Диагностика в работе классного руководителя.




Диагностика в работе классного руководителя – это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.

Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения – какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Анкеты, беседы и другие опросные методыдают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств.

Тест стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

Диагностическая карта класса документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках.Онапредставляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике, по вертикали – состояние класса по одному показателю.

В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.

5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

 

Планирование воспитательной работы классного руководителя.

Планирование – процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года).

Состав и структуру плана определяет педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:

– демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;

– план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным
срокам, где указаны конкретные дела с классом;

– работа с учителями и родителями;

– индивидуальная работа с трудными учениками.

Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:

• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;

• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;

• план учебно-воспитательной работы школы;

• данные диагностики учащихся;

• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;

• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.

К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах – обеспечивать развитие и воспитание детей.

В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный.

Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, правовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участники дел.

Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы, но не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике воспитателей апробирована идея перспективно-календарного планирования,в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов [Л. И. Маленкова].

Методика планирования. Первый шаг классного руководителя – это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других участни­ков планирования была целенаправлен­ной, упорядоченной и эффективной, не­обходимо спланировать совместную дея­тельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Процессы плани­рования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно.

Второй шаг в деятельности по плани­рованию воспитательного процесса в классе – это анализ воспитательной рабо­ты за прошедший учебный год.В современной практике классного ру­ководства наблюдается несколько подхо­дов к проведению анализа воспитатель­ной работы, например:

– описательный (описывают­ся и анализируются события по принципу «что вижу, то пою»);

– полярно-оценочный (анализируются положительные и отрицательные моменты);

– проблемный (выделение и анализ проблем и противоречий педагогическо­го процесса);

– сис­темный (анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств);

– личностно ориентированный (ак­цент в анализе дела­ется на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивиду­альных особенностей школьников; личностные достижения учащихся и пр.).

Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана вос­питательной работы – это моделирование педагогом образа класса и процесса воспи­тания в нем. Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщест­ва.

Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы – это коллектив­ное планирование. В коллективном плани­ровании жизнедеятельности класса участ­вует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а так­же родители и друзья классного сообще­ства.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являют­ся уточнение, корректирование педагогиче­ского замысла и оформление плана воспи­тательной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: