1) Модель олигополистического ценообразования, не основанная на тайном сговоре(модель, основанная на ломанной линии спроса). Открыта экономистами Хитчем и Холлом, Суизи. Эта модель предполагает, что если одна фирма олигополист захочет снизить свою цену, то другие фирмы в олигополии также снижают свои цены. Если фирма-олигополист хочет повысить цену, то другие фирмы оставляют прежними.
Цена BE, фирма-олигополист хочет снизить ниже этой цены, но от общего снижения цены в олигополии нельзя получить значительный выигрыш. Линия спроса при снижении становится низкоэластичной(крутой) на участке ЕD1. Если фирма решает повысить цену, а другие этого не делают, то спрос на продукцию после повышения цены резко упадет и тогда отрезок ED1 будет высокоэластичным(пологим), так как значительная часть уйдет к конкурентам. Е-точка перегиба линии спроса. Линия MR имеет форму соответствующую линии D, на участке BMR при повышении цены соответствует линии ED, тут доход будет быстро терятся, а на участке BMR1 роста дохода существенного не будет. Имеется вертикальный отрезок AB, в пределеах этого отрезка, соответствующего цену Pe и Qe, изменения МС не влияют на цену и объем продаваемой продукции. Если в олигополии нет тайного сговора, то изменение цен происходит очень редко. Ломанная линия спроса показывает, что любое изменение цен приводит к худшему результату, т.е. Если цена повышается, то уменьшается количество покупателей. Если цена снижается, то продажа увеличивается незначительно и цена может не покрывать издержки.
2) Модель ценообразования, основанная на тайном сговоре.
Тайный сговор в условиях олигополии принимает форму картеля, в котором фиксируется цена, разделяются рынки сбыта и ограничивается конкуренция внутри олигополии с целью максимизации общей прибыли картеля. Прибыль картеля аналогична прибыли монополий на рынке, поэтому цена картеля-это монопольная цена рынка.
3) Модель лидерства в ценах (Молчаливое тайное соглашение).
Ценовым лидером обычно является доминирующая фирма. Лидерство в ценах- это инструмент, с помощью которого в олигополии координируется поведение в области цен без вступления фирм в прямой тайный сговор. Ценовой лидер определяет уровень цены и параметры ее изменения, а все другие фирмы следуют политике ценового лидера, т.е. придерживаются его цены. Ценовой лидер не реагирует на незначительные изменения величины издержек и спроса. Цена изменяется, когда пересматривается зарплата, изменяются цены ресурсов и налоговые ставки. Ценовой лидер не обязательно устанавливает цену, максимизирующую прибыль в краткосрочном периоде, он может применять лимитирующее ценообразование, т.е. устанавливать цену ниже уровня, обеспечивающего максимум прибыли.
4) Ценообразование по принципу «издержки +».
Если фирма является многопродуктовой, то наиболее эффективным способом установления цены является расчет средних издержек и оптимальной для фирмы нормы прибыли. Например: P=C+Pr=100+20=120%
Рынок ресурсов.
1)Предложение экономических ресурсов.
2) Спрос на ресурсы. Эластичность на ресурсы.
3) Оптимальное соотношение ресурсов.
В микроэкономике рассматриваются рынки конечных товаров и услуг и рынки ресурсов. На рынке конечных товаров и услуг фирмы являются производителями и поставщиками товаров и услуг, а домашние х-ва их потребителями. На рынке ресурсов фирма является покупателями, арендаторами ресурсов, а домашние х-ва- поставщиками ресурсов. На рынке ресурсов формируются денежные доходы поставщиков ресурсов, в виде зарплаты, прибыли, процента, ренты, что в конечном итоге определяет состояние рынка конечных товаров и услуг. Цена ресурсов определяет их распределение по отраслям и фирмам. Уровень цен на ресурсы определяет уровень издержек и соответственно уровень прибыли. Цены ресурсов являются объектом государственного регулирования.