Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров.




Лекция 7: Товар и товарная политика.

 

План лекции:

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров.

Товарная марка и упаковка товара.

Жизненный цикл товара (услуги) и методы его продления.

Этапы разработки нового товара.

Формирование товарной политики и рыночной стратегии.

Конкуренция и конкурентоспособность

 

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров.

Со времен «классиков» экономисты понимают товар как продукт труда, предназначенный для обмена. Но для того, чтобы товар мог включиться в процесс обмена, он должен заинтересовать потенциального потребителя, т.е. отвечать определенным потребностям.

Поэтому в маркетинге под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих в себя размеры, вес, структуру, цвет, упаковку, цену, престиж производителя и розничного торговца, которые покупатель может принять как обеспечивающие ему удовлетворение своих нужд и потребностей.

Понятие «товар», также как и понятие «рынок», постоянно расширяется. Раньше было принято четко разделять «физические» товары и «нематериальные» услуги. Сегодня любое средство, способное удовлетворить нужду или потребность и предлагающееся рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, выступающее в виде физического объекта, услуги, лица, места, организации или идеи, считается товаром.

В настоящее время различные исследователи по-разному трактуют понятие «товар», вкладывая в него совершенно различное содержание. Товар – сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Ф. Котлер выделяет три уровня товара:

  1. Товар по замыслу. В него включаются все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара.
  2. Товар в реальном исполнении. Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через набор отдельных (свойственных каждому товару индивидуально) свойств, - потребительские свойства, качество, упаковка, внешнее оформление, марочное название.
  3. Товар с подкреплением. Здесь товар дополняется услугой – работой при его использовании потребителем. Поэтому услуга является подкрепляющей к товару составляющей и может быть представлена в виде монтажа оборудования на месте эксплуатации товара, предоставления гарантий по качеству, предоставления услуг сервиса (послепродажное обслуживание), услуг по платежам (товар в кредит), доставка по согласованным срокам и т.д.

Ясно, что в зависимости от товара должны применяться различные приемы продаж, различные приемы маркетинга. Понятно, что для сходных товаров сходны и приемы маркетинга. Поэтому товары классифицируются. При этом в одном классе товаров применяются практически одинаковые маркетинговые приемы. Существуют различные варианты классификации товаров. Мы рассмотрим некоторые из возможных.

По длительности пользования:

  1. Товары длительного пользования – это товары, которые не потребляются немедленно (например, телевизоры, бытовая техника, автомобили).
  2. Товары разового потребления – это товары, которые потребляются за один раз. К ним относятся продукты питания, моющие средства, топливо, масла для автомобилей и т.д. Эти товары имеют ряд особенностей:

- имеют стабильный, устойчивый спрос;

- поскольку спрос стабилен, легче развивать у потребителей приверженность к данной марке товара;

- значительно меньше проблем, связанных с насыщением рынка, что характерно для товаров длительного потребления;

- товары этого класса меньше страдают от снижения спроса в периоды рецессий (в то время как приобретение потребителями, например, товаров длительного пользования для замены уже имеющихся откладывается до лучших времен).

В зависимости от потребителей:

  1. Товары народного потребления – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В свою очередь эти товары подразделяются на товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса и услуги.

Товары повседневного спроса приобретаются регулярно без раздумий и с минимальными сомнениями. Этот класс товаров в свою очередь подразделяется на основные товары регулярного спроса, импульсной покупки и для экстренных случаев. К товарам регулярного спроса относятся хлеб, зубная паста, моющие средства, газеты и т.д. К товарам импульсной покупки относятся товары, которые приобретаются без всякого предварительного планирования по принципу: увидел – купил. Это все те товары, которые мы обычно видим рядом с кассой: шоколадки, различные безделушки, жевательная резинка, а также книги, журналы, спиртное. Повседневные товары для экстренных случаев покупают, в основном, только при наличии острой потребности в них. Например, зонтики во время дождя, лекарства, пакеты и т.д.

Товары предварительного выбора – это те товары, которые потребитель выбирает в процессе покупки: костюмы, мебель, ковры, автомобили. Рекомендуется при продаже иметь широкий выбор таких товаров, чтобы удовлетворить различные запросы покупателей.

Товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками, за которые покупатель готов платить дополнительную цену или тратить дополнительное время: меха, автомобили, коллекции, раритеты. Для успешной продажи таких товаров нужна точная информация, где их можно купить.

Товары пассивного спроса – это товары, которых потребитель не знает или знает о них, но не задумывается о покупке: учебники, страховки, товары для ритуальных услуг. Продажа таких товаров требует особых маркетинговых услуг.

Услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относится не только, например, пошив одежды и обуви, ремонт и уборка помещений, но и качественно новые (наем телохранителей, частные детективные услуги). Различают услуги бытовые, деловые и социальные. Бытовые услуги делятся на четыре подгруппы: питание (кафе, бар, ресторан, банкет), жилье (строительство, ремонт, переоборудование), обслуживание (стирка, уборка, присмотр, ремонт изделий), отдых (билеты, путевки, кино, театр, круизы). Деловые услуги бывают трех видов: технические (наладка, обслуживание и ремонт оборудования), интеллектуальные (правовые, программное обеспечение), финансовые (кредитование, страхование, пенсионное обеспечение). К социальным услугам относится образование, здравоохранение, безопасность (охрана, расследования), развитие (экскурсии, музеи, клубы).

  1. Товары производственного назначения – товары, предназначенные для продажи

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их

использования в хозяйственной деятельности. Подразделяются на четыре

подгруппы: материалы (сырье, полуфабрикаты, детали), капитальные (здания,

сооружения, оборудование), вспомогательные (инструменты, масла, материалы для

технического обслуживания), производственные услуги (наладка, обслуживание

оборудования, утилизация отходов производства, бухгалтерские, аудиторские,

правовые, рекламные, маркетинговые и т.д.). Практика показывает, что маркетинг

этих товаров имеет особенности: их редко рекламируют и стимулируют.

Предложение этих товаров может изменяться в долгосрочном плане. Основными

факторами, влияющими на выбор таких товаров при покупке, являются надежность

поставщика и их цена.

По спросу:

  1. Товары низшие по спросу – это такие товары, спрос на которые растет с падением доходов потребителей. Обычно это дешевые заменители более привлекательных товаров. Пик потребления низших товаров, как правило, приходится на периоды рецессии, когда из-за падения жизненного уровня потребители вынуждены обращаться к более дешевым товарам. Производитель, чей ассортимент наполовину состоит из низших товаров, находится в наиболее устойчивой позиции по отношению к циклу деловой активности.
  2. Товары нормальные по спросу – это такие товары, спрос на которые растет по мере роста доходов потребителей. Или, другими словами, с повышением благосостояния потребители начинают приобретать больше таких товаров.

По цене: эластичные и неэластичные. Товары, неэластичные по цене – это такие товары, изменение цен на которые влечет за собой пропорционально меньшее изменение объема продаж. При этом эластичность численно определяется как процентное отношение изменения объема продаж к проценту изменения цены (показатель эластичности):

 

процент изменения объема продаж

Пэл =

процент изменения цены

Например, если при повышении цены на 10% объем продаж упадет на 30%, то показатель эластичности составит

 

Пэл = 30% / 10% = 3.

 

Если показатель эластичности выше 1, то говорят о товаре, эластичном по цене, а если меньше 1 – о товаре, неэластичном по цене.

Кроме этого, можно выделить группу так называемых нетрадиционных товаров, включающих в себя организации (аудиторская фирма), лица (футболисты, хоккеисты, различные специалисты), места (биржевые, на рынке), идеи.

Классификация товаров оказывается полезной, так как она позволяет фирме четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

Классификация позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Однако она достаточно условна. Большинство распространенных схем классификации до сих пор не включают многих видов товаров, появившихся за последнее время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: