О времени наступления этого Часа




 

Знанием об этом обладает один лишь Аллах, а мы можем сказать только то, что наступит он неожиданно.

Аллах Всевышний сказал:

 

يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ رَبِّي لاَ يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلاَّ هُوَ ثَقُلَتْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لاَ تَأْتِيكُمْ إِلاَّ بَغْتَةً يَسْأَلُونَكَ كَأَنَّكَ حَفِيٌّ عَنْهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ اللّهِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَعْلَمُونَ

 

«Они станут спрашивать тебя о последнем Часе, когда он настанет? Отвечай: «Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его, когда придёт время. И на небесах, и на земле тяжким будет час последний». Они спрашивают тебя об этом часе, будто тебе известно об этом! Отвечай: «Поисти­не, знает об этом только Аллах, но большая часть людей не ве­дает об этом»

(Сура «Аль-Аграф», 187 аят)

 

Сообщается, что посланник Аллаха, сказал:

«Я был направлен к людям, когда Час этот стал столь же близок», – после чего он сделал знак двумя пальцами» (имеется в виду, что Час этот столь же близок, сколь близки друг к другу два пальца на руке). (Бухари, Муслим)

Сообщается также, что когда посланник Аллаха, отвечал на вопросы о времени наступления Дня воскресения, он всегда говорил, что не знает об этом, советуя задававшим такие вопросы заняться более подходящим делом, то есть - подумать о том, как лучше подготовиться к этому Дню, а иногда он гово­рил о малом дне воскресения, иначе говоря, о смерти.

 

Так, например, когда Джибрил, мир ему, сказал пророку, «Поведай мне об этом Часе»-, он дал ему такой ответ:

«Тот, у кого спрашивают, знает не больше задающего вопрос» (Бухари, Муслим)

В обоих «Сахихах» приводится также и другой хадис, в ко­тором сообщается о том, что однажды какой-то бедуин спросил пророка, «Когда наступит этот Час?»-, на что он отве­тил ему так: «Поистине, Час этот близок, a что ты приготовил для него?»

В обоих «Сахихах» приводится и другой хадис, передавае­мый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

«Бедуины часто приходили к пророку, и спрашивали его: «Когда наступит этот час?» Что же касается посланника Аллаха, то он обращал свой взор на младшего из них и говорил:

«Поистине, для вас этот час наступит прежде, чем он успеет одряхлеть», – имея в виду время наступления их смертного часа.

Однако в Коране и сунне имеется целый ряд указаний на при­знаки наступления этого Часа. Так, например, Аллах Всевышний говорит о больших признаках этого, к числу которых относятся дым, второе пришествие Исы, мир ему, появление Йаджуджа и Маджуджа, восход солнца с запада и появление животного.

Что же касается посланника Аллаха, то он упоминает о некоторых деталях, связанных с этим, к числу которых отно­сятся появление Антихриста, три лунных затмения - на востоке, на западе и над Аравией, а также огонь, который выйдет из Йе­мена и будет гнать людей к месту их сбора. Кроме того, послан­ник Аллаха, сообщил, что Час этот не наступит до тех пор, пока два великих войска, которые будут призывать к одно­му и тому же, не сойдутся в великой битве, пока не появятся око­ло тридцати лжецов, каждый из которых будет утверждать, что он является пророком, пока не будет взято из мира знание, пока не участятся землетрясения, пока не сожмется время, пока не воз­никнут искушения, пока не станут люди убивать друг друга и, наконец, пока не выйдет из Хиджаза такое пламя, которое осве­тит собой шеи верблюдов даже в Буере (Город в Южной Сирии.)

Все эти, а также некоторые иные признаки делятся на боль­шие и малые. Малые, в свою очередь, подразделяются на то, что уже осуществилось и закончилось, на то, что имело место и про­должается, а также на то, что ещё не случилось. Что же касается больших, то время их ещё не настало, но когда что-нибудь из этого осуществится, то за этим последует и всё остальное.

 

Мудрость сокрытия времени наступления Конца Света

Одно из имен Всевышнего Аллаха - Хаким («мудрый»). То есть в каждом Его творении, деянии кроется мудрость. Есть она и в сокрытии от нас времени наступления Конца Света. Гибель этого мира, людей и животных, именуемое Концом Света, оставаясь тайной, также скрывает в себе великую мудрость ибо это испытанием для человека. Если бы человек знал время своей смерти, то первую половину своей жизни прожил бы беспечно, оставшуюся половину жизни провел бы в сильных мучениях. Ежедневно умирая по мере сокращения отведенного ему времени, он испытывал бы тяжесть. Потерялся бы счет его страхам и надеждам. Если бы о времени наступления Конца Света было известно, то народы, жившие сначала, прожили бы свою жизнь беспечно, не заботясь о своей следующей жизни. Люди, живущие перед наступлением Конца Света, из-за испытываемого страха не смогли бы жить нормально, получать от нее удовлетворение. Благодаря мудрости сокрытия времени наступления Конца Света, все люди получили возможность стараться продолжать свое существование во благо этой жизни и следующей».

 

 

Вера в Последний день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно - во всё то, что связано со смертью и тем, что за ней последует.

Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижесле­дующее:

 

1. Веру в то, что в мире этом смерть для всего живого неизбежна.

Аллах Всевышний сказал:

 

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

«Каждая душа вкусит смерть, а потом к Нам вы будете воз­вращены»

(Сура «Аль-Ганкабут», 57 аят)

2. Веру в то, что срок каждого точно определён, и ник­то не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот изве­стен Аллаху, который не только установил его, но и определил причину смерти каждого.

Аллах Всевышний сказал:

 

وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلاَّ بِإِذْنِ الله كِتَابًا مُّؤَجَّلاً

«Ни один человек не умрёт, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный Им срок»

(Сура «Али Имран», 145 аят)

 

Аллах Всевышний сказал:

 

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ فَإِذَا جَاء أَجَلُهُمْ لاَ يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلاَ يَسْتَقْدِمُونَ

«И для каждой религиозной общины - свой срок. Когда на­ступает их срок, они не могут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»

(Сура «Аль-Аграф», 34 аят)

 

3. Веру в то, что о сроке этом известно только Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

 

 

وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ

«Никто не знает, что случится с ним завтра, и никто не зна­ет, в какой земле он умрёт.Поистине, Аллах - Знающий, Всеведущий»

(Сура «Лукман», 34 аят)

 

4. Веру в то, что перед смертью случается то, о чем го­ворил Аллах Всевышний:

 

حَتَّىَ إِذَا جَاء أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لاَ يُفَرِّطُونَ

 

«..Пока к кому-нибудь из вас не придёт смерть, и тогда упо­коят его Наши посланцы, а они ничего не упускают(не упускают - не убавляют и не прибавляют ни часу…»

(Сура «Аль-Ангам», 61 аят)

 

Здесь речь идёт о том, что когда дух умирающего подступает к его горлу, наступает агония. В это время присутствующие смот­рят на него, что же касается Аллаха Всевышнего, то Он больше знает об умирающем, чем люди, и ангелы Его ближе к нему, чем они, но они не видят этого.

Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жа­леет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмо­лится: «Господи! Верни меня: быть может, я совершу правед­ное дело в том, чем я пренебрёг!» Нет же! То, что он говорит, всего лишь слова, а позади тех, кто покидает мир - преграда, которая останется до тех пор, пока их не воскресят»

(Сура «Аль-Мукминин», 99-100 аяты)

 

 

Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах Всевышний сказал так:

وَلَوْ تَرَى إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلآئِكَةُ بَاسِطُواْ أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُواْ أَنفُسَكُمُ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ

«О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: "Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебре­гали Его знамениями!»

(Сура «Аль-Ангам», 93 аят)

 

Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, на­нося ему удары и мучая его

 

Тема № 44

Жизнь после погребения

 

Существует два явления, называемые Концом Света. События, начинающиеся со звучания Сура Ангела Исрафиля, называются Большим Концом Света. А смерть человека носит название Малый Конец Света.

Смерть и начинающийся с нее второй период в последующей вечной жизни который длится до воскрешения из мертвых, называется «Барзах» или «жизнь после погребения». Каждый человек будь то, захороненный в земле, или утонувший и оставшийся на морском дне, или находящийся в желудке какого-нибудь хищного животного или птицы, сгоревший дотла, чей пепел рассеялся ветром, все равно переживает период «Барзах» и непременно будет воскрешен в Судный день.

После того, как человека захоронят, к нему придут два ангела Мункар и Накир и начнут задавать вопросы усопшему. Они спросят у него: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк?» Люди верующие и совершавшие благие дела дадут верные ответы. Неверующие и лицемеры же не смогут правильно ответить. Для них откроются врата Ада, где они увидят все его муки. Неверующие испытают мучения, а верующие люди будут жить без печали и ограничений среди благ и милостей. Есть ряд аятов и хадисов, которые рассказывают о том, что в Барзахе есть и блаженства, и страдания.

В одном из священных аятов говорится следующее:

 

النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ

«Фараона и его людей бросают в огонь утром и вечером. А в день Конца Света будет сказано: «Бросьте род фараона в самый сильный огонь».

(Сура «Аль-Гафир», 46 аят)

 

То есть еще до наступления Судного дня, находясь в Барзахе можно испытать муки.

يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ

«Аллах (проявляя свою милость и благоволение) укрепляет сло­вом истины верующих мусульман в бренном мире и в последующем вечном».

(Сура «Ибрахим», 27 аят)

 

11 аят из Суры «Аль-Гафир» свидетельствует о муках Барзаха:

 

قَالُوا رَبَّنَا أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ فَاعْتَرَفْنَا بِذُنُوبِنَا فَهَلْ إِلَى خُرُوجٍ مِّن سَبِيلٍ

«Они (неверующие) скажут: «Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали наши грехи. Есть ли какой-нибудь путь к выходу (из этого мучительного наказания)?»

 

 

Первая смерть, о которой говорится в аяте - это конец земной жизни Вторая смерть, последовавшая после первого воскрешения в могиле, в Барзахе, а второе возвращение к жизни - это воскрешение из мертвых.

Ибн Аббас (да будет даволен им Аллах) передает: «Однажды Посланник Аллаха проходя мимо двух могил, сказал об их обитателях: «Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов: один из них сплетничал, а другой не совершал должным образом очищения от мочи». Затем он сорвал свежую пальмовую ветвь и, разделив ее пополам, воткнул обе части в изголовья могил и сказал: Они будут облегчать их мучения, пока не засохнут». Бухари

Наш Пророк уже в другом хадисе сказал следующее: «Могила - это или один из садов Рая, или же одна из ям Ада». Тирмизи

Еще в одном хадисе Посланник Аллаха сказал следующее:

«Когда покойника положат в могилу, придут два черно-синих ангела по имени Мункар и Накир. И они спросят у него: «Что ты можешь сказать о человеке, которого звали Мухаммад?» Покойник же ответит: «Он - Посланник Аллаха и раб Его. Я свидетельствую о том, что нет другого Бога, кроме Аллаха. Мухаммад - Его раб и Посланник». На это ангелы ему ответят: «Мы знали, что ты ответишь именно так». Затем они расширят пространство его могилы на 70 аршин и осветят ее. Затем ангелы скажут ему: «Ложись и спи». А он им скажет: «Сообщите моей семье о моем положении». Ангелы же, в ответ на это скажут: «Ты продолжай спать так, как и брачную ночь, зная, что тебя разбудит очень любимый тобой человек. Спи так до самого Судного дня». Если мертвец окажется неверующим или лицемером, то он скажет ангелам так: «Я слышал, что люди говорили о Мухаммаде, и поэтому повторял их слова. Больше я ничего не знаю». Ангелы ответят ему: «Мы знали, что ты нам скажешь эти слова». Потом Раздастся голос, который скажет: «Сожми земля этого человека, как мож­но сильнее». И начнет тогда земля сжимать умершего, как в тисках... До тех пор, пока не сотрет его в порошок. И до самого Судного дня он будет продолжать испытывать эти муки» Тирмизи

В «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара бин Азиба, (да будет даволен ими обоими Аллах), сообщившего, что посланник Аллаха, ,сказал:

«Когда верующий раб отправляется в мир иной, покидая мир этот, к нему спускаются с небес ангелы, лица которых сияют как солнце. С собой они приносят саваны и благовония из рая и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, который усаживается у его изголовья и говорит: "О душа добрая, изыди к прошению и благоволению Аллаха!" И душа начинает выте­кать из его тела подобно воде, вытекающей из меха, и ангел смерти принимает её, другие же ангелы не оставляют эту душу в его руках ни на миг, но забирают её и заворачивают в саван из рая и умащают её благовониями из рая, после чего от неё начинает исходить благоухание, подобное благоуханию лучше­го мускуса, и они возносятся вместе с ней вверх».

Далее пророк сказал:

«Что же касается раба неверного, то когда он покидает мир этот, спускаются к нему с небес ангелы с чёрными лицами, кото­рые приносят с собой грубые власяницы и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, садится у его изголовья и говорит: «О душа скверная, изыди ко гневу и ярости, Аллаха!»—, после чего он выхватывает её из тела, подобно тому, как выдирают зазубренное железо из мокрой шерсти, а другие ангелы сразу же забирают её, чтобы завернуть в одну из этих власяниц, йот неё начинает исходить самое отвратительное зловоние,которое только бывает на земле, а потом они возносятся с ней».

Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.

После того, как покойного укладывают в могилу, он подвер­гается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, кото­рые спрашивают его: «Кто Господь твой? Каково твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам!» Что касается ве­рующего, то он ответит: «Мой Господь - Аллах, а моя религия – Ислам»,– в ответ же на третий вопрос скажет: «Он - раб Аллаха и посланник Его». Что же касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать: «Ха! Ха! Не знаю», – а лицемер или сомневаю­щийся скажет так: «Не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и повторял то же самое»

После испытания, которому покойный подвергается в моги­ле, он останется там до самого Дня воскресения, испытывая бла­женство или подвергаясь мучениям, что касается и тела, и духа, или же одного только духа.

Об испытании, которое ждет каждого в могиле и которое связано с вопросами двух ангелов, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях, во что необходимо верить в целом и в частностях, но мы не будем говорить о том, как именно это будет происходить.

Указания, свидетельствующие об этом: Аллах Всевышний сказал:

 

يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином...»

(Сура «Ибрахим», 27 аят)

 

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара бин Азиба, (да даволен ими обоими Аллах), сообщившего, что пророк, сказал:

«После того, как верующего усадят в могиле его, к нему при­дут, и он принесёт свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, на что и указыва­ют слова Всевышнего (Сура «Ибрахим», 27 аят):

يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином...»

 

В хадисе, приводимом в «Муснаде» имама Ахмада, со слов аль-Бара бин Азиба, (да будет ими обоими Аллах), начало которого было приведено нами выше, сообщается также, что сначала ангелы воз­носятся с духом покойного, а потом возвращают его на землю.

Посланник Аллаха, , сказал:

«И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: «Кто Господь твой?» Он отве­тит: «Господь мой – Аллах». Потом они спросят: «Какова твоя религия?» Он ответит: «Моя религия – ислам». Потом они спро­сят его: «Кто тот человек, который был послан к вам?» Он отве­тит: «Он - посланник Аллаха». Тогда они спросят его: «Откуда ты знаешь это?» Он ответит: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё». И тогда с небес раздастся голос: «Раб Мой сказал прав­ду, постелите же ему постель из рая и откройте перед ним врата рая»-, после чего его охватит радость и он станет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколь­ко хватает глаз»

Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха, сказал так:

«И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: «Кто Господь твой?» Он ответит: «Ха! Ха! Не знаю». Тогда они спросят: «Кто тот человек, кото­рый был направлен к вам?» Он снова ответит: «Ха! Ха! Не знаю», – и тогда с неба раздастся голос: «Лгал он, постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата ада!» – после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются меж­ду собой его ребра».

 

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика,(да будет даволен ими обоими Аллах), сообщившего о том,что посланник Аллаха сказал:

«После того как раба Аллаха положат в могилу его, а хоро­нившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: «Что скажешь ты об этом чело­веке?» И верующий ответит: «Свидетельствую, что он - раб Алла­ха и посланник Его»-, после чего ему скажут: «Посмотри на место своё в огне, которое Аллах заменил тебе на место в раю!»-, и он увидит и то, и другое. Что же касается лицемера, то когда его спросят: «Что скажешь ты об этом человеке?»-, он ответит: «Не знаю, я говорил то же, что и другие люди». Тогда они ска­жут: «Ты не знал и не читал»-, и нанесут ему удар железными молотками, а он закричит так, что крик этот услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов».

 

Сообщается также, что пророк, , обращался к Аллаху с мольбами защитить его от мучений могилы и повелевал дру­гим делать то же самое, о чем свидетельствуют многие хадисы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: