Этапы развития сюжетной – ролевой игры «Поликлиника»




Проект сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника»

Постановка проблемы

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Вид проекта:

краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.

Сроки реализации:

1 месяц. Реализуется в режиме дня.

Руководитель:

воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.

Участники проектной деятельности:

дети средней группы, педагог группы, родители.

Виды деятельности:

совместная деятельность.

Направление развития:

· познавательно-речевое,

· социально-личностное,

· эстетическое,

· коммуникативное,

· музыкальное.

Образовательные области:

· коммуникация,

· познание,

· музыка,

· социализация,

· безопасность.

Цель проекта:

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

· продолжать обогащать игровой опыт детей;

· формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

· стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;

· способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;

· воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;

· прививать нормы и правила поведения в совместной игре.

· активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

· постанова проблемы;

· составление плана и паспорта проекта;

· составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;

· создание соответствующей развивающей среды;

· подбор методической и художественной литературы;

· информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

· презентация и обсуждение проекта на МПС;

Второй этап:

· постановка проблемы вместе с детьми;

· вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).

Третий этап:

· тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;

· продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, пошив костюмов, рисование, творческая игра).

Четвёртый этап:

· анализ проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

· отражение в игре впечатлений о посещении поликлиники, деятельности людей, связанных с поликлиникой;

· построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;

· интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;

· проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;

· формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);

· развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).

Сопутствующие сюжеты: «Аптека», «Автобус», «Регистратура», «Кабинет врача».

Выполнение проекта.

Раздел программы Формы и методы работы
Познавательное развитие рассматривание картинок по ознакомлению с трудом педиатра, фармацевта, медицинской сестры; иллюстраций и фотографий к теме «Поликлиника»;
Развитие речи беседы: «Поликлиника», «Запись к врачу в регистратуре поликлиники», «Как выписать рецепт больному пациенту», «лекарственные препараты для лечения детей», «Кукла Катя заболела»; обсуждение впечатлений детей о посещении городской поликлинки; просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит»;
Ознакомление с художественной литературой чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разучивание стихов по теме;
Игровая деятельность игры-занятия: «Кукла Катя заболела», «Мы едем в поликлинику»;
Изобразительная деятельность изготовление атрибутов вместе с детьми «таблетки из пластилина»; работа с раскрасками по теме;
Конструирование постройка автобуса;
Музыкальная деятельность слушание песен, танцевальной музыки;
Работа с родителями оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»; памятка «Познаю мир играя»; консультация «Учите детей играть»; фотовыставка «Вот как мы играем»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «Кабинет врача», «Аптека», «Регистратура», «Катаемся в автобусе по городу».

Этапы развития сюжетной – ролевой игры «Поликлиника»

Возраст Характер игровых действий   Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
3-4 года Отдельные игровые действия носят условный характер.   Роль осуществляется фактически, но не навязывается. Сюжет – цепочка из 2-3-х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4 – 5 лет Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер.   Роль называется, дети могут по ходу менять роль. Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5 – 6 лет Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей.     Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых.
6 – 7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия   Речевые обороты
Аптека Фармацевт Касса, лекарственные препараты (таблетки, инъекции, мази) халатик, рецепт Выслушивает просьбы посетителей, «читает рецепт», подаёт лекартства, пробивает по кассе, рекомендует сопутствующие лекарственные препараты, приглашает посетить аптеку ещё. «Здравствуйте». «Где ваш рецепт?», «Этот препарат такого же действия, но более современный», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания».
Автобус Водитель Руль Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином.   «Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется».
Контролёр Сумка, билеты Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки. «Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Поликлиника», «Остановка «Аптека», «Не забывайте вещи».
Кабинет врача врач Элементы ряженья (халат, шапочка), фонендоскоп, термометр, ложечка, зеркальце медицинское Приглашает больного в кабинет, выслушивает жалобы «больного» или его «родителя», ведёт беседу,, делает записи в медицинской карте больного, дает указание медсестре о выписке рецепта   «Здравствуйте», «Что вас беспокоит?», «Разрешите вас послушать», «Давайте смеряем температуру», «Покажите, пожалуйста, ваше горлышко», «До свидания».
Кабинет врача медсестра Элементы ряженья (халат, шапочка), рецепты, ручка, штамп Выписывает рецепт, ставит штамп   «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт», «Лекарства по рецепту купите в аптеке», «До свидания!»
Регистратура медсестра Элементы ряженья (халат, шапочка), медицинские карты, талоны к врачу Записывает больного в медицинскую карточку. Выдает талон для посещения врача «Здравствуйте», «Вам к какому врачу записать?», «Возьмите талон», «До свидания!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: