Когда следует использовать голубой цвет? 25 глава




Эти техники дают сознанию определенное направление и могут быть применены для многих случаев: для изменения настро­ения, избавления от вредных привычек, навязчивых состояний и т. д. В основе данных методик лежит врожденное стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равнове­сие, гомеостазис.

Упражнение «Взмах»

Войдите в особое состояние сознания.

Определите проблему, с которой вы потом будете работать. Это могут быть симптом, вредная привычка, девиантное пове­дение и т. д.

Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (дис­социация).

Теперь создайте второй образ, вторую картину — как если бы вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.

Совершите «взмах»: сначала представьте себе первую «пуско­вую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри пер­вой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгно­венно замените большую картину маленькой, и сделайте послед­нюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.

Проверьте результат. Вызовите первый нежелательный об­раз. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ окажется тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.

Упражнение «Взрыв»

Войдите в особое состояние сознания.

Подумайте о каких-то.своих навязчивых мыслях или действи­ях. Это может быть навязчивое желание что-то съесть или выпить, навязчивое желание иметь автомобиль или женщину и т. д.

Теперь подумайте о желании, не носящем такого характера, о том, к чему вы относитесь более или менее безразлично.

Попробуйте определить, какие субмодальности формируют навязчивое состояние и какие — ваше нейтральное положение.

Найдите субмодальные различия и определите ведущую субмо­дальность, формирующую навязчивое состояние.

Теперь произведите «взрыв» навязчивости, манипулируя до­минирующей субмодальностью. Есть два способа произвести

«взрыв»:

1) одноразовое мощное усиление доминирующей субмодаль­ности;

2) многократный метод «храпуна».

Первый способ заключается в том, чтобы быстро усилить ведущую субмодальность до такой крайней степени, что кинесте­тическая реакция превысит верхний порог и... «лопнет». Вместе с ней «лопается» и навязчивость.

Второй способ — это быстрое, многократное повторение первого. В этом случае вы очень быстро усиливаете ведущую субмодальность. Потом возвращаете «картину» в исходное со­стояние и снова быстро увеличиваете. Повторения идут после­довательно и быстро, пока что-то не «лопается».

После «взрыва» чаще всего навязчивость исчезает.

Визуально-кинестетическая диссоциация применяется в тех случаях, когда в срочном порядке необходимо убрать из пере­живаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструиро­ванных образах (диссоциированное восприятие). Ведь известно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводят­ся) человеком в эйдетических образах, отрицательные — в кон­струированных. Это одна из защитных реакций организма.

Далее мы приведем наиболее часто применяемые методы трехступенчатой визуально-кинестетической диссоциации при остром реактивном состоянии и при фобии в рамках невроза навязчивых состояний.

Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (1)

Введите пациента в особое состояние сознания.

Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациента, находящегося рядом с вами (позиция П]).

Удерживая «якорь», предложите ему визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, свое более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой, например, изнасило­ванием (позиция Пг). Таким образом, пациент сидит рядом с психотерапевтом, «видя» перед собой себя — более молодого.

Затем попросите его представить себя сидящим позади себя (Позиция П3).

Итак, пациент представляет себя (своим внутренним взором) трижды; 1) сидящим рядом с психотерапевтом («актуальное те­ло»); 2) сидящим впереди («более молодой» пациент); 3) сидящим сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трехместная диссо­циация осуществится, поставьте ее на «якорь».

Попросите пациента снова пережить лсихотравмирующую си­туацию (сцену изнасилования), но наблюдая ее как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что все происходит с ним — более молодым (П^).

Когда картина изнасилования полностью просмотрена, пред­ложите пациенту снова вернуться из позиции Пз в позицию П] так, чтобы «визуальная перспектива» интегрировалась с «актуаль­ным телом».

Теперь попросите сегодняшнего пациента (ITi + Пз) пойти к себе — «более молодому» (Пг), и уверить его в том, что он из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ему успокоение и чувство уверенности в себе.

Когда сегодняшний пациент (ПО убедится в том, что тог, «более молодой», его понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация') станет частью сегодняшнего паци­ента (П1 + П3).

Если в какое-то время пациент начинает реально (эйдетичес­ки) переживать свою психотравму, верните его в положение Пз и «заякорите».

Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (2)

Войдите в особое состояние сознания.

Представьте, что вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествую­щей возникновению фобии.

Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой — сидящим в за­ле и смотрящим на экран — и за тем, что происходит на экране.

После этого превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остано­вите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Все будет происходить наоборот — точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его еще раз. Теперь «выплывайте» на свое прежнее место в зале. Фобия исчезла.

Мы-уже отмечали важность катарсиса для работы с психо- гравмирующим опытом. Надо сказать, что катартические тех-

ники и приемы широко использовались в качестве методов психологической помощи еще в античные времена и средние века (например, лечебные ритуалы и заговоры в язычестве или исповедь и проповедь в христианских таинствах). До сих пор в обычной жизни мы все часто применяем такую форму катарти-ческой психотерапии, как беседа — простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах. Рассказывая о гнетущих, мучительных переживаниях, выслушивая утешающие слова, сравнивая свои невзгоды с подобными у других людей, получая примеры «правильного» поведения в аналогичных ситуациях, человек освобождается от груза старых или неосознаваемых проблем, как бы возвращаясь назад и впервые (или заново) осознавая, переживая, отреагируя их, благодаря этому получая возможность наконец избавиться от болезненной окраски.

Существует достаточно много методик, позволяющих эф­фективно использовать катарсис в психотерапии в особых со­стояниях сознания.

В 1904 году один из последователей В. М. Бехтерева болгарский

психиатр Н. Крестников, основываясь на своем опыте участия в

( балканской и в Первой мировой войнах, а также на исследованиях

Й. Брейера о возможностях гипнокатарсиса, разработал методику

«искусственной репродукции аффективных переживаний».

Пациент, лежащий в полной тишине с закрытыми глазами, на фоне гипнотического внушения проходит четыре фазы.

После латентной фазы длительностью 2—4 минуты спонтанно наступает органная фаза, при которой наблюдаются тремор, уча­щенное дыхание и сердцебиение, сильный пот, слезы и др. Несмотря на то, что эти проявления свойственны аффектам страха и скорби, пациент абсолютно спокоен и не ощущает никаких неприятных эмоций. Продолжительность фазы 2—4 минуты, пос­ле чего она переходит в следующую, эмоциональную фазу.

К тремору, сердцебиению, потливости присоединяются от­четливый страх и подавленность настроения, однако больной не знает причины этого.

Эта фаза продолжается одну-полторы минуты и внезапно переходит в фазу представления: больной вдруг вспоминает опре­деленное мучительное переживание, объясняющее его страх или скорбь, с присущими им вегетативными и эмоциональными эле­ментами. Это волнующее воспоминание захватывает все внима­ние пациента, причем иногда раппорт с больным прекращается, появляются своеобразные судороги (истерические дуги). Такое состояние вполне безопасно, и спустя 5—30 минут больной выхо-Дит из него спонтанно.

Весь процесс лечебной репродукции длится от 15 до 60 минут (в среднем 40 минут).

Обычно такой психотерапевтический прием используется для лечения больных неврозами. В зависимости от выражен­ности невротических расстройств на курс лечения требуется от трех до двадцати сеансов репродукций.

Огромной заслугой Н. Крестникова является описание дис­социации отдельных явлений катарсиса и исследованных им фаз. Так, органная фаза представляет собой множество отдель­ных диссоциированных явлений — двигательных, чувствитель­ных, секреторных, вегетативных. В эмоциональной фазе к ука­занной симптоматике присоединяются переживания страха и скорби, отличающиеся диффузностью и неопределенностью. В этой фазе отсутствует сложное и чисто человеческое чувство стыда, даже тогда, когда психическая травма была связана с аффектом стыда. По Н. Крестникову, это означает, что в данной фазе, хотя и восстанавливается оптимальная возбудимость, а вместе с ней и подвижность нервных процессов в структурах, непосредственно сопряженных с эмоциями, но не затрагивается их корковое представительство. Лишь в следующей фазе репро­дукции (фазе представления) происходит как бы связывание диссоциированных до сих пор проявлений органной и эмоци­ональной фаз, и больной переживает психическую травму как воспоминание или состояние, подобное сну. Теперь и эмоции приобретают точность, дифференцированность и полноту. Во время этой фазы все структуры, отражающие психическую травму, находятся в состоянии возбуждения, сила которого, однако, допускает сопряженность его с другими нейродинами-ческими процессами. При этом явление репродукции может быть объяснено принципом, обоснованным Н. Е. Введенским: крайне сильное возбуждение равнозначно торможению.

Диссоциация, описанная Крестниковым, наблюдается и в невротических симптомах, отражающих пережитую психичес­кую травму. Лишь в фазе представления все диссоциированные проявления связываются, и перед психотерапевтом раскрыва­ется точно, ясно и полностью травмирующая ситуация, которая всегда и с неизменной «фотографической» точностью отража­лась в картине невроза.

В 1927 году московский психотерапевт С. Я. Лившиц в моно­графии на русском языке (а в 1928-м — на немецком) описал свой метод катарсиса, сочетающий гипноз с психоанализом и назван­ный «гилноанализом». Основным достоинством этого метода яв­лялось то, что, помимо симптомоцентрированной, он имел и этио-патогенетическую направленность, а также позволял достаточно существенно сократить длительность аналитического лечения. Сегодня выделяют две группы методик гипноанализа. Методика гипноанализа, предложенная Л. Вольбергом (1945), включает обучение пациента быстрому вхождению в особое со-

стояние сознания и применение в этом состоянии таких модифи­цированных психоаналитических методов, как свободные ассоци­ации, внушение сновидений и их анализ, возрастную регрессию, визуализацию психотравмирующих ситуаций, автоматическое

письмо и т. п.

В методике Р. Линднера (1958) гипноанализ также включает тренировку быстрого погружения в особые состояния сознания, но психоаналитические сессии проводятся с использованием лишь метода свободных ассоциаций. При возникновении со­противления особое состояние сознания углубляется. В даль­нейшем психотерапевт стремится изменить выявленные не­адаптивные установки пациента с помощью прямых внушений.

Психокатартическая терапия Л. Франка (1927) используется для вызывания отреагирования в «пассивном состоянии» (или в полусне). Пациент лежа принимает самую удобную позу и макси­мально расслабляется. Потом его просят полностью отдаться нахлынувшим воспоминаниям, фантазиям и ассоциациям без их обсуждения и направления. При этом психотерапевт ничего не внушает. Так создается необходимое состояние (по всей вероят­ности, являющееся формой гетерогенного или аутогенного осо­бого состояния сознания), способствующее эффективным вос­приятию и обсуждению психотравмирующей проблемы с врачом.

К. И. Платонов применял методику «экспериментальной реп­родукции невротических синдромов» (1939). В ней пациент вводил­ся в глубокое особое состояние сознания и ему внушалось время перенесенного невроза (причем наблюдались те же самые сим­птомы и переживания, какие были установлены в активной ста­дии невроза), который он должен был вновь отреагировать. От­метим, что эта техника использовалась и в диагностических целях.

М. Мур (1945) использовала катартический метод, заключаю­щийся в многократном пересказывании пациентом, находящимся в особом состоянии сознания, психотравмирующих переживаний. Особенно эффективной эта техника считается при работе с по­вторяющимися кошмарными сновидениями.

В методе А. С. Данилова (1996), опираясь на указания Ари­стотеля о важности речи, имеющей «ритм, гармонию и напев...», Для вызывания катарсиса (по мнению автора, средства, услива-ющего трансфер, — основной терапевтический фактор) в ходе сеанса используют как специально подобранные музыкальные Произведения, так и поэтические тексты, создающие особую ритмическую речь терапевтической сессии.

В 1974 году Д. Кезрил предложил технику терапевтического кРика, которую также можно использовать в особых состояниях сознания. Суть ее состоит в том, что пациенты после введения в особое состояние сознания и определенного «разогрева» по­ощряются к крику.

Каждая сессия проходит в три этапа: подготовка, собственно крик и рефлексия.

На этапе подготовки используются дыхательные техники, техники размягчения мышечных блоков, вибрации и т. п.

На втором этапе через регрессивную метафору «детской люби­мой игрушки» пациенты погружаются в проблемное переживание (одиночество, чувство незащищенности и т. п.) и подталкиваются к крику. Пациенты кричат в технике рваного крика и через определенное время начинают чувствовать, что крик сам рвется из них, сопровождаемый то гневом, то плачем, то страхом. После того, как крик становится как бы самостоятельным и независи­мым от пациента, психотерапевт при помощи специальных техник «помогает» пациенту, облегчая экспрессию крика. Крик может перерастать и в плач, и в смех; пациенты могут испытывать озноб, дрожь, жар, холод и т. п., то есть те состояния, которые свиде­тельствуют о вовлеченности всего тела в терапевтический процесс. На третьем этапе идет обсуждение того, что переживал пациент, что «выходило» из него, какие эмоции. Пациент соотносит особенности своей жизненной ситуации и способов реагирования на нее, с переживаниями, которые возникали в терапевтической сессии. Особенность эмоциональной экспрес­сии в сессиях крика состоит в том, что пациент переживает какую-либо эмоцию, чувствует наплывы тоски, горя, плача, гнева и т. п., но не соотносит ее с конкретной ситуацией настоящего или прошлого — просто хочется плакать и т. п. Техника крика как бы освобождает пациента от накопленных эмоций, которые часто не осознаются и поэтому, естественно, не связываются с какой-то ситуацией.

Сама эмоциональная экспрессия имеет слоистую структуру: на периферии находятся более осознаваемые, эго-идентифици-рованные и увязанные с конкретными ситуациями эмоции. Например, сначала может «выходить» смех, который переходит в плач и т. п. Более глубокие эмоции менее осознаваемы, не принимаются в Я-концепцию и более определенно связаны с конкретными биографическими ситуациями. Именно поэтому отреагирование и рефлексия более глубоких эмоций — чрезвы­чайно важные механизмы самоизменения (А. С, Кочарян, 1997). Новый толчок развития катартические методы получили в связи с применением в психотерапевтической практике психо­деликов. Однако, после трго, как их использование пришлось свернуть, поиск нефармакологических методов, позволяющих добиваться у пациентов особых состояний сознания с катарти-ческими переживаниями, приводящими к излечению и поло­жительным изменениям личности, привел к возникновению пневмокатартических методов и целого направления под назва­нием холотропная психотерапия.

Ее создатели — Станислав Гроф и его жена Кристина, — оаботая еще в русле психоделической терапии, в ряде случаев использовали интенсивное дыхание для «раскрытия» телесных \ эмоциональных блоков. Отталкиваясь от работы Леонарда Орра и Сандры Рэй «Возрождение в Новом веке» (1977), они стали сочетать интенсивное дыхание (в варианте гипервентиля­ции, то есть форсированного выдоха) со специально подобран­ной музыкой, работой с телом и особой предварительной под­готовкой участников, что позволяло вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, что возникали в сеансах психоде­лической терапии1.

Хотя как будто поводом к обращению С. Грофа к дыхательной технике явился запрет на использование психоделиков, истина, по-видимому, лежит все же глубже. Теснейшая взаимосвязь пси­хики и сознания с дыханием известна с древнейших времен и нашла отражение в языке. У многих народов мира слова «дыха­ние», «дух», «душа» (так же как и в русском) происходят от одного корпя, а животные, так же как и человек, мыслятся существами, наделенными «духом», способностью «дышать». Многие совре­менные исследователи считают, что отмеченное этимологичес­кое родство может указывать на реальное психофизиологическое единство (В. Д. Заставный, 1993)2.

Отметим, что в течение многих веков было известно, что особые состояния сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних культурах, охватывали широкий диапазон: от грубых вмешательств в дыхание до тонких и сложных упражнений, существующих в различных духовных традициях. Так, например, первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ессеями (его отдаленным отголоском явля­ется современная процедура окропления водой и произнесения молитвы), состояла в насильственном погружении инициируе­мого в воду, что, как правило, ставило человека на грань смерти от Удушья. В других духовных традициях неофиты подвергались окуриванию дымом до полусмерти или даже удушению3 (далее,

Сходство переживаний участников дьКательного сеанса с переживания-Ми во время приема психоделиков не случайно. Исследователи, которые про­слеживали пшервентиляционную цепочку изменений гомеостаза, вплоть до биохимических процессов в мозге, установили, что изменения здесь весьма напоминают те, что возникают под действием психоделиков.

В этом отношении представляет интерес выдвигаемая С. Грофом гипо­теза о том, что спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можно рассматривать как попытки «духа» вылечиться.

3 D

о недавнем прошлом среди детей в пионерских лагерях часто практако-Валась игра в «улет»: в то время как «испытуемый» часто дышал, один из добро­вольных помощников пережимал ему горло или сонную артерию, а второй Резко бил в солнечное сплетение.

рассматривая ритуальные трансформации, мы коснемся этого в несколько ином аспекте).

Процедура холотропной терапии состоит из трех этапов: предварительной психологической подготовки, самой сессии и завершающей проработки (интеграции) полученного мате­риала.

Заранее создается должная обстановка. Комната должна быть затемненной и достаточно просторной для того, чтобы половина участников свободно могла улечься на матрацах, не касаясь друг друга даже тогда, когда их руки и ноги раздвинуты в стороны. Она должна быть изолирована от источников внеш­них шумов и, с другой стороны, позволять без ограничения включать музыку большой громкости и давать возможность участникам полностью использовать голосовое выражение. Пол мягкий или покрыт матрацами. Необходим достаточный запас подушек, пуфиков или других мягких вещей, а также полотенец и простынь, носовых платков. Во время сессии могут наблю­даться рвота, кашель, повышенное слюноотделение, так что необходим запас целлофановых пакетов, пластиковых тазиков и т. п. Желательно рядом иметь туалет. Перед проведением холотропической сессии комната проветривается. Все участни­ки приходят на сессию в свободной, удобной одежде (лучше всего спортивной), без того, что может затруднить дыхание или помешать свободному проявлению внутреннего процесса (име­ются в виду очки, контактные линзы, вставные челюсти, тяже­лые серьги, браслеты, пояса, часы и т. п.).

На первом этапе психотерапевт (фасилитатор — «облегчи-тель») знакомит пациентов (холонавтов) с картографией чело­веческой психики, которая включает биографический, перина­тальный и трансперсональный уровни. По мнению создателей метода, основным препятствием при его использовании служит барьер защиты, который имеет интеллектуальную или философ­скую природу, поэтому в беседе подчеркивается, что даже самые необычные, с общепринятой точки зрения, переживания совер­шенно естественны и регулярно происходят в этих обстоятель­ствах в любой группе случайно взятых людей.

Специфические техники, вызывающие изменения в сознании либо интен­сивным дыханием, либо длительным лишением дыхания, либо сочетанием того и другого, можно найти в пранаяме, кундалини-йоге, сиддха-йоге, тибетской ваджраяне, суфийских практиках, восточных формах медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзэн-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках. На ритм дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов, как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка эскимосов-инуитов, пение' киртан, бханджан или суфийских песен.

Поскольку холотропная терапия может сопровождаться дра­матическими переживаниями с сильным эмоциональным и физическим стрессом, то она противопоказана лицам с серьез­ными сердечно-сосудистыми заболеваниями (застарелым ате­росклерозом, аневризмой аорты, стойко повышенным артери­альным давлением), а также людям, перенесшим операции на сердие, сердечные приступы, кровоизлияние в мозг и т. п. Нужно воздержаться от участия в сессии и тем, кто недавно перенес операцию. Во время сессий пневмокатарсиса происхо­дят спонтанные телодвижения и существует определенный риск для людей с привычными вывихами, растяжениями, повышен­ной ломкостью костей. Помощник (ситтер) должен знать об этих особенностях у холонавта и предохранять его от резких движений, рискованных положений и поз. Конечно, не следует участвовать в сессиях холотропного дыхания ослабленным пос­ле тяжелых болезней, больным с инфекционными заболева­ниями и т. п. До сих пор дискутируется вопрос о включении в группы тех, кто имеет серьезные психические нарушения.

Важным противопоказанием является беременность (осо­бенно на последних месяцах), так как интенсивное дыхание приводит к уменьшению кровоснабжения плода. Кроме того, женщины, переживающие свое рождение в холотропной тера­пии, часто одновременно испытывают мощные сокращения матки, в связи с чем возможны преждевременное наступление менструации и выкидыши.

Окончательно вопрос о включении в терапевтическую груп­пу решает фасилитатор с учетом всех показаний, противопока­заний и руководствуясь собственной интуицией.

Затем пациентов знакомят с техническими деталями процесса: сессия проводится в положении лежа на спине, с закрытыми гла­зами; пациентам (холонавтам) необходимо полностью сосредото­читься на эмоциональных и психосоматических процессах, вызы­ваемых дыханием и музыкой, просто наблюдая и регистрируя их.

Перед началом сеанса группа делится на две части: холонав­тов и их ситтеров. Во время следующей сессии пары меняются ролями, таким образом, каждый участник имеет возможность Получить уникальный транс- и интерперсональный опыт. До начала сессии партнеры обговаривают все вопросы, касающие­ся вмешательства в случае возникновения телесных блоков, помощи при других состояниях, возможности и степени физи­ческого контакта. Поскольку разговоры во время сеанса пре­пятствуют течению процесса, холонавт и ситтер договариваются 0 языке жестов.

Сессия холотропного дыхания начинается с короткого пе­риода медитации и релаксации, которые проводит фасилитатор, поочередно называющий отдельные части тела (начиная от

ступней ног вверх), или под его контролем сами холонавты-используя техники аутотренинга, активного воображения, ме­дитации и т. п. Холонавтам предлагается принять позу лежа на спине с несколько раздвинутыми руками и ногами и обращен­ными вверх ладонями, а затем закрыть глаза. Эта поза отражает основную установку сессии: полную внутреннюю открытость восприимчивость и принятие всего, что происходит.

Когда холонавты расслабились и успокоились, фасилитатор предлагает всем участникам сосредоточиться как только воз­можно на настоящем моменте и месте, в котором они находят­ся, — на «здесь и сейчас». Им нужно постараться отстраниться от воспоминаний прошлого (других опытов с особыми состоя­ниями сознания, предварительных знаний, прогнозов и ожида­ний). Ситтер также должен очистить мысли от прошлого и от фантазий о будущем и сосредоточиться на заботе о партнере, на вере в мудрость и спонтанный целительный потенциал пси­хики, на интересе к происходящему в комнате процессу.

После физического расслабления и подготовки сознания холонавтам предлагают сконцентрироваться на дыхании, на­строиться на его естественный ритм, не пытаясь его изменить. Чтобы легче войти в «соприкосновение» с ритмом дыхания, его обычно представляют как облако света, пронизывающего все тело в ритме вдоха и выдоха, раскрывающее каждую его клетку и наполняющее живительной энергией.

Затем холонавтам предлагается дышать более интенсивно, чаще и глубже, чем обычно. Выбор ритма и способа дыхания (носом и ртом, грудным или диафрагмальным дыханием и т. д.) оставляется на «усмотрение» организма человека, его интуиции. Когда частота дыхания достаточно возросла, фасилитатор на­правляет внимание холонавтов на музыку, поощряя отдаться ее потоку, ритму дыхания и любому переживанию с полным доверием к происходящему процессу.

Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равно­весия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутрен­ней среды вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавля­ясь от них разрядкой на периферии. Эта разрядка происходит в двух формах — либо в форме непосредственного катарсиса (отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, рвотой), либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц.

При этом в ногах, в особенности в мышцах, развиваются характерные временные контрактуры, которые, с традиционной точки зрения, являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови. Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется

или Даже совсем проходит, что уже трудно объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.

Некоторые люди остаются совершенно спокойными. Они могут испытывать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигательную актив­ность: их трясет, скручивает, они принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут себя как новорожденные. Это может сопро­вождаться богатыми акустическими проявлениями, в том числе вздохами, рыданиями, плачем, криками, детским лепетом, бор­мотанием, спонтанным пением, глоссолалиями и всевозмож­ными звукоподражаниями животным.

Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утончен­ными, сложными, дифференцированными и весьма специфичес­кими (например, движения, напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих). Порой люди спонтанно прини­мают какую-нибудь асану или делают соответствующий жест (мудры), не будучи знакомыми с ними в обычном состоянии. Временами автоматические движения и звуки напоминают риту­альные танцы или другие ритуальные действия, характерные для различных культур: шаманское пение, яванские танцы, символи­ческие движения индийских школ танца Катакали или Манипури, тибетского или монгольского многоголосного (исполняемого од­ним человеком) пения, японского Кабуки (С. Гроф, 1994).

Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела. Обладая сложной психо­соматической структурой, они различны у разных людей и обычно имеют для каждого человека специфическое психологическое значение. Иногда они являются усиленным вариантом напряже­ний и болей, известных человеку по его повседневной жизни, или хронической проблемой, или симптомом, который появляется в определенные моменты (например, в периоды сильного эмоцио­нального или физического стресса, крайней усталости, недосыпа­ния, ослабленности болезнью) или под действием изменяющих сознание веществ. В других случаях в них можно узнать реакти-Визацию старых трудностей, которые человек переживал в детстве, отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов (рождения, физических травм, операций и т. п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: