Когда следует использовать голубой цвет? 22 глава




Слона тоже могут действовать как якоря. Так, слово «тест» является для многих школьников якорем, они чувствуют себя взволнованными и теряют способность показывать лучшие ре­зультаты.

Часто якоря оказываются очень приятными, как, например, любимая песня, старые фотографии, интимные запахи, «осо­бенные* слова любимого человека или тон его голоса. И каждый раз, когда вы воспринимаете их, у вас возникают нежные ощущения. И всякий раз, когда* это происходит, ассоциация усиливается.

Кроме того, большинство приятных якорей являются еще и полезными. Они формируют привычки, без которых мы не могли бы действовать. Так, например, если вы водитель, у вас смена красного сигнала светофора зеленым всегда ассоцииру­ется с нажатием вашей ноги На определенную педаль.

Другие ассоциации, будучи полезными, могут быть менее приятными. Вы проезжаете светофор и видите автомобиль с мигалкой на крыше и человека в униформе сотрудника ГАИ. У вас меняется состояние, вы проверяете скорость и начинаете думать о том, что, может быть, где-то нарушили правила.

Иные ассоциации и не очень полезны. Известно, что для многих людей публичное выступление стойко ассоциируется с сильным возбуждением и, может быть, даже с наступлением умеренной паники. Ситуация экзамена заставляет большинство школьников и студентов чувствовать волнение и неуверенность в себе, из-за чего порой они бывают не в состоянии изложить даже хорошо выученное.

В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние — фобию1. Например, люди, страдающие клаустрофобией, когда-то установили очень сильный якорь между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и теперь они постоянно воспроизводят эту ассоциацию.

Поскольку наш мозг не может не создавать и не воспроиз­водить ассоциаций, жизнь многих людей оказывается излишне ограниченной прошлыми страхами (якорями), которые не про­шли переоценку. Но не надо забывать, что мы можем выбирать ассоциации, которые хотим заякорить.

Представьте, какой могла бы стать ваша жизнь, если бы вы могли включать творческое состояние по собственному жела­нию?.. А для некоторых специальностей это составляет основу профессионализма. Так, хороший актер должен уметь входить в роль только в тот момент, когда поднимается занавес, а не за

1 Фобия (от греч. phobos — страх) — навязчивый страх, одна из разновид­ностей навязчивых состояний.

час до. этого и не в середине второго действия. Для многих мастеров своего дела в психотерапии, политике, спорте или бизнесе способность активизировать свои резервы является просто жизненно необходимой.

Но управление своим состоянием требует уравновешенности и мудрости. Столь же важно умение отключаться. Актер должен-уметь сбросить с себя роль вместе с падением занавеса. Не секрет, что для многих «профи» всегда весьма актуальной была проб­лема «трудоголизма»: достигнув благодаря своей чрезвычайной активности значительных результатов, они и в нерабочее время «сжигают» себя, становясь несчастными, теряя семью или, в край­нем случае, заболевая.

Поэтому вы можете взять какую-нибудь жизненную ситуа­цию, которая кажется вам наиболее трудной или непонятной, и заранее решить, какое физиологическое состояние вы хотели бы иметь в этой ситуации. Учтите, что для любой неприятной ситуации вы всегда можете создать новую ассоциацию, а сле­довательно, и новую реакцию с использованием якорей.

Это делается в два этапа: сначала вы выбираете желаемое эмоциональное состояние, а затем ассоциируете его со стиму­лом или якорем, так, чтобы могли по желанию вызвать его в любой момент. Для этой цели, например, люди искусства используют талисманы на счастье, а спортсмены совершают небольшие ритуальные движения.

Ниже мы приведем упражнение для переноса положитель­ных эмоциональных ресурсов из прошлого переживания в на­стоящую ситуацию, в которой вам хотелось бы иметь к ним доступ. Это позволит расширить ваш эмоциональный выбор. Европейская культура, в отличие от некоторых других культур, убеждена в том, что эмоциональные состояния являются непро­извольными и создаются внешними обстоятельствами и други­ми людьми. Но это, наверное, не совсем так. Природа может сдать нам смешанный набор карт, но мы можем выбирать, как и когда ими играть. Как сказал Олдос Хаксли: «Опыт — это не то, что с нами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

Упражнение «Якорение ресурсов»

Сядьте удобно в кресло.

Войдите в особое состояние сознания.

Подумайте о какой-нибудь конкретной ситуации, в которой вы хотели бы быть другим, по-другому чувствовать себя или по-другому реагировать.

Теперь выберите необходимое эмоциональное состояние из тех многих, которые вы переживали в своей жизни... к которому вы бс/: ше всего хотели бы иметь доступ в данной ситуации... Это м^жет быть любое ресурсное состояние: уверенность... смелость... настойчивость... креативность... все, что интуитивно приходит в голову как наиболее подходящее. Когда вам станет понятно, в каком ресурсе вы нуждаетесь, начинайте искать тот конкретный случай в своей жизни, когда у вас был этот ресурс. Отмечая примеры, приходящие вам в голову, выберите тот, ко­торый кажется вам наиболее отчетливым и интенсивным.

Если вы уже выбрали ресурс, но вам трудно вспомнить то время, когда вы его переживали, вообразите какого-нибудь известного вам человека или даже вымышленный персонаж из книги или фильма. Если бы вы были им, то на что было бы похоже переживание этого ресурса? Помните, что хотя человек может быть несуществующим, но ваши ощущения реальны, а именно это и принимается в расчет.

Когда вы уже вспомнили конкретный случай — реальный или вымышленный, — выберите якоря, которые воспроизведут эти ресурсы тогда, когда вы того захотите.

Это может быть кинестетический якорь — некоторое ощуще­ние, которое можно связать с выбранными вами ресурсами. Например, специфическое соприкосновение большого и указа­тельного пальцев или какое-нибудь особое сжимание кулака работает хорошо в качестве кинестетического якоря. Так, на теннисном корте игроки часто прикасаются к боковой стене, чтобы восстановить чувство уверенности, когда игра не идет...

Или аудиальный якорь — слово или фраза, которую вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны вашим ощу­щениям... Способ, которым вы это говорите, используемый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильное воздействие, как и сами слова и фразы. Сделайте их характер­ными и запоминающимися. Например, если уверенность — это то ресурсное состояние, которое вы хотите закрепить с помо­щью якоря, то вы можете сказать себе: «Я чувствую себя все более и более уверенным» или просто: «Уверенность!», исполь­зуя уверенный тон голоса.

A i южет быть, это будет визуальный якорь — образ или символ искомого состояния. Например, вы можете вспомнить то, что вЫвидели, когда действительно чувствовали себя уверенным.

Важно, чтобы якорь был уникальным и не являлся частью обыденного поведения. Будьте также предусмотрительны и выбирайте в качестве якоря что-то такое, что вы можете делать незаметно. Наверное, стойка на голове могла бы хорошо сра­ботать в качестве якоря уверенности на соревнованиях или

в спортивном зале, но вряд ли она окажется адекватной для преподавателя в аудитории.

Когда вы выбрали якорь в каждой репрезентативной системе, попробуйте пережить ощущение уверенности путем живого вос­создания ресурсной ситуации. Вернитесь в своем воображении в выбранное вами конкретное ресурсное состояние... Вспомните; где вы были и что вы делали... По мере того, как это будет становиться более отчетливым, вообразите, что вы вернулись в тот момент... что вы видите то, что видели тогда... Вы можете слышать какие-нибудь звуки, которые слышали тогда... и начать пережи­вать те же ощущения...

Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно...

Часто для того, чтобы в действительности снова войти в соприкосновение с целостным ощущением ресурсного состоя­ния, оказывается полезным снова выполнить те действия, ко­торые вы выполняли в тот момент... Возможно, вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (конечно, если это возможно)...

Когда эти ощущения достигнут пика, закрепите ресурсы якорем; вспомните свой образ, сделайте свой жест и скажите свои слова. Помните, что вам необходимо связать свои якоря с ресурсным состоянием в тот момент, когда оно достигает своего пика. Время здесь имеет решающее значение. Если вы произ­ведете связывание после того, как ваше состояние минует пик интенсивности, то вы заякорите выход из этого состояния, а это не то, что вы хотите. При этом последовательность якорей не имеет значения: используйте тот порядок, который наилучшим образом работает на вас, или включайте их одновременно. Через некоторое время после того, как ваши ресурсные ощущения пройдут пик интенсивности и начнут спадать, вам придется выйти из ресурсного состояния в обычное, прежде чем вы испытаете якорь.

Когда вы будете готовы, включите все три якоря и отметьте интенсивность переживания, в какой вы действительно дости­гаете своего ресурсного состояния. Если вы неудовлетворены, вернитесь назад и повторите процесс якорения, чтобы усилить ассоциацию между якорями и вашим ресурсным состоянием. Возможно, вам понадобится повторить это несколько раз, что­бы обрести способность иметь это состояние тогда, когда оно вам необходимо.

Наконец, подумайте о будущей ситуации, в которой, веро­ятно, вам понадобится это ресурсное состояние. Что вы можете Использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что »Ь1 нуждаетесь в этом ресурсе? Найдите самую первую вещь, которую вы видите, слышите или ощущаете и которая дает вам

знать, что вы именно в такой ситуации. Сигнал может быть внешним или внутренним. Например, особенное выражение лица или чей-то необычный тон голоса будет внешним сигна­лом. Начало внутреннего диалога будет внутренним сигналом. Если вы понимаете, что способны выбирать, как себя чувство­вать, то это понимание само по себе является ресурсным состоянием. Оно также будет прерывать привычную закреплен­ную реакцию. Стоит заякорить это знание на выбранный сиг­нал, и он действует далее как напоминание о том, что вы можете выбирать свои ощущения.

Спустя некоторое время, если вы будете продолжать исполь­зовать якорь, сигнал сам станет якорем для вас, чтобы ощутить себя в ресурсном состоянии. Тот триггер, который обычно заставлял вас чувствовать себя плохо, теперь становится триг­гером, который будет переводить вас в устойчивое ресурсное состояние.

Теперь вы можете использовать эти якоря для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите. Дер­жите в голове свой результат и экспериментируйте с техникой до тех пор, пока не достигнете успеха. Некоторые люди обна­руживают, что простое воспроизведение жестов («включение» кинестетического якоря) достаточно для воссоздания ресурсно­го состояния. Другие предпочитают пользоваться всеми тремя якорями.

Вы можете использовать этот процесс для того, чтобы за­креплять якорем различные ресурсы. Некоторые люди якорят ресурсы каждый на своем пальце. Другие связывают множество различных ресурсных состояний с одним и тем же якорем, чтобы иметь очень мощный ресурсный якорь. Эта техника добавления различных ресурсов к одному и тому же якорю известна как накачка ресурсов.

Якорение и использование своих ресурсных состояний — это умение, и, подобно любому другому умению, чем больше мы его эксплуатируем, тем оно становится более легким и более эффективным. Одни находят, что это действует впечатляюще с самого начала. Другие обнаруживают, что им требуется практи­ка и уверенность в том, что именно эта процедура срабатывает, вызывая изменения.

Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один при­водил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же, как электрический импульс пробегает от нерва к нерву в нашем теле. В некотором смысле якоря являются внешним отражением того, как мы создаем новые нервные пути в своей нервной системе между начальным стимулом и новой реакцией. Выстраивание цепочки якорей позволяет нам проходить последовательность различных состо-

яний легко и автоматически. Цепочки особенно полезны в том случае, если проблемное состояние является сильным, а резерв­ное состояние слишком далеко, чтобы достичь его в один прием.

Упражнение «Цепочка якорей»

Войдите в особое состояние сознания.

Подумайте о ситуации, в которой вы чувствовали себя рас­строенным. Можете ли вы идентифицировать устойчивый сиг­нал, который вызывает это чувство? Что это... тон голоса или ваш внутренний диалог?., особенное ощущение?., что-то из то­го, что вы видите?

Часто кажется, что мир устроил заговор против нас, но мы можем контролировать овою реакцию на «заговор». И тогда нашим чувствам не удается изменить окружающий мир...

Когда вы получаете этот внутренний сигнал, решите, к ка­кому состоянию вы хотели бы перейти... Может быть, к состо­янию любопытства?.. А от него, возможно, к творческому состоянию?

Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните то время, когда вы были очень любопытны, и закрепите его якорем, возможно кинестетическим (например, прикосновением к руке). Выйдите из него и теперь верните себя в то время, когда вы были в творческом состоянии, и заякорите его, прикоснувшись, допус­тим, к другому месту на своей руке.

А теперь вернитесь к переживанию «мирового заговора» и, как только вы получите его сигнал, включите якорь любопыт­ства... и когда ощущение любопытства достигнет максимума, коснитесь своего якоря креативности.

Это выстраивает нервную цепочку ассоциаций, которые легко перемещаются от расстройства через любопытство к кре­ативности. Тренируйте ее ровно столько раз, сколько вам необ­ходимо для того, чтобы эти связи стали автоматическими.

Якоря делают переживания доступными для сознательно­го управления, используя те естественные процессы, которые обычно протекают бессознательно. Мы якорим себя постоянно, и очень часто совершенно случайным образом. Вместо этого мы Можем быть гораздо более избирательными в отношении того, На какие якоря реагировать.

Для того, чтобы разрушить якоря, вы якорите нежелательное отрицательное состояние (назовем его холодным или голубым) и положительное состояние (назовем его горячим или желтым)

и включаете оба якоря одновременно. После короткого периода смешивания негативное состояние изменится и возникнет но­вое состояние.

Упражнение «Технология разрушения якорей»

1. Идентифицируйте проблемное состояние и доступное мощ­ное позитивное (ресурсное) состояние.

2. Извлеките позитивное состояние и откалибруйте невер­бальные признаки так, чтобы его можно было быстро и четко

отличить.

3. Вернитесь в обычное состояние.

4. Вызовите желаемое состояние снова и заякорите его.

5. Вернитесь в прежнее обычное состояние.

6. Проверьте позитивный якорь. Если вы не видите невер­бальных признаков, повторите шаги с первого по третий, чтобы усилить ассоциацию.

7. Вернитесь в обычное состояние.

8. Идентифицируйте негативное состояние или опыт и по­вторите шаги 2, 4 и 6 применительно к негативному состоянию. Заякорите его особенным прикосновением в другом месте.

9. Вернитесь в обычное состояние.

10. Пройдите через каждое состояние по очереди, используя якоря попеременно и повторяя примерно следующее: «Бывают случаи, когда я чувствую «голубое» {включите негативный якорь), и в этих ситуациях мне бы лучше на самом деле чувствовать «желтое» (включите позитивный якорь)». Повторите это несколь­ко раз, не делая промежутков между состояниями.

11. Когда вы настроитесь на то, чтобы замечать любое измене­ние, которое только осознаете, включите оба якоря в одно и то же время. Внимательно следите за невербальными признаками. Возможно, появятся признаки изменения или смешения.

12. Уберите вначале негативный якорь, затем позитивный.

13. Проверьте свою работу, либо вернувшись в проблемное состояние, либо включив негативный якорь. Если все продела­но правильно, вы войдете или в промежуточное состояние между позитивным и негативным (различные оттенки зелено­го), или в абсолютно новое состояние, или в позитивное состо­яние. Если вы все же получили негативное состояние, найдите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь. Заякорите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс, и затем перей­дите к шагу 10.

14. Наконец, подумайте о ситуации в ближайшем будущем, в которой предположительно могут возникнуть негативные

ощущения, и в воображении пройдите через эту ситуацию, наблюдая за собственным состоянием. Если вы продолжаете быть недовольны полученным состоянием или увиденной пер­спективой, найдите, какие еще ресурсы необходимы, и заяко­рите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс, а затем продолжайте с шага 10. Техника разрушения якорей не будет работать до тех пор, пока позитивное состояние не станет сильнее негативного, и, возможно, вам придется накапливать позитивные ресурсы на одном якоре, чтобы до­стичь этого.

Этот процесс можно понимать так, что нервная система пытается включить два несовместимых состояния в одно и то же время. Так как она физиологически не может этого сделать, она делает что-то другое. Старый паттерн разрушается, а новые создаются. Вот почему нередко возникает замешательство, ко­гда включаются два якоря.

Но вернемся к осознанию. Конечно, было бы замечательно, если бы мы могли всегда полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве постороннего наблюдателя, стоящего у вас за плечом и время от времени спрашивающего: «Эй, о чем ты сейчас думаешь?» Олдос Хаксли в романе «Остров» населил остров птицами, которые восклицали: «Внимание!» или «Здесь и теперь, ребята!» Философия обыденной жизни в этом утопи­ческом королевстве основана на полном осознании текущего момента, и птицы постоянно напоминали людям об этом, обращали их внимание на то, что происходит вокруг.

Вероятно, мало у кого есть такая птица или хотя бы попугай, которые могут постоянно напоминать о необходимости осозна­вать происходящее «здесь и теперь», но мы можем использовать в качестве якорей какие-либо события повседневной жизни. Например, когда слышим бой часов, то можем спросить себя: «Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?», «Чего я хочу в данный момент?»

Также можно использовать телефонные звонки. Услышав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуете в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы ваши предположения относительно того, кто звонит? Если же вы сосредоточитесь на своих мыслях и чувствах до телефонного разговора, то сможете лучше понять, чего вы в действительности хотите, и ваше общение будет успешнее.

Наверное, в идеале мы можем полностью осознавать проис­ходящее каждую секунду (быть в состоянии «полного созна­ния», как говорят буддисты). Тих Нхат Ханх в книге «Чудо полного сознания» иллюстрирует это с помощью такого про-того занятия, как мытье посуды: «Если мы моем посуду и

думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закончить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду Фактически мы совершенно не способны радоваться чуду жиз­ни, когда стоим возле раковины. Если мы не можем мыть посуду (полностью включаясь в это занятие), то есть вероятность, что мы равным образом не сможем и выпить чашку чая (полностью включаясь в это занятие). Пока мы будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате не способны в полной мере ощущать себя в каждый конкретный момент своего бытия».

После освоения искусства осознавать и жить в настоящем стоит перейти к тем внутренним объектам, которые в отличие от нас часто пользуются реальностью настоящего, — к тем «демонам» или «ангелам», что живут внутри нас и по поводу которых В. Шекспир советовал: «Не стой между драконом и яростью его».

 


ГЛАВА 8 Драконы Эдема

Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах.

Р. Бах

...И над «ходом виднелась надпись: «Толькодля сумасшедших! Плата за вход — разум!»

Г. Гессе

Не секрет, что для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса. Многие психиатры и психологи, создавая свои теории, обязательно учитывают эти различные стороны личности. 3. Фрейд называет один голос Сверх-Я, второй — Оно, Ф. Перлз соответственно — Собака-сверху и Собака-снизу1, а Э. Берн — Родитель и Ребенок. Несомненно, эти теоретические построения очень полезны, но их недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структу­ры личности и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека. Например, Ф. Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Соба­ка-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т. д.», характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.

В этом отношении нам больше импонирует система Р. Асса-ДЖиоли, где эти внутренние голоса именуются субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у различных людей, и пациенту во время психотерапии часто самому прихо­дится называть каждую из них. Субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила этого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Есть субличности для ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начал ь-

Собака-сверху и Собака-снизу — один из возможных вариантов перевода ТеРминов «topdog» и «underdog» из лексикона гештальт-психологии. Они взяты из английской разговорной речи и обозначают соответственно доминирующую сторону и сторону, заведомо обреченную на поражение (как, например, в со­ревновании сильного с заведомо более слабым противником).

ник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потреби­тель, Актер и т. д., но могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например Пешеход, Пассажир, Водитель.

Очень важно научиться анализировать, идентифицировать, распознавать свои внутренние голоса и давать каждому голосу свое индивидуальное имя. Для этого мы предлагаем вам сле­дующее упражнение.

Упражнение «Круг субличностей»

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем (например, не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, получить хорошее образование, достигнуть успеха в ра­боте (бизнесе), любить, быть любимым и т. п.).

2. Теперь войдите в особое состояние сознания и сосредоточь­тесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные жела­ния и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Мнение других людей».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно двадцать сантиметров. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше Я. А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте цветными карандашами или красками симво­лы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто на­рисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на

клички (Авантюрист, Профессор, Крутой, Герой-Любовник, Мочалка, Звезда), другие будут более романтичны (Легкое Оча­рование Весеннего Утра, Маленький Принц, Соколиный Глаз, Лесная Нимфа и т. д.). Здесь важно придумать свои собствен­ные, имеющие для вас и только для вас смысл названия.

7. Теперь раскрасьте свое Я.

Это упражнение полезно повторять много раз, хотя бы потому, что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего же они хотят, как действуют и почему меняются.

Различные наши субличности воплощают самые разнообраз­ные ценности, преследуют различные интересы, имеют разно­направленные намерения и, таким образом, вступают в кон­фликты друг с другом. Наша способность быть успешными и счастливыми коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем своими различными суб­личностями.

Состояние целостности и подлинной искренности, когда все субличности согласованно работают вместе, преследуя одну цель, называется конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше вербаль­ное и невербальное поведение нацелено на один результат. Все части находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все твои субличности играют одну и ту же мелодию. В оркестре различ­ные инструменты играют согласованно, и общее звучание пред­ставляет собой нечто большее, чем то, что мог бы воспроизвести любой из инструментов в отдельности, но именно различие между инструментами придает музыке ее колорит, силу воздей­ствия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши различные убеждения, ценности и интересы действуют согла­сованно, чтобы придать нам энергии для достижения наших Целей.

Инконгруэнтность представляет собой смешанное сообще­ние — инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет которого совершенно не подходит к картине. Эти смешанные внутренние сообщения будут отражаться в двусмысленных со-°6щениях другим людям и приводить в результате к запутанным Действиям и самосаботажу1.

1 «Ошибочные действия» (оговорки, описки, очитки, закладывание и зате-рнвапие предметов, ошибки памяти и т. п.), о которых писал 3. Фрейд в •Психопатологии обыденной жизни», — самый яркий пример ппконгруэишости.

Когда вы принимаете решение и вы конгруэнтны относи­тельно этого решения, тогда вы знаете, что можете действовать и воспользоваться любым шансом на успех. Когда вы стоите перед необходимостью принять решение и инконгруэнтны в отношении его, это предоставляет вам бесценную информацию со стороны вашего бессознательного. Говорят, что в таком случае неразумно предпринимать какие-либо действия и что пришло время подумать, собрать больше информации, создать больше вариантов выбора или исследовать другие результаты. Вопрос состоит в том, как узнать, когда вы конгруэнтны и инконгруэнтны? Ниже приводится простое упражнение для определения ваших внутренних сигналов конгруэнтности и ин-конгруэнтности.

Упражнение

«Идентификация сигналов конгруэнтности и инконгруэнтности»

Войдите в особое состояние сознания.

Вспомните то время, когда вы действительно чего-то хотели: то особенное угощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вы мысленно вернетесь к тому времени и событию, вы сможете начать осознавать, на что похоже это ощущение конгруэнтности. Познакомьтесь с этим ощущением, чтобы использовать его в будущем для определе­ния своей конгруэнтности относительно результата. Обратите внимание на свои ощущения, отметьте нюансы переживания, в то время как вы мысленно возвращаетесь к тому'времени. Можете ли вы найти какое-нибудь.внутреннее ощущение, кар­тинку или звук, который безошибочно указывал бы вам на то, что вы конгруэнтны?

Теперь вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительно какой-нибудь идеи. Возможно, вы чувствовали, что это хорошая идея, но что-то подсказывало вам, что это может привести к неприятностям. Или же вы могли представ­лять себя делающим это и все же испытывать чувство неопре­деленности.

В то время как вы думаете об имеющейся у вас оговорке, в вашем теле возникает определенное ощущение, возможно, ка­кой-то особенный образ или звук, который дает вам понять, что вы мобилизованы не полностью. Это и есть ваш сигнал инкон-

груэнтности.

Познакомьтесь с ним, это ваш хороший друг, он мог бы сэкономить вам кучу денег. Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у вас имеются сомнения или

оговорки. Способность выявлять в себе сигнал инконгруэн-тности предохранит вас от многих ошибок.

Выявление инконгруэнтности в других людях очень важно, особенно в сфере оказания им помощи путем общения. Напри­мер, психотерапевт, дающий интерпретацию, спрашивает, по­нял ли пациент его или нет. Пациент может ответить: «Да», но тон его голоса или выражение лица, не соответствующие сло­вам, покажут, что это не совсем так1. Когда мы будем вести речь о неошаманских техниках, мы остановимся на конгруэнтности в еще одном аспекте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: