Ноября – 220 лет со дня рождения В.И.Даля, фольклориста, этнографа




Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система г. Воронежа»

Методико-библиографический отдел ЦГБ им.А.Платонова

Информационно-библиографический сектор

12+

«Семена добра и мудрости -

Сказки, песни, прибаутки »

(методическое пособие по юбилеям 2021 года)

Воронеж - 2021

Января - 160 лет со дня рождения В.В. Андреева, балалаечника, осно-

Вателя оркестра русских народных инструментов (1861)

Февраля – 235 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, немецкого

Сказочника (1786).

8 марта – 115 лет со дня рождения А.А. Роу, советского кинорежиссера –

Сказочника (1906)

Мая – 95 лет со дня рождения Дж. Крюса (1926)

Июня - 130 лет со дня рождения А.М.Волкова, писателя-сказочника

(1891)

Июля – 195 лет со дня рождения А.Афанасьева, фольклориста (1826)

Октября – 230 лет со дня рождения С.Т.Аксакова, русского писателя

(1791)

Октября – 125 лет со дня рождения Е.Л. Шварца, писателя, драматур-

Га (1896)

ноября – 220 лет со дня рождения В.И.Даля, фольклориста, этнографа

(1801)

«С любовью к русскому народу»

 

Что такое культура народа? В это понятие входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура народа является частью его истории. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось.

Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе.

Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое. Какой бы отрезок нашей истории мы не взяли, в нем проявляются доблесть духа, народная мудрость и высокий героизм наших предков. Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

 

Предлагаемое вам пособие знакомит с писателями, музыкантами, сказочниками, фольклористами, чьи юбилеи отмечаются в 2021 году. Каждая персональная страничка содержит биографические данные, интересные факты, экранизации, списки литературы и перечень полезных ссылок. В Приложении приводится справка об истории русских народных инструментов и материал о современных сказочниках –юбилярах года.

Материал предназначен для руководителей детским чтением, библиотекарей, учителей, школьников.

Фото- и изоматериалы приведены из открытых источников, все ссылки на сайты активны в январе 2021 года.

 

 

«СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»

 

«Чудная вещь старая сказка!»

(Н.Лесков)

 

Сказка - это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В волшебных сказках свои чудеса: скатерть-самобранка, волшебный клубочек, живая и мертвая вода, гребешок, превращающийся в дремучий лес, молочные реки в кисельных берегах, ковер-самолет и т.п

Самая любимая и распространённая в народе сказка - сказка волшебная. Корни ее уходят в далекую-далекую старину. В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Любая волшебная сказка не может обойтись без какого-нибудь чудесного действия: в мирно текущую жизнь человека вмешивается то злая и разрушительная, то добрая и благотворительная сверхъестественная сила.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

 

Таковы сказки различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они - о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

 

Литература:

 

«Летающие » литературные и сказочные герои. - Текст: непосредственный // Игровая библиотека. - 2020. - №6.- С.67.

Ковальская, М. «Сказка ложь, да в ней намек!..» /М.Ковальская.- Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.- 2020.- №3.- С.58-62.

Зажигина, А. Поверьте в сказку! /А. Зажигина.- Текст: непосредственный //Библиополе.- 2019.- №12.- С.55-58.

Лазарева, О., Заварзина, В. «Давай наполним сказки былью»: сценарий игры, викторина / О.Лазарева, В. Заварзина.- Текст: непосредственный // Игровая библиотека.- 2019.- №9.- С.4-15.

Парфенова, Д. Хоровод русских народных сказок /Д. Парфенова.- Текст: непосредственный // Игровая библиотека.- 2019.- №5.- С.66-83.

Откуда в сказках взялась волшебная палочка?.- Текст: непосредственный //Моё!- 2019.- №22(июнь).- С.35.

Маточкин, А. Все смолкли, слушают Баяна /А. Маточкин. -Текст: непосредственный // Лит.газета.- 2019.- №14(апр.).- С.10.

Золотой сундучок: Этнокультурные особенности Воронежского края: сказки.- Воронеж, 2017.- 303с.- Текст: непосредственный.

Говера, Ю. Сказочная перезагрузка / Ю.Говера.- Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.-2017.- №12.- С.27-34.

Климовски, К. Трагическая ирония спасительной сказки / К. Климовски.-

Текст: непосредственный //Октябрь.- 2017.- №11.- С.158-167.

Глушкова, Ю. Волшебные слова в сказках: квест-игра / Ю.Глушкова.- Текст: непосредственный. //Игровая библиотека.- 2017.- №8.- С.83-95.

Письман, А. На перекрестках сказки /А. Письман. - Текст: непосредственный // Будь здоров! - 2014.- №4.-С.64-70.

Нагибин, Ю. О сказках и сказочниках / Ю. Нагибин.- Текст: непосредственный // Уроки литературы.- 2014.- №2.- С.1-8.

Соловей, Т. «Что за прелесть эти сказки!» / Т. Соловей.- Текст: непосредственный // Уроки литературы.- 2013.- №6.- С.6-15.

Былички и бывальщины Воронежского края: сборник текстов.- Воронеж, 2009.-386с. - Текст: непосредственный.

Тихомирова, И. Как воспитать талантливого читателя: в 2кн. / И.Тихомирова.- Москва, 2009.

Кн.1.- С.230-258; Кн.2.- С.268-270.

Народные русские сказки. - Москва,1990.-270с. -Текст: непосредственный.

Русские народные сказители.- Москва,1989.- 468с. - Текст: непосредственный.

Народные русские сказки. – Воронеж,1984.-430с. - Текст: непосредственный.

 

24 февраля – 235 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, немецкого сказочника (1786).

Родился Вильгельм Гримм в немецком Штайнау-ан-дер-Штрасе, после окончания гимназии в Касселе, поступил в университет Марбурга, где изучал немецкое право. В свободное от основных занятий время вместе с братом Якобом они занимались изучением литературы, больше всего их интересовала немецкая поэзия. К такой заинтересованности их побудил профессор Фридрих фон Савиньи. У него был свой, оригинальный подход к изучению права с позиции проявления в нем «народной души». Эту идею братья взяли за основу, когда вплотную занялись литературным творчеством Германии. Проблемы со здоровьем долгое время мешали ему получить какую-либо должность и с 1806 года он присоединился к работе по собиранию германских сказок, начатой его братом Якобом. Жил в Галле, Берлине, но спустя некоторое время он возвратился в Кассель, где встретился с В.Гёте, который «сердечно благодарил его за усилия на благо давно забытой культуры». С 1814 по 1829 г. занимал должность Секретаря Гессенской ландграфской библиотеки в г. Касселе.

В 1831-1835 гг. Вильгельм Гримм занимал должность Библиотекаря Гёттингенского университета, а в 1835 г. стал его экстраординарным профессором. В 1841 г. был приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV; в том же году избран действительным членом Прусской академии наук. В течение 18 лет, до своей смерти, занимал кафедру в Берлинском университете и работал над «Немецким словарём».

Написанные ими сказки становились отражением души и ума народа Германии. братья вовсе не стремились дословно сохранять стиль рассказчиков. Неприкосновенными оставались композиция, сюжет сказки, порядок повествования и ее дух. Стиль же они выработали свой собственный, который отличался искренностью, простотой, нередко лукавостью. Именно благодаря такому подходу сборники их сказок представляли собой совершенно уникальное явление в немецкой литературе. 1812 году были изданы «Детские и семейные сказки». Это был сборник, в который вошли сто лучших сказок, записанных и художественно обработанных братьями. Второй том вышел через три года, в это время их имена уже были знакомы каждому жителю Германии, как взрослому, так и ребенку.

До наших дней дошли великолепные произведения братьев Гримм, не утратившие и сегодня свою популярность. Самые известные и любимые детьми сказки стали основой для сценариев многих художественных и мультипликационных фильмов. Самые известные и всеми любимые из них -«Спящая красавица», «Золушка», «Рапунцель», «Красная Шапочка», «Госпожа Метелица», «Король дроздобород», «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты».

У сказки «Король-Дроздобород» поучительный характер, она предупреждает о том, что гордыня и заносчивость – не лучшие спутники для человека. Главная героиня, привередливая принцесса, никак не может выбрать себе жениха, находя и высмеивая любые недостатки. Даже настоящего короля, который пришел просить ее руки, она умудрилась раскритиковать. Тогда король, переодевшись в нищего музыканта, решил раз и навсегда проучить капризную принцессу.

Одна из известнейших сказок – «Белоснежка и семь гномов». Красавица принцесса с ослепительно белой кожей, прозванная Белоснежкой, была объектом ненависти со стороны своей мачехи. Отец по ее приказу бросил Белоснежку в лесу. Но доброе сердце девушки не позволило ей погибнуть, приют она нашла у жителей волшебного леса – маленьких приветливых гномов.

Сказка «Бременские музыканты» входит в число самых популярных произведений братьев Гримм. Ее любят не только у себя на родине и на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Она повествует о путешествиях бродячих зверей-музыкантов, которых подстерегает множество интересных приключений.

Братья опубликовали 210 народных сказок и легенд. Они были переведены на 160 языков мира. В юбилею в 2020 году серия «Литературные памятники» выпустила двухтомник братьев Гримм – «Детские и домашние сказки».

Литература:

Шепеленко, Т. Ох, уж эти сказочники! / Т. Шепеленко. – Текст: непосредствен-ный // Читаем, учимся, играем.-2018.- №4.- С.24-28.

Иванова, Э. Как стать сказочником?/ Э.Иванова. - Текст: непосредственный // Искусство в школе.- 2012.- №1.- С.38-41.

Куликова, Е. Андерграуф: литературное лото по сказке «Бременские музыкан-ты» / Е. Куликова. - Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №11.- С.101-103.

В стране сказок братьев Гримм: викторина. – Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.- 2007.-№7.- С.76-78.

Воронцова, Т. Подлинная история Красной Шапочки / Т.Воронцова. - Текст: не-посредственный //Литература. -2002.- №44(нояб.).- С.2-3.

Герстнер, Г. Братья Гримм / Г. Герстнер; пер. с нем. Е. Шеншина. - Москва: Мо-лодая гвардия, 1980. - 271 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей) – Текст: непо-средственный.

 

https://cb-rzhev.blogspot.com/2016/02/230.html

https://encyklopedia.narod.ru/bios/lit/grimm/grimm.html https://germanexpert.ru/sobirateli-skazanij-zemli-nemeckoj-yakob-i-vilgelm/

https://oskazkax.ru/view/grimm-video/ - зкранизации

 

8 марта – 115 лет со дня рождения А. А. Роу, советского кинорежиссера – сказочника (1906)

«Сказки Роу – самостоятельное культурное

явление, которое никому повторить не удалось!»

(С. Спилберг)

Великий советский сказочник Александр Артурович Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.

Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну.

Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу. После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду. Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.

С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького).

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя. Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди - актеры. Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами. Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы». Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко».

«Морозко» - лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.

В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским. Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: