Сущность и функции налога на добавленную стоимость




 

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как общегосударственный, взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые).

Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX века стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ века. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

Конкретная схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.

НДС относится к группе косвенных налогов, для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его, подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах.

В Украине и России НДС был введен с 1 января 1992г.

Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика.

Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов:

1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства;

2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;

3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

В теории налогообложения в систему косвенного обложения обычно включают две группы налогов:

- налоги на потребление, сумма которых включается в состав платежей, получаемых от покупателя при реализации товаров (работ, услуг), т.е. они взимаются через цену в виде своеобразных надбавок (налог с оборота, налог с продаж, акциз);

- налоги, относимые на затраты, которые увеличивают издержки производства, а следовательно, и цену товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся налог на имущество, таможенная пошлина, налог на рекламу.

НДС входит в группу налогов на потребление. Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Таким образом, налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении и занимает значительное место в доходной части бюджета государства.

Методика исчисления НДС

 

Для целей налогообложения плательщиком налога является:

 

1) любое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в установленном порядке;

2) любое лицо, зарегистрированное или подлежащее регистрации в качестве налогоплательщика;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию государства в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов при перемещении товаров через таможенную границу страны.

Например, в Украине, в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (оплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 000 000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства).

Если лица, не зарегистрированные в качестве налогоплательщиков, ввозящие товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению согласно закону такие лица платят налог при таможенном оформлении товаров без регистрации в качестве плательщиков такого налога.

Если лицо, производящее налогооблагаемые операции, не является плательщиком налога в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций является меньше установленной суммы и объемы поставки товаров / услуг другим налогоплательщикам за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставок, считает целесообразнымдобровольно зарегистрироваться как плательщик налога, такая регистрация осуществляется по его заявлению.

Объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по:

поставке товаров и услуг в пределах таможенной территории государства;

ввозу товаров и услуг на таможенную территорию государства в таможенном режиме импорта;

вывозу товаров и услуг в таможенном режиме экспорта;

Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров / услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

а) дата зачисления средств от покупателя / заказчика на банковский счет налогоплательщика в оплату товаров / услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров / услуг за наличные - дата оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика;

б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы государства, оформленная согласно требованиям таможенного законодательства, а для услуг дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Право на отнесение сумм налога в налоговый кредит возникает в случае осуществления операций по:

а) приобретению или изготовлению товаров и услуг (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию государства);

б) приобретению (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию государства (в том числе в связи с приобретением и / или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и / или при передаче таких активов на баланс налогоплательщика, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности);

в) получение услуг, предоставляемых нерезидентом на таможенной территории государства, и в случае получения услуг, местом поставки которых является таможенная территория такого государства.

Датой возникновения права плательщика налога на отнесения сумм налога вналоговый кредит считается дата этого события, произошедшего ранее:

дата списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату товаров / услуг;

дата получения плательщиком налога товаров / услуг, что подтверждается налоговой накладной.

Для операций по ввозу на таможенную территорию государства товаров и по снабжению услуг нерезидентом на таможенной территории датой возникновения права на отнесение сумм налога в налоговый кредит является дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие ставки налога, устанавливаемые по отношению к базе налогообложения в следующих размерах:

В Украине:

а) 17 процентов (фактически – 20%) – базовая ставка;

б) 0 процентов.

По нулевой ставке облагаются операции, связанные с экспортом товаров и услуг, если их экспорт подтвержден таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства;

В РФ:

а) 18% - применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

б) 10% - установлена при реализации: продовольственных товаров (по списку); товаров для детей (согласно списку); периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; медицинских товаров.

в) 0% - установлена при экспорте и реализации товаров (работ, услуг: по международной перевозке товаров, в области космической деятельности, драгоценных металлов, построенных судов, а также ряда транспортных услуг (по списку).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: