Иоанн Солсберийский – ученик Абеляра, принадлежал к Шартрской школе




«Металогикон», гл 20.

  1. Аристотель - номиналист, по его мнению, роды и виды существуют не реально, а в мышлении. В таком случае их не следует изучать, тк они - не-сущее, и ни одна операция над не-сущим не может превратить его в сущее. Аналогично, бессмысленно изучать и прочие универсалии (др роды сущего по Аристотелю).
  2. Т.к. в реальном мире можно говорить о количестве, качестве, соотнесенности ч-л, о причинах, то Аристотель не прав. Значит, универсалии существуют реально, и их нужно изучать.
  3. Универсалии реально существуют в единичностях (т.е., воплощаются в них). Т.о, не прав Росцеллин, признающей универсальным только имя (т.е., звук), Абеляр, признающий универсальным концепт (вещь-субъект, полученную с помощью абстрагирования из множества реальных вещей одного класса), Уолтер Мортанский, признающий универсальным только чувственные вещи, Гильберт Порретанский, признававший существование универсальных идей и Йоасцеллий Суассонский, приписывавший универсальность формам природы и их совокупностям.
  4. Универсалии не могут существовать отдельно от единичных вещей. Интеллект рассматривает или вещь как она есть (тогда вещь проста – любой предмет взятый сам по себе, без выделения его свойств), иногда с акциденциями и ее свойствами (те постигает вещь сложно). Соответственно, благодаря абстракции и мысленному моделированию, возможно познание вещи во всей ее сложности. Уникальное мыслится посредством присоединения особенного признака к общему понятию (аналогично образованию вида из рода ч/з присоединение отличительного признака. В мысли возможно разделить то, что нельзя отделить в реальности (напр, материю от формы) – цель такого разделения углубленное познание ч-л, понимаемого как простого (хотя в реальности оно существует как составное).
  5. Абстрагирование – «мастерская все искусств». Природа вещей едина и отличается от способа мышления и обозначения вещей, которые отличаются. Так, не существует чел, который одновременно явл «тем и другим», но такого чел-ка можно помыслить. Т.о., «роды и виды образуются посредством абстрагирующего интеллекта для обозначения составного».
  6. Предназначение разума – посредством абстрагирования вывести нечто общее из множества предметов и дать определение. Т.к., определения всегда дается ч-л единичному, соответственно универсальное не может существовать без единичного. Т.о., род и вид – образ реальной вещи в уме (душе), в то время как реальная вещь существует отдельно от души. Т.о, природа создает вещи, которые воздействуют на органы чувств, порождают ощущение, эти ощущения анализируются разумом, к ним применяется процедура абстракции (= выделения общего), после чего в разуме возникает единый усредненный образ множества воспринятых вещей. Познается как полученный образ, так и его соотношение с реальной вещью (=прототипом).
  7. Т.о, универсалии – «знаки вещей, которые открываются интеллекту», познание их без единичных вещей, которым они соответствую, бессмысленно.
  8. «Универсалии являются субстанциями для единичностей; к ним следует обращаться ради причины познания и природы отдельных вещей, ведь наличие универсального в единичностях очевидно». Единичности подчиняются универсалиям, что делает возможным их познание и каузальное объяснение. Субстанция – это то, что мы знаем о данной вещи – род или вид, к которому вещь принадлежит и на основе чего познается. (Мое мнение – универсалия – что-то вроде априорной формы чувственности Канта: мы видим мир таким, каким он может нам дан в связи с организацией нашей чувсвенности. Применительно к И.Солсберийскому: вещь воспринимается определенным образом, тк соответствует мысленному образу). Универсалия – субстанциальное свойство единичной вещи, тк создает основу для ее существования (субст осн Платона явл человек; человека – животное). Т.о., единичные вещи для существования нуждаются в родах и видах, но наоборот.
  9. Универсалия – вещь (теоретически можно пойти и на эту уступку). В речи обычно оперируют универсалиями, им приписывается «и»/ «л», их отрицают. То, что можно отрицать, является вещью. Но признание универсалий вещами на должно приводить к изменению количества вещей. Аналогично и число универсалий не увеличивается, если признать универсалию вещью, тк единичные вещи не входят в число универсалий. Правильнее, все-таки, считать универсалию субстанциальной основой вещи, ее образом, существующим в интеллекте и делающим возможным познание вещи.
  10. Универсалии – это то, что обнаруживается в единичном; как единичное и телесное они составляют содержание ума – универсального и бестелесно (по Августину, действия ума бестелесны, но воспринимаются телесными чувствами).
  11. «Универсалии - то, что ум мыслит безотносительно и то, что он распространяет на множество единичностей, что обозначает звук в общем и что истинно для многих».
  12. Слово, речь обозначает вещь, но при этом слово исходит из вещи. Поэтому в речи возможно обозначение вещи не только существительным, но и указательным местоимением. Однако, суждение будет только в том случае, когда речь будет вестись не о к-л неопределенном, а о конкретной вещи.
  13. Существует иерархия универсалий (род, вид).
  14. Общее понятие обозначает универсалию, но именует единичную вещь.
  15. Все универсалии не совершенны, тк мы не мыслим ч-л одно, но и все мы не мыслим. Единичное нельзя помыслить как «то»; оно всегда особенное, те «какое-то». Познается не неопределенное нечто, а всегда что-то конкретное. После познания конкретного разум посредством абстракции создает универсалии.
  16. Универсалия приписывает форму единичным вещам (свойство, качество, отношение). Познание единичностей неопределенно, расплывчато.
  17. Универсалия – неполное понятие, соответствующее неполному понятию, содержащемуся в уме. Кроме единичного в мире ничего нет. Универсалия приписывает свойство понятию, а не единичному предмету. Именование – именование единичного. «Именуются единичные вещи, а обозначаются универсалии»
  18. Имя собственное (единичная вещь) не получает определения, его именуют. Involucrum – покров, Бога познаем иносказательно, через метафоры (= integumentum).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: