Кровища и вдруг открыть сундуки перед изумленны-




ми современниками и потомками!»

(А.С.Пушкин)

 

Родился Владимир Иванович 22 ноября 1801 года в посёлке Луганский Завод в очень высокообразованной семье. Отец его, обрусевший датчанин, был врачом, лингвистом, мать – пианисткой; они знали 12 языков. При таких родителях он мог получить великолепное домашнее образование. В 1814 году Владимир поступает учиться в Петербургский Морской кадетский корпус. По его окончании идёт служить на флот, а через несколько лет военной службы поступает на медицинский факультет Дерптского университета (Тарту). Он оканчивает университет и вновь идёт служить на флот. Сначала Даля ожидала Русско-турецкая война 1828-1829 годов, а чуть позже – Польская кампания 1831 года. Везде он в гуще событий. Сражается, помогает раненым, оперирует в полевых госпиталях. С 1833 года Владимир Иванович определился на государственной службе. В Оренбурге, куда его переводят, он чиновник по особым поручениям при военном губернаторе. Много разъезжает по Южному Уралу, собирает фольклорные материалы, которые в дальнейшем легли в основу его произведений. Отразилось в текстах Даля и его участие в Хивинском походе 1839-1840 годов. В.И. Даль в молодости В 1841 году он вновь в Петербурге и служит секретарём при министре внутренних дел, а позже заведует особой канцелярией при МВД. С 1849 года он работал в Нижнем Новгороде, управляя удельной конторой. Вот краткая официальная биография крупного чиновника, действительного статского советника В. И. Даля.

Теперь перейдем к другой, самой интересной стороне его жизни. В 1832 году выходит первая книжка Даля «Русские сказки из предания народного устного… Пяток Первый». Подготовлены они были от лица казака Владимира Луганского. Сказки, с одной стороны, принесли ему известность, а с другой – послужили поводом для его ареста. Был донос, сказки посчитали неблагонадёжными и… Даля от дальнейших репрессий спас поэт Василий Жуковский, с подачи которого происшествие с Далем сочли недоразумением. Обвинения сняли, но тираж книги уничтожили, правда, сам автор умудрился спасти несколько экземпляров.

Во время службы на Южном Урале Владимир Иванович объездил весь край, собирал фольклорные материалы, занимался естественными науками. Его коллекции по флоре и фауне Оренбургского края послужили основой для избрания его членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. А местные материалы, которые он собрал, легли в основу его произведений «Охота на волков», «Башкирская русалка», «Майна», «Обмиранье», «Башкиры».

Одним из самых знаменательных событий в жизни Даль всегда считал знакомство с Пушкиным. Их познакомил Жуковский. При первой встрече Даль подарил Александру Сергеевичу один из сохранившихся экземпляров «Сказок». Подарок Пушкину понравился и в ответ он вручил Владимиру Ивановичу рукописный вариант «Сказки о попе и работнике его Балде» с автографом. Их дружба продолжалась до самой кончины поэта.

В Нижнем Новгороде Даль завершил книгу о русских пословицах. Цензура в 1853 году всячески противилась публикации сборника. На сборнике Даль написал «Пословица не судима». Тем не менее, в свет книга вышла.

Но главным детищем Даля стал труд, которому он посвятил практически всю жизнь, – Толковый словарь живого великорусского языка. Собирать непонятные слова в будущий словарь он начал ещё в бытность мичманом Черноморского флота. Даль тесно общался с крестьянами, солдатами, матросами. Записывал простонародные выражения, пословицы и поговорки. Книга содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок, загадок и присловий, необходимых для пояснения смысла приводимых слов. Только до 2004 года словарь Даля переиздавался около 40 раз, а в период с 2005 по 2014 годы – около 100 раз.

Первые части опубликованного словаря принесли автору Константиновскую медаль от Императорского Русского географического общества, в 1868 году избран в почётные члены Императорской Академии наук, а когда словарь вышел полностью, был награждён Ломоносовской премией.

Владимир Иванович Даль скончался в возрасте 70 лет в октябре 1872 года и похоронен на Ваганьковском кладбище. В московском доме по улице Большая Грузинская, 4/6, открыт музей В. И. Даля.

 

 

Литература:

Новоселова, Е. Все о Дале: выставка в музее / Е.Новоселова. - Текст: непосредственный // Рос. газета.- 2020.- 16 дек.- С.7.

Памятник словарю В. Даля в Оренбурге.- Текст: непосредственный //Совр. би-блиотека.- 2019.- №9.- Ш с. обл.

Пантелеева, А. Великий собиратель слов /А. Пантелеева.- Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.- 2019.- №8.- С.76-81.

Касьмина, О. Волшебный сундук В.Даля / О. Касьмина. - Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем.- 2018.- №5.- С.18-22.

Кудряшов, К. Дальний прицел / К. Кудряшов.- Текст: непосредственный //АиФ - Черноземье.- 2016.- №47. - С.30.

Воротынцева, К. Казак Датский и Луганский / К. Воротынцева. - Текст: непосредственный // Свой.- 2016.- №11.- С.16-19.

Ефимова, Н. «Человек рожден на труд» / Н. Ефимова.- Текст: непосредственный // Будь здоров! - 2016.- №6.- С.86-94.

Александров, А. Случай в Горетовке / А. Александров.- Текст: непосредственный // Караван историй.- 2011.- №12.- С.262-271.

Коровашко, А. Слово моё крепко / А. Каравашко. - Текст: непосредственный //Подъём.- 2010.- №9.- С.211-214.

 

https://fantlab.ru/edition249797 - содержание журнала «Роман-газета».-2012.-№14 со сказками В.Даля.

https://www.culture.ru/materials/68118/10-udivitelnykh-glagolov-iz-slovarya-vladimira-dalya

https://proza.ru/2009/03/25/717 - дружба В.Даля и А.Пушкина

 

Приложение:

Русские народные музыкальные

Инструменты

(историческая страничка)

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Важную сторону русской народной музыкальной культуры составляют инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах. История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и использовались в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. В летописи известен один из древнерусских указов, направленных на искоренение скоморошества: «...где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь...». С другой стороны, такие инструменты, как ратная труба использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту. В число музыкальных инструментов древней Руси входили ударные инструменты - бубен, накры, арган; духовые - рог, труба, сурна, рожок, окарина, кувички или кугиклы, дудка, жалейка и, может быть, волынка; струнные - гусли и гудок или смык. Древнерусский бубен был не похож на современный нам бубен. Бубном в древней Руси называли барабан, с цилиндрическим туловом и двумя мембранами. Играли на барабане при помощи ременного шара на кожаной плети с деревянной рукояткой - «вощагой». О двух других видах ударных инструментов - накре и аргане - сведения крайне скудны. Судя по позднейшим данным (XVI в.), накры представляли род литавр, имели полусферическую форму и одну мембрану. Генрих Латвийский (XIII в.) сообщает, что в войсках псковичей перед битвой «ударили в литавры...». Арган был металлическим ударным инструментом, в Слове Даниила Заточника упоминаются «сребреныя арганы», следовательно, для большей звучности этот инструмент мог быть сделан из сплава серебра. Рога, изготовленные из естественного рога вола, барана, козла были распространенным духовым инструментом. Рог, благодаря своей изогнутой форме и сильному звуку, был особенно удобен для конных воинов и охотников. Наряду с рогом широкое распространение, в особенности в военном обиходе древней Руси, имели деревянные трубы различной величины, формы и устройства. Для изготовления трубы раскалывали вдоль кусок дерева, затем выдалбливали в обоих половинках желобообразные каналы, соединенные половинки обертывали лыком или берестой и снабжали мундштуком. Сохранившимися до настоящего времени духовыми инструментами являются владимирские или ивановские рожки, получившие свое название по месту их преимущественного бытования. Флейтовые инструменты, как в настоящее время, так и в древней Руси, были трех видов: 1) окарины – возникли как инструменты принадлежащие еще к тотемистическим обрядам, они сохраняют свою древнюю форму в виде глиняных фигурок птиц и животных. 2) кулички — «флейта Пана», представляет собой набор трубочек различной длины, изготовляются из камыша, полых стволов зонтичных растений или из бузины. 3) свистковые флейты, к ним относится дудка. Этот тип инструмента древние источники называют «посвистелями», «свирелями» и «сопелями». Жалейка и волынка - являются инструментами кларнетного типа с одиночным бьющим язычком. Название «жалейка» обычно связывается с «желями» или «желениями» - причитаниями во время похоронных и поминальных обрядов, в ритуал которых входила и игра на жалейках. Но по происхождению жалейка — пастушеский инструмент, делается из камыша, дерева или костей птиц.   Волынкой называется жалейка, вставленная в резервуар из пузыря или из кожи для нагнетания в него запаса воздуха, что обеспечивает непрерывность звучания инструмента. В составе духовых инструментов древней Руси источники называют еще «сурну» - инструмент сильного и резкого звука, попала на Русь от ее восточных соседей. Весьма распространенным музыкальным инструментом древней Руси являются гусли — многострунный щипковый инструмент. Он представляет собою ящик с резонансной доской, крылообразной, трапециевидной или полукруглой формы; поверх доски натягиваются струны. Гусли были любимейшим древнерусским инструментом и часто упоминаются в былинах, песнях и письменных памятниках. Гудок или смык, струнный смычковый инструмент, пользовался, наряду с гуслями, широким распространением и популярностью. С его названием «гудок» связывается представление о «гудении» или «гудьбе», т. е. вообще о музыкальном исполнении. Эти инструменты часто сопровождали рассказы сказителей. Ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси XI—XIII вв. балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV—XV вв. Применение древнерусских музыкальных инструментов было различно. Трубы и рога были сигнальными инструментами при военных действиях, на охоте, в руках пастухов; трубный «салют» играли в различных торжественных случаях — при заключении мира, встрече послов, возвращении войск из похода, встречах князей и т. п. Эти инструменты в различных сочетаниях соединялись в «оркестры» как в народном быту, так и в военном деле. В составе скоморошьего инструментария называются и трубы, и гусли; скоморохов позже называют «свирельниками, гудцами и перегудниками». Этот состав народных инструментов был и в обиходе господствующего класса. Весьма вероятно, что при богатых дворах содержались специальные труппы музыкантов-скоморохов. Русские летописи картинно описывают грозное звучание боевой музыки накануне битвы или штурма вражеской крепости. Особую силу боевой музыке придавали сурны, обладавшие резким и сильным звуком, и звон и рокот ударных инструментов.

 

Многие из них используются по сей день в неизменном виде, иные - были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан так называемый оркестр русских народных инструментов.

https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/russkaya_narodnaya_musika.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/13/russkaya-narodnaya-skazka

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: