Требования к земельному участку и территории учреждения




Глава 2

 

13. Земельный участок, на котором размещается учреждение, должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других организаций, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха, должен иметь ровную поверхность с уклонами, обеспечивающими отвод поверхностных вод, быть огражден по периметру с использованием безопасной конструкции ограждения, иметь удобные подъездные пути.

Уровень стояния грунтовых вод земельного участка должен быть не менее 0,7м ниже отметки спланированной поверхности территории.

Не допускается размещение учреждения на территориях санитарно-защитных зон.

Размеры земельного участка должны соответствовать требованиям, установленным техническим кодексом установившейся практики «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» (ТКП 45-3.01-116-2008 (02250), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее – ТКП 45-3.01-116-2008 (02250)), другими строительными нормами проектирования.

14. Транзит транспорта через территорию учреждения запрещается.

15. Через территорию учреждения не должны проходить инженерные коммуникации (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения), не предназначенные для санитарно-технического благоустройства и электроснабжения учреждения.

16. Озеленение территории учреждения должно выполнять функцию санитарно-защитного барьера, границ между зонами участка.

Запрещается посадка деревьев и кустарников колючих или с ядовитыми плодами.

Площадь под зелеными насаждениями и газонами должна составлять не менее 50% площади участка.

17. На территории учреждения должны быть выделены следующие основные функциональные зоны: физкультурно-спортивная, тихого отдыха, хозяйственная.

В соответствии с заданием на проектирование дополнительно могут быть оборудованы: зона активного отдыха, учебно-опытная и производственная зоны.

Функциональные зоны территории должны быть связаны пешеходными дорожками и площадками для катания на велосипедах, роликовых коньках, скейтбордах, ходьбы на лыжах.

На территории учреждения в зоне тихого отдыха должны быть оборудованы следующие сооружения – навесы, веранды, террасы.

18. Устанавливаемое физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны соответствовать требованиям санитарных норм и правил, технических кодексов установившейся практики, содержащих обязательные для соблюдения требования, и возрастным особенностям воспитанников (по конструкции и размерам), быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

19. Расстояние от жилых зданий учреждения (за исключением детских деревень (городков), размещенных в квартирных условиях) до хозяйственной зоны должно быть не менее 20 м, до деревьев – не менее 10 м, до кустарников – не менее 5 м; ширина полосы охранного озеленения на границе земельного участка - не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м.

20. Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы.

Хозяйственная зона включает площадку для мусоросборника, хозяйственный транспортный двор, загрузочную площадку пищеблока, при необходимости – автостоянку.

При автономном размещении учреждения на территории хозяйственной зоны могут предусматриваться: котельная, гараж, прачечная, баня, складские помещения, водонапорная башня, трансформаторная подстанция и другие постройки, необходимые для его функционирования.

Мусоросборники и специальные емкости для сбора пищевых отходов устанавливаются на водонепроницаемой, огражденной с трех сторон площадке, на расстоянии не менее 25 м от здания, зоны тихого отдыха и физкультурно-спортивных площадок.

Мусоросборники и емкости для сбора пищевых отходов должны быть металлическими (окрашенными) или пластиковыми, с плотно закрывающимися крышками.

21. Подходы к зданию учреждения (за исключением детских городков) не менее чем за 100м, въезды и входы на территорию учреждения, проезды, дорожки, в том числе к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников должны покрываться асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.

22. Территория учреждения должна иметь наружное электрическое освещение, обеспечивающее освещенность на поверхности земли в вечернее время не менее 20 люкс (лк), физкультурно-спортивных и игровых площадок – не менее 40 лк.

23. К устройству, оборудованию и содержанию дворовой территории детских деревень (городков), размещенных в квартирных условиях, предъявляются требования строительных норм проектирования, предъявляемых к строительству жилых зданий, санитарных норм и правил, устанавливающих требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций.

 

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ учреждения

 

24. Проектирование, строительство и реконструкция учреждений должны проводиться на основании задания на проектирование с соблюдением требований настоящих Санитарных норм и правил, а также:

санитарных правил и норм, устанавливающих требования к обеспечению инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки;

ТКП 45-3.01-116-2008 (02250);

строительных норм и правил СНиП2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», утвержденных и введенных в действие постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. (далее – СНиП2.08.02-89),

строительных норм проектирования пособия П3-02 к СНиП 2.08.02-89 «Функционально-планировочная организация детских домов смешанного типа» (далее – пособие П3-02 к СНиП 2.08.02-89), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 декабря 2002г. №404 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;

технического кодекса установившейся практики, содержащего требования к составу и площадям помещений учреждений общего среднего образования;

строительных норм и правил «Жилые здания» (СНБ 3.02.04.03), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. № 165 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее – СНБ 3.02.04.03);

технического кодекса установившейся практики «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (ТКП 45-3.01-117-2008 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;

других строительных норм проектирования.

25. Этажность зданий (за исключением зданий административного назначения) учреждения не должна превышать трех этажей (без учета мансардного и цокольного).

Воспитанники в возрасте до 10 лет должны размещаться не выше второго этажа здания.

Детская деревня размещается в отдельных домах или квартирных условиях с организацией жизнедеятельности по типу семьи, детский городок – в квартирных условиях.

26. Совместно в одном здании (в отдельных блоках) могут размещаться:

детский дом и дом ребенка;

детский дом и социально-педагогический центр;

детский дом и отделение постинтернатной адаптации.

Социально-педагогический центр может размещаться в отдельном блоке и в других типах и (или) видах учреждений образования (учреждение дошкольного образования или учреждение общего среднего образования, школа-интернат).

27. Наружные входы в здания учреждения должны оборудоваться тамбурами.

28. Планировочная структура здания учреждения должна предусматривать деление на основные функциональные группы помещений:

жилые;

общевоспитательного назначения (для музыкальных и физкультурных занятий, общественно полезной трудовой деятельности, занятий по интересам и другие);

медицинского назначения;

учебные (в школах-интернатах);

пищеблока;

административно-хозяйственные.

В соответствии с заданием на проектирование могут предусматриваться закрытые спортивные сооружения (физкультурный, тренажерный залы), библиотека, актовый зал или кинозал, прачечная, хозяйственные постройки.

29. Планировочная структура детских деревень (городков) должна предусматривать обязательное наличие в доме (квартире) следующих помещений из расчета на 10 воспитанников и двух родителей-воспитателей:

жилые площадью не менее 6 м2 на каждого воспитанника;

жилое (спальня) для родителей-воспитателей;

гостиная и игровая общей площадью не менее 3 м2 на одного воспитанника;

кухня-столовая или кухня и столовая раздельные общей площадью не менее 1,7 м2 на одного проживающего;

прихожая-раздевальная со встроенными шкафами общей площадью не менее 1,4 м2 на одного проживающего;

кладовая;

два туалета;

две ванные комнаты (совмещенные с постирочной);

сушилка (сушильный шкаф) для одежды и обуви;

летнее помещение (лоджия, терраса).

В соответствии с заданием на проектирование в домах (квартирах) детских деревень (городков) могут предусматриваться дополнительно библиотека, помещение для занятий физической культурой и другие.

30. В учреждении размещение различных групп помещений должно обеспечивать их функциональную связь и звуковую изоляцию жилых помещений.

Смежными с жилыми помещениями не должны быть помещения, которые могут служить источником шума, запаха (залы для музыкальных и гимнастических занятий, бойлерные, мастерские, охлаждаемые камеры с машинным отделением, вентиляционные камеры, помещения пищеблока и другие).

31. Жилые помещения для проживания воспитанников в учреждениях (за исключением детских деревень (городков)), могут размещаться по коридорному типу или по типу жилых ячеек квартирного типа.

Связь между группой жилых помещений и другими группами помещений осуществляется через лестницы, коридоры, холлы и рекреации или теплые переходы.

Группа жилых помещений может размещаться в отдельно стоящих зданиях. При этом остальные помещения должны размещаться не далее 100 м от входа в жилые здания.

32. В учреждении жилые помещения для воспитанников старше 6 лет предусмотрены раздельными для мальчиков и девочек.

33. Размещение воспитанников в учреждениях (за исключением детских деревень (городков)) проводится в составе сформированных групп воспитанников в помещениях жилых блоков (секций).

Состав жилого блока (секции) при размещении жилых помещений по коридорному типу включает следующие помещения:

жилые на 3-4 места площадью на 1 место – не менее 6 м2. В социально-педагогическом центре нормы жилой площади могут быть уменьшены до 3 м2 на одного воспитанника в возрасте до 6 лет и до 4 м2 на одного воспитанника в возрасте от 6 лет;

гардероб для верхней одежды и обуви площадью не менее 0,7 м2 на одного воспитанника;

общую комнату (для игр и приготовления уроков) площадью на 1 место – не менее 4,2 м2 (в социально-педагогическом центре может быть до 3 м2 на одного воспитанника);

санитарный блок площадью не менее 0,8 м2 на одного воспитанника;

помещение для чистки одежды и обуви;

постирочную (для стирки мелких личных вещей детьми в возрасте от 10 лет и старше);

сушилку для одежды и обуви;

гладильную;

кухню-столовую (из расчета 1,7 м2 на одно посадочное место) для приема пищи и обучения воспитанников основам кулинарии и домоводства) или буфетная;

комнату воспитателя площадью не менее 8 м2.

Постирочная, сушилка для одежды и обуви, гладильная могут предусматриваться на 2 – 3 жилых блока (секции).

34. Жилой блок (секция) при размещении жилых помещений по типу жилой ячейки включает помещения общего назначения и жилые ячейки по количеству воспитанников в группе.

Жилая ячейка включает следующие помещения:

прихожую-раздевальную со встроенными шкафами общей площадью не менее 1,7 м2 на одного воспитанника;

жилое помещение одно-трехместное площадью не менее 6 м2 на одного воспитанника;

санитарный узел-постирочную площадью не менее 1 м2 на одного воспитанника (на 2-3 жилых помещения или при каждом жилом помещении).

Помещения общего назначения включают:

общую комнату площадью не менее 3 м2 на одного воспитанника;

комнату воспитателя площадью не менее 8 м2;

гладильную;

кухню-столовую (из расчета 1,7 м2 на одно посадочное место).

35. Прием пищи воспитанниками, в том числе – в возрасте до 6 лет, может быть организован в общей столовой или обеденном зале.

36. В социально-педагогическом центре, кроме помещений, указанных в пункте 28 настоящих Санитарных норм и правил, предусматриваются следующие группы помещений:

приемное отделение (для проведения первичной санитарной обработки воспитанников и медицинского осмотра);

изолятор (для временного, до 10 дней, пребывания воспитанников);

психологической коррекции;

социальной реабилитации.

Социально-педагогический центр может использовать помещения общего назначения (медицинского назначения, спортивный и музыкально-гимнастический залы, пищеблок, прачечная) учреждения образования при размещении на его площадях.

В случае использования для санитарной обработки и прохождения карантина организации здравоохранения, приемное отделение и изолятор в социально-педагогическом центре не предусматриваются.

37. Помещения медицинского назначения в учреждениях должны размещаться, как правило, на первом этаже.

Состав и площади помещений медицинского назначения определяются заданием на проектирование, которое учитывает программу оздоровления воспитанников и наличие организаций здравоохранения в жилом районе, населенном пункте, в которых размещается учреждение.

Помещения медицинского назначения (за исключением детских деревень (городков)) должны включать:

кабинет приема;

процедурный кабинет;

медицинский изолятор (далее – изолятор).

В детской деревне (городке) может быть предусмотрен кабинет приема при наличии медицинского работника.

38. Приемное отделение социально-педагогического центра должно размещаться на первом этаже и предусматривать самостоятельный выход наружу. Оптимально размещение приемного отделения и изолятора социально-педагогического центра в одном блоке.

39. Приемное отделение социально-педагогического центра включает:

помещение для первичного осмотра воспитанника;

туалет;

санитарный пропускник.

Санитарный пропускник должен предусматривать последовательное размещение следующих помещений:

раздевальная с кладовой для сбора одежды, в которую были одеты воспитанники при поступлении;

ванна-душевая;

одевальная.

40. Помещения изолятора должны быть представлены палатой типа «бокс» на 1 место с санитарным узлом, шлюзом и отдельным входом, палатой на 1-2 места с санитарным узлом.

Количество палат предусматривается из расчета не менее 2% коек от общей вместимости, но не менее двух.

41. Состав и площади учебных помещений в школе-интернате должны соответствовать требованиям технического кодекса установившейся практики, содержащего требования к составу и площадям помещений учреждений общего среднего образования.

42. В учреждениях (за исключением детских деревень (городков)) пищеблок должен быть размещен на первом или цокольном этажах.

Состав и площади помещений пищеблока должны соответствовать требованиям пособия П3-02 к СНиП 2.08.02-89, другим строительным нормам и правилам с учетом типа и (или) вида учреждения.

Из пищеблока должен быть самостоятельный выход наружу, связанный с хозяйственной зоной территории.

43. При наличии в учреждениях прачечной ее функционально-планировочная организация должна соответствовать требованиям пособия П3-02 к СНиП 2.08.02-89 и другим строительным нормам проектирования; исключать встречные потоки грязного и чистого белья.

В прачечной должны предусматриваться помещения для сбора грязного и хранения чистого белья, постирочная, сушильно-гладильное отделение. Входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.

44. В учреждениях, обслуживаемых прачечной, должно быть предусмотрено помещение площадью не менее 4 м2 (с отдельным наружным входом) для сортировки и сдачи грязного белья, а также помещение для хранения чистого белья.

45. Запрещается располагать входы в помещения пищеблока и прачечной напротив входов в жилые блоки (секции).

46. В учреждении (за исключением детской деревни (городка)) должно предусматриваться помещение для встреч воспитанников с родственниками (при гостиной может оборудоваться помещение на два спальных места).

47. Ориентация окон общих комнат, жилых помещений воспитанников, игральных может быть любая, кроме северной части горизонта (от 310° до 50° северной широты).

Оптимальная ориентация:

производственных помещений пищеблока, помещений для занятий по интересам – северо-запад, север, северо-восток (от 300° до 60° северной широты);

общих комнат для жилой группы помещений, музыкально-гимнастических залов, палат изолятора и кабинета приема – юг;

жилых помещений воспитанников – восток.

48. К отделке помещений учреждений предъявляются следующие требования:

стены производственных помещений пищеблока, учебных помещений, холлов, помещений медицинского назначения, санитарных узлов должны быть гладкими, допускающими обработку влажным способом;

стены в процедурном кабинете и кабинете приема, помещениях пищеблока, санитарных узлах (туалетных и умывальных), душевых, должны быть облицованы керамической глазурованной плиткой (другими материалами с аналогичными характеристиками) на высоту не менее 1,6 м от пола;

над всеми умывальными раковинами оборудуется фартук из керамической глазурованной плитки на высоту не менее 1,6 м от пола;

потолки в помещениях окрашиваются водостойкими красками;

полы должны быть нескользкими, без щелей и иметь покрытие, устойчивое к моющим средствам и средствам дезинфекции:

полы в помещениях пищеблока, санитарных узлах (туалетных и умывальных), душевых выстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой (другими материалами с аналогичными характеристиками);

для отделки полов не должны использоваться цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

49. В учреждениях должен своевременно проводиться ремонт помещений, инженерных коммуникаций с заменой неисправных санитарно-технических приборов.

Проведение ремонтов зданий, помещений учреждений в условиях пребывания воспитанников запрещается.

 

глава 4

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ учреждения

 

50. Мебель дошкольная, ученическая, бытовая в учреждениях должна соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), содержащих обязательные для соблюдения требования.

51. Мебель должна своевременно ремонтироваться, пришедшая в негодность – заменяться.

52. В учреждениях гардеробы, прихожие-раздевальные, кроме встроенных или пристенных шкафов, должны быть оборудованы устройством для просушки одежды и обуви воспитанников и работников. Допускается устройство общего помещения для сушки.

Встроенные или пристенные шкафы прочно закрепляются и оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и обуви, вешалками или крючками для верхней одежды.

53. Планировка комнат общевоспитательного назначения, гостиной, игровой, общей комнаты в учреждениях должна предусматривать возможность размещения мебели для отдыха и общения, проведения общих праздников, занятий и игр, хранения игрушек и предметов творчества воспитанников, организацию рабочей зоны воспитателя или родителя-воспитателя.

54. Каждый воспитанник учреждения должен иметь рабочее место (стол или парта, стул) и спальное место соответственно росту. Основные размеры мебели должны соответствовать приложению 1 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

Столы устанавливаются у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении.

Для воспитанников с ведущей левой рукой предусматривается правостороннее освещение столов.

К расстановке столов и стульев (парт) в учебных помещениях школ-интернатов предъявляются требования, установленные санитарными нормами и правилами к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

55. Жилые помещения воспитанников в учреждениях должны быть оборудованы по числу проживающих стационарными кроватями, шкафами и тумбочками для хранения личных вещей, одежды и обуви.

Использование в учреждениях двухъярусных кроватей (за исключением детских деревень (городков)) и кроватей-раскладушек запрещается.

В детских деревнях (городках) для воспитанников в возрасте от 3 лет и старше могут использоваться двухъярусные кровати с ограждением ложа второго яруса высотой не менее 30 см.

Расположение кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и возможность уборки помещения, ширина проходов между кроватями и минимальные разрывы между изголовьями кроватей должны быть не менее 0,3 м.

56. Помещение для воспитателя или родителя-воспитателя должно быть оборудовано местом для сна, шкафом для сменной одежды и обуви, рабочим местом (стол, стул).

57. Кухня-столовая должна быть оснащена тепловым бытовым оборудованием для приготовления пищи, холодильником, вентиляционным вытяжным шкафом, оборудована двухгнездной моечной ванной, шкафами и сушилкой для хранения посуды и кухонного инвентаря, обеденным столом и стульями.

В кухне-столовой может размещаться стиральная машина-автомат.

58. При устройстве общей столовой или обеденного зала в учреждениях (за исключением детских деревень (городков)) должно быть предусмотрено наличие умывальников из расчета не менее одного умывальника на 18 посадочных мест.

59. Буфетные в учреждении должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, устанавливающих требования для учреждений дошкольного образования.

60. Буфетная в изоляторе социально-педагогического центра должна быть оборудована двумя посудомоечными ваннами, холодильником, электроплиткой. Может быть дополнительно установлен сухожаровой шкаф.

61. Для секции жилых помещений в учреждениях (за исключением детских деревень (городков)), размещенных по типу коридорной системы, общие санитарные узлы, раздельные для мальчиков и девочек, на каждые 12 – 14 мест должны предусматривать:

туалеты с двумя унитазами и писсуаром для мальчиков, с двумя унитазами для девочек;

кабины личной гигиены для девочек, оборудованные умывальником и биде;

умывальные, каждая из которых оборудуется тремя умывальниками и двумя ножными ваннами;

2 – 3 душевые кабины (по одному рожку) с раздевальными.

В функционирующем учреждении может использоваться общая душевая из расчета 1 душевая кабина на 12 воспитанников.

62. Санитарный узел жилой ячейки (за исключением детских деревень (городков)), предназначенный для 2 – 3 жилых помещений, должен включать: умывальную-шлюз, ванную комнату, душевую, туалетную.

Умывальная-шлюз оборудуется умывальными раковинами из расчета 1 на 5 воспитанников в возрасте до 6 лет (1 на 6 воспитанников в возрасте от 6 лет), навесными вешалками с индивидуальными ячейками для полотенец, предметов личной гигиены, зеркалами.

Ванная комната оборудуется бытовой ванной, умывальной раковиной, биде или поддоном с гибким шлангом, стиральной машиной, устройством для сушки белья и полотенец.

Душевая должна размещаться в отдельной закрывающейся кабине, оборудованной поручнями для воспитанников, поддоном и гибким шлангом-душем для использования в качестве ванны для мытья ног. Поддон отделяется от места для переодевания влагостойкой шторой. В душевых кабинах и поддонах должны быть резиновые коврики с ребристой поверхностью.

63. Санитарный узел, предусматриваемый при каждом жилом помещении, оборудуется унитазом, умывальником, бытовой ванной с гибким шлангом-душем (или душевой кабиной), полотенцесушителем, зеркалом.

64. В санитарных узлах детских деревень (городков) предусматривается оборудование:

в каждом туалете – не менее одного унитаза;

в каждой из ванных комнат – умывальник, бытовая ванна с гибким шлангом-душем, полотенцесушитель. В одной из ванных комнат предусматривается установка биде или душевой кабины.

65. В туалетах учреждений унитазы должны быть укомплектованы сиденьями для унитаза. Туалеты должны быть оснащены бумагодержателями с туалетной бумагой, емкостями для использованной туалетной бумаги, ершами для мытья унитазов.

В санитарных узлах туалетные кабины для воспитанников в возрасте до 6 лет должны быть полузакрытые, в возрасте от 6 лет – закрытые.

66. Умывальники в помещениях пищеблока учреждения, общей столовой или обеденном зале (на входе в обеденный зал) должны оборудоваться дозаторами с жидким мылом, электросушилками или одноразовыми полотенцами для рук.

Умывальники в помещениях пищеблока, туалетных для работников учреждения дополнительно укомплектовываются антисептиками для рук.

67. Высота установки санитарных приборов в учреждениях предусматривается в соответствии с требованиями строительных норм проектирования и с учетом возраста воспитанников; в детских деревнях (городках) – в соответствии с требованиями строительных норм проектирования, предъявляемых к жилым помещениям.

68. Установка шкафов для хранения уборочного инвентаря предусматривается в зоне санитарного узла или отдельных помещениях.

69. Безопасность используемых в учреждениях строительных, в том числе отделочных материалов, мебели, электронных средств обучения, игрового материала, электросветильников, технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря должна быть подтверждена соответствующим документом.

Глава 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: