Городской округ Анадырь является административным центром субъекта Российской Федерации - Чукотского автономного округа.
Город с подведомственной территорией расположен несколько южнее Северного Полярного круга в зоне вечной мерзлоты юго-восточной части Чукотского полуострова на берегу Анадырского залива Берингова моря (высота над уровнем моря 108 метров).
В 2001 году Анадырь был наделен статусом муниципального образования, город не имеет административно - территориального деления на районы, включает в свой состав пригородное село Тавайваам, обладающее статусом национального села.
Территория муниципального образования г. Анадырь установлена в действующих административно- территориальных границах города окружного подчинения Анадыря и села Тавайваам и составляет порядка 5300 га. В настоящее время муниципальное образование город Анадырь наделено статусом городского округа.
Среднегодовая численность населения города Анадыря и села Тавайваам в 2010 году составила 11 777 человека.
Суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет в Чукотском АО более 5 000 км, причем почти половина из них построена за последнее десятилетие. Свыше 1 200 км дорог имеют твердое покрытие, все остальные эксплуатируются в виде автозимников. Развитие сети автодорог в первую очередь связано со строительством трасс с твердым покрытием на направлении Эгвекинот - Певек - Билибино и др. направлениях перевозок, обслуживаемых зимниками. В долгосрочной перспективе этот участок может рассматриваться в качестве главного звена формирующейся Восточно-Чукотской автомобильной магистрали. Кроме того, утверждена программа строительства дорог «Золотого арктического кольца» - круглогодично действующей трассы от берегов Ледовитого и Тихого океанов до золотодобывающих предприятий. Эта трасса увеличит возможности перевозок в 3-4 раза и сохранит тундру от экологических издержек эксплуатации автозимников.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в Анадыре в 2009 году составила 100,0%, что в целом соответствует 2008 году.
В последние годы работы по увеличению сети автодорог вновь несколько оживились. За период с 2001 по 2006 годы в дорожную отрасль было направлено свыше 4 млрд. рублей. За этот период построено более 400 километров зимников с продленным сроком эксплуатации, пять мостовых переходов протяженностью 469,7 п.м, проведены реконструкция и капитальный ремонт 85 километров автодорог, отремонтированы 212,58 п.м мостов.
Дополнительно Администрацией городского округа Анадырь в 2009 году были выделены денежные средства на капитальный ремонт моста через реку Казачка по улице Партизанская, а также ремонт бетонного покрытия дорог общего пользования местного значения.
В соответствии с действующими автобусными маршрутами вся территория городского округа, вместе с включенным в территорию городского округа населенным пунктом с. Тавайваам, имеет регулярное автобусное сообщение.
На территории городского округа Анадырь располагаются предприятия морского, автомобильного транспорта общего пользования, а также большое число предприятий, имеющих ведомственный транспорт. Удачное расположение Анадыря с точки зрения транспортной схемы позволяет рассматривать город как объект инвестиций на Чукотке. В то же время характерной особенностью Анадыря является отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с центральными регионами страны и районами Чукотки.
Столица Чукотки связана с Москвой, Магаданом, Хабаровском, Владивостоком, а так же со всеми районными центрами и многими отдаленными населенными пунктами Чукотского автономного округа и даже с аэропортом «Анадырь» посредством воздушного сообщения. В осеннее и весеннее время в аэропорт из города можно попасть с помощью вертолета. В зимнее время для связи с отдаленными населенными пунктами наряду с авиационным транспортом используется вездеходная и автомобильная техника, способная преодолевать «зимники». В этот период Анадырь связан зимней дорогой - ледовой переправой и с ближайшими населенными пунктами Анадырского района, в том числе и с окружным аэропортом. В летнее время столица Чукотки сообщается с районами с помощью авиационного, морского и речного транспорта. Аэропорт «Анадырь» имеет статус международного. В 2009 году здесь был выполнен ремонт светосигнальной системы и 800 м. взлетно-посадочной полосы, что дает возможность для привлечения новых авиационных пассажирских и грузовых потоков, которые традиционно усиливаются в межнавигационный период, однако, возникают дополнительные трудности.
Порт добавляет транспортную нагрузку, что связано с пропускной способностью транспортных средств, перегруженностью автодорог, в период навигации опасность возрастает.
Морской порт Анадыря - самый крупный на Чукотке - его называют морскими воротами города и Анадырского района. Навигационный период в Анадыре длится 4 месяца (с 1 июля по 1 ноября). Морские суда из Владивостока, Находки, Сиэтла доставляют сюда в период навигации грузы, предназначенные для столицы Чукотки, Анадырского и других районов территории.
За 2009 год ОАО «Анадырьморпорт» было обработано 50 судов. Грузооборот составил 245,9. тыс. тонн, что превышает грузооборот 2008 года на 48,5 тыс. тонн. Портовым флотом предприятия перевезено в 2009 году 245,4 тыс. тонн грузов (в 2008 г.- 160,6 тыс. тонн).
В 2010 году грузооборот "Анадырьморпорта" составил 199, 63 тыс. тонн.
Пассажирским транспортом морского порта в навигацию 2009 года перевезено 12 тыс. человек (в 2008 году - 16,1 тыс. чел.), в навигацию 2010 года - 11, 09 тыс. человек.
Услуги пассажирского автомобильного транспорта на территории городского округа Анадырь оказывает муниципальное предприятие пассажирского автотранспорта.
Перевозка пассажиров по городу осуществляется автобусами этого предприятия с 1993 года. С 2005 года введен специальный дополнительный маршрут для обслуживания школьников.
В автомобильный парк МППА входят 4 автобуса в северном исполнении «Волжанин», 2 - «ПАЗа» и 1 - «Соболь». В прошлом году за счет местного бюджета предприятие приобрело два микроавтобуса - 24 - местный «Hyundai» и 8-местную легковую машину, что позволило обновить автопарк и повысить качество перевозки пассажиров. Эти машины используются в качестве экскурсионного автобуса по городу и такси для перевозки пассажиров по ледовой переправе через Анадырский лиман. С осени 2009 года МППА располагает базой, отвечающей необходимым требованиям охраны труда, позволившей расширить возможности ремонтных и бытовых условий. Общая площадь стояночных мест базы - 575 кв.м. Предприятие имеет сварочный, слесарный и электроцеха, что позволяет проведение серьезных ремонтов.
Муниципальным пассажирским автотранспортом в 2010 году перевезено 152,70 тыс. чел. Проезд в городских пассажирских автобусах бесплатный, убытки МППА дотируются из местного бюджета.
Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе-марте 2011г. составил 4,4 млн. пасс. - километров, в том числе., автомобильного - 1,5 млн. пас, км, воздушного - 2,9 млн. пасс. - километров (см. Таблицы № 2.1 и 2.2 и рис.2.1)
Таблица 2.1 Пассажирооборот транспорта общего пользования
март2011г., млн.пасс. км | в % к | Январь-март 2011г.в % кянварю-февралю 2010г. | справочно | ||||
март2010г. | февраль2011г. | март 2010г. в % к | Январь-март 2010г.в % кянварю-марту 2009г. | ||||
марту2009г. | февралю2010г. | ||||||
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 2,6 | 200,0 | 341,4 | 112,8 | 72,2 | 92,9 | 90,7 |
в том числе: автомобильного (автобусы) | 0,6 | 100,0 | 150,0 | 83,3 | 120,0 | 75,0 | 112,5 |
воздушного (транспортная авиация) | 2,0 | 285,7 | 666,6 | 138,1 | 53,8 | 116,7 | 77,8 |
Таблица 2.2 Динамика пассажирооборота транспорта общего пользования
Млн.пасс.-км | В % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущемупериоду | ||
2010г. | |||
январь | 1,2 | 100,0 | 92,3 |
февраль | 1,4 | 107,7 | 116,7 |
март | 1,3 | 72,2 | 92,9 |
I квартал | 3,9 | 90,7 | 79,6 |
2011г. | |||
январь | 1,1 | 91,7 | 68,8 |
февраль | 0,7 | 50,0 | 63,6 |
март | 2,6 | 200,0 | 341,4 |
I квартал | 4,4 | 112,8 | 91,7 |
Рис.2.1 - Пассажирооборот транспорта общего пользования (в % к среднемесячному значению 2008 года)
Новый виток развития в последние годы в Анадыре получил коммерческий пассажирский автотранспорт, и жители города все активнее пользуются услугами такси.
Транспортными грузовыми перевозками на территории городского округа Анадырь занимаются «Чукотская строительно-буровая компания» и ИЧП «Темп».
Основным направлением развития транспортного комплекса города является развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры. В последние годы состояние улично-дорожной сети городского округа было значительно улучшено за счет выполнения капитального ремонта улиц: Строителей, Отке, Беринга, Ленина, Полярной, Рультытегина. Основной технологией ремонта улично-дорожной сети является бетонирование проезжей части, что обусловлено природно-климатическими условиями Крайнего Севера. В 2009 году за счёт средств городского округа Анадырь выполнен ремонт бетонного покрытия по улицам: Энергетиков, Рультытегина, Ленина, Полярная, Мира, а так же капитальный ремонт деревянного моста через Казачку. В 2005 году в Анадыре был сдан в эксплуатацию новый мост из металлических гофрированных труб с сооружением оголовков труб из габионов трех систем, что позволило разгрузить имевшийся деревянный мост через реку Казачку, который, в свою очередь, в 2009 году подвергся капитальному ремонту. В результате капремонта деревянные конструкции моста полностью заменены металлическими, увеличена ширина объекта (в основном за счет расширения пешеходных дорожек). Максимальная нагрузка, которую способен нести отремонтированный объект, до 4 т., что подтвердило проведенное тестирование.
В рамках обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа Анадырь в 2009 году установлено и заменено 90 дорожных знаков, а так же осуществлялись мероприятия по нанесению дорожной разметки.
В целом, все мероприятия, направленные на повышение качества состояния дорог и объектов благоустройства городского округа Анадырь, способствуют обеспечению безопасности дорожного движения.