1. Осуществите самозачет по системе психологических терминов и понятий, относящихся к характеристике периода молодости, взрослости, зрелости, старости.
Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрослость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизненный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, предстарческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.
2. Подготовьте доклад на тему «Жизненные кризисы и их роль в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях». Раскройте их сущность, причины, возможности предупреждения или преодоления. В качестве исходного материала используйте рекомендованную литературу.
3. Напишите эссе «Психологический портрет старого человека», в которое включите пункты: Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости; Особенности личности в старости; Особенности познавательных процессов в старости.
4. Письменно ответьте на вопросы:
Вопрос 1 Наиболее развитой психологической теорией старения является:
- Теория «программированного» старения
- Теория «непрограммированного» старения
- Психоаналитическая теория старения
- Теория старения, выдвинутая гуманистической психологией
- В настоящее время не существует обобщенной психологической теории старения
Номер правильного ответа -?
Вопрос 2 По данным американских исследователей, наиболее дефицитарным видом памяти в старости является:
- Кратковременная память
- Долговременная память
- Память на отдельные события
- Оперативная память
- Иконическая память
Номер правильного ответа -?
Вопрос 3 Старость - это период:
- Инволюции на биологическом и психологическом уровнях
- Биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне
- Возможного развития личности
- Стабилизации на уровне познавательных процессов
- Неизбежной деградации личности
Номер правильного ответа -?
Вопрос 4 В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
- «Вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию
- «Невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию
- Все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции
- Интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти
- Интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов
Номер правильного ответа -?
Вопрос 5 Личность в старости:
- Однозначно изменяется в плане «заострения» личностных черт
- Может не претерпеть существенных изменений в случае оптимального старения
- Неизбежно деградирует
- Неизменно характеризуется стабилизацией личностных черт
- Не была предметом системных психологических исследований
Номер правильного ответа -?
Вопрос 6 Сохранность личности в старости связана с:
- Хорошим уходом и питанием
- Спокойным образом жизни
- Сохранностью здоровья
- Сопротивлением условиям, благоприятствующим социальной изоляции, вовлеченностью в социально значимую деятельность
Номер правильного ответа -?
Вопрос 7 Согласно исследованиям школы П.Балтеса мудрость-это:
- Экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни
- Система глубоких теоретических знаний
- Эмоциональное принятие собственной старости
- Принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысления
- Оптимистическое отношение к действительности
Номер правильного ответа -?
Вопрос 8 Согласно исследованиям школы П.Балтеса мудрость присуща:
- Всем пожилым и старым людям
- Людям, прожившим очень долгую жизнь
- Пятидесяти процентам пожилых и старых людей
- Большинству старых людей
- Пяти процентам пожилых и старых людей
Номер правильного ответа -?
Вопрос 9 Согласно Э. Эриксону, основной задачей старости является:
- Поддержание самостоятельности
- Участие в производительной жизни общества
- Воспитание внуков
- Формирование окончательного целостного представления о себе
- Продление собственной жизни возможными средствами, забота о здоровье
Номер правильного ответа -?
Вопрос 10 Вопрос о смысле жизни для людей пожилого возраста:
- Утрачивает смысл
- Является сущностным
- Является болезненным
- Является индифферентным
- Является формальным
Номер правильного ответа -?
Рекомендованная литература.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.
- Выготский Л.C. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6т. М., 1983.т.5.
- Гамезо М.В.,Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1987.
- Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: “ЭКСМО”, 2002.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н-Д, 1996.
- Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999, №2, с. 80-96.
- Крайг Г. Психология развития. СПб: «Питер», 2000. Краснова О.В. 7.
- Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-106.
- Лабиринты одиночества.// Под ред. Н.Е.Покровскиого. М. Прогресс, 1989.
- Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрелости и старения, 1998, №4, с. 13-22.
- Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей. // Мир психологии, 1999, №2, с. 164-168.
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. // Мир психологии, 1999, №2, с. 133-141.
- Монахов Н.А. Плоды подсознания: Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. – М., 1995.
- Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии, 1999, №2, с. 111-123.
- Рощак К. Психологические особености личности в пожилом возрасте. Автореф. канд. дис. М., 1990.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н-Д, 1995.
- Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.,: МПСИ, «Флинта», 1999.
- Фролькист В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения. // Геронтология и гериатрия. - Киев, 1985, с. 12-23.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1999, №2, с. 74-80.
[1] Оптант – выбирающий профессию (от лат.optatio – «желание», «избирание»).