общекультурные компетенции:. Объем дисциплины и виды учебной работы




Цель учебной дисциплины – формирование у будущих экономистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Задачи дисциплины:

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности.

· аттестации рабочих мест;

· освоения системы контроля качества производства (ИСО 9000) и системы управления качества окружающей среды (ИСО 14000)

· освоения теоретических основ безопасности, взаимодействия человека со средой обитания и рациональных условий труда, анатомо-физиологических последствий воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды его обитания от негативных воздействий;

· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий;

оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Профессиональный цикл». Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Кроме того, дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин социально-экономических, общеобразовательных и специальных циклов. Для изучения «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Концепции современного естествознания» и «Экономика предприятия». При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Основное содержание изучаемой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» охватывает различные стороны безопасной жизнедеятельности человека: организацию безопасного производства; охрану труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Это имеет большое значение для выпускников вуза (бакалавров) – экономистов, так как организация безопасного производственного процесса требует значительных материальных вложений. Целесообразность этих расходов должна формироваться у будущих экономистов в рамках курса БЖД.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

По окончании изучения курса студент должен:

1) Знать: основные требования, содержание методики организации и профессиональной подготовки участников производства; сущность содержания и структуру технологического процесса в сфере безопасности жизнедеятельности; профессиональную терминологию.

2) Уметь: направлять саморазвитие и самовоспитание личности; выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации; ориентироваться в выборе средств и методов контроля качества среды; самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; составлять экономическое обоснования расходов с учётом требований нормативных документов по охране труда и технике безопасности; разрабатывать содержание инструкций и положений по технике безопасности; планировать и проводить различные виды занятий с персоналом для рациональной организации производственного процесса.

3) Владеть: технологией проектирования безопасности среды обитания, организацией проведения контроля уровней воздействия вредных и опасных факторов среды; речевым этикетом, принятым при чрезвычайных ситуациях; методами изучения условий труда.

 

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, всего 108 часов, из них 50 аудиторных часов и 58 часов самостоятельной работы.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Направления подготовки 38.03.01 – Экономика предприятий и организаций

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная  
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)    
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108 (3)
1.2. Аудиторные занятия:    
1.2.1. Лекции    
1.2.2. Практические (семинарские) занятия    
1.2.3. Лабораторные работы -  
1.3. Самостоятельная работа    
1.3.1. Контрольная работа -  
1.3.2. Расчетно-графическая работа    
1.3.3. Изучение теоретического материала    
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие)    
1.3.5. Подготовка к экзамену (зачету)    
2.График изучения дисциплины    
2.1. Курс III III
2.2. Семестр    
2.3. Экзамен (семестр)    
2.4. Зачет (семестр)    
2.5. Контрольная работа (семестр)    

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
                 
  Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания.   1,2       2. Эссе –2; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
  Вредные и опасные факторы среды обитания.   2,3       3. Входной контроль-6
  Оценка метеорологических и микроклиматических условий производственной среды.   4,5       5. Собеседование –4. Участие в практ. занятии – 5.
  Освещение помещений и рабочих мест.   6,7       7. Собеседование – 6. Участие в практ. занятии – 6.
  Производственный шум и вибрация.           8. Собеседование – 8.
  Производственная пыль и производственные яды.   9,10       10. Собеседование – 9. Участие в практ. занятии – 9.
  Опасные биологические факторы среды.   11,12       12. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
  Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.   13,14       14. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 14.
  Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности (система ИСО), техника безопасности.   15,16       16. Промежуточный контроль-6

Продолжение табл.2

                 
  Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).   17,18       18. Собесед. – 15. Участие в практ. занятии – 15.
  Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях.   19,20       20. Собесед. –16; Участие в практ. занятии –17.
Итого за 6 семестр         Зачет
 

 

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания

Обеспечение безопасности человека в системе «человек - среда обитания – машина», - объективная основа возникновения проблемы безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», его комплексный характер. Средства познания в БЖД. Аксиома о потенциальной опасности. Объект и предмет изучения. Основные задачи курса, место в системе наук, значение в подготовке педагога.

Роль и задачи бакалавра в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов, организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Достижения отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Раздел 2. Вредные и опасные факторы среды обитания.

Производственная среда. Условия труда (понятие и определение). Опасные и вредные производственные факторы, их классификация.

Основные характеристики трудовой деятельности. Виды труда. Функциональное напряжение организма. Понятия физического и умственного труда. Формы трудовой деятельности. Степень трудовой нагрузки. Тяжесть и напряженность трудового процесса.

Оптимальные, допустимые, вредные и экстремальные условия труда. Гигиеническая классификация условий труда. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.

 

Раздел 3. Оценка метеорологических и микроклиматических условий производственной среды.

Понятие производственного микроклимата и метеорологических условий. Характеристика основных параметров производственного микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха, тепловое излучение).

Терморегуляция. Теплопродукция и теплоотдача. Пути теплоотдачи. Перегревание и переохлаждение. Влияние нагревающего и охлаждающего микроклимата на организм, особенности действия его на организм подростка. Адаптация и акклиматизация при работе в условиях нагревающего и охлаждающего микроклимата. Гигиеническое нормирование метеорологических условий. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата. Микроклимат и функциональное напряжение организма. Предупреждение перегрева. Питьевой режим и режим питания.

Предупреждение переохлаждения организма. Режим труда и отдыха. Индивидуальные средства защиты. Комплексные мероприятия (технологические, санитарно-технические, организационные, медико-биологические) по обеспечению благоприятных метеорологических условий при трудовой деятельности.

Раздел 4. Освещение помещений и рабочих мест.

Освещение. Основные зрительные функции и их зависимость от освещения. Гигиенические требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Источники искусственного освещения. Нормирование производственного освещения. Требования к системам освещения. Требования стандартов системы ИСО 9000.

Раздел 5. Производственный шум и вибрация.

Акустические колебания. Шум. Физико-гигиеническая характеристика производственных шумов. Действие шума на организм. Особенности действия шума на организм человека. Гигиеническое нормирование. Борьба с производственным шумом. Средства индивидуальной защиты. Инфразвук и ультразвук. Опасность их совместного воздействия. Гигиеническое нормирование. Профилактические мероприятия. Требования стандартов системы ИСО 9000 и ИСО 14000. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Особенности воздействия вибрации на организм человека. Вибрационная болезнь. Нормирование вибрации. Профилактические мероприятия.

Раздел 6. Производственная пыль и производственные яды.

Вредные вещества. Классификация, агрегатные состояния, пути их поступления в организм, распределение и превращение вредного вещества. Действие вредных веществ и чувствительность к ним. Промышленные яды. Определение понятия. Общая характеристика действия ядов. Условия, влияющие на характер и силу токсического действия. Комбинированное действие ядов, влияние физических факторов среды. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Классификация производственных ядов. Основные производства и работы, связанные с возможностью действия промышленных ядов на организм рабочих, механизм их действия. Производственные интоксикации (острые и хронические). Общие меры борьбы с профессиональными отравлениями. Контроль состояния воздушной среды в рабочей зоне. Законодательные санитарные и лечебно-профилактические мероприятия. Требования стандартов системы ИСО 9000 и ИСО 14000.

Р аздел 7. Опасные биологические факторы среды.

Патогенные микроорганизмы. Особоопасные и карантинные инфекционные болезни. Паразитарные и гельминтные инвазии. Основные принципы профилактики. Яды животного и растительного происхождения.

Раздел 8. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

Система управления и организация охраны труда. Организация охраны труда и ее органы. Обеспечение охраны труда. Надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки. Производственный травматизм и меры по его предупреждению. Расследование и учет несчастных случаев. Понятие производственной травмы и производственного травматизма. Обязанности и ответственность администрации при несчастном случае на производстве. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников. Возмещение вреда потерпевшему в результате трудового увечья.

Раздел 9. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, техника безопасности.

Санитарное законодательство РФ. Нормативно правовая база, регламентирующая вредные факторы производственной среды. Вопросы безопасности жизнедеятельности в подзаконных актах: законодательные акты директивных органов по охране труда. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, отраслевая, предприятий, организаций. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Техника безопасности. Система стандартов безопасности труда и российские и международные стандарты ИСО, ISO. Стандарты предприятий по безопасности труда.

Раздел 10. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация ЧС. Режимы функционирования РСЧС. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС. Понятие о поражающих факторах ЧС и их классификация. ЧС экологического характера, социально-политические конфликты. Очаги поражения. Причины и стадии развития ЧС. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; устойчивость функционирования объектов экономики и технических средств при чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Раздел 11. Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях.

Оказание помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы. Наиболее частые виды повреждений. Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнией. Пути прохождения электрического тока по телу человека. Причины внезапной остановки сердца. Анатомо-физиологические особенности работы сердца, понятие о водителе ритма и фазах сердечного цикла. Причины смерти при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути (механическая асфиксия, травматический отек, спазм голосовых связок, отек головного мозга). Признаки синей асфиксии. Бледная асфиксия. Особенности экстренной помощи в зависимости от вида инородных тел. Признаки внутреннего кровотечения. Правила оказания помощи при подозрении на внутреннее кровотечение. Признаки начальной стадии развития шока и фазы развития. Признаки стадии торможения. Причины смерти при шоке. Признаки различных степеней ожога. Правила определения площади ожога («правило девятки», «правило ладони»). Синдром длительного сдавливания, признаки и механизм развития. Правила извлечения пострадавшего из завалов и оказание помощи на месте происшествия (наложение защитного жгута на придавленную конечность, обезболивание, накладывание шины и др.). Реанимация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: