Следующий этап — выход на репетиционную площадку, подготовленную заранее и позволяющую в достаточно точной степени смоделировать все условия той сценической площадки, на которой будет происходить премьера. Этот этап называется репетицией в условных выгородках.
В определенный период репетиций в условных выгородках, а чаще в самом начале необходимо, если это
Стр. 253
требуется, использовать различного рода аксессуары, детали, элементы одежды или даже подробные костюмы для того, чтобы актер почувствовал себя в роли, чтобы можно было проверить найденные режиссером и исполнителем характеристики персонажа, достоверность их воплощения.
Снова сошлемся на авторитеты. Вот как считает Вс. Мейерхольд: «…Актер может только тогда заиграть, когда на первой же репетиции будут установлены выгородки плюс тот свет, который будет дан на спектакле, Это обязательно, чтобы потом не получить неприятных сюрпризов, ведь свет — это тот раздражитель, который может решить судьбу роли. Если я работаю на так называемом дежурном свете — это одно. А если мне вдруг плюхнут из правой кулисы прожектор, да еще оптический, который режет глаза, то это дело совсем другое, к которому нужно привыкнуть.
Аксессуары... Я привыкну к какому-нибудь стакану, а мне потом художник ставит богемское стекло, причем стакан совсем другого фасона. Я привык уже его хватать так, а оказывается, его нужно обеими руками хватать. Это все существенные вопросы. Вся эта сумма организационных вопросов создает ту репетиционную культуру, которая так нужна при работе актера над образом» 1.
Особую важность в период репетиций в выгородках приобретает сценический костюм. Как правило, костюмы бывают сшиты (а в самодеятельности нередко берутся напрокат) к генеральным репетициям, сдаче или даже премьере, что создает на репетициях неверные обстоятельства, мешающие получению желаемого творческого результата. В то время как оптимальными можно считать те условия, когда, как писал Вс. Мейерхольд, «уже на первой репетиции я имею тот самый костюм, который будет моим костюмом на спектакле, с которым я должен сродниться, как с этой фуфайкой, которую я ношу ежедневно. Я привык на репетиции к одному костюму, и у меня начинается борьба с костюмом. Я не знаю, как с ним обращаться, и проходит десять спектаклей, пока я наконец привыкаю к костюму» 2.
В условиях клуба, когда некоторые сценические произведения агитационно-художественного направления не
_____________
1 Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. 1917— 1930. С. 443-444.
2 Там же. С. 444.
Стр. 254
повторяются многократно, а показываются только один раз, нет даже возможности сродниться с костюмом. И интересно, талантливо решенное и сыгранное произведение, внезапно перед премьеров «одетое в костюм», сразу теряет все: исполнители на сцене только пытаются «носить костюм», который лишил их возможности свободно действовать в привычных по репетициям ситуациях.
Особые задачи перед режиссером ставит проведение массового, масштабного агитационно-художественного действа.
При его подготовке практически невозможно смоделировать предстоящую пространственную ситуацию, а ведь именно мизансцены, выход участников номера, уход, смена эпизодов могут содействовать зрелищности произведения в целом, его темпоритму, или разрушить эту цельность и зрелищность. Поэтому надо стараться проводить репетиции в условных выгородках хотя бы по частям (в работе с отдельными номерами) или же организовать своеобразные тактические учения для всех участников, чтобы они максимально точно представляли себе структуру будущего масштабного спектакля, моделируя пути своих передвижений при работе на обычной репетиционной площадке, не имеющей никаких ступеней, возвышений и др.
Если на этапе репетиций в условных выгородках будущее произведение репетируется кусками, частями, эпизодами, иногда совсем маленькими отрезками, с неоднократным повторением того или иного элемента, даже фразы, жеста и т. д.,
следующий этап — прогоны — Призван собрать произведение, разыгрываемое уже целиком, с тем чтобы проверить, уточнить (а если потребуется, то и внести серьезные изменения) его общий ход развития, его непрерывность. В тех случаях, когда в сценическое произведение включаются готовые номера различных жанровых коллективов, прогоны становятся сводными репетициями.
Прогоны, как правило, проходят на той же репетиционной площадке, и каждый из них заканчивается обстоятельным разбором всех недостатков, ошибок, при этом намечаются пути их ликвидации. На предполагаемую сценическую площадку целесообразно выходить уже после того, как прогоны на репетиционной площадке в условных выгородках дадут определенные положительные результаты
Стр. 255
Все необходимые костюмы, реквизит, грим, специальные трюковые приспособления и т. д. (не предварительные, рабочие, с которыми шли репетиции, а уже подлинные, те, что будут на премьере) должны быть готовы к моменту прогонов на сценической площадке.
Установка основных пространственно-декоративных объемов, изменения внутри сценического действия, окончательная постановка света и уточнение использования различных вспомогательных средств (кино, звук, проекция и т. д.) производятся на монтировочных репетициях. Их желательно провести как минимум две, без исполнителей (где выверяется вся декоративно-техническая сторона произведения) и с исполнителями, для уточнения всех их действий на окончательно сформированной сценической площадке.
Полная готовность всех компонентов произведения на второй монтировочной репетиции дает основание для проведения генеральных репетиций. Их тоже целесообразно проводить дважды: на первой еще возможны отдельные остановки, поправки, повторения, хотя этим не следует злоупотреблять, чтобы не терять ощущения целого и не разбивать целостности сценического самочувствия исполнителей.
Тщательно разобрав результаты первой генеральной репетиции, сделав все необходимые (и возможные) уточнения и изменения, коллектив выходит на вторую генеральную репетицию, которая проходит без остановок (и желательно в присутствии зрителей — из числа свободных участников других самодеятельных коллективов, работников клуба, родственников, друзей) и является «чистовым», премьерным прогоном произведения.
К сожалению, клубная практика не дает оснований утверждать, что важнейшие заключительные этапы работы над произведением проходят всегда в оптимальных условиях. К большинству из них применима характеристика генеральной репетиции, данная Карелом Чапеком в рассказе «Как ставится пьеса»: «Теоретически на генеральной репетиции «все должно быть, как во время спектакля», — декорации, освещение, костюмы, грим, звуки за сценой, реквизит и статисты. Практически — это репетиция, на которой ничего такого нет и в помине... Короче говоря, генеральная репетиция — это генеральный смотр всех нехваток последней минуты»
___________________
1 Ч а п е к К. Соч.: В 5 т. М., 1959. Т. 2. С. 115.
Стр. 256
Однако, если заранее спланировать процесс создания сценического произведения, рассчитать объем всех необходимых для его реализации работ и сроки их выполнения, четко определить обязанности тех, кто участвует в этой деятельности, и осуществлять постоянный контроль за организационно-творческим и производственно-техническим процессами, генеральная репетиция станет подлинно творческим актом, свидетельствующим о правильности и точности всего хода работы.
Завершающим моментом этой работы станет сдача готового произведения художественному совету (или правлению клуба), в который в зависимости от назначения, характера и уровня произведения могут входить представители партийных, советских, профсоюзных и других организаций, органов культуры, домов самодеятельности. После обсуждения на художественном совете и внесения возможных и необходимых коррективов должен быть составлен акт о приемке данного сценического произведения, разрешающий его показ широкой аудитории.
В заключение следует также сказать об огромной важности четкой, заранее спланированной работы различных служб и отдельных работников в ходе показа готового произведения зрителю. Руководит всей деятельностью, как правило, режиссер, однако в отдельных случаях эти функции может осуществлять ведущий режиссер или помощник режиссера. Для четкого руководства этим процессом ведущий режиссер заранее составляет и согласовывает монтажный лист или так называемые специальные монтировочные выписки, где отражен весь ход сценического действия во времени и пространстве Аналогичные руководящие материалы должны находиться и у всех ответственных за отдельные участки работы в процессе показа произведения. Наиболее благоприятные условия для руководства ходом масштабного сценического произведения создает наличие радио- или телефонной связи между ведущим режиссером и другими ответственными исполнителями. При отсутствии таковой ее необходимо заменить другими способами связи. Диапазон организационно-творческих форм агитационно- художественных произведений велик и разнообразен, поэтому каждый раз необходимо заранее учитывать конкретные специфические условия, стараясь предусмотреть все в деталях, чтобы в самом ходе сценического произведения исключить любые случайности.
Стр. 257
Разумеется, предложенная методика организационно-творческого процесса создания сценического произведения не может учесть всех сложностей, которые появляются у режиссера, драматурга и др. в ходе творческой работы. Овладение ею может лишь в какой-то мере помочь руководителям агитационно-художественных самодеятельных коллективов в их нелегком профессиональном становлении, поможет избежать определенной стихийности в подготовке агитбригадного представления или спектакля, будет способствовать четкой организации этой работы, что в конечном итоге позволит повысить идейно-воспитательное, нравственное и эстетическое воздействие как на зрителей, так и на самих участников художественных самодеятельных коллективов, принимающих участие в создании и воплощении произведения на клубной сцене.
Стр. 258
Режиссерский
Практикум
КАК ГОТОВИТЬСЯ К УДАЧЕ?
Так уж получается, что именно режиссура — наиболее уязвимая сторона агитационно-художественного самодеятельного творчества, особенно его цехового направления, часто не располагающего профессиональными руководителями, большими постановочными возможностями и широким выбором актерски одаренных исполнителей (что естественно для любой самодеятельности и не может быть объектом разгромной критики, как это порой, увы, случается). Если отсутствие драматургических навыков нередко с лихвой восполняется в агитбригадах конкретной злободневностью, остротой поднимаемой проблемы, ее социальной ценностью, то в режиссуре дела обстоят' сложнее. Хотя и здесь есть специфическое для агитбригад обстоятельство, в той или иной степени покрывающее слабость режиссуры и исполнительского мастерства. Это обстоятельство уже упоминалось в главе о современных агитационно-художественных коллективах, где шла речь о моральном воздействии на аудиторию, когда нравственные, производственные, человеческие характеристики участника помогают достигать необходимого эффекта даже при более чем скромных исполнительских данных, слабых навыках владения ремеслом режиссуры, неумении воспитывать актеров, работать с ними над ролью и т. д.
Искренность, убежденность, активность участников агнтбригадных выступлений — нередко суть производные именно этой специфической стороны жизнедеятельности агитационно-художественных коллективов, а не свидетельство высокого режиссерского, исполнительского уровня. Но все это, конечно, не отвергает необходимости овладевать режиссерской профессией, умением работать с исполнителем.
В агитбригадной практике эта потребность не всегда заявляет о себе в полный голос. Этому способствуют бытующие в практике сценарии, носящие, так сказать, не драматургический, а литературный характер, когда текст идет только от лица участников, а
Стр. 259
драматургическая форма написания сценария выполняет формальные функции.
Например:
Спроси с себя, мой друг, с других спроси —
Что сделал ты, чтоб город стал богаче?!
Какая площадь приложенья сил
И какова конкретная отдача?!
Спроси с себя!..
Второй. Как спрашивают с себя наши замечательные труженики, ударники коммунистического труда, наставники молодежи.., (Конкретные фамилии.)
Все. Спроси с себя!..
Третий....Как спрашивают с себя... (Конкретные фамилии.)
Все. Спроси с себя!
Четвертый. Сейчас! Немедленно! Сразу!
Пятый. Не смотри на других, пусть другие смотрят на тебя!
Шестой. Не жди, когда все, а может, все ждут, когда ты!
Седьмой. Ты разговор с сыном отложи «на потом» — сейчас тебе пришла повестка из детской комнаты милиции.
Восьмой. Ты принял твердое решение не врать... Завтра. А сегодня сам был сражен клеветой.
Девятый. Поэтому давай сейчас, сразу, немедленно!.. Не жди, когда все. Может, все ждут, когда ты!
Все. Спроси с себя!
Поют.
Спроси с себя, мой друг!
И оглянись вокруг! —
Таков призыв сегодня к нам с тобой.
Хозяева страны —
Мы чувствовать должны
Ответственность и в мелочи любой!
Ответственность
И в мелочи
Любой!
(Из сценария А. Я. Рожинского «Спроси с себя»)
Этот пример достаточно типичен для так называемой плакатной драматургии. Драматургия такого рода проста, она не предполагает сложных характеров, персонажей с многоплановыми взаимоотношениями, сюжетных линий и т. д. (что не является синонимом примитивности, хотя встречается и такое) и предполагает сценический конфликт одного рода: «сцена — зал», «участники —
Стр. 260
аудитория». При человеческой, личностной убежденности, вере в необходимость и важность того, ради чего он вышел на сцену, участник такого действа часто выполняет актерские задачи как бы автоматически, не требуя от режиссера всестороннего умения выстраивать действие, работать с актером и т. д.
Скорее всего такой сценарный материал в процессе его сценической реализации может в явной форме потребовать от режиссера лишь работы по внешнему мизансценированию: как встать? куда перемешаться;-' каков характер движения? жеста? К этому перечню добавляется еще интонация, музыкальное сопровождение, реже — декоративное решение. Но большой, а точнее, более сложный для постижения комплекс, знаний и умений, составляющих основы режиссерской профессии, остается невостребованным.
Такие сценарии составляют немалую часть в практике агитбригад. Не отсюда ли нередкая просьба на семинарах начинающих руководителей показать интересные мизансцены? Ведь эта просьба теряет свой смысл, если руководитель знает хотя бы азы режиссерского дела, суть которого — умение выстроить сценическое действие в его непрерывном развитии исходя из режиссерского замысла и логики происходящего, заложенной в драматургическом материале. Сначала — что, а потом — как; сначала — цель, а потом — средства; смысл, а уж потом — красивая мизансцена. Умение /раскрыть драматургический материал, определить задачу и действие каждого участника, а потом уже — форму его сценического существования — все это и есть основы режиссерской профессии. И если литературная драматургия не привередлива в своей требовательности к руководителю, если она имеет возможность реализоваться на сцене в основном за счет убежденности и искренности участников при организационной помощи руководителя, то другие драматургические направления, формы, приемы такого щадящего режима руководителю не предоставляют.
Большой диапазон других драматургических направлений, среди которых наиболее емкими и синтетическими являются формы драматические — своеобразные мини-пьесы, миниатюры, интермедии, пантомимические музыкально-драматические сценки, требует уже от руководителей подлинных режиссерских знаний и умений.
И здесь упрощенный путь может привести в тупик.
Стр. 261
К сожалению, многие руководители, особенно общественники, попросту не знают, в чем состоит режиссерская профессия, кроме очевидных ее признаков — «организовать», «украсить», «оживить», «увлечь», «донести до зрителя» и т. п. Научить подлинным основам режиссуры — наиважнейшая задача многочисленных курсов, семинаров, творческих лабораторий и других форм повышения квалификации. И здесь достаточно распространенный способ обучения, построенный на демонстрации педагогом собственных режиссерских приемов без вскрытия их основ, методики, мотивов их применения, не может дать необходимого результата.
Автору этой книги не представляется возможным изложить на ее страницах в достаточно полном объеме весь материал, необходимый для профессионального постижения основ режиссуры. Для этого придется адресовать Читателя к фундаментальным трудам К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Попова, Г. Товстоногова, Б. Захава и многих др. (список рекомендуемой литературы дан в конце книги). Столь внушительный перечень масштабных, определяющих движение всего мирового искусства работ призван лишний раз подчеркнуть, что самодеятельное, особенно агитационно-художественное, творчество не является делом второсортным, стоящим особняком от главных путей художественного развития. Методические пособия и рекомендации, учебники и брошюры, выпускаемые нашими издательствами, в простой, доступной для начинающих руководителей различных самодеятельных художественных коллективов форме доносят лишь азы новой профессии, помогают сделать первые шаги в творчестве. Но по мере становления коллектива и руководителя вес более и более должно расти стремление расширять этот круг познания, не ограничиваться рубрикой «В помощь художественной самодеятельности».
В этом режиссерском практикуме, посвященном работе над конкретным законченным эпизодом (миниатюрой), мы попытаемся затронуть лишь самые основные проблемы, стоящие перед режиссером. Но сначала — сама миниатюра «Меры приняты» (к слову сказать, достаточно интересная, написанная с определенным пониманием законов эстрадной драматургии), заимствованная из «Сценарно-методических рекомендаций», изданных в Минске в 1985 году.
Стр. 262
Все (упрашивают одного). Ну, скажи, что больше не будешь!.. Первый (молчит, смотрит в потолок, собирает мелочь по карманам и т. (?.)?!
Второй. Ну, скажи, пожалуйста, что больше не будешь... Третий. Ну, скажи, ну!..
Четвертый. Так нельзя. Пойми; так нельзя! Мы получили бумагу из вытрезвителя.
Пятый. Опять ты туда попал.
Первый (грозно посмотрел.)?!
Второй. Я не осуждаю, упаси бог, мы просто констатируем
факт. Ты... туда... там... побывал.
Третий. И нам велели принять меры.
Первый (грозно посмотрел.)?!
Четвертый. Ну, среагировать.
Первый (грозно посмотрел.)?!
Шестой. Нет, нет, упаси бог! Ничего не будет, ничего. Только ты скажи, что больше не будешь, чтобы я в протокол записал! И все!
Второй. Ну, давай: «Я!»
Все (кроме Первого). Я-а!..
Третий. Больше!
Все (кроме Первого). Больше!.,
Четвертый. Не буду.
Все (кроме Первого). Не буду-у-у!
Пятый. Что делать?
Шестой. Пожалей ты нас. Мы же тебя жалеем.
Второй. Жалеем или нет?
Первый (тупо глядит.)?!
Третий. Ну, давай; «Я!»
Первый (молчит.)
Четвертый. Что делать?
Все встали на колени.
Пятый. Будь человеком! Можешь ты нас пожалеть или нет? Будешь говорить или не будешь?
Шестой. Ну, скажи: «Нет».
Первый (чешется, при этом голова его мотается из стороны в сторону.)?!
Второй. Видели? Сказал; «Не буду!»
Третий. Где решение?
Четвертый. Вот оно (умиленно читает): «За посещение вытрезвителя н учитывая чистосердечное раскаяние, объявить общественное порицание...» (Ждут с опаской реакции Первого.)
Первый (схватил бумагу, читает, тычет пальцем.) I
Стр. 263
Третий. «Порицание?» Это же надо, солнышко, это же минимальный минимум. Мы тоже люди подчиненные. Нам велели.
Четвертый. Понял?
Пятый. Мы вот тебе порицание и тут же извиняемся.
Все (с реверансом). Мы больше не будем!
Первый. То-то! Глядите у меня. А то в другой раз даже не почешусь, поняли?
И на этот раз для пущей наглядности мы прибегнем к своеобразной стенографической форме, в основе которой лежит встреча с участниками одной из творческих лабораторий в Минске.
В. С. Ну, что ж, начнем? Вчера мы обсудили идею этой миниатюры («для чего?»), попутно рассмотрев особенности эстрадной драматургии. Вечером вы имели возможность подумать над решением этой сцены... Может быть, кто-то даже зафиксировал его на бумаге?
- Да тут и так все понятно!..
- Конечно! Вместо того чтобы прижучить этого пьянчугу, его чуть ли не облизывают!
- Только бы не огорчить...
- И сами в итоге извиняются!
В. С. Все верно, но пока это общие слова, пересказ содержания. Но... если все ясно...
- Конечно, ясно!
В. С. И можно приступать к репетициям?
- Можно.
В. С. Тогда начнем. Кто возьмет на себя смелость быть режиссером?
- Я попробую.
В. С. Смелость — прекрасное качество для режиссера. А я позволю себе, с вашего разрешения, вмешиваться в репетиционный процесс в сугубо, так сказать, учебно-методических целях. С чего начнем?
«Режиссер». С распределения ролей,
В. С. Прекрасно. Распределяйте! Кое-какие основания у вас для этого есть, ведь вы уже успели познакомиться друг с другом за эти несколько дней. В своих агитбригадах вы знаете участников намного лучше, и это не только помогает вам точнее распределять роли, но и способствует — иногда даже неосознанно — формированию режиссерского решения, когда конкретные возможности исполнителя влияют на характер будущего персонажа, или даже заставляют вас переделывать под его яркую индивидуальность саму роль, то есть драматургический материал. В одной из своих биографических книг Андрэ Моруа приводит такие слова известного французского писателя начала века Жана Жироду: «...Когда автор
Стр. 264
привыкает работать для определенной труппы (как Шекспир, как Мольер), между ним и его актерами устанавливается такая тесная близость, что его персонажи словно сами собой вписываются в эти живые формы».
Однако вернемся к распределению ролей...
«Режиссер». Здесь шесть действующих лиц. Первый — Пьяница. Ну, на роль Пьяницы... (Называет имя одного из участников лаборатории к радостному оживлению всех присутствующих.)
Опережая возможные домыслы, сразу замечу, что любого рода активная реакция на имя исполнителя той или иной роли отнюдь не является свидетельством того, что имярек сам пьет, или он — бракодел, или несун, что почти всегда создает в самодеятельном коллективе неловкую для этого актера ситуацию. Если вовремя не объяснить природу такой реакции, может последовать отказ участника от роли или «зажим» его творческих устремлений. А реакция — да еще яркая! — это не что иное, как результат работы творческого воображения всех участников, как бы проектирующих исполнителя на роль и интуитивно ощущающих его возможности в ней. Настоятельно советую при очевидной характерности персонажей при распределении ролей играть с участниками в своеобразную игру: пусть каждый из них попробует дать свой вариант распределения. Варианты зачитайте вслух и проследите за общей реакцией: она будет далеко не одинакова в каждом случае. И чем точнее определены в драматургии (или в результате режиссерского решения) характеры персонажей, логика их поступков, тем больше будет совпадений в разных вариантах распределения ролей, тем ярче будет реакция на их точное распределение.
В. С. Предположим, исполнителя на роль Пьяницы мы нашли. А как быть с остальными?
«Режиссер». Ну, это все равно... осталось пятеро; эти роли будут играть... (Здесь режиссер » медленно оглядывает присутствующих.)
В. С. Почему вы так внимательно изучаете участников?
«Режиссер». Ищу исполнителей...
В. С. Но вы же сказали — «все равно»?!
«Режиссер». Ну да, в общем-то... Но хочется, чтобы интереснее получилось...
В. С. И потому выбираете?
«Режиссер». Да...
В. С. А по какому принципу?
Стр. 265
«Режиссер. Не знаю...
В. С. Кто из присутствующих сможет ответить на этот вопрос?
- Он ищет яркую индивидуальность!
В. С. Вы в этом уверены?
- Да!
В. С. Представьте себе, что перед вами два таких прекрасных артиста, как, скажем, Вячеслав Тихонов и Евгений Леонов. Кого из них выберете для этой миниатюры?
Все (одновременно). Конечно, Леонова!
В. С. А как быть с Тихоновым? Неужели ему здесь не найдется роли?
- А другие артисты есть?
В. С. Есть. Лучшие творческие силы страны!..
- Тогда, пожалуй, не найдется...
В. С. Любопытно, правда? Такая яркая творческая индивидуальность не нашла себе применения в этой драматургии! Разумеется, пример наш более чем условный, и актеру такого масштаба доступны самые разные роли, но... интуиция вас не обманывает. Евгении Леонов (и ряд других, кого вы сами вспомните) — предпочтительнее. Значит, мы ищем не просто творческую индивидуальность, а...
- А определенный характер!
В. С. Правильно! Характер, берущий начало в драматургии, в данном случае — в нашей миниатюре. А они есть в ней, эти характеры?
- Есть!..
- Нет!„
- Пьяница есть...
В. С. Поэтому на эту роль наш режиссер сразу нашел исполнителя, ибо искал, имея в качестве ориентира определенный, заданный драматургией характер. А вот с другими персонажами оказалось сложнее: пришлось, внимательно вглядываясь в возможных исполнителей, искать кого?.. Или что?..
- Характер!..
В. С. Но чей характер?! Характер персонажа, отталкиваясь от возможностей исполнителя! В миниатюре они для каждого, кроме Пьяницы, четко не определены, и режиссеру нужно время (и что-то еще?) для формирования характера персонажей... А значит, занимается он сейчас не непосредственно репетиционным процессом, а...
- Формированием режиссерского решения!
В. С. Верно. Только это не все решение, а лишь часть его, да еще не самая определяющая. Можем мы искать характеры, не определив для себя, где это происходит, когда, кто присутствует, в каких взаимоотношениях находится и т. д. и т. п.? Вряд ли...
Стр.266
А ведь согласимся, нередко эти вопросы не возникают, когда мы приступаем к репетициям. Начинаем сразу делать, «как написано»: поставили стол и стулья, посадили людей, ввели «пьяницу» и — пошло-поехало! Слова есть, сюжет в драматургии есть — что еше надо? А надо превратить нередко встречающуюся в нашей практике читку вслух в сценическое действие! Просто активно произносить текст становится куда как недостаточным. Здесь рядом с участником появляется персонаж: у него своя судьба, своя логика поступков, определенная обстоятельствами, которые мы должны выявить на основе драматургического материала. Нам надо знать, как он (а не я — участник) мыслит, чтобы понять, почему и как он говорит. Вспомним слова Бернарда Шоу, словно специально сказанные для учебника по режиссуре: «Написать «да» можно лишь одним способом, а сказать — в миллионах интонаций». Не определив того, что происходит (события!), где, когда, кто, почему действует, режиссер не сможет верно определить характер и мотивировку поступков персонажа, не сможет подсказать актеру нужную действенную задачу.
Конечно, режиссер может оказаться невиновным в том, что актер играет плохо (не будем отбрасывать такие понятия, как способности, талант исполнителя), но он всегда отвечает за то, что актер играет неверно. Основной материал актерского творчества — действие, поэтому при работе с актером следует помнить, что точность в создании образа может прийти к нему только в результате верного действия на сцене. Заставить актера действовать в предлагаемых обстоятельствах — вот основная задача режиссера в работе с актером, особенно важная именно на начальном ее этапе. Совместно с исполнителем режиссеру с предельной четкостью и ясностью необходимо ответить на ряд вопросов, раскрывающих для актера предлагаемые обстоятельства, скрытые в драматургическом материале и определяющие все грани его существования на сцене: кто? где? когда? (По необходимости отвечая на эти вопросы с нарастающей скрупулезностью и подробностями.)
Что было до начального момента? Какие события ему предшествовали? Что происходит вокруг? Кто что делает? Почему и ради чего? С кем борется? Против кого и за что? Что мешает в этой борьбе? Кто, что помогает?
Стр. 267
Пусть вас не пугает обилие этих вопросов и еще большее число ответов на них. В агит бригадной драматургии характер эпизода, как правило, не требует столь объемной работы, какая необходима при постановке сложной многоактной театральной пьесы. Но направление режиссерского поиска, алгоритм работы над многоплановой масштабной пьесой и небольшой миниатюрой едины!
А потому последуем совету Козьмы Пруткова: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!» И начнем отвечать на вопросы.
Кто? Где? Когда?
- Это собрание бригады...
- Нет! Бригада такого не потерпит!
- Заседание профкома!
- Или треугольник цеха!
В. С. Чтобы сэкономить время, остановимся на этом предложении. В учебных целях оно нас вполне устроит, хотя можно, вероятно, найти и другие варианты. Значит, заседание профкома или профбюро цеха... А раз так, то здесь есть...
«Режиссер». Председатель...
- Заместитель...
В. С. Должность, общественная нагрузка — это еще не характер, здесь легко можно удариться в штампы: «начальник», — значит, бюрократ; бюрократ, — значит, живот, стальной взгляд, дубовый стол и прочее... Но помочь нам придумать характеры эта «субординация» может. Попробуем ответить на другие вопросы. Когда?
- Имеется в виду время года? Или дня? Или еще что-нибудь?..
В. С. Все что угодно, что, на ваш взгляд, необходимо для решения именно этой миниатюры.
«Режиссер». Время года здесь несущественно.
В. С. Верно. А вот час дня? Это существенно для нас или нет?
«Режиссер». Пожалуй да...
В. С. Почему?
«Режиссер». Не знаю... Но думаю, что существенно.
В. С. Да потому, что, если впереди много времени и некуда спешить, это одно обстоятельство, а если, наоборот...
«Режиссер», Лучше наоборот.
В. С. Конечно. Потому что это обстоятельство обостряет действие, делает его активнее, актерам, как говорится, будет что играть!
- А чего это они спешат? Такое важное дело, а они спешат!
В. С. Забыли о целях этой миниатюры. Люди, призванные
Стр. 268
принимать подлинные меры к правонарушителям, относятся к этому важному делу формально, наплевательски, нанося вред своему предприятию, обществу. Поэтому то, что спешат, нам выгодно, это поможет раскрыть сущность нх мнимой общественной деятельности.
«Режиссер». Я так и думал, только не смог объяснить.
В. С. Надо всегда стремиться к созданию острых обстоятельств: активнее будет конфликт, активнее будет и действие. Значит, время действия?
«Режиссер». Конец рабочего дня.
- Совпало со звонком об окончании работы.
В. С. А значит?..
«Режиссер». Все торопятся домой.
В. С. А кто больше всех спешит домой?
- Женщины!
- Обед надо готовить!
- Детей забрать из садика!
- В магазин забежать!..
В. С. Не упустим и двух таких разных моментов, как то, что в общественной работе женщин, на мой взгляд, все-таки большинство — это, во-первых, а во-вторых, их частенько бывает большинство и в агитбригадах. Так что и это предложение нам на руку. Теперь уже можно, наверно, подумать над каждым персонажем. Вот Председатель... Чего она хочет? _
«Режиссер». Принять меры.
В. С. Действительные меры или?..
«Режиссер». Формальные. Лишь бы поскорее отвязаться!
В. С. Боюсь, что мы торопимся с выводами. Хорошо бы еще выяснить (найти, придумать!), что произошло до начала сцены. Должен заметить, что это традиционное для самодеятельности упущение — начинать сцену «с нуля», когда актеры нс несут с собой «предыдущей жизни». А ведь там, в предыдущей жизни, могут быть заложены основы конфликта пли обстоятельства определяющие его. Так что же произошло до того?
«Режиссер». Пришла бумага из вытрезвителя.
В. С. Верно! Еще?
«Режиссер». Рабочий день кончился.
В. С. И это важно. Еще?
Пауза.
Посмотрим еще раз нашу миниатюру. В ней есть фраза, позволяющая нам отыскать одно существенное обстоятельство, значительно обостряющее действие. Нашли?
- Пока нет...
Стр. 269
В. С. Я помогу. Вот она: «...нам велели принять меры». Кому велели? Кто велел? Как это произошло? Существенно это или нет?
«Режиссер». Еще как существенно!
- Председателю велели!..
- Устроили разнос!..
В. С. Продолжайте обострять обстоятельства!..
«Режиссер». Предупредили, что поставят вопрос о несоответствии..
В. С. Вот это уже серьезно. Это для актера — хороший катализатор действия!
«Режиссер». Но ведь мы решили, что все спешат, а разве будет Председатель в таком случае спешить?
В. С. Не будет. Ни за что! Для нее здесь решается важный вопрос, н семейные заботы, конечно, подождут.
- Значит, неверно решили?
В. С. Неверно. Зато процесс идет верно и в итоге поможет прийти к правильному решению.
«Режиссер». Но ведь другие могут спешить?!
В. С. Конечно. И тем сильнее, чем больше Председатель хочет разобраться с Пьяницей.
«Режиссер». Получается, что и здесь конфликт?
В. С. Получается. Вас это смущает?
«Режиссер». Наоборот. Теперь как-то все становится активнее.
- Мы вчера вечером пробовали уже сами играть эту сценку. Все говорили слова — и все. Все этого Пьяницу уговаривали, пока он не согласился.
В. С. «Уговорить» — действенная актерская задача. Она заложена в миниатюре. И этот вариант решения — без учета того острого обстоятельства, которое мы только что выявили — вполне правомочен. Мы с вами ищем более активные — и, думается, более сценически интересные — пути решения этого эпизода, преследуя учебно-методические цели. Итак, интуитивно мы чувствуем, что еще более активизировали действие, добавив конфликт между Председателем и остальными участниками заседания. Замечу, что вместо цифровых обозначений персонажей: «Первый», «Второй», «Третий» и т. д., у нас уже появились другие слова — «Пьяница», «Председатель»...
«Режиссер». А могут появиться еще: Многодетная мать, Жена, у которой строгий муж...
- Или Женщина, которая спешит на вокзал встречать тетю!..
- Или Невеста, которой надо в загс!..
- Или Девушка, которой заняли очередь за сапогами!.. ч
- Или...
- Или.
Стр. 270
В. С. Целый поток предложений и... возможных характеров. Уже можно отбирать в зависимости от творческих возможностей исполнителей...
«Режиссер». Конечно, можно! На Многодетную маму назначим... (Называет имя. фамилию.) Невестой будет». (Всеобщая оживленная реакция на каждое имя.)
В. С. Может быть, мы и не сумели бы придумать дополнительного конфликта между Председателем и участниками заседания, а переименовать цифровых персонажей были обязаны в любом случае. Но, уж коли решено еще более а