Повышение педагогической компетентности родителей.




В настоящее время существует международный термин «воспитание родителей», под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей.

Исследования проблем семьи показывают, что консультации и рекомендации нуж­ны не только родителям детей «группы риска» или про­блемным семьям,они необходимы каждой семье на опреде­ленном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.

Необходимость работы по воспитанию родителей осно­вывается,

во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке,

во-вторых, на потребности самого ребенка в образован­ных родителях,

в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре.

Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Вос­питание родителей должно прежде всего помочь им приоб­рести уверенность и решительность, увидеть свои возмож­ности и почувствовать ответственность за своих детей. Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семей­ной консультации по вопросам семьи и брака, которые яв­ляются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми, это в большей степени — просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека.

Большой теоретический и практический опыт в сфере повышения педагогической компетентности родителей накоплен за рубежом благодаря де­ятельности таких ученых, педагогов, как Джейн Адамс, Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Бенджамин Спок, Хайм Жино, Уильям Глассер, Том Гордон и др.

Образование родителей за рубежом имеет ряд следующих особенностей.

— Серьезное, уважительное отношение в обществе к об­разованию вообще и к образованию родителей в частности. Это проявляется в достаточно активном освоении родителя­ми специальных образовательных программ, причем как женщинами, так и мужчинами, в готовности взрослых к вы­полнению домашних заданий, к отработке предлагаемых на­выков эффективного поведения и др.

— Предлагаемые в различных образовательных програм­мах многообразные формы и методы решения проблем остав­ляют за родителями право выбора и стимулируют осознание ими своей ответственности за воспитание детей.

— Практическая направленность образования родителей, его ориентация на интересы и проблемы, с которыми роди­тели сталкиваются в жизни.

— Большое внимание к отработке технических приемов продуктивного взаимодействия родителей и детей.

— Дихотомическое разграничение подходов к образованию родителей: предлагаемые программы либо базируются на нравственных ценностях какой-либо определенной религиоз­ной конфессии, либо они игнорируют поле нравственных проблем и внутренней борьбы человека, обращая внимание лишь на вопросы эффективности поведения для достижения определенной цели.

— Большую часть в содержании образования составляют психолого-педагогические знания и техники, представля­ющие разные направления психологических школ: от психо­анализа до бихевиоризма, трансактного анализа, психо­синтеза и др.

Отечественная педагогика, в рамках повышения педагогической компетентности родителей, предлагает прежде всего информационно-просветительский подход, ориентированный на возрастную и педагогичес­кую психологию. Эта модель взаимодействия социального педагога и родителей носит профилактический характер. Она направлена на расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. С одной стороны, она предполагает подготовку молодежи к семейной жизни, проводимую через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни»,с другой - проведение просвещения родителей по широкому кругу вопросов:

— педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

— роль родителей в формировании у детей адекватного пове­дения в отношении к сверстникам;

— значение личного примера и авторитета родителей в вос­питании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений меж­ду детьми;

— взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитив­ных отношений между детьми и взрослыми;

— воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

— социально-психологические проблемы воспитания «труд­ных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнад­зорности и беспризорности на психику ребенка;

— сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

— поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

— наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

— особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

— трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

— организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

— подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в шко­ле;

— нравственное, физическое, эстетическое, половое воспита­ние детей;

— развитие представлений об общении в детском возрасте;

— причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными при­страстиями их родителей.

В этих целях используются различные формы работы: лекции, психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы и т. д.

Примерные темы лекций и психолого-педагогических консультаций:

— Роль семьи в развитии личности ребенка.

— Воспитательный потенциал семьи.

— Семейная атмосфера.

— Семейные роли и отношения.

— Семья как система.

— Семья как источник психической травмы.

— Семья с нарушенной структурой.

— Супружеские конфликты и эмоциональное состоя­ние ребенка.

— Родительский авторитет.

— Личный пример родителей.

— Деструктивная, проблемная семья.

— Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.

— Конструктивная, гармоничная семья.

— Дети как безусловная ценность.

— Как любить ребенка.

— Поощрения и наказания в семье.

— Семейная жестокость.

— Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.

— Родительская позиция и родительское программи­рование.

— Возрастная динамика родительского отношения к детям.

— Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.

— Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и не­дисциплинированности детей.

— Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.

— Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

Хорошую основу родительской компетентности создает сочетание теоретических знаний с их закреплением в опыте семейного воспитания посредством дискуссий и практикумов, обра­щенных к реальным трудностям. Они проводится, как правило, после лек­ции или беседы для того, чтобы закрепить изу­чаемый материал, углубить его, связать с опы­том семейного воспитания. Родители будут активнее, если им предложить различные те­сты, актуализирующие проблемы семейного воспитания.

Примерные темы практических занятий:

— Какой вы родитель.

— Опыт семейного воспитания.

— Какой у вас ребенок.

— Что беспокоит родителей.

— Программа обучения и воспитания детей в детском саду.

— Школьные программы и учебники.

— Трудности детей в обучении.

— Как помочь ребенку учиться.

— Психологическая характеристика ребенка.

— Микроклимат семьи.

— Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.

— Дети и родители: противостояние или сотрудничество.

— Счастливые дети и родители.

— Идеальный ребенок и идеальный родитель.

— Справедливы ли вы к своим детям.

— Как передать свою любовь ребенку.

— Список претензий к ребенку.

— Как поделить ответственность с ребенком.

Социальными умениями, приобретенными в процессе прак­тических занятий, могут быть: умение вести домашний бюд­жет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки до­моводства, правильного питания детей разных возрастов, навы­ки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватно­го социального реагирования на проблемные ситуации и др.

Педагогические поручения:

— Подготовка ребенка к обучению в школе.

— Организация домашнего учебного труда.

— Семейное чтение.

— Организация труда в семье.

— Экономика семьи.

— Семейные хобби.

— Семейные походы и экскурсии.

— Семейный праздник.

— Новая семейная традиция.

— Режим дня ребенка в семье.

— Профилактика заболеваний у детей.

— Наблюдение за ребенком в домашних условиях.

— Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.

— Анализ семейного конфликта.

— Письмо моему ребенку.

— Знакомство с друзьями ребенка.

— Семейный вечер.

Традиционная форма взаимодействия социального педагога и родителей – родительские собрания, где решают­ся конкретные вопросы жизни класса, оцениваются результаты и опыт семейного воспитания, ставятся новые воспитательные задачи, углуб­ляются педагогические знания родителей, со­здаются условия для расширения их сотруд­ничества с учителями.

Новая форма – родительские конференции. Темы для выступлений на них должны быть узкие, злободневные, посильные, вызываю­щие живой обмен мнениями. Периодичность проведения конференций не чаще 1—2 раз в год.

К примеру, на ро­дительскую конференцию на тему «Поощре­ния и наказания детей в семье» могу т быть вынесены следующие вопросы:

1. Какова роль поощрения в воспитании де­тей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрений на ва­шего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

3. Какое место занимает поощрение в вос­питании у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ре­бенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежела­тельные поступки?

6. Как вы относитесь к физическому нака­занию? Какова реакция ребенка на него?

7. Существует ли взаимосвязь между физи­ческим наказанием и формированием отри­цательных черт характера вашего ребенка?

8. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?

9. Какие высказывания известных педагогов о роли поощрения и наказания в воспи­тании детей вам понятны и близки?

Один из основных недостатков данного подхода- аноним­ный характер просвещения родителей, т. к. любая работа с роди­телями более эффективна, если ориентирована на потребно­сти конкретных групп семей. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо осуществить диагностику потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке.

Рассмотрим подробнее образовательные по­требности родителей различных групп риска. Очевидно, что сотрудничество с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Тра­диционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми они сталкива­ются или могут сталкиваться в воспитании детей.

ОДИНОКИЕ МАМЫ.

Эту группу представляют как очень моло­дые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие по­лучить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, состав­ляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска.

Одинокая молодая мама в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят окружающими. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения стро­ить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка.

Если педагог смо­жет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необхо­димо разграничить распределение обязанностей и ответственно­сти. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты.

Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщи­на с определенными поведенческими и нравственными усто­ями, со сложившейся внутренней позицией, которую социальный педагог вряд ли может корректировать. Однако можно помочь такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает диском­форт от того, что ее не понимают, так как привыкла к это­му. Включение в процесс аналитического наблюдения и са­мообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой.

С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться по­мочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений.

РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ.

Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это на­носило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, что­бы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вре­да ребенку, и др.

В социализации детей особую значимость приобретают та­кие проблемы, как возможная эмоциональная нестабиль­ность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной мо­дели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми.

В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они дол­жны быть более индивидуализированы.

МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ.

Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помощь, от государства, они чаще все­го малообеспечены. Кроме того в такой семье значительно боль­ше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности.

Заказ родителей — оказание прежде всего социально-пси­хологической помощи: преодоление внутренней напряженно­сти, усталости, чувства вины перед детьми. В большей сте­пени, чем родителям других групп риска, им интере­сен широкий спектр проблем родительства, они легче выхо­дят на партнерское взаимодействие с социальным педагогом, более ак­тивны в проявлении своих инициатив.

Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учиты­вать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет дей­ствительно интересным, эти родители откликнутся на него.

Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждени­ем. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, мо­гут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая об­разовательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание».

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Окружение смотрит на детей-инвалидов с большой долей недо­верия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обыч­ную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни со­циальная, ни образовательная помощь. Однако, как показыва­ет опыт зарубежных стран, дети с умственными или физичес­кими недостатками могут успешно обучаться в школах, стиму­лируя гуманные проявления со стороны других учеников.

Как родители детей-инвалидов, так и их учителя, и другие близкие нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамот­но осуществляемая совместная деятельность могут способство­вать полноценному развитию ребенка-инвалида.

Родителям детей-инвалидов необходимы зна­ния, для обеспечения эффективной педагогической поддер­жки ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих де­тей, им необходим и более широкий спектр навыков воспи­тания и семейного взаимодействия.

Некоторые дети-инвалиды учатся на дому. Следует отме­тить, что далеко не всегда учителя подготовлены к их обу­чению. Сотрудничество родителей и социальных педагогов может быть продуктивным при разработке совместных образовательных программ, при знакомстве со специальной литературой по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Эта группа представлена родителями, не имеющими соб­ственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей.

Специфика ситуации воспитания приемных детей касает­ся прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих де­тей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями.

Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Отношения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное де­ло. Современное общество может предъявлять определенные требования к родительской ответственности и грамотности.

В смешанных семьях, где вместе живут родные и нерод­ные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперни­чества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного роди­теля. Необходимо помочь взрослым грамотно строить вза­имоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чув­ство уверенности детей в своих силах и правах.

Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращаться во враждебность, в ненависть к близким.

Часто переходный возраст детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они счита­ют, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его би­ологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения. Приемные родители нуждаются в научных знаниях о пу­тях преодоления семейных кризисов, о способах эффективно­го взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением.

РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ

Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители дол­жны чутко уловить настроение окружающих, принятые пра­вила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности.

Часто опыт первых контактов в иной социальной и куль­турной среде приводит мигрантов к отчуждению, к противопоставлению себя другим людям. Все это негативно сказы­вается на социализации детей из таких семей.

Поэтому для успешного решения возникающих проблем ро­дителям-мигрантам и беженцам необходима помощь социального педагога.

Образовательные программы для данной группы могут включать в себя следующие вопросы:

— культура, обычаи, традиции, нормы и правила поведе­ния, принятые в данной области;

— специфика системы образования: концепция, ценности,

— методы;

— права и обязанности взрослых и детей, в том числе и

— школьные;

— умение адекватно выразить себя: речевая культура;

— возможности культурного развития;

— социально-психологическая поддержка мигрантов и бе­женцев.

Занятия при этом могут проходить в различных формах — важно, чтобы доброжелательная атмосфера способствовала снятию напряжения у родителей, а иногда и выходу нако­пившихся негативных чувств и эмоций.

Целесообразен индивидуальный характер занятий с роди­телями групп риска. Есть специфические, интимные пробле­мы, и возможные реакции взрослых людей не должны выстав­ляться напоказ перед окружающими. В то же время существу­ет и некоторый общий ракурс в анализе и решении проблем родителей всех названных групп. Он связан с развитием вни­мания и терпимости по отношению к людям, имеющим опре­деленные жизненные сложности.

Во многих случаях обратившиеся к психологу родители занимают неверную родительскую по­зицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причи­нами неэффективного родительского отношения, кроме педагогической и психологической неграмотности могут быть:

— ригидные стереотипы воспитания;

— личностные проблемы и особенности родителя, вно­симые в общение с ребенком;

— влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с психо­лого-педагогической коррекции. В этих целях создаются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительс­кой темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, во-первых, а личные проблемы участни­ков группы — лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю ведения коррекции — группы структурирова­ны, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.

Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффек­тивность занятий родительской группы.

Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сен-ситивности к ребенку, выработка более адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, ликвида­ция психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями ин­формации о восприятии семейной ситуации своих родите­лей ребенком, динамике его поведения в группе.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.

Примерная программа занятий с родителями.

А. Представление родителями на круге общения (первое за­нятие) себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе. Разъяснение задач родительских групп психо­логом.

Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях:

— Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

— Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоциро­вать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами наших детей?

— Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства?

— Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

— Наши конфликты с детьми (включается элемент проиг­рывания ролей).

В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:

— Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.

— Привнесение добавочного неадекватного аффекта в об­щение с детьми.

— Эмоциональные «счета» ребенку.

— Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.

Г. Следующие темы складываются под влиянием сведений детей.

— На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в обще­нии.

— Какими нас видят наши дети? Обсуждение рисунков «Ро­дители в виде несуществующего животного».

— Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».

Назовем некоторые методы коррекции, используемые в родительской группе.

Основной метод групповой коррекции родительских от­ношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществ­ляемый с помощью ролевых игр и программы видеотре­нинга.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы коррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, дей­ствий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также спе­циальные упражнения на развитие навыков общения.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность роди­телей, их общую сенситивность к ребенку, его пробле­мам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы вос­питания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокор­рекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании зада­ний психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, ана­лизом и самоанализом.

Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Приме­ром являются следующие игры: «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».

В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определен­ном порядке кубики на большой карте. При этом роди­тель и ребенок должны побывать в разных ролях.

Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.

В третьей игре нужно вспомнить и проиграть после­днюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.

Метод конструктивного спора помогает сравнивать раз­личные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффектив­ные подходы на основе сотрудничества.

Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.

Метод обучающего эксперимента заключается в выпол­нении родителями задания психолога: научить ребенка ка­кому-то действию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей, основан­ный на составлении реестра этих поступков и их классифи­кации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации ро­дителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

Метод анализа коммуникаций «Ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются при­меры на различные варианты:

РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — пре­пятствие к ее решению);

Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок - пре­пятствие к ее решению);

РБК — проблема (проблема ребенка, это только его про­блема, родитель устраняется);

Р — проблема (проблема родителя, это только его про­блема, ребенок не учитывается).

Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?» Социальный педагог в ходе анализа должен подвести роди­телей к правильному подходу:

— пассивное слушание (прояснение проблемы);

— активное слушание (декодирование чувств ребенка);

— обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее ре­шения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: