Защита нового дворянства, которое занимается промышленностью, торговлей и другими передовыми делами.




Разложение дворянской бюрократии и противопоставление ее передовым людям, которые находятся не у дел и не могут проявить себя.

Критика гало- и англомании – весьма характерное явление того времени.

Крылов в этом журнале выступает за поощрение национального во всех сферах: торговля, искусство, политика и т.д. Мы видим образ художника, весьма талантливого, но русского.

Критика иностранного строя, иноземных товаров.

Критика культурной жизни дворянства, его невежество. Вопрос воспитания и грамотности дворянства. Ответственность лежит на учителях-иностранцах, которые с детства прививают дворянам нелюбовь к национальному укладу.

Защита нового дворянства, которое занимается промышленностью, торговлей и другими передовыми делами.

В целом журнал рассматривается как орган радикальной разночинской идеологии, который не нашел своих сторонников и читателей. При тираже 700 экземпляров у журнала было всего 80 подписчиков. На 8 месяце издания он прекратил издаваться.

Уже в 1792-93 гг. Крылов объединяется с другими литераторами и выпускает журнал «Зритель». У журнала сперва было 170 подписчиков, а так же количество участников увеличилось.

1. Ближайшим другом Крылова становится А.И. Клушин. Он практически ровесник писателя, сам поэт и драматург, со схожей судьбой и взглядами на жизнь.

2. Еще один активист – П.А. Плавильщиков. Он был известным актером, драматургом, режиссером. Сын московского богатого купца. Целью его было создание национального театра.

3. Дмитревский – актер театра.

Вчетвером они создают типографию «Г. Крылов с товарищами». Эпизодическое участие принимают и другие авторы, но вышеперечисленные – основной состав.

У журнала явная театральная направленность. Темы развиваются те же, что и в предыдущем журнале, и вот его основные темы:

1. Программа поддержки национальных начал.

2. Сатира на бюрократию.

3. Теория народности во всех областях практики, в том числе в литературе, искусстве.

Эта тема намечалась в статье «Самому себе». Тема развивается дальше в статье Плавильщикова «Нечто о врожденном свойстве душ российских». Она печаталась около полугода.

Статья, посвященная театру, которую так же печатал Плавильщиков. Здесь так же рассматриваются вопросы национальной темы.

Повесть «Каик» Крылова.

Эти темы перемежаются с темами Карамзина.

Журнал был под цензурным надзором, и в 1793 году издатели пытаются вновь – «СП Меркурий». Вновь издателями были Крылов и Клушин. СПМ был задуман как большой журнал в котором будут участвовать разные литераторы. Но – основными материалами, самыми яркими были статьи Крылова «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермалофиду». В целом в журнале рассматриваются узко литературные вопросы, сатирический оттенок отсутствует. Из-за проблем с Клушиным журнал закрылся, и Крылов решил оставить свои журналистские попытки.

Основным противником Крылова становится Карамзин. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Ему принадлежат разные литературные школы. Стоит отметить, что истоками русского сентиментализма уходит в Новиковскую эпоху, поскольку в масонских журналах впервые обратили внимание на чувства. Школу масонской журналистики прошли многие литераторы и Карамзин в том числе. Карамзин (1766-1826) родился в русской провинции Сибирской губернии и в молодости был вывезен масоном Тургеневым. Тот ввел его в свой масонский круг, и литературные интересы переплетались с масонством.

У масонов были общественные поручения, и Карамзин тоже получил свое. Карамзин принял участие в журнале Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Здесь он публикует свои статьи и первую повесть «Евгений и Юлия». После масонского периода Карамзин предпринял поездку за границу, и после него у писателя начались жесткие расхождения во взглядах. Сперва он решил создать свой журнал, никак не связанный с масонами. Карамзин не поддерживал особую революционность, чего боялись масоны.

Карамзин создает в 1791-92 гг «Московский журнал». Это ежемесячный журнал тиражом в 300 экземпляров. Новое издание Карамзин принципиально направил против масонских традиций. Журнал был объявлен исключительно литературным, исключив все «неинтересное и скучное». Издание получилось очень необычным. Оно считается первым классическим лит.изданием. Это был первый журнал, в котором были постоянные рубрики – всего их насчитывалось 5:

1. Русские сочинения в стихах и прозе

2. Разные небольшие иностранные сочинения чистых переводов

3. Критическое рассмотрение русских книг

4. Известия о театральных пьесах

5. Описание разных происшествий

С этим изданием Карамзин действительно доказал зрелость и мастерство литераторов. Здесь есть все жанры и стили, журнал собрал самую сильную редакцию на то время.

Первый номер открывался стихотворением «Время» Хераскова. Затем «Ведение Мурзы» Державина. В числе сотрудников был поэт Львов, любитель и собиратель фольклора. Здесь публикуется Копнист с одой «На счастье». Милидинский-Милецкий.

Сам Карамзин публикует здесь и стихи, и прозу – по сути, он первый общепринятый прозаик. Его самое главное произведение «Бедная Лиза», естественно. Здесь же публикуется его «Фролл Силин», «Наталья, боярская дочь», «Деревня» и другие произведения. Вопреки устоявшейся традиции возросла значимость прозы.

Присутствуют в журнале разнообразные переводы с разных языков – даже с индийского. Это была принципиальная установка Карамзина, который призывал отказаться от рабского поклонения классицизму и «взять лучшее из всех сокровищниц мировой культуры». Это были не только литературно выверенные переводы, но и обычные. К переводам были пояснения, замечания, объяснения и другие пометки. Здесь печатались разные биографии русских и зарубежных писателей.

Карамзин ввел такую же новинку, как аннотации, и читатель знакомился с переводом и был в курсе, что нового вышло за границей.

К критике в обществе относились очень плохо – якобы, критика являлась уделом завистников. Но это же Карамзин – он отходил от классицистских установок

На литературном Олимпе вводятся новые имена, и Карамзин, благодаря критике, очень тактично впихивает новых людей в лучшие круги.

Карамзин так же выступает теоретиком, критиком и практиком. Выделяет писателя литературный язык, приближенный к речевому стилю дворянства. Исследователи утверждали, что журнал Карамзина – издание нового типа.

1. Литературный журнал русского сентиментализма

2. Строгий отбор произведений

3. Разнообразие материала

4. Постоянные отделы и рубрики

5. Отдел критики

6. Чувство современности

7. Чистый литературный язык

8. Умение говорить с читателем живо и с увлечением

8 черт от Березина.

Закрытие журнала был полной неожиданностью – благодаря масонам. Новый проект Карамзина «Аглая» - это первый русский альманах 1793 года!

А имела в обществе огромный успех: здесь ряд статей, повести, стихи и другое разнообразное чтение. В 94 году выходит вторая книжка Аглаи. В 95 году К публикует еще альманах «Мои безделки». Выходит в 96 году «Аониды», а так же в 97 и 99 годах. Альманах «Пантеон иностранной словесности» в 98 году.

Так же Карамзин участвовал в «Смеси».

Альманахи очень отличаются по духу от «Московского журнала». МЖ был боевой, он был разведчиком, так сказать. Альманахи полны тлена и безысходности.

Александр первый оказался на престоле, и народ заволновался от радости. Тут-то Карамзин издает «Вестник Европы» 1802-1803 гг. Это уже литературно-политический журнал. Литература прочно заняла подобающее место в обществе, поэтому важными публикациями становятся политические и исторические. Надежда русского общества быстро иссякла. Карамзин чувствует усталость от журналистской деятельности, ему хочется заниматься историческим прошлым России, на что ему выделяют пенсию и все, в свободное плавание, Карамзин.

Есть целый флагман журналов, относящихся к сентиментализму: «Чтение для разума, вкуса и чувствования», «Муза», «Ипокрена или утехи любословия» и др. В них участвовали одни и те же люди, у них существовала преемственность даже: Подшивалов, Измайлов, Дмитриев, Державин, Мерзляков, Муравьев и др.

Стихотворения, написанные в чувствительном жанре, такие как элегии, идиллии, послания занимали важное место в журналах. Издания были направлены на распространение сентиментализма в обществе. Так-то.

У кого плохие оценки – все на мудл, выполнить маленькие задания.

 

19 век

 

19 век начался с царствования нового императора, Александра 1, молодого царя. Он был надеждой страны. Пушкин писал о нем вдохновенные строки, и все были настроены оптимистично.

А1 окружают молодые реформаторы-либералы, которые строчат много новых реформ. В начале века оживляется издательское дело – за первое десятилетие было выпущено 10 изданий. Журналистика была одной из форм общественной активности. В начале 19 века определяется 2 направления периодических общественно-политических изданий. Здесь можно уже говорить о делении на прогрессивные и консервативные издания.

Прогрессивные: Северный Вестник, Северный Меркурий, Лицей, Московский Меркурий, Патриот, Журнал российской словесности и др.

Консервативные: Друг просвещения, Корифей, Друг Юношества, Русский вестник, Чтения в беседе любителей русского слова.

Большинство изданий остается кружками, обществами – издания принадлежали к разным политическим и литературным направлениям, и так определялись их особенности. Общество прогрессивного направления «Вольное общество любителей словесности, наук, художества».

Вторая организация – «Беседа любителей русского слова», которая занимает консервативную позицию в издательском деле.

Еще одна черта 19 века – переход лидерства от Москвы к СПб.

Так же, несмотря на бурное развитие журналистики, мы не видим особо ярких фигур в издательстве, однако это существенный период литературной борьбы. Важными проблемами полемики являются:

1. Проблема литературной критики. Это размышления о критики, ее целях, задачах, необходимости. Происходит деление мнений П и К журналистов, что создает бурную полемику. Проблема заключается так же в отсутствии теории критики. Это было связано со сменой литературных школ.

2. Проблема литературных направлений. Она связана с борьбой классицизма, сентиментализма и романтизма между собой. Здесь можно назвать центром полемики – книга Шишкова под названием «Рассуждение о старом и новом слове». Шишков является представителем консерватизма, и нападает на Карамзина с упреками. В целом в книге есть отражение политической борьбы в обществе. Это было очевидно современникам, что между П и К не просто литературная борьба.

3. Проблема национальной литературы. Эта проблема возникает на фоне наполеоновских войн, роста национального самосознания. Возникает два вида патриотизма: квасной – основанный на признании традиционных форм русского быта в качестве традиционных ценностей. Представителями его были представители дворянства, такие, как С. Глинка, Шишков, Ростопчин и др. Им противостоит прогрессивный патриотизм (в дальнейшем декабристский): Пушкин, Грибоедов и др. ПП характеризуется тем, что его представители борются за свободу против крепостничества и выступают за интерес к проблемам народа.

Отсюда вытекает спор, литература каких представителей является национальной. Шишков в это время выпускает еще одну книгу – «Рассуждение о любви к отечеству». Он обвиняет ПП в отсутствии любви к отечеству. Шишков предлагает методы борьбы с представителями прогрессивного патриотизма, говорит, что нужно воспитывать поколение и т.д.

В начале века так же появляется целый ряд памфлетов, направленных против Наполеона. Их автором является Ростопчин. Современники знали, что сам Ростопчин говорит только по-французски, жена его немка, и во всем его творчестве проглядывалась некая фальшь. Сергей Глинка вдохновился на создание журнала «Русский вестник» творчеством Растопчина.

«Северный вестник» выходит в 1804-1805 гг. Исследователи говорят, что он выделялся на фоне скучных изданий столицы. Продолжал серьезные темы Карамзина издатель Мартынов – автор текстов цензурных законов. Он был близок к царю, поэтому легко получил разрешение на издательство.

В объявлении издания было объявлено 11 отделов. Литературных произведений здесь было достаточно мало, основное внимание уделяется литературной критике художественных, педагогических, философских и др.трудов. Внешняя политика Мартынова мало интересует. Пафос журнала заключается в борьбе с теми, кто готов запретить науку и литературу. Мартынов защищает просвещение и выступает в сторону прогресса. Крайности революции как раз связаны со слабостью науки и литературы, а не наоборот. Журнал издателя – некое преклонение перед Карамзиным.

Еще одна черта, свойственная этому изданию, - здесь был запрещенный отрывок из запрещенного произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Продолжением СВ явился журнал Лицей, который издается в 1806 году. Оба журнала прекратили издаваться из-за отсутствия подписчиков. К прогрессивным журналам периода относится журналы «Вольного общества», которое было организовано в 1801 году. Организаторами были Борн и Попугаев. В состав входят писатели переводчики, писатели и публицисты. От имени общества издается первый журнал, который называется «Свиток муз». Вышло два номера в 1802-3 гг. – это стихотворный альманах. В нем авторы выступают против Карамзинской традиции занимательного легкого чтения. Во второй книжке альманаха опубликован некролог Радищева «На смерть Радищева» - это единственный отклик на самоубийство писателя (авторство Борна).

В 1804 году выходит книжка «Периодическое издание». Издает его Попугаев, но вышел только один номер: начались разногласия между членами общества. Пафос был антикрепостнический, потому что центральным материалом был текст «Негр», написанный самим Попугаевым.

Дальше издается несколько журналов членами ВО, отдельные издания:

1805 г. – «Журнал российской словесности», издатель Брусилов. Это сатирический журнал.

В 1809 г. выходит еще один журнал «Цветник». Измайлов и Биницкий – члены ВО и его издатели. Журнал носит научно-литературный характер, и серьезно относится к вопросам критики.

1812 г. – «СПб Вестник», издателем был Дашков. В журнале отдел критики занимал ведущее место. Здесь отзыв почти о 40 книгах.

У всех журналов есть три общие черты:

1. Прогрессивный характер

2. Симпатия к новой литературе

3. Защита просвещения и законности

1808 г – издание «Русский вестник» Издателем его был С. Глинка, который опирался на уже существующие традиции, например, масонского журнала, вроде «Друг юности», «Корифей» (лит.журнал) и др. Все их объединяет неприязнь к новым веяниям литературы и языка. Все они умело воспользовались сложившейся ситуацией, связанной с политикой (Наполеоновская война).

Русский вестник был в первую очередь общественно-политическим и литературным изданием. Он существовал с 1808-1820 гг. Журнал был предпринят как раз в связи с наполеоновскими войнами, и был создан с целью воодушевления национального духа. У издания почти 1000 подписчиков, в Москве и провинциях. Соответственно, политическим идеалом РВ является монархия. Журнал постоянно восхваляет Ростопчина, борется с западными тенденциями. Вольнодумному Западу противостоит традиционная русская старина. Это восхваление порядков достаточно навязчиво. Глинке свойственно смирение, любовь к царю-отцу, любовь к помещикам и всеобщее всепрощение.

РВ открывает дорогу целому ряду изданий. К РВ близок по направлению «Чтение беседы любителей русского слова». Подписчиков практически у ЧБ не было. Точнее, вообще не было. Здесь сплошные нравоучения и прочая мерзость. Тираж – около 100 экземпляров.

В это же время возникает Вестник Европы. Он занимает промежуточное место между РВ и ЧБ. Журнал сменил ряд редакторов: Сумароков, Кочановский, Жуковский, Кочановский, Измайлов и снова Кочановский. Политика издания заключалась в симпатии к идеям Шишкова. Вокруг журнала собираются литературные силы – Жуковский, Державин, Батюшков, Востоков, Дмитриев. 1808-1811 гг. – журнал на пике своего расцвета. Здесь Жуковский пишет 40 переводов и 14 статей и др.

Здесь свои первые произведения печатает Пушкин, Дельвиг, Грибоедов и др.

К лагерю прогрессивному относится журнал «Сын отечества». Соответственно, он выходил в 1812 г. Это многолетнее издание, которое выходило с перерывами вплоть до 1851 года. Число изданий, в целом, не увеличилось за эти годы. Так же появился журнал военного министерства «Русский инвалид».

Редактором-издателем стал Н.И. Греч, который основал «Сыны отечества». Царь пожаловал ему 1000 рублей на первоначальные расходы. Он планировался как исторический и политический журнал, хотя здесь печаталось много стихов, басен и пр. Сперва СО выходил еженедельно и был достаточно толстым – 40-50 страниц. Журнал относился к прогрессивному направлению, хотя в нем не было монолитного единства, хотя Греч был либералом, позднее – консерватором. СО стал передовым журналом. Здесь публикуются такие личности, как Востоков, будущие Декабристы, Куницын, Лофф и другие. В чем проявляется гражданское свободомыслие журнала? Посвящение характера войны 12 г. Война воспринимается как освободительная, война за национальную независимость.

Очень показательна статья «Послание к русским», автором которой был молодой профессор Куницын. Статья полна особого пафоса и эмоциональных высказываний. Куницын доказывает, что война между Францией и Россией справедлива, и выявляет национальное превосходство. Наполеон предстает тираном, а не победителем, и французы победить не могут, потому что русские борются за свободу отечества. Здесь проглядывается тема – борьба против внутреннего тирана Александра 1.

Наибольший интерес к русскому простому солдату проявляет отдел «Смесь». Солдат предстает храбрым, выносливым, жизнерадостным – он не боится смерти. Кроме этого, СО печатает народные песни, солдатские. Любопытно, что СО не отворачивается от Запада целиком, но материалы о зарубежных странах активно фильтруются. Гражданский пафос проявляется не только в отборе тем и подаче материала, но и в языке, стиле. Ведущими являются публицистические, исторические жанры, очерки, публ.послание. Если художественные жанры, то высокие: ода, гимн, послание, патриотическая басня, историческая песня. Характерна эмоциональная приподнятость, взволнованность, много экспрессивной лексики и знаков препинания. Много слов с политической окраской: свобода, гражданин, сограждане, тиран, мщение и др. Это выделяет СО на фоне других изданий, закладывает традиции, которые есть в традициях гражданина.

Еще одно новшество Гречи – иллюстрации, в основном карикатурные, они подчиняются политической цели журнала. Художники – Венецианов и Теребеньев. Можно увидеть взаимосвязь текста и изображения.

Первый тираж СО был в 600 экземпляров – он разошелся влет. Допечатывали дважды.

Передовые люди России считали журнал своим, родным. В 1813 г. СО выпускает еще одно бесплатное дополнение военно-политического характера. Оперативность и периодичность делали СО близкими к современной газете. Затем в издании появляется литературный отдел, с журналом начинают сотрудничать декабристы.

 

Журналистика во времена декабристского восстания

Декабристское движение началось официально в 1816 году с образования нелегальной организации «Союз спасения». В действительности, корни ДД намного глубже: первоисточником стала война 1812 года.

1. Война вызвала интерес к политическим, национальным вопросам.

2. Война вызвало бум патриотической любви к народу и отечеству, ненависть к крепостничеству, и мысли об изменении строя.

Формируется идеал гражданственности, идеал сына отечества – декабристский.

В этом движении были разные течения и направления: республиканские, умеренно-либеральные, демократически-революционные и др. Все эти идеи не были открыто проявлены в журналистики: они были завуалированы в романах и др. литературных произведениях. В журналистике отражалась общая идейная настроенность. К литературе декабристы испытывали особые чувства. Вслед за Радищевым они делают литературу средством пропаганды, наполняют ее новым содержанием. Теперь она перестает быть развлечением и становится гражданским долгом. Декабристы обращают литературу и журналистику к общим широким кругам, не замыкают ее вокруг аристократов.

Здесь можно выделить несколько видов лит. деятельности у декабристов:

1. Создание тайных обществ и политических организаций. Союз благоденствия, Южное, Северное общество, Общество объединенных славян.

2. Создание легальных лит. обществ: Вольное общество любителей российской словесности, Зеленая лампа, Арзамас.

Декабристы распространяли среди солдат агитационные произведения. Они вели нелегальную пропагандистскую деятельность среди солдат: «Любопытный разговор», песни Рылеева, произведения Бестужева. С другой стороны, среди дворян декабристы распространяют другие произведения: политическая лирика Пушкина, «Горе от ума» Горького. Активнейшим образом декабристы участвуют и в легальной печати.

Ведущим критиком декабристского движения был Бестужев. Литературное направление, связанное с Д – романтизм. Это новая школа, которая борется и сменяет сентиментализм. Здесь Д работают в высоких жанрах: ода, сатира, трагедия. Они критиковали Карамзина, Жуковского. Очень большое внимание Д уделяют эпосу и народной поэзии. Они обращены к национальной поэзии и фольклору. Основной проблемой, поставленной декабристами, становится проблема создания национальной литературы.

С Д связано несколько изданий:

1. Журналы, в которых они сотрудничали: Сын отечества 1816-1825, Соревнователь просвещения и благотворения 1818-1825, Невский зритель 1820-1821

2. Альманахи, которые они издавали: Полярная звезда 1823-1825, Мнемозина 1824-1825, Русская старина 1825

Все альманахи и журналы, за исключением Мнемозины, выходят в Петербурге.

«Сын отечества» занимает ведущее место во всей русской журналистике. Он лучше по составу сотрудников, качеству материалов, частоте выхода. СО после 1812 года был реорганизован. Теперь он называется политическим, историческим и литературным журналом, и в нем пять отделов. В СО помещен целый ряд произведений Д, выражающих идейные позиции Д: Муравьев-Апостол, Куницын, Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев и др. Передовые статьи: «Письма из Москвы в Нижний Новгород» Муравьева-Апостола, «О конституции» Куницын. Так же публикуются критические литературные произведения. Основные идеи – создание высокой гражданской литературы. Полемика идет с сентименталистами, и здесь поднимаются самые разные вопросы для полемики. Например, творчество Жуковского. Ожесточенная полемика разразилась вокруг «Руслана и Людмилы» Пушкина. «Вестник Европы» упрекал Пушкина за низменные картины и простой язык, нарушение народного стиля и правдоподобия. Подробнейшим образом рассматриваются «Кавказский пленник», «Горе от ума», «Евгений Онегин».

Отдел поэзии выделяет лучших поэтов: с 15 года начинает печататься Пушкин в СО, Дельвиг, Гнедич, Рылеев. После декабрьского восстания СО лишился своих сотрудников, но это полбеды. Греч был напуган всем происходящим и отказался от передового направления в своем издании. Он потерял не только авторов, но и читателей, когда повернулся в сторону власти. Греч после 25 года становится соратником Булгарина вплоть до 60-х годов.

По сравнению с СО «Соревнователь» не такой яркий журнал. Он ежемесячный и издается Вольным обществом любителей российской словесности, которое находится под влиянием декабристов. Связь журнала с обществом носила и идейный и организационный характер. Произведения, прежде чем появиться в журнале, зачитывались перед редакцией, обсуждался и издавался, причем за счет автора, деньги шли на счет редакции. Содержание журнала довольно точно отражалось в программе: разнообразные отделы, касающиеся искусства, литературы, науки. Главное место занимают отделы Науки и художества и Стихотворения. Уделялось много внимания географии и философии. Наиболее часто здесь публикуют статьи, посвященные философским вопросам. «Речь Гнедич при вступлении его в вольное общество» публикуется в нескольких номерах. Второй материал, достаточно объемный, статьи Сомова о романтизме. Они посвящены романтизму и являются первым по времени обоснованием эстетики и теории романтизма. Художественный отдел занимает не много места, и здесь печатаются декабристы.

«Невский зритель» - выходил ежемесячно на протяжении 20-21 гг. Был очень своеобразным явлением в журналистике. Здесь сотрудничают все известные Д, в частности Рылеев и Кюхельбекер. Особенностью НЗ – интерес к социальной истории, педагогике и экономике. Ведущее место занимают такие отделы, как воспитание, например. Основная идея – пропаганда либерально-просветительских идей, улучшение общества. Целый ряд статей посвящен вопросам преобразования общества. Публикуются здесь «Европейские письма» Кюхельбекера, в которых дается резкая критика на существующее здесь государство. Здесь литературная часть небольшая, но писатели все равно придают определенный вес. Особенностью является публикация сатиры Рылеева «К временщику», направленная на Аракчеева.

Заметными памятниками являются альманахи, в частности «Полярная звезда», который в истории журналистики встречаются несколько раз. Это ежегодный литературный альманах. Его издатели – Бестужев и Рылеев, наиболее яркие идеологи Д движения. Альманах объединил вокруг себя наиболее известных и передовых писателей тех лет. Всего издано три альманаха. В ПЗ наиболее ярко выразились Д идеи, и она принесла издателям прибыль. Они получили возможность платить гонорары своим сотрудникам – появилась обязательная плата за материалы. Это положило начало профессионализации журналистского труда.

В первом номере Бестужев остановился на задачах нового издания. Главная задача: познакомить публику с национальными изданиями Пушкина, Грибоедова, Давыдова, Крылова, Рылеева, Дельвига и др. Распространение передовых идей – одна из главных задач. Эта политическая тенденция осуществляется продуманным отбором материала – все служит одной цели. Этой же цели служили годовые обзоры русской литературы, которые создавал Бестужев.

Издание придерживается исторической направленности: «Русские песни» Дельвига, басни Крылова, стихи Кюхельбекера, Баратынского, произведения Рылеева. Здесь так же обширный раздел прозы.

Первоначальный тираж, который был установлен, - 600 экземпляров. Следующий был заказан 1500. ПЗ стала образцом для всех следующих поколений.

Альманах «Мнемозина» продолжает декабристскую традицию издания альманахов, выходит в 24-25 гг. Издается Кюхельбекером и Адоевским. Первые три номера вышли в 24 году, 1 в 25. Здесь особенность в том, что альманах пытался стать настоящим журналом, выйти за рамки альманаха. Направление журнала определялось издателями: Кюхля был критик и теоретик, а Адоевский задавал философский тон журналу. Здесь важна теория и философия. Тесно связан с журналом Грибоедов. Здесь можно говорить о лит. успехе Мнемозины: сначала вышло 157 экземпляров, затем – 1200. Идейная и лит. программа М совпадает с кругом Д. идей.

Альманах «Русская старина» вышел в 1825 году, издавался Корниловичем и Сухоруковым.

Критическая деятельность Бестужева (Марленский). Родоначальник русской критики. Предшественники Бестужева выделяли особое внимание разбору стиля и грамматики. Белинский очень ценил Бестужева. Б впервые развернул программу русского романтизма, которая развивала критику на другом уровне.

Б. не сразу стал декабристом и критиком: прошел сентиментализм, романтизм и др. стили. Его обзоры не отличаются особой оригинальностью названий. Например: «Взгляд на старую и новую словесность в России». Высказывает основные положения и понимание национальной литературы, обращение к истории, народному творчеству, языку. Он требует просветительской роли литературы. В последнем своем обзоре Бестужев поднимает важный вопрос о независимости и творческой свободе писателя. Вообще Бестужев достаточно долго разрабатывал идеи романтизма, после возвращения из ссылки он печатается в Московском телеграфе, и его идеи остаются неизменными. Особый интерес у исследователей вызывает отношение Бестужева к Пушкину.

 

Полевой и Надеждин

(20-30е гг.)

Н. А. Полевой (1796-1846) был историк, критик, публицист и издатель журнала «Московский телеграф». П вошел в историю русской журналистики под названием Купец-литератор. Он происходил из купеческой среды, родился в Иркутске. Отец его был купцом и большим любителем истории и литературы. Тем не менее, несмотря на все это Полевой был самоучкой и не имел образования. Он 10 лет вел у отца домашнюю контору, писал стихи и прозу. Очень успешно шли его торговые дела, а между всеми купеческими делами учил языки и грамматику.

В начале 19 века семья Полевого переехала в Курск. В 1817 году первые опубликовался в Русском вестнике, корреспонденция «Пребывание императора в Курске». После этого постоянно публиковался в разных периодических изданиях: «Вестник Европы», «Сын отечества», «Северный архив» и др. В 1820 году Полевой переезжает в Москву. Он переезжает по торговым делам. Полевой устроил там водочный завод, но не это было главным для купца – он вошел в литературные столичные круги, в которые был охотно принят. Полевой был самоучкой, самородком, которые очень приветствовались в литературных кругах. В 1824 году он пишет на имя министра народного просвещения прошение на издание собственного журнала.

Журнал был разрешен. Таким образом Полевой стал профессиональным литератором. Благожелательное отношение других литераторов сменилось травлей; Полевой имел резкий характер, не боялся критиковать все и вся, что вызывало многочисленные скандалы в его кругах. Дело было не только в этом: Полевой был буржуазным просветителем, целью его был экономический и культурный подъем. Он пропагандировал идеи свободного капиталистического развития в России.

Полевой считал, что промышленность и просвещение тесно связаны вместе. Он энергично приступает к развитию нового образования в своем журнале МТ. Это было энциклопедическое издание, ежемесячное. Оно имело четыре раздела, изысков не было. Преимущественно это был научный и публицистический журнал, нацеленный на все новое. МТ был назван именно потому, что телеграфа в России не существовало – это была новинка для русских людей. На обложке журнала был нарисован световой телеграф в виде башни с сигнальным устройством – очень круто. В программе журнала указывалось, что здесь будут новейшие произведения: стихотворения и проза. Журнал включал так же новости политики, очерки и др.

Художественной литературе в первые четыре года издания редакция не уделяла много внимания. Экономика и наука превалировали в самом издании. Но в 1824 году случился литературный бум: проза, беллетристика – все печаталось и весьма активно, хотя стихи оставались на низком уровне. Постоянно сотрудничали писатели второго ранга, совершенно никому неизвестные. Большинство стихотворений принадлежали провинциальным авторам, которые в основном писали анонимно.

МТ в разные годы выходил с приложением в несколько страниц. Указываются три как минимум приложения: «Прибавления к МТ посвященные читательницам» - образцы мебели, узоров и одежды. Кроме того выходили два сатирических приложения: «Новый живописец общества и литературы», «Камера обскура людей и книг». Известно, что они пользовались популярностью современников и были образцами сатиры начала 19 века.

МТ имел стержень; издание имело четкое направление и не имеет журнального балласта – статей, которыми просто забивалось место. МТ не выходил вовремя. Полевой оправдывался, что не было любопытных и интересных произведений, поэтому журнал задерживался. Журнал должен составлять нечто целое, полное, он должен иметь душу.

Успех МТ был несомненным. Молодежь встретила издание на «ура». Первый тираж был 700 экземпляров, был переиздан, в дальнейшем выходил тиражом в 1200 экземпляров. Журнал приносил хорошую прибыль. Перед Полевым в итоге стояло две задачи: издание журнала энциклопедического просветительского типа и делание романтизма как главного литературного направления. Для того, чтобы осуществить эти две задачи, требовались литературные силы. Публиковался младший брат Полевого Ксенофон.

Следует отметить среди публиковавшихся князя Вяземского. Ко времени издания МТ Вяземского уволили с гос.службы и установили негласный надзор – он был тесно связан с декабристами. МТ пригрел Вяземского. Он радостно поддержал своим авторитетом журнал, фактически на первых порах помог редактировать журнал – это было взаимовыгодное сотрудничество. У Вяземского шел фельетонный цикл, подписанный как «Журнальный сыщик». Он действительно защищал МТ от многочисленных нападок на Полевого, концепцию его издания и прочего. Он часто привлекал к сотрудничеству друзей – видных писателей. Со временем Полевого начал тяготить диктат Вяземского. Окончательный разрыв сотрудничества прекратился с 1829 году: Полевой раскритиковал Карамзина, чего Вяземский не смог вынести.

Основную журнальную нагрузку несли Николай Полевой и его брат. Энциклопедический журнал соответствовал натуре Полевого: он всем интересовался. Он писал романы, повести, драмы, исторические исследования, научные статьи, переводил Шекспира, был хорошим критиком. Критика была сильным местом МТ, и Полевой был профессионалом в этом деле. Полевой вел постоянно литературную летопись, каждый год в каждом номере. Он сделал из критики постоянную часть журнала. Основой критики редактора является романтизм. Споры о романтизме в то время велись постоянно, причем на основе произведений, которые выходят в это время: баллады Жуковского, поэмы Пушкина, первые главы ЕО, творчество зарубежных писателей и др. Основой в размышлениях о романтизме становилась антитеза: или классицизм, или романтизм. У Полевого так же: разграничения производятся типологически. Классицизм подражал древней греческой литературе, а романтизм – средневековой литературе. Главный признак – оригинальность и самобытность.

Критика этого периода делится на три блока:

1. Социально ориентированная критика декабристов.

2. Философски ориентированная критика: Адоевский и др.

3. Исторически ориентированная критика: Полевой.

 

Уровень конкретных суждений Полевого богат и разнообразен. Если посмотреть, вся хронологическое творчество отмечает всех писателей тех времен.

Важнейшей заслугой Полевого было составление первого обзора русской словесности с древнейшего периода до пушкинской эпохи включительно.

К Пушкину МТ относится очень восторженно. Есть определенный критический пафос в произведениях на работы Пушкина.

С Полевым связаны новые жанры литературной критики. Основным является критикобиографический этюд. Полевой утвердил в русской критике тип энциклопедического разбора, с отсылками к литературе и тщательному рассмотрению произведений.

Формально МТ не имел прав на обсуждение политики, но Полевой вполне обсуждал и критиковал внутреннюю общественную жизнь России. Издание принималось за оппозиционное. Поводом для закрытия МТ тоже стала критика – маленькая работа на драму кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Это драма о 1817 году. Полевой отозвался о ней очень критически, в то время как драма была очень высоко оценена Николаем. Такое несовпадение мнений привлекло цензурный комитет, и 1834 году журнал был прекращен. Закрытие журнала для Полевого стало катастрофой. Все упиралось в деньги. Он ни раз пытался вернуться в журналистику, и поэтому с этого времени происход



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: