В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 1 глава




 

Благоугождение и служение Богу наипервее в помышлениях состоит.

 

452. Какая добродетель морит голодом демонов?

 

Воздержание морит голодом демонов, ибо сласти — пища демонов. Но некоторые, истощив себя постом и воздержанием чрезмерным, удалились от Бога.

 

453. В чем заключается характерное отличие жизни православных христиан от прочих людей?

 

Отличительный характер жизни православных суть страдания и болезни: внутренние и внешние, произвольные и невольные. Зато их ожидает вечное блаженство, если они разумно переносят их (свт. Феофан Затворник).

 

454. Что мешает нам оставить грех и обратиться к Богу?

 

Развращение воли. Это исправляется преданием себя воле другому (духовника). Вот и святые отцы преимущественно боролись против своей воли (свт. Феофан) Затворник).

 

455. Что такое суета?

 

Это развлечения настоящей жизни.

 

456. Как легче победить грех?

Святые отцы говорят нам, что легче всего победить грех, начав с помыслов. Да и самое угождение Богу и служение состоит в помышлениях.

 

457. Что такое «внимать себе»?

 

Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать ответ: что плохо — отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

458. Может ли злой дух покаяться?

 

Сам злой дух засвидетельствовал, что покаяние злых духов, невозможно, и это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение.

 

459. Скажите, пожалуйста, когда в церкви земные поклоны нельзя делать?

 

Земные поклоны со дня Святой Пасхи оставляются (не делаются) до дня Святой Троицы. В течение всего года в двунадесятые праздники, в воскресные и субботние дни, а также и во дни причащения Святых Таин поклоны не позволяются; разрешается только коленопреклонение (с благословения) перед местными, особо чтимыми святынями.

 

460. Скажите, пожалуйста: какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени должно совершать по новопреставленной усопшей?

 

Должно ежедневно, в течение сорока дней читать молитву: "Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное", — по двенадцать раз с поклонами, после утренних и после вечерних молитв.

 

461. Можно ли в храме, находясь на клиросе, сделать вслух замечание, если бы кому пришлось ошибиться в чтении или пении?

 

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущение. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено? Об этом, конечно, следует легонько напомнить, разъяснив хорошо после окончания службы; не преступление, если не то по ошибке прочитано, а плохо, если хотя и прочитано положенное, но без внимания и расположения.

 

462. Скажите, пожалуйста, что такое за грех мшелоимство и чем должно заниматься в келлии?

 

Мшелоимство — это есть различные предметы прихоти и роскоши в келлии. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце, отвлекая таким образом христианина от Бога. Кроме того, мшелоимство возбуждает мечтательность, противодействующую совершенству духовному. В келлии должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия, иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию. Тогда Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя.

 

463. Как быть мне, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?

 

Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена — величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных святыми отцами и старцами, особенно о подвижничестве.

 

464. Скажите, пожалуйста, как правильно надо креститься?

 

Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на чело (лоб), на чрево ("еже на пупе"), на правое и на левое плечо; всегда крестись, стоя в прямом положении тела, а потом кланяйся, а не так, как иные: крестятся и кланяются одновременно. Не следует поспешно совершать крестные знамения и поклоны. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: "Православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)".

 

465. Скажите, пожалуйста, получит ли награду от Бога тот, кто подал добрый совет и увещевал к добру?

 

Несомненно получит. Вот послушай, что об этом говорит святой Иоанн Златоуст: "Если ты посоветуешь, а слушатель не примет и не принесет плода послушания, тебе, однако ж, уготована Богом награда за совет, и ты получишь такое же воздаяние, какое получил бы, если бы тебя послушали, потому что ты исполнил свой долг. Наш долг не убедить слушателя, но только посоветовать".

 

466. Надо ли опять слушать Слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю, не делаю то, чему оно учит?

 

Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь (свт. Иоанн Златоуст).

 

467. Поставится ли мне в грех, если я другого принудил поклясться?

 

Тот, кто понудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы.

 

468. Какое первое у человека греховное требование?

 

Чтобы все было по-нашему, и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем.

 

469. Какое значение имеют внешние подвиги?

 

Хотя внешние подвиги необходимы, но они суть подмостки, посему внимание свое меньше останавливайте на них. Здание строится посреди них, но они не здание. Здание — в сердце, на сердечное делание и обратите внимание свое. Одно и то же дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по замыслам. Учитесь сему.

 

470. Как разумно служить больному?

 

Разумно служащий больному служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания, ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним: скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, — он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что больной благодарен ему более, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больному, тот освобождается и от страстей, и от браней.

471. Кого должно считать богатым?

 

Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много роздал.

 

472. Желающий угодить Богу какой должен вести образ жизни?

 

Желающий угодить Богу не должен вести спокойной и приятной жизни.

 

473. Что особенно умилостивляет Господа?

 

Ничто так не умилостивляет Господа, как любовь к врагам.

 

474. Как узнать, что происходящее есть от Бога?

 

Все происходящее от Бога — мирно и полезно, и приводит человека к самоосуждению и смирению.

 

475. С кем мы особенно должны искать связи и дружбы?

 

Присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать.

 

476. Хорошо ли желать богатства?

 

От богатства происходит гордость, тщеславие, чревообъядение, сластолюбие, всякая роскошь.

 

477. Должно ли делать поклоны сверх силы?

 

Бог не требует от нас выше силы нашей, а поэтому соображайтесь с силами!

 

478. Что христианину должно делать, возвратясь домой с дороги?

 

Возвратясь домой должно каяться о всех своих оплошностях, случившихся в дороге; когда или глазом поползнулся увидеть что недоброе, или слухом услышать, или языком изречь лишнее.

 

479. Как смотреть на жизнь тех людей, которые не посещают храма Божия?

 

Люди, чуждающиеся храма Божия, бывают чужды Богу, чужды веры и добродетели, и жизнь их полна всяких страстей.

 

480. Что есть смиренномудрие?

 

Познание и осознание своей человеческой немощи.

 

481. Можно ли успешно совершить свое спасение без духовного отца?

 

Без духовного отца — руководителя и учителя — нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловлену сетями диавольскими.

482. Будет ли человек отвечать Богу за праздное молчание?

 

Святой Амвросий говорит, что если мы даем ответ за праздное слово, то будем осмотрительны и в том, чтобы не пришлось ответить за праздное молчание.

 

483. Что у спасающихся не признается честным и полезным?

 

У христиан не признается полезным все то, что не приближает к вечной жизни.

 

484. Какого мы должны держаться правила в отношении к нашим ближним?

 

Первое правило — твердо исполнять данное слово и не обманывать других в своих обещаниях.

485. Следует ли христианину прислушиваться к мнению о себе других?

 

Обязательно следует прислушиваться, особенно к мнению добродетельных.

 

486. Каким святым надобно молиться против нервности?

 

Святым Борису и Глебу.

 

487. До каких пор христианину должно бояться смерти?

 

Христианин боится смерти до тех пор, пока грех в нем силен.

 

488. Что должно прочитать, идя на исповедь к духовнику?

Перед исповедью прочтите заповеди Божии с объяснением или перечень грехов.

 

489. Что вменяется христианину в отпущение грехов?

 

В отпущение грехов нам вменяются добрые дела, и искушение, и болезнь.

 

490. Надо ли забывать свои добродетели?

 

Забывать о добрых делах — доброе дело, а если постоянно содержать их в своей памяти, то тем оскорбляем Господа.

 

491. Что должно быть самым важным для родителей?

 

Все для родителей должно быть второстепенным в сравнении с заботой о воспитании детей.

 

492. Какую пользу приносит чтение Евангелия?

 

Оно очищает душу.

 

493. Чем особенно прощаются грехи христианина?

 

Любовь к врагам — величайший выкуп грехов наших.

 

494. Какая мысль страшна для диавола?

 

Мысль, занятая предметами Божественными, страшна для диавола.

 

495. Что вы можете сказать о пляске?

 

Где пляска, там и диавол.

 

496. А что скажете об учении о судьбе?

 

Учение о судьбе посеяно диаволом. Судьбы никакой нет.

 

497. Что должно понести человеку, чтобы получить прощение грехов?

 

Кающемуся грешнику, желающему смириться и очиститься, необходимо принимать уничижение и молчать, зная, что он грешный и должен терпеть ради покаяния, чтобы Бог загладил грехи его.

 

498. Следствием чего бывает отчаяние?

 

Отчаяние большей частью есть следствие продолжительной порочной жизни.

 

499. Какую духовную пользу получает человек от чтения жития святых?

 

Чтение жития угодников Божиих укрепляет в нас веру, питает надежду и воспламеняет любовь ко Господу.

 

500. Какие есть жертвы Богу?

 

Хвала Богу и дух сокрушенный.

 

501. Когда пост бывает угоден Богу?

 

Пост будет Богу угоден тогда, когда мы при нем будем иметь доброе расположение к людям.

 

502. Какое значение для нашего спасения имеет уничижение и оскорбление?

 

Если бы не было уничижения и поруганий, то не было бы ни одного святого. Кто бежит от скорбей, тот бежит от вечной жизни. За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали? Обижающих мы должны считать благодетелями для душ наших.

 

503. Должно ли бояться врагов Божиих?

 

Врагов Божиих не нужно бояться.

 

504. Каково домостроительство Господа о нашем спасении?

 

Домостроительство Господа таково, что чем нам вредят, то служит к нашей пользе.

 

505. Должно ли в болезнях заботиться об излечении их?

 

Да, должно заботиться об излечении болезней. Кто не хочет в болезни обратиться к врачу, предоставляя все дело Богу, тот искушает Бога.

 

506. Кому легче переносить бедствия?

 

Бедствия переносятся легко тем, кто от божественных книг научается терпению и любомудрию.

 

507. Кто великодушный?

 

Тот кто употребляет деньги на нужное.

 

508. Кто должен больше бояться гордости: праведник или грешник?

 

Праведник должен бояться гордости больше, нежели грешник.

 

509. Каким главным правилом должен руководствоваться подвижник?

 

Стеснять себя во всем.

 

510. В чем выражается лжеупование?

 

Лжеупование выражается в слишком большой уверенности в собственном вечном спасении.

511. Как смотреть на шоколадные конфеты?

 

От шоколадных конфет бывает возбуждение и грех лакомства.

 

512. Должно ли заботиться о спасении ближних или ограничиваться только заботой о своем спасении?

 

Святой Иоанн Златоуст говорит, что если будешь заботиться только о своем спасении, то ничемже лучше будешь закопавшего данный талант в землю.

 

513. Как смотреть на пристрастие к деньгам?

 

От пристрастия к деньгам рождается безчисленное множество зол.

 

514. Должно ли скорбеть о потере денег?

 

О потере денег не нужно печалиться.

 

515. Большая ли добродетель назидает ближнего?

 

Величайшая добродетель в том, чтобы заботиться о назидании ближнего.

 

516. Что должно дома вычитывать если не смогла сходить в церковь?

 

Вместо утрени — утренние молитвы, двенадцать избранных псалмов и первый час; вместо обедни — третий и шестой час с изобразительными.

 

517. О чем должно молить Господа после причащения Святых Таин?

 

После приобщения надо просить Бога, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть к прежним грехам.

 

518. Как узнать, кто забыт Господом Богом?

 

Забыт от Бога тот, кто не имеет скорбей и безскорбно дни свои проводит.

 

519. Как научиться смирению?

 

Прочитывай в книгах святых отцов те места, в коих пишут о смирении, и старайся так поступать, как они научают.

 

520. Должно ли быть осторожным в разговорах?

 

Обязательно осторожным; слова, сказанные спроста, перетолкуют в худую сторону.

 

521. Что такое соблазн?

 

Соблазном называется все то, что порождает мысли о грехе, располагает и нудит к греху.

522. Как смотреть на наслаждение?

 

Наслаждение — бог страстей, всякое наслаждение расслабляет сердце и ум.

 

523. Чем укрепляется и совершенствуется добродетель?

 

Добродетель и сила души укрепляется и совершенствуется в несчастии, в страданиях и болезнях. Каждое испытание более и более приближает человека к Богу.

 

524. В чем состоит монашество?

 

Монашество состоит не в одежде и четках, а в смирении, терпении, любви и прочих добродетелях.

525. Всех ли людей надо любить, без различия?

 

Людей всех надо ради Бога любить, даже и врагов, но конечно, преимущественно духовных отцов, благотворителей, наставников, начальников и друзей по духу.

 

526. Как можно быть монаху полезным для родных?

 

Будьте полезны для родных — жизнью, добрым советом, словом и писанием назидательным.

527. Что такое "пост"?

 

Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим произвольное потому, что воздержание поневоле, например от скудости, или по болезни, или по тщеславию, такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле.

 

528. Как научиться терпеть?

 

Когда без вины оскорбил кто тебя, помяни перед Богом свои грехи и через это сознание смирись.

 

529. Что должно делать, когда совесть о чем-либо безпокоится?

 

Чем обезпокоена бывает совесть, все то тотчас надобно оставить, и если в чем осуждает, надо тотчас удовлетворить ее покаянием.

 

530. Можно ли хвалить в лицо человека?

 

Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека.

 

531. Что ж это значит"считать себя ниже всех"?

 

Не замечать чужих грехов, смотреть на свои.

 

532. Что важно во время смерти?

 

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

 

533. Кто трудится в молитве безполезно?

 

Кто много трудится в молитве, но оскорбляет ближнего, тот безполезно трудится.

 

534. Как должно принимать неприятности?

 

Неприятности должно принимать как драгоценное врачевство против нашего тщеславия и высокомудрия.

 

535. В каком духе надо писать письма?

 

Писать письма надо в хорошем расположении духа.

 

536. Как смотреть на знакомства с мирскими и суетными людьми?

 

Недушеспасительные знакомства отвлекают от дел, рассеивают ум, жизнь наполняют излишней суетой, не дают сосредоточиться в себе и в Боге.

 

537. В чем состоит истинная любовь к ближнему?

 

Истинная любовь состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся.

 

538. Должно ли кушать до сыта?

 

Сытое чрево клонит к дремоте и сну, к лености и слабости, отчего восстают в человеке скверные помыслы.

 

539. Должен ли желать умереть тот, кто не очистился от грехов через покаяние и исправление?

 

Не очистившийся, если желает смерти, поступает безумно.

 

540. Если работа идет против совести и веры, как надобно поступить?

 

Если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти на другую.

 

541. Имеет ли значение для вечной участи умершего внешность погребения?

 

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, люстра и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

 

542. Как побеждать зависть?

 

Во-первых, надо помолиться, чтобы Господь умножил блага ближнему; во-вторых, помогает сорадование ближнему; в-третьих, следует помолиться о себе с покаянием: "От тайных моих помилуй мя, Господи, и от чуждых пощади раба Твоего".

 

543. От чего происходит зло?

 

Зло происходит от безпечности, от праздности, от обращения со злыми людьми и от презрения к добродетели.

 

544. Должно ли бояться злословия?

 

Злословия не должно бояться добродетельным.

 

545. Полезно ли знание без любви?

 

Знание без любви не только безполезно, но даже вредно.

 

546. Как смотреть на науки приготовления разных кушаний?

 

Искусства стряпать и приправлять пищу вредны: приучают к сластолюбию.

 

547. Должно ли бояться искушений?

 

Искушений не должно бояться, потому что за нас Бог; от искушений не нужно впадать в уныние и малодушие.

 

548. Как должно относиться к лживым людям?

 

Лживых людей должно избегать.

 

549. Что делает человека мучеником?

 

Мучеником человека делает не одна только смерть, но и его душевное расположение.

 

550. Какое время должно считать удобным для наставления слушателя?

 

Наставляй тогда, когда слушатель находится в добром расположении.

 

551. Почему иногда святые не исполняют наши молитвы, не избавляют нас от страданий и бедствий?

 

Святые потому не исполняют нашей молитвы, не дают просимых (на молитве) благ земных, не избавляют от бедствий и страданий, чтобы этими скорбями спасти наши души.

 

552. Что должно быть основанием молитвы за ближних?

 

Основание молитвы за ближних есть сострадание к ним.

 

553. Как смотреть на терпение болезни с благодарением?

 

Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями от грехов очищаемся и от страстей избавляемся.

 

554. Можно ли загорать и купаться при других?

 

Святые отцы запрещают обнажать тело, конечно, и купаться.

 

555. Можно ли думать, что католики спасутся?

 

Преподобный Пафнутий Боровский видел в аду князя литовского Витовта, попавшего туда ради ложной католической веры.

 

556. Что надо иметь "на первом плане" желающему спастись?

 

Первое — уклоняться от греха, второе — нее отчаиваться в прощении.

 

557. Должно ли останавливаться на худых мыслях?

 

Не должно останавливаться на худых мыслях, в душу приходящих, а следует заменять их добрыми и святыми размышлениями.

 

558. Как надо думать: какова мука в аду?

 

Самая меньшая мука в аду тяжелее самой лютой на земле.

 

559. Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

 

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. "В чем обрящу, в том и сужду", — говорится в Евангелии.

 

560. Нужно ли иметь осторожность в вопросах?

 

О пустом спросишь — пустое и услышишь. А это научает нас быть осторожными в вопросах.

 

561. Какое правило перед сном надо держать ежедневно во всю жизнь?

 

Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом.

 

562. Как быть христианину, если высокая должность мешает ему жить по Богу и спасать душу?

 

Если высокая должность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оставить. Лучше быть поглупее и попроще, но спастись. Что пользы тебе, если ты весь мир приобретешь, душу же свою погубишь.

 

563. Надо ли обращать внимание на высказывания людей мирских?

 

Не дорожи, что о тебе скажут люди, чуждые нашего церковного духа.

 

564. Как христианину надо смотреть на гражданский брак?

 

Брак мы признаем лишь церковный. Гражданская запись необходима, но по духовному недостаточна.

 

565. Можно ли спастись без страданий?

 

Участь всех хотящих спастись — страдать. Поэтому, аще страдаем — да радуемся, ибо соделывается спасение наше.

 

566. Какого человека можно считать приветливым?

 

Приветливым называют человека, который в обращении с ближними является для всех предупредительным, дружелюбным, ласковым и благожелательным.

 

567. Имеет ли силу молитва перед Богом, если она читается без сочувствия сердца?

 

Без сочувствия сердца молитва недействительна.

 

568. Должно ли угождать людям в нарушение воли Божией? Например, попусту время проводить, празднословить и т.д.

 

Преподобный Серафим говорил, что от этой неразумной любви (угождения) многие погибли. Любить надо всех, но больше — Бога. Посему не следует допустить что-либо против совести из-за угождения человеку, но угождать людям во благое должно.

 

569. Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

 

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь святой Екатерине: "Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне неугодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои".

 

570. Как должно дорожить временем, зная, что оно дороже золота и им покупается наше спасение?

 

Крадем мы время сами у себя ничегонеделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы сделали добра, если бы не проводили время безполезно. Спасительно время мы проводим в молитве, в богомыслии, в чтении божественных книг, в посещении храма Божия, в благочестивых разговорах, в делании добрых дел и в трудах.

571. Можно ли приобрести смирение без безчестия?

 

Кто не понесет безчестия, тот не может достигнуть смирения.

 

572. Чего больше всего не любит сатана?

 

И то знай, что ни о чем столько не скорбит сатана и ничем столько не прогоняется и обезоруживается, как тем, когда человек любит смирение и безчестие.

 

573. Как у Бога оцениваются наши дела и труды?

 

У Бога ценятся добрые дела и труды христиан, по мере их смирения.

 

574. Чего мы должны остерегаться?

 

Берегись братьев, хвалящих тебя, и мыслей, уничижающих людей.

 

575. Через что добрые дела бывают безполезными?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: