Прямые иностранные инвестиции: сущность и основные формы. Причины экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций




Прямые иностранные инвестиции – это вло­жение капитала резидентом одной страны (прямым инвес­тором) с целью приобретения долгосрочного экономичес­кого интереса в предприятие-резидента другой страны (предприятие с прямыми инвестициями), обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

По определению МВФ, прямые зарубежные инвестиции – это капитальные вложения при наличии у иностранного инвестора не менее 25 % акций фирмы.

По определению Министерства торговли США, а также в статистике Германии и Японии этот порог составляет 10 %.

В России – 10 %.

Прямые инвестиции в основном связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, т. е. средств частных фирм, банков и других негосударственных организаций, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

Начиная с середины 80-х годов темп прироста ПИИ в мировой экономике в 4 раза превышал темп прироста мирового ВВП. Ведущие позиции как в экспорте, так и в импорте предпринимательского капитала в настоящее время занимают индустриально развитые страны, на долю которых приходится 97-98 % мировых зарубежных инвестиций. Среди них выделяют три центра: США, Западная Европа, Япония.

Формы вложения ПИИ:

первоначальное вложение капитала прямого инвестора в принимающую страну

реинвестирование прибыли (повторное инвестирование своих дивидендов, не переведенных в страну прямого инвестора).

внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с од­ной стороны, и дочерними, ассоциированными ком­паниями и филиалами — с другой.

В связи с большим значением прямых инвестиций для национальных экономик разных стран, в них осуществляется государственная поддержка ПИИ в форме:

предоставления государственных гарантий (в виде возврата полной суммы ПИИ или ее части в случае национализации экономики, изменения валютных курсов, ввода валютных ограничений принимающей страной);

государственного страхования ПИИ;

исключения двойного налогообложения;

государственная поддержка ПИИ с помощью средств международной дипломатии;

урегулирования инвестиционных споров

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму – предприятие с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

отделения (филиала), которое хотя и регистрируется за рубежом, не является самостоятельной компанией с собственным балансом и полностью (на 100 %) принадлежит родительской фирме (прямому инвестору), а поэтому не является юридическим лицом.

дочерней компании, которая регистрируется за рубежом как самостоятельная компания, то есть является юридическим лицом с собственным балансом. Но контроль над ней осуществляет родительская компания в силу того, что она обладает основной частью акций дочерней компании или же всем ее капиталом (прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала).

ассоциированной компании отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций (прямой инвестор владеет менее 50% капитала).

совместного предприятия на контрактной основе. Создаются предпринимателями разных стран путем взносов в единый уставный фонд и совместно ими управляются. Регистрируются в стране функционирования, имеют собственный баланс и являются юридическими лицами.

совместная разработка природных ресурсов

покупка или аннексия ("приватизация") предприятий страны, принимающей иностранный капитал.

Причины экспорта и импорта прямых иностранных инвес­тиций весьма разнообразны. Главные — это стремление раз­местить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень на­логообложения, диверсифицировать риск.

В числе других причин можно назвать следующие:

♦ технологическое лидерство — чем выше доля расхо­дов на НИОКР в объеме издержек корпорации, тем больше объем ее экспорта или импорта прямых инвестиций. При этом, осуществляя прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентное преимущество, а, привлекая прямые иностранные ин­вестиции, предприятия имеют своей целью направить средства на приобретение новейшей зарубеж­ной технологии, над которой прямой инвестор стремится сохранить свой контроль;

♦ преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем больше объем ее экспорта/импорта пря­мых инвестиций, и наоборот;

преимущества в рекламе, которая отражает накоплен­ный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в общем объеме за­трат, тем больше объем ее экспорта/импорта прямых инвестиций;

эффект масштаба — чем больший объем продукции производится для потребления ее на внутреннем рынке, тем больше объем экспорта прямых инвести­ций и меньше объем их импорта, так как большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, стремятся полностью использовать эффект масштаба (т. е. возможности экономии на масштабе) в рамках внутреннего рынка;

размер корпорации — чем больше корпорация, тем больше объем экспорта/импорта прямых инвести­ций;

степень концентрации производства — чем выше уро­вень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем экспор­та и меньше объем импорта прямых инвестиций;

обеспечение доступа к природным ресурсам — чем выше потребность корпорации в определенных при­ родных ресурсах, тем больше объем экспорта прямых инвестиций в ту страну, где эти ресурсы имеют­ся;

потребность в капитале — чем выше потребность кор­порации в капитале, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций;

количество национальных филиалов — чем большее количество подразделений имеет корпорация внутри страны, тем больше объем ее импорта прямых инвес­тиций;

издержки производства — чем ниже издержки произ­водства в принимающей стране, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций;

уровень защиты внутреннего товарного рынка (тамо­женная политика). Поскольку импорт капитала яв­ляется альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной и иной защиты внутреннего то­варного рынка страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций;

размер (емкость рынка) — чем выше емкость внутрен­него рынка страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: