следующие компоненты: представления о пространстве и времени, смерти, болезни, счастье, страдании, работе и празднике, чужом и собственном, экономике, добре и зле, отношение к власти, праву, труду, страхам и надеждам, природе и окружающему миру, любви, сексуальности, женщине и мужчине, семье, обществу, богатству и бедности, религии, общению, телу и душе, свободе, миру земному и трансцендентному, установки на старость и детство, новое и традицию, индивидуализм и коллективизм и др.

Так, на складывание средневековой повседневной культуры повлияли такие аспекты ментальности, как взгляд в потусторонний мир и пренебрежение окружающим земным миром; игнорирование ре­альной природы; приоритет типизации над индивидуализацией; акцентирование внимания на противоположностях типа Бог (добро, любовь, душа) и Дьявол (зло, ненависть, тело) и т.п. Такая особенность ментальности, как резкое размежевание божественного и дьявольского, привела, например, к тому, что сеньоры связывали основных производителей аграрного средневекового общества с Сатаной, исключали крестьян из класса людей, считали их подобием скота, морально и физически уродливыми. Презрение сеньора к «мужланам» выражалось в тяжёлых формах закрепощения крестьян (личная, поземельная, судебная зависимость), жестоком суде сеньора (сеньор мог всё: от наложения штрафа до приговора к смертной казни; чаще всего крестьянам обрезали уши и нос, выкалывали глаза, отрубали руку или ногу), безграничных правах сеньора (право первой брачной ночи, «мёртвой руки»), унизительных повинностях крестьян (наряду с барщиной, баналитетом крестьяне в определённый день должны были приходить к замку господина, бить себя в грудь, при этом гримасничая и показывая язык; привезти сеньору яйцо на телеге, запряжённой 8 волами; в холод целовать железные запоры замка). Нередко средневековое видение сеньорами крестьян облекалось и в экзотические формы: барон де Шателе велел похоронить себя стоймя в церковной колонне, чтобы «никогда нога виллана не ступала на то место, где будет погребено столь благородное тело». Или: во время восстания в Брабанте полностью вооруженные рыцари не оказали сопротивления крестьянам и дали себя убить, но не обмарали оружие «подлой» кровью. Какие аспекты средневековой ментальности определили: 1) «Взрослость» Средних веков: детство было лишено теплоты, внимания, воспринималось как период неполноценности, несамостоятельности, недоразвитости, а сам маленький человек – как носитель этих негативных качеств – «дурак», «бесстыдник»? 2) Негигиеничность: например, монахи Клюни мылись два раза в год (перед Рождеством и Пасхой), испанская королева Изабелла Кастильская лишь в день рождения и перед замужеством? 3) Моду на высокие причёски и головные уборы (иногда конструкции на голове мешали поворачивать шею, ходить; долгое время не разбирались в силу сложности, чем провоцировали заболевания глаз, ушей, кожи; их длину приходилось регулировать законами), пигаш – башмаки с удлинёнными, доходящими до 60 см., носами (чтобы нос не болтался, в него вставляли китовый ус), готический стиль в одежде, вытягивающий фигуру вверх? 4) Отказ от осторожности, безрассудство на поле бое среди рыцарей (Роланд погубил свой отряд, имея возможность протрубить в рог с просьбой о помощи, но не сделав этого)?

Используя технологию майндмэппинга продолжите заполнять ментальную карту «Структура ментальности»:

ü Уровни ментальности.

На характер ментальности оказывают воздействие окружающие человека природная и социокультурная среды. Историк-анналист Ж.Дюби подтверждает это исследованием-сравнением двух хронистов XI в. – монахов Рауля Глабера и Хелгоуда. Оба они написали историю Роберта Благочестивого, но совершенно по-разному. Отличия в видении французского короля объясняется не личностными особенностями авторов, а спецификой культурного климата, в котором создавались тексты: в монастыре Р.Глабера – широкие духовные горизонты, стремление продолжить культурные традиции каролингской эпохи; напротив, сосредоточенность на литургике и внутренних монастырских проблемах в обители Хелгоуда. Или: О.Казакова убеждена, что ментальность вятского учительства XIX в. зависела от историко-культурных особенностей развития Вятской губернии – агрикультурного региона с замедленным развитием капитализма и крестьянско-религиозными ценностями. Ментальность провинциального учительства проявлялась в этических установках, аскетизме, христианском подвижничестве, благотворительности, свойственной «разночинцам» коммуникации с иными сословиями.

В зависимости от принадлежности человека к той или иной культуре можно выделить следующие уровни ментальности отдельной личности (по А.Кармину):

Уровень социально-культурных миров: ментальность первобытной эпохи, античная, средневековая, новоевропейская; восточная, западная. Какие особенности ментальности древних римлян выразились в отношении к тесноте как к ценности: «Мнёт нам бока огромной толпою / Сзади идущий народ: этот локтем толкнет, а тот палкой / Крепкой, иной по башке тебе даст бревном иль бочонком; / Ноги у нас все в грязи, наступают большие подошвы / С разных сторон, и вонзается в пальцы военная шпора», Боги учат «строить дома, сочетая жилище свое воедино / С крышей другой; чтоб доверье взаимное нам позволяло / Возле порога соседей заснуть» (Ювенал)? Какое мировидение в Средние века позволило из бедности сделать духовную ценность: нищих называли «Христовы бедняки», «избранники Божьи»; королева Шотландии Св. Маргарита мыла им ноги, Людовик Святой кормил из собственных рук? О каких новоевропейских чертах ментальности свидетельствуют следующие высказывания XIX в.: «Смотри, не принимай оскорбления близко к сердцу, они никогда не являются тем, чем кажутся на первый взгляд» (Б.Франклин), «Как только я вижу, что молодой торговец держит лошадей, увлекается охотой, дрессирует собак, <…> я начинаю беспокоиться о его будущем» (Д.Дефо), «Идиот бедняк – это идиот, а идиот богач – это богач», «Человек – кузнец своего счастья»?

Уровень национальных культур: русская, японская, узбекская, французская ментальности. Традиционно для китайского менталитета важнее не восприятие личности как индивидуальности, а восприятие целостности общества, государства. Изначально отдельный человек мало что значил, индивидуальное сознание было не развито, не было стремления заниматься самосозерцанием, обращаться к своей душе. В тоже время каждый считал себя частью природы, стремился ею насладиться, включиться в её ритмы: «Геополитический эгоцентризм китайцев зиждился на их уверенности в собственном духовном, а не расовом или военном превосходстве над другими народами» (М.Кравцова). Менталитет Индии издавна отличался двойственностью: с одной стороны, для него характерны чувственность и желание наслаждаться жизнью во всех её проявлениях, с другой – самоограничение, самосовершенствование и покорность Богу. Какие ментальные черты являются общими для Китая и Индии, для народов Востока в целом?

Уровень субкультур (классовые, сословные, профессиональные, возрастные, территориальные, этнические, религиозные и пр. общности): дворянская, криминальная, актёрская, православная, вятская, татарская ментальности. Например, Е.Бакшутова, анализируя самохарактеристики русской интеллигенции в журнале «Русская мысль», выделяет такие ментальные черты интеллигентов, как беспочвенность, отвлечённая духовность, индивидуализм, свободолюбие, подвижничество, мечтательность, противореволюционность, долг, служение, раздвоенность отношения к власти, повышенная социоцентричность, идеологизированность, утопизм, обременённость комплексами. Кроме того, она прослеживает изменения в ментальности интеллигенции: 1880–1890 гг. характеризуются страдательностью, маргинальностью, ненужностью, отсутствием возможностей применения сил, кроме как в творчестве идей; 1891–1905 – осознанием общественной роли, полезности; 1906–1918 – отщепенством и противогосударственностью. М.Лутцев считает, что менталитет российской армии базируется на «священных» (Родина, Государство, Патриотизм) и «светских» идеях (коллективизм, духовность, терпение, стойкость, интернационализм); выражается в воинском долге, чести, верности присяге, дисциплине. Какие изменения в менталитете Вооружённых Сил РФ вызвали радикальные перемены российского общества за последнее двадцатилетие? Как дестабилизация, дезорганизация армии, потеря боеспособности и духовный кризис связаны с новой ментальностью военнослужащего? Какие армейские идеалы необходимо возродить для эффективного функционирования ВС? Каким образом?

Не смотря на то, что сколько людей – столько видений окружающего мира, уровень ментальности индивида (и всего человечества) отсутствует, так как ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, а не порождённые индивидуальным сознанием духовные конструкции, ментальность личности «внеиндивидуальна»: «Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания» (А.Гуревич).

ü Ментальность строится на устойчивых стереотипах, архетипах, установках и пр.; тем не менее она не неизменна, а подвижна. В Школе Анналов выделяют следующую типологию ментальных процессов:

Быстротечные и поверхностные ментальные изменения: резонанс, вызванный проповедью; скандал, рождённый необычным произведением искусства; кратковременные народные волнения и пр. Какие события в г.Кирове последнего десятилетия смогли расширить горизонты провинциального сознания, стали источником мировоззренческого переворота?

Средние по продолжительности процессы, оказывающие влияние на изменение не только конкретного индивидуального сознания, но и социальной группы. Связаны с политическими, экономическими, социокультурными изменениями. О.Слепнева отмечает гендерные трансформации в структуре ментальности у населения малых городов современной России: доминирование профессиональных ценностей в ущерб семейным (71,5% у мужчин до 20 лет; 90,3% у мужчин 21–40 лет; 71,6% у мужчин старше 40 лет; 86,2% у женщин до 20 лет; 70,8% у женщин старше 40 лет), нивелирование духовных и общественных ценностей (34,2 у мужчин до 20 лет; 38,3% у мужчин 21–40 лет; 20,0% у мужчин старше 40 лет; 39,8% у женщин 21–40 лет; 42,9% у женщин старше 40 лет), доминирование эгоизма и власти, низкий показатель установки на труд, лояльное отношение к противоправному поведению (62,0% мужчин до 20 лет; 64,0% мужчин от 21 до 40 лет; 5,0% женщин старше 40 лет; 40,0% женщин до 20 лет; 28,0% женщин от 21 до 40 лет; 9,0% женщин старше 40 лет), возрастание гедонистических стереотипов, появление враждебности и отчуждения между людьми. Необходимыми качествами в современных условиях мужчины считают настойчивость, коммуникабельность, целеустремленность, твердость характера, жесткость, активность, решительность, трудолюбие, уверенность. Женщины – активность, целеустремленность, коммуникабельность, толерантность, профессионализм, ответственность, оптимизм, ум. Каковы причины изменения ментальности? Какие профилактические меры могут скорректировать деструктивные гендерные представления?

«Темницы долгого времени» (Ф.Бродель) – ментальные структуры, сопротивляющиеся изменениям и образующие глубинный пласт, не меняющийся со сменой поколений. Придают каждой длительной фазе истории неповторимый колорит. А.Еромасова считает, что месторазвитие, геополитического положения России как пограничной страны и локальной культуры, православная религия, язык и др. сформировали такие устойчивые ментальные черты русского человека, как безмерность жизненного порыва (страстность, максимализм), стремление к абсолютным ценностям (тяга к переустройству земной жизни на началах добра и справедливости), созерцание сердцем (первенство чувственной составляющей в триаде национального сознания «воля-чувства-мышление», что выражается в иррациональности и некритическом мировосприятии, а также в милосердии, отзывчивости, доброте), стойкость (повышенная готовность к перенесению жизненных невзгод, русским инвариантом которой является непротивление злу насилием), любовь к свободе и слабая дисциплина, стремление к самоуправству, общинность и соборность, всечеловеческая толерантность (терпимое отношение к иноплеменникам, всеоткрытая готовность заимствовать у других народов ценности, мессианизм), уважение державности и авторитаризм, патриотизм и гражданственность, склонность к самопожертвованию во имя общего блага, патернализм, покорность властям, этатизм, мужество и воинская отвага, правовой нигилизм, восприятие справедливости как социального равенства людей и пр. Какие традиционные особенности русской ментальности претерпели в современной российской культуре изменения? В связи с чем?

Ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека, изменяющийся только вместе с эволюцией этих свойств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: