Телесность в культуре повседневности




 

Брат мой, тело, ты меня одело… (М.Волошин)

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим? (О.Мандельштам)

Тело – <…> одна из гипотез о том, что такое я. (Х.Мураками)

Идеальные положения тела также отвечают стилю какого-то времени, как и одежда, танцы, музыка, стихосложение, живопись и архитектура. (К.Гаульхофер)

 

Исследование «человека телесного» сквозь призму культурологии повседневности отлично от анатомо-физиологического, медицинского, сексологического, психологического, философского, атропологического, богословского: ведётся не поиск ответов на вопросы о строении организма, сущности тела/души, особенностях невербальной коммуникации («языка тела») и пр., а решается проблема смысла тела как «факта культуры» (Ж.Бодрийяр). Телесное рассматривается как важнейшая культурологическая единица: как социально-культурный конструкт; как способ, которым природа становится человеком; как проявление отношения человека к миру и к самому себе.

ü В современном «повседневноведении» тело предлагается рассматривать в двух плоскостях: тело как тело с устойчивыми естественно заданными характеристиками и тело как телесность. Под телом («природным телом» по терминологии И.Быховской) понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования живого организма. Это естественное само по себе тело, сома, плоть, «биологический скафандр». Оно состоит из таких важных в каждодневной практике человека «органов», как голова, руки, телесный низ, живот и т.п. В кинематографе конца XX в. (например, фильмах Д.Линча «Голова-Ластик», «Человек-Слон», «Твин Пикс», «Синий бархат», «Шоссе в никуда») тело часто представлено травмированным, изуродованным, с патологиями. В «Малхолланд драйв» Д.Линч вовсе показывает, как человек теряет своё тело: героиня лишается памяти и не помнит своей сущности. Потоки двойников-симулякров становятся для неё ложными указателями и отсылают к бесконечным, но ничего не меняющим, превращениям. Какие черты повседневной культуры нашли отражение в фильме? Как поиск своего тела, попытки примириться с дефектами тела связаны с кризисом идентичности?

Телесность («социальное и культурное тела» по И.Быховской, «социальная структура тела» по К.Хейнеманну) рассматривается как преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов, «окультуренное», «благоприобретённое» тело. Это модус тела, обладающий социально-культурными смыслами и значениями и выполняющий определённые социокультурные функции, в дополнение к природно заданным. По словам М.Тимошенко, телесность – это овеществлённая картина мира, ментальность, перешедшая во внешний план выражения. Составляющими телесности являются форма тела, украшения тела (костюм, татуировка, шрамирование, клеймение, прокалывание), экспрессивные движения тела (положение тела, жесты, выражение лица), «техника тела» (социальное нормирование движений: способы ходьбы и бега, движение рук и ног, способы основных двигательных действий), телесная дистанция (проксемика), отношение к собственному телу (принятие/неприятие, восторг, гнев), состояние телесных органов (боль, болезнь, ощущения, влечения, желания, потребности, переживания страха), физическая подготовленность и физические качества, «культурно оформленное» проявление инстинктов и биологических потребностей и т.д. Любая часть тела в ходе культурогенеза перестает быть только физическим органом и становится телесностью. Так, лицо становится средством самопознания, самовыражения и смыслообразования; порождает такие «технологические» явления в культуре, как зеркало, автопортрет. Даже выделения тела приобретают социально-культурное значение: идея сакральной чистоты способствует развитию коммунальной гигиены (системы канализации, освещения улиц, уборке улиц) и «выносит» на публичное обсуждение столь личные физиологические особенности организма. Элиминируя законы природы, эстетизируется стерильное ухоженное тело, которое маркирует высокий социальный статус, успех, финансовые вложения, красоту.

В.Розин на примере сформированного в романтической концепции любви поцелуя иллюстрирует различия тела и телесности. Дело в том, что поцелуй в губы – не естественная реализация биологического желания. Стремление влюблённых целоваться – культурное «изобретение». Ведь поцелуй формируется только в некоторых культурах, в разных эпохах и обществах его значение не совпадает. Так, ритуал ухаживания на островах Новой Гвинеи обходится без поцелуев: «Поцелуи неизвестны им, они трутся носами. Постепенно температура чувств накаляется, растёт возбуждение, они сосут друг другу губы до крови, резко гладят волосы, травмы часто являются сексуальным стимулом, например, отгрызание ресниц» (Л.Старович). Желание поцелуя формируется такими социокультурными механизмами, как: ситуацией культурно-исторического разделения полов (различие, дистанцирование полов и особенности их сближения), господствующими концепциями любви, особенностями социализации («влюблённый строит новые взаимоотношения: преодолевает свой страх, вызванный запретом и тайной существа другого пола, учится делать первые шаги по сближению и слиянию с ним, давать и отдавать, разрешать и запрещать, пропускать в себя или нет, <…> потому что рот – <…> это граница между внешним и внутренним, <…> орган речи и общения, а в поцелуе человек учится “говорить” без слов, одним движением губ, лица, языка») (В.Розин). Подобное формирование и развитие новой психической структуры (желания поцелуя) и новый «орган» (поцелуй) как явления культурные, не могущие развиться из пищевой или речевой функции, – это телесность (в отличие от рта – органа «природного тела»). На конкретном примере опишите телесность человека (внешние проявления и внутренние ощущения). Какие особенности культуры в ней маркируются?

ü Перефразируя М.Фуко, можно сказать, что тело принадлежит не столько человеку, сколько социально-культурным отношениям, которым подчиняются люди. Власть культурного над физиологическим в теле значительна. На становление телесности большое влияние оказывают такие социокультурные системы, как:

Воспитание в семье и школе, среде сверстников. Например, в современной культуре вариантом снятия трудности социальной адаптации и совладением со стрессом (наряду с употреблением алкоголя и наркотиков, насилием, неуспеваемостью, сексуальными отношениями) для подростков становятся видоизменения тела через повреждение кожи (шрамирование, пирсингирование, бодипантинг, нанесение тату, имплантация, разрезание языка).

Религия. Так, у австралийских аборигенов в ходе охоты используется особый вид ритуального бега; технический, физический и магико-религиозный акт едины для них.

Художественная литература: искусство словесного портрета и описание душевных переживаний вырабатывают образцы для подражания, в соответствии с которыми организуется внешность, манеры, чувства и переживания людей.

Искусство. Например, современная танцевальная драматургия – это и зрелище тела, и работа с духом, и диалог с миром. Движение разрушает догмы и стандарты, формирует чувство доверия к окружающему: дионисийская модель устанавливает динамический порядок. В связи с какими изменениями в повседневной культуре в Санкт-Петербурге актуализируется неоклассическая скульптура? Например, одним из символов города стал поставленный в 2000 г. на углу Фонтанки и ул. Белинского обнаженный юноша «Миллениум»; станция метро «Спортивная» украшена мозаичным панно нагих олимпийцев.

СМИ. Во многом благодаря СМК в XX веке стало популярно антигуманное гламурное тело: яркое, внеповседневное внешне, «полое» внутри. В фильме Д.Кроненберга «Видеодром» на героя с телеэкрана всё более крупным планом наплывает лицо возлюбленной. Он наклоняется к экрану с изображением набухающих губ и тонет в нём, сливаясь с телевизором. ТВ становится частью нервной системы человека, а телевизионный эротизм оказывается сильнее реального. Проанализируйте положительное и отрицательное влияние СМИ на конструирование телесности в современной культуре.

Кино. М.Мосс, наблюдая за медсестрами больницы в Нью-Йорке и походкой француженок, пришел к выводу, что их движения копировали технику ходьбы из популярных тогда фильмов.

Реклама. М.Колесник в рекламе выделяет принцип «телоцентризма» и чувственного «соматического» мировосприятия, представляющего собой интерпретацию «прекрасной юности» античной культуры. Однако в античности чувственное возбуждение и визуально-телесное проявление личностного начала обусловлено познающим и творящим себя в природе духом. В рекламе же чувственность обусловлена искусственно сформированными потребностями, прагматическими целями, стимуляцией потребления, подобного юношескому телесному состоянию с его агрессивными и сексуальными стремлениями к наслаждению и желанию наглядно актуализировать свое Я. К каким социокультурным нормам приобщает эксплуатация в рекламе чувственной телесности?

Фотография. И.Кон считает, что фотография К.Клайна («идеально сложенного молодого мужчины в плотно облегающих белых трусах»), выполненная Б.Вебером, стала величайшим изменением телесного облика мужчины со времён Адама: «Бог создал Адама, но только Брюс Вебер дал ему тело». Мужское тело реабилитируется: на него можно смотреть и любоваться, этот взгляд не уничижителен; межличностные отношения из рамок «смотреть на..» и «быть рассматриваемыми…» уступают место демократическому обмену взглядами. Снятие с тела «брони» (раньше потребность демонстрировать себя другим и кокетство считались женскими чертами) повышает его чувствительность, облегчает эмоциональное самораскрытие, но в тоже время делает более уязвимым.

Компьютер, интернет. Электронная среда разрушает единство тела и духа, информационное и материальное бытие рассогласовываются во всех аспектах: создается новая парадигма мышления исключительно искусственной реальности, стираются границы между подлинным и мнимым. Другой пример: фантасты, наблюдая за стремительными изменениями во внешнем облике человека (дряблость мышц, сила и ловкость печатающих пальцев кисти), предполагают, что в будущем от «человека телесного» останется лишь голос. Всё остальное исчезнет за ненадобностью. Человек будет общаться через компьютер голосом, полном тоски об утраченном теле.

НТП. Прогресс в практике пластических операций превращает тело в аналог одежды. Тело-материал кардинально меняет отношение к содержанию самой жизни, уничтожается сочувствие к живому. Манифестируется культура жестокости. Философия тела становится философией насилия над телом. В фильме «Автокатастрофа» Д.Кроненберг показывает, как в постиндустриальном обществе человек, попавший в автомобильную аварию, благодаря научным достижениям трансформируется в машину – «позвоночно-машинное животное». Какие особенности современной повседневной культуры в художественной форме выявил режиссёр?

Политика и идеология. По словам Ж.Бодрийяра, идеальное тело современных политиков – манекен. По мнению И.Тимошенко, политический режим, ограничивающий свободу самовыражения (слова, печати и пр.) формирует безвольную телесность, замкнутую на самой себе. В свою очередь, самолюбие, нарциссизм, плотскость обостряют конфликт тела с внешним миром. Получается телесно-этический парадокс. В 20-х гг. XX в. в Советской республике механизмом становления нового человека и одновременно контроля за ним стала политика «работы над телом» и социальной гигиены. По словам известного педолога того времени А.Залкинда, началось изменение не только конституции, но и физиологии человека: «Если внимательно заняться сейчас изучением объема грудной клетки, мускульной силы, зоркости, кровяного давления и пр. в различных социальных слоях человечества, мы получим разительнейшие отличия. Оформилось не только классовое сознание, но и особая классовая физиология». Наряду с санмитингами, завершающимися коллективной разгрузкой дров для бани, смотрами чистоты, работой санкомиссий и санкружков, «досками нерях» и сан-лубками, сансудами над Неряшкиным популярным вариантом формирования нужной телесности были публикации «Вредные привычки быта». В них содержались предостережения от смачивания пальца слюной во время перелистывания книги и подсчета кредиток, изложение рисков покусывания карандаша и обкусывания ногтей, рекомендации отказаться от поцелуя и рукопожатия, совет не касаться губами крана: «Рукопожатие – это обмен грязью», «знакомый тепло и дружески пожимает руку, а у него на руках незаметно осталось немного гноя от ранки другого <…> или у него самого на руке сидит притаившийся маленький гнойничок». Какое отношение к телу формируют подобные извещения о незримой опасности? Как гигиеническая политика была связана с конструированием образа внутреннего врага?

Физкультура, спорт как социокультурное пространство, в котором происходит формирование телесности, включает технологический компонент (двигательные действия, допустимые способы противоборства, инвентарь, стадионы, одежда), когнитивно-ценностный (теория и методика подготовки), социально-ценностный (взаимоотношения между членами команды, соперниками, судьёй, болельщиками, сленг). Человек, погруженный в такое пространство, учится рефлексии на других и себя (учится «читать» по позам, движениям, мимике намерения других и скрывать своё состояние и намерения); стремление «быть командой» стимулирует физическое развитие; успех формирует позу победителя (плечи развёрнуты, голова высоко поднята, глаза сияют) и т.д.

Таким образом, каналами формирования и развития «человека телесного» могут стать все существующие общественно-культурные системы. Высокую степень зависимости телесного сознания и телесных практик от социокультурной среды отражает и появление таких понятий, как «медикализированное», «технологизированное», «дисциплинированное», «потребительское», «паникующее под натиском цивилизации» тело.

Прочитайте книгу М.Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». О каких «дисциплинирующих телесных практиках» он пишет? Как проявляет себя в современной культуре тело как инструмент власти?

Какое влияние на телесность по мнению М.Фуко оказывают медицина («Рождение клиники») и психиатрия («История безумия в классическую эпоху»)?

ü Социально-культурный контекст телесности постоянно меняется. Соответственно этим изменениям подвижны смыслы телесности. Динамика смыслоизменений разворачивается по «горизонтали» (синхронический аспект) и «вертикали» (диахронический аспект). В основе «горизонтального» среза лежат различия возрастные, гендерные, этнические, профессиональные, социально-статусные и т.д. Например, в русской традиционной культуре ребёнок с рождения усваивает «правильные» согласованные и соразмерные позы, статную осанку; к концу детства воспитывается образ тела как представителя определённого пола и культуры, пластика, положение головы, манера держаться начинают играть принципиальную роль для половой, национальной, этнической, социальной идентификации. «Тело каратиста» отличается от «тела профессора», «тела манекенщицы», «тела танцора», «тела вора в законе». Природой заданное тело меняет и положение на социальной лестнице: телесность деклассированного безработного БОМЖа отлична от телесности успешного бизнесмена или политика. На материале рекламных роликов и массовой прессы проследите гендерные различия телесности (отношение к боли, смерти, допустимому, холоду, жаре и т.д.). Какое влияние на формирование мужского тела оказывают такие дисциплинарные практики, как урок физкультуры, военная подготовка, армия, драки, «качалки», спорт?

Изменения телесности по «вертикали» – это исторические изменения соматического сознания и телесных практик: от первобытного соматизма, телесно-пластического канона античности до современного образа физического «Я» личности. Так, телесность неандертальца отличается от средневековой, возрожденческой, барочной. Телесность 80-х годов XX – от телесности 90-х и 2000-х.

Перечислите особенности «социально-культурного тела» основных историко-культурных эпох. В чём они выражались? Чем были обусловлены?

О каких изменениях в телесном сознании свидетельствует изображение на государственной юбилейной монете «Россия на рубеже тысячелетий» обнажённых юноши и девушки на фоне дерева, компьютера и колеса?

Какие особенности современной культуры отразились в следующих характеристиках «человека телесного»?

1.Происходит исключение телесного бытия человека из системы социокультурных ценностей. Либо торжествует «соматический негативизм» (отсутствие престижа физического имиджа человека, крайне слабая заинтересованность в культивировании своих двигательных качеств). Либо – соматизация человека (возведение в абсолют «мускульно-мышечных» или «бюстово-ягодичных» достоинств). (И.Быховская)

2.Тело превращается в плоть, материал для дальнейшего использования при функционировании других систем (одного тела для другого; мертвого для живого; живого для умирающего; молодого (младенцев) для старого; старого для экспериментов (муляжи) или «в искусстве» (выставки художественно обработанных трупов)). Сначала для «лечения», а потом «улучшения», «совершенствования». Возникло тело без боли – но и без удовольствия, без запаха – но и без чувств, без пота – но и без «мышечной радости». Охлажденная, нормализованная, пастеризованная плоть. (Ж.Делёз)

3.Кризис самоидентификации «рождает» больное, истерийное, тело: создаёт пограничную ситуацию, в которой неустойчивое тело обретает парадоксальную форму «дезадаптивной адаптации». В результате происходит реорганизация на всех уровнях: физическое деформируется, тело-канон утверждается в эстетизации жестокости и «профессиональном кретинизме», чувство собственного тела купируется (как хвост и уши собак и кошек). Патоморфоз отражается на вере, морали, воле, интеллекте (например, актуализируется фанатизм, идоломания). (И.Тимошенко)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: