Формы внеурочной воспитательной работы классного руководителя.




Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [Е. В. Титова].

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Перечис­лить все формы воспитательной работы просто невозмож­но. Каждая форма не повто­ряет другую, а лишь может быть похожа на нее.

По количеству участников формы могут быть:

• индивидуальные (воспитатель – воспитанник);

• групповые (воспитатель – группа детей);

• массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, вы­полнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Перед педагогами в ин­дивидуальных формах работы стоит одна из важнейших за­дач – разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру.

К групповым формам работы можно отнести творческие группы, органы самоуправления, микрокруж­ки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой уча­стник либо как организатор. В отличие от коллективных форм, влияние его на детей более заметно, на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.

К коллективным формам работы педагогов со школьни­ками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выпол­нять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на де­тей личным примером; участника-новичка, воздействующе­го на школьников личным примером овладения опытом бо­лее знающих людей; советчика, помощника детей.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классифика­ция форм воспитательной работы.Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной рабо­ты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по призна­кам: целевой направленности, позиции участников воспи­тательного процесса, объективных воспитательных возмож­ностей.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в кол­лективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные призна­ки такого типа форм – это созерцательно-ис­полнительская позиция детей и организаторская роль взрос­лых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют, то это и есть мероприятие.

Дела – это общая рабо­та, важные события, осуществляемые и организуемые чле­нами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, це­ленаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматри­вает 6 стадий [И. П. Иванов].

Первая стадия – предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего КТД в воспитатель­ной работе, планируемой на новый период с данным кол­лективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть пред­ложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, оп­ределяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что луч­ше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые вариан­ты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «за­дачи на размышление». Завершается поиск выбором сове­та дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руково­дящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его вы­полнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого уча­стника. Возможна си­туация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале не­которые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Пото­му велика роль взрослого, характер его воздействия на де­тей. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целе­направленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь доб­рым сюрпризом или заинтересовать секретным договором, оказать особое доверие ответственным поручением: «Толь­ко ты можешь это сделать».

Четвертая стадия – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный с учетом того, что наработано группа­ми (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыс­лов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участ­ников дела направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгла­дить неудачу.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные сто­роны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуще­ствляться и другими средствами – опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы.

Шестая стадия – ближайшее последействие КТД. На об­щем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предло­жения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Из­вестно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы кол­лективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны. Намечается программа последовательных действий, определяются но­вые коллективные творческие дела.

Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать по­иск, побудить к творчеству без четко поставленной пробле­мы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школь­никами при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она при­влекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколь­ко проблем и какие из них выбраны для решения, опреде­ляется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех, стадиях проведения коллективных творческих дел, это создание микроколлективов, групп, бригад для решения кон­кретной задачи или выполнения творческого задания. В за­висимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способнос­тей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма мо­жет создаваться банк идей, т. е. набор возможных идей ре­шения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выб­рать один или два-три. Выбор этих идей может осуществ­ляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное ре­шение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: