Понятие и виды городского дорожного движения




 

Термин «дорожное движение», как и многие производные от него понятия (дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения и т.п.), является в настоящее время общепризнанным не только в нормативных актах различных стран, но и в международных документах (Конвенция о дорожном движении и др.).

"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств (автомобили, мотоциклы, тракторы и иные самодвижущиеся механизмы) по автомагистралям, шоссе, городским улицам и иным дорогам и проездам.

Однако при всей кажущейся простоте и полной ясности приведенного определения оно не является исчерпывающим и однозначным. Некоторые отступления от него и расхождения отмечаются не только в нормативных актах отдельных стран, но и в различных документах одной и тех же страны.

В связи с этим нельзя не упомянуть о принятом 16 ноября 1995 г. Государственной Думой Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Он определяет дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

Сущность дорожного движения заключается в перемещении людей и грузов в пределах дороги. Вид транспортного средства при этом не имеет никакого значения. Больше того, если люди и грузы перемещаются без каких-либо транспортных средств, то и тогда такое перемещение рассматривается в качестве дорожного движения. Например, исключительно пешеходное движение, передвижение на упряжных животных, верхом и т.п. Главное, чтобы передвижение производилось в пределах дорог.

В этом же Законе дано и определение дороги. Это - «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». Представляется, что вряд ли следовало в Федеральном законе давать определения приведенным и некоторым другим терминам и понятиям. Тем более, что они вошли в противоречие с международными нормами и с целым рядом действующих в стране актов различных уровней, особенно ведомственных.

Если говорить о международных нормах, то прежде всего надо назвать заключительный акт Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению (Вена, 1968 г.) - Конвенцию о дорожном движении.

В ней нет даже намека на то, что дорожное движение - это общественные отношения. Конвенция говорит о слагаемых дорожного движения: о дороге, транспортных средствах и водителях. При этом «дорога» означает «всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения». Затем даются определения «проезжая часть дороги», «полоса движения», «перекресток», «автомагистраль» и некоторые другие, касающиеся разновидностей дорог и их отдельных элементов.

Не приводится в Конвенции и собирательного понятия «транспортное средство», однако дается подробное описание отдельных видов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Среди них: «механическое транспортное средство», «автомобиль», «мотоцикл», «прицеп», «велосипед с подвесным двигателем» и т.п.

Названный выше Федеральный закон дает весьма своеобразное определение транспортному средству: «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». В качестве такого устройства могут выступать автомобиль и телега, мотоцикл и инвалидная коляска, велосипед и роликовые коньки. В то же время гусеничный трактор, например, не является устройством, предназначенным для движения по современным дорогам. Не говоря о том, что оборудование не обязательно должно быть установлено на устройство, оно может быть и уложено на нем. Сказанное вовсе не следует оценивать в качестве придирок к шероховатостям Закона. Речь идет о том, что формула Закона должна быть однозначной, предельно понятной и не допускать разночтений и толкований, выходящих за ее пределы.

Своеобразная социально-экономическая система человек - автомобиль - дорога нуждается в плотном правовом регулировании. Всего за одно столетие она буквально изменила облик не только отдельных стран, но и условия жизни человечества в целом. При этом как никакой иной транспорт (железнодорожный, водный, воздушный) дорожный транспорт использует привычную для человека среду обитания, обслуживая его индивидуально практически от порога дома.

Таким образом, возросло значение автомобильных перевозок и в производственной среде. Сегодня из каждых 100 тон грузов свыше 80 тон доставляют к месту назначения автомобили. Свыше 60 % пассажирских перевозок осуществляют автобусы и такси.

Наша страна в этом отношении не претендует на максимальные показатели в позитивных процессах, которыми сопровождается автомобилизация. Что же касается негативных последствий, то, как отмечалось, по некоторым из них мы «завоевали» лидерство.

Приведу данные, характеризующие количественные показатели, относящиеся к процессу автомобилизации в России.

Если два года назад на каждую тысячу россиян приходилось по 188 автомобилей, то уже в прошлом году этот показатель перевалил отметку в 200 штук (207), а к началу 2009 года автомобилизация россиян выросла до 225 легковых автомобилей на 1000 жителей.

По оптимистическому прогнозу «Автостата», в 2011 году в России будет продано 4 млн. автомобилей, а весной 2012 года начнется рост рынка. В этом случае, по оценкам агентства, продажи в будущем году достигнут 3млн. млн. машин, в 2012 году - 4 млн., в 2013 году - 4,8 млн. Начала роста рынка стоит ждать в 2015 году (до 5 млн. автомобилей).

Качественные изменения претерпела структура дорожно-транспортного парка страны. Если до 80-х годов из перечисленных выше видов транспортных средств наибольший удельный вес приходился на мотоциклы и мотороллеры, то с начала 90-х годов по количеству первое место заняли легковые автомобили. А в 2010 году объем производства иномарок вырос на 116% до 557 000 машин, а у отечественных автопроизводителей рост составил 82% (523 000 машин).

Общий рост производства автомобилей всех типов, включая грузовики и автобусы, по итогам первых 11 месяцев 2010 года составил 91% (1 миллион 255 тысяч машин).

В ближайшие 5 лет прирост российского автопарка будет находиться на уровне 7-8% в год, и к 2015 году общее количество легковых автомобилей на дорогах России вырастет до 48-49 млн. единиц. Доля иномарок, которая сейчас составляет около трети от общего парка, к 2015 году вырастет до 70%.Причем это будет происходить несмотря на влияние мирового финансового кризиса, поскольку разработка новых отечественных моделей на предприятиях российского автопрома уже практически не ведется, а их место на заводских конвейерах планомерно занимают иномарки.

Такие перемены не могли не отразится на аспектах, касающихся безопасности дорожного движения.

Кроме того, главную роль в настоящее время занимает техническое обслуживание автомобиля, возросло количество автосервисов, предлагающих полное техническое обслуживание автомобиля.

Однако, можно констатировать, что формирующаяся в стране система коммерческих предприятий автосервиса на данном этапе не смогла по качеству заменить систему технического обслуживания, существующую в государственных автопредприятиях. С полной уверенностью можно сказать и о том, что существенно снизились показатели, определяющие надежность водителей. И дело не только в том, что ежегодно на дорогах появляется не менее 2 млн. начинающих водителей, но и в том, что существовавшие ранее формы и методы повышения их квалификации, контроля со стороны администрации транспортных предприятий, наконец, воспитательные работы либо деформировались, либо вовсе прекратились. Не говоря уже о том, что злоупотребления с получением водительских прав и нелегальные каналы ухода от ответственности нарушителей приобрели массовый характер. Хотя даже в этих условиях только за 2009 год с помощью приборов фото - видеофиксации было зарегистрировано примерно 1,5 млн. нарушений ПДД.

Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд. тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот - на 41 %.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все Европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог - 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения.

Продолжающийся рост числа транспортных средств и в дальнейшем будет оказывать возрастающее влияние на все, что имеет отношение к сфере дорожного движения. В связи с этим эффективное функционирование системы «человек - автомобиль - дорога» нуждается в том, чтобы каждый из ее компонентов не отставал в своем развитии от других, не препятствовал взаимодействию и способствовал снижению возможных негативных последствий, которые сопровождают научно-технический прогресс и весьма характерны для дорожного движения.

Эти последствия затрагивают такие обширные и важные области, как экология, градостроительство, землеустройство, использование топливно-энергетических ресурсов, и целый ряд других.

Проблемы, связанные с автомобилизацией и дорожным движением, имеют глобальный характер, затрагивают интересы большинства стран мира.

Непосредственно в автомобильном деле (автопромышленность и транспорт) занято около одной десятой всех трудящихся мира. В большинстве стран водитель автомобиля - одна из самых распространенных профессий.

Словом, автомобилизация, дорожное движение наложили печать на весь облик планеты, на все стороны жизни и деятельности людей. И это влияние еще далеко не изучено полностью. Оно проявляется в самых различных и неожиданных областях.

Как сообщала пресса, четверо американских исследователей выдвинули интересную гипотезу. Они считают, что при движении двух встречных потоков транспорта возникают атмосферные возмущения и стремительные ураганы. На эту мысль исследователей натолкнул тот факт, что за последние 40 лет число ураганов в США возросло в 6 раз. Они также обратили внимание на то, что при правостороннем движении встречные потоки машин создают между ними вихри, вращающиеся против часовой стрелки. Ураганы в северном полушарии обычно также вращаются в этом направлении.

В подтверждение гипотезы исследователи приводят данные статистики: за последние 24 года ураганы реже возникают по субботам. Возможно, потому, делают вывод исследователи, что в этот день автомобильный поток заметно слабеет и не создает сильных возмущений. Левостороннее движение в северном полушарии, полагают ученые, может способствовать уменьшению числа «торнадо».

Дорожное движение, однако, влияет не только на погоду. Автомобиль сыграл не последнюю роль в загрязнении окружающей среды. И речь идет не только о загрязнении атмосферы отработанными газами, окисью углерода, но и о загрязнении почвы и вод. Сегодня все чаще и чаще можно увидеть на берегах рек, озер, на живописных полянах «черные оспины» омертвевшей почвы - пагубные следы слитого на землю масла. А шум бесконечного потока автомобилей в больших городах! К сожалению, перечень этих негативных последствий автомобилизации можно продолжить.

Самой серьезной, поистине глобальной, стала проблема безопасности дорожного движения. Массовый характер и трагизм последствий дорожно-транспортных происшествий приводят некоторых исследователей к выводу о том, что «появление автомобиля явилось трагическим событием». Видимо, 100 лет назад, когда от автомобиля погиб первый пешеход, трагическая сторона автомобилизации еще не просматривалась. Кстати, этот первый наезд на пешехода произошел в Англии в 1896 году, вскоре же после того, как было отменено правило, по которому перед автомобилем шел человек с красным флажком и извещал окружающих о приближающейся опасности. С тех пор число жертв стало неудержимо расти.

Реальную угрозу, которую представляют собой дорожно-транспортные происшествия, страны развитого автомобилизма осознали в полной мере только 30 - 40 лет назад. Это произошло после того, как их дороги оказались буквально усеянными жертвами ДТП, а положение с аварийностью достигло уровня «национальной катастрофы». И если прежде основным направлением в автомобилестроении и дорожном строительстве было достижение все более высоких скоростей, то теперь - создание условий для безопасного движения. При этом практически повсеместно стали вводиться ограничения скорости.

Одной из наиболее существенных особенностей в подходе к решению проблемы безопасности дорожного движения стало расширение видения этой проблемы. В частности, обращение внимания в ее практическом и научном решений не только на технические, но и социально-правовые аспекты.

Без социализации проблемы обеспечения безопасности дорожного движения было бы невозможно рассчитывать ни на её панорамное видение, ни на понимание ее стержневых вопросов, ни на правильный прогностический взгляд в будущее.

Это объясняется тем, что определяющим звеном в системе «человек - автомобиль - дорога» является человек. Именно от него в конечном счете зависит надежность функционирования каждого элемента и системы в целом. Он же, человек, является основным объектом в цепи негативных последствий дорожно-транспортных происшествий. Не повреждение транспортных средств, грузов и сооружений, не материальный ущерб от ДТП, а вред, причиняемый жизни и здоровью людей - вот что прежде всего и в основном придает социальную значимость и остроту проблеме безопасности дорожного движения.

Таким образом, под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Указанное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки: минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение транспортных средств (ТС) на проезжей части и др. условия. Однако все вышеобозначенные документы не должны противоречить ПДД. Кроме того, и само содержание термина "дорожное движение" шире его понятия: движение может происходить не только по дорогам, но и в других местах: в поле, во дворе, на стройплощадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: