Учитель предлагает учащимся решить с устным объяснением выражение: 52 – 24.
Рассмотрите внимательно запись:
52
24
– Кто из вас догадался, как нашли значение разности?
О б ъ я с н е н и е: из числа 52 вычесть число 24. Вычитаем единицы из единиц. Из двух единиц нельзя вычесть 4 единицы. Займём один десяток из пяти десятков (отмечаем точкой над цифрой 5, чтобы не забыть, что 1 десяток заняли). Один десяток и 2 единицы – это 12 единиц. Из 12 единиц вычесть 4 единицы, получится 8. Пишем 8 под единицами.
Вычитаем десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток заняли, значит, осталось 4 десятка. Из четырёх десятков вычесть два десятка, получится два десятка.
2 десятка и 8 единиц – это число 28.
Значение разности 52 и 24 равно 28.
Далее с подробным объяснением выполняется задание 1 (с. 25 учебника, часть 2). Один ученик выполняет работу на доске. После того как значение каждого выражения найдено, делается проверка.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст в задании 2 (с. 25 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу?
– Почему так считаете?
– Задайте вопрос так, чтобы задача была составной.
– Запишите решение задачи по действиям с пояснениями и выражением.
– Проверьте вашу работу самостоятельно с доски.
– Запишите ответ задачи.
Далее фронтально разбирается задача 3 (с. 25 учебника, часть 2). Один учащийся записывает и решает задачу на доске.
VI. Пропедевтика темы «Умножение и деление».
На доске записаны выражения:
32 + 4 + 4 + 4
27 – 9 – 9 – 9
18 + 9 + 9
14 – 7 – 7
– Рассмотрите внимательно записанные выражения.
– Что заметили?
– Сколько всего прибавили в первой сумме? Во второй?
– Как прибавляли?
– Сколько всего вычли в первой разности? Во второй?
– Как вычитали?
VII. Развитие навыков счёта.
Учащимися выполняется в парах задание 4 (с. 25 учебника, часть 2) с целью развития умения применять на практике изученные приёмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Почему это важно?
– Как вы сегодня работали?
– Чью работу вам бы хотелось отметить?
У р о к 85. РАБОТА НАД ЗАДАЧАМИ И ВЫРАЖЕНИЯМИ
Цели: закреплять умение учащихся применять на практике изученные приёмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; проводить пропедевтическую работу по теме «Умножение»; продолжать работу над задачами; развивать логическое мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
57 57 57 57 57
82 82 82 82 82
III. Устный счет.
1. Рассмотрите выражения:
18 + 12
9 + 31
65 – 35
24 + 16
90 – 50
23 + 7
70 – 40
– Разделите выражения на две группы. (Признак, по которому выражения делятся на две группы, учащиеся называют сами.)
(Данные выражения можно разделить на 2 группы следующим образом:
1) суммы и разности;
2) выражения, значения которых равны 30, и выражения, значения которых равны 40.)
2. Найдите значения выражений: k – 6 и k + 8, при:
k = 11
k = 24
k = 27
k = 30
IV. Пропедевтика темы «Умножение».
С этой целью устно выполняются задания 4, 5 (с. 26 учебника, часть 2), а затем в тетрадях выполняется задание 6 (с. 26 учебника, часть 2) с последующей взаимопроверкой.
V. Работа над задачами.
– Прочитайте текст в задании 3 (с. 26 учебника, часть 2).
– Что вы прочитали?
– Соотнесите данное условие с выражениями, записанными ниже.
– Задайте вопрос так, чтобы решением стало первое выражение. (Сколько фломастеров у Витиного брата?)
– Измените вопрос задачи так, чтобы её решением стало второе выражение. (Сколько фломастеров у Вити и его брата вместе?)
– Ответьте на поставленные вопросы.
Фронтально разбирается задача 2 (с. 26 учебника, часть 2): учащиеся выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, записывают задачу кратко, а затем самостоятельно решают её так, как им это удобно. Проверяется задача фронтально.
VI. Решение выражений.
1. На доске записаны выражения из задания 7 (с. 26 учебника, часть 2).
Учащиеся, аргументируя своё мнение, вставляют вместо «звёздочек» (*) знаки арифметических действий «+» или «–».
2. Задание 1 (с. 26 учебника, часть 2).
Это задание можно выполнить следующим образом: часть номера выполняется на доске с подробным объяснением, оставшиеся выражения дети решают самостоятельно либо в парах (двое учащихся выполняют работу на закрытой доске). Проверка проводится фронтально.
– Посмотрите, как решены выражения на доске.
– Сравните с решением, которое выполнили вы.
– Всё ли верно выполнено на доске?
– С чем вы не согласны?
– Обоснуйте своё мнение.