В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 5 глава




 

Советы твои пусть будут кроткими и извиняйся пред ним неоднократно и часто, а больше всего ссылайся на любовь к нему.

 

854. Надо ли желать, чтобы все было по-нашему?

 

Не надо желать, чтобы было все по-нашему, все складно, удачно, хорошо, удобно — это все мысли гордости и самоуверенности. Помни, что все недостатки в жизни и все скорбное — полезно и спасительно, а довольство и удачи и утешения не от Господа — нам вредны. Поэтому никогда не следует унывать, а все случающееся с нами принимать с благодарением, как от руки Божией.

 

855. Когда должно спрашивать?

 

Чьи советы уразумеваешь душеспасительными, там очень нужно спрашиваться.

 

856. Когда спасение сомнительно?

 

Исповедь, епитимии и исправление жизни необходимы; а без них спасение сомнительно.

 

857. Как посещать храм, чтобы хождение было спасительным?

 

Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пением стройным — имей это все на втором плане, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души, в чувстве покаяния, не столько услаждайся пением, сколько познавай и оплакивай свои грехи.

 

858. Хорошо ли спрашивать духовного отца?

 

Хорошо спрашивать духовного отца, но худо его советов не исполнять... ибо просящий наставления рано или поздно все же может исправиться.

 

859. Должно ли бояться, когда нам напоминают о смерти?

 

Многие боятся всякого напоминания о смерти, а что будет час разлучения души от тела, когда демоны обступят смертный одр и будут показывать грехи наши? Горько пожалеем, что не вспоминали о смерти, чтобы исправить жизнь нашу; заплачем, но будет уже поздно.

 

860. Какими считать слезы благодарности Господу?

 

Слезы по Богу те, когда христианин, исполненный чувств благодарности к Господу, от умиления за милости Божии к нему, источает слезы. Слезами по Богу можно назвать и те, когда человек, видя страдания близких, их несчастья, нравственные падения во грех, проливает слезы за ближних.

 

861. Какой сон душеспасительный?

 

Если хочешь мудрого сна, кайся, ложась в постель, сокрушайся духом и молись Господу. С молитвой заснешь — привлечешь к себе Ангела хранителя, который будет тебя охранять до твоего пробуждения.

 

862. Что такое "внимание к себе"?

 

Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать отчет: что плохо, то отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

 

863. Какие самые главные двигатели в духовной жизни?

 

Частая исповедь и Святое Причащение — это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни, — только нужно правильно пользоваться сими Таинствами. Например: исповедь для своей действительности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедовать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их.

 

864. Как узнать в себе, когда находишься в плохом душевном состоянии?

 

Плохой признак душевного состояния человека, если у него нет слез о своих грехах, о своей худости, даже скорби о них. А если нет, — позаботься иметь, проси непрестанно у Господа.

 

865. На что позволительно гневаться?

 

Гневаться позволительно только на свои грехи, на свои дурные мысли и на самый свой гнев.

 

866. Какую силу имеет 50-й псалом?

 

Покаянный пятидесятый псалом так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы.

 

867. Какую духовную силу имеет чтение житий святых?

 

Чтение житий святых человека много на пути спасения поддерживает и делает добрее. При телесном утомлении и душевном возмущении читающий всегда находит в четьи-минее и подкрепление и духовное успокоение.

 

868. Иногда на меня находит уныние при виде множества грехов моих. Что делать?

 

Унывать не должно при виде множества грехов своих и немощей, потому что уныние и безнадежность — величайший грех. Наша обязанность была терпеливыми, смиренными, всем довольными. Наш подвиг: не хранить злобы в сердце своем, не произносить обидного слова, не осуждать.

 

869. Какая душа не проходит мытарств по смерти?

 

Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти или получить христианскую кончину в Неделю Пасхи.

 

870. Как нападает диавол на людей?

 

Диавол нападает на боязливых — страхом и привидениями; на других — клеветой человеческой, враждой, злобой; на ученых — гордостью и самовозношением; на молодых — блудными помыслами; на старых — разленением, злопамятством и вредными привычками и т. д.

871. Почему должно заниматься постоянно чтением священных книг?

 

Чтением священных книг надо заниматься не только для себя, но и для пользы других: "Сам спасешься — и других спасешь!"

 

872. Слишком ли часто должно посещать больных?

 

Должно помнить, что слишком частые продолжительные посещения могут быть тягостны для больных.

873. Как должно относиться к людям горячим и вспыльчивым?

 

Уклоняйся от людей горячих и вспыльчивых, если не хочешь потерпеть от них чего-либо худого.

 

874. Должно ли открывать свое сердце людям неблагонамеренным?

 

Мудрый остерегается неблагонамеренных людей и не открывает им своего сердца, ибо опасается, чтобы они его откровенность не употребили во вред ему.

 

875. Каких людей должно избирать в друзья и доверенные?

 

В друзья и доверенные избирай только умных и благочестивых людей, которые в беседах своих не издеваются над верой, ибо только между добродетельными людьми и может быть истинное и продолжительное дружество.

 

876. Как победить в себе худое желание?

 

Ежели появляется в душе твоей греховное желание, то обрати свое внимание на другой предмет. Помышляй о Боге, вечности, Страшном суде — и ты укрепишься, чтобы победить это худое желание.

 

877. Всякому ли должно вверять свои тайны?

 

Неправильно делают те люди, которые говорят все, о чем они думают, всякому вверяют свои тайны; благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить, и не причинит ли нам и другим вреда то, что хотим сказать.

 

878. Как узнать человека, каков он?

 

Разговор есть зеркало человека: из него можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет ли добрые мысли и правила или нет, религиозен или неверующий.

 

879. Как вести себя, если подпадаешь гневу на кого-либо?

 

Если подпадаешь гневу от кого-либо, то приучись в гневе молчать несколько минут, творя Иисусову молитву, прежде нежели будешь говорить или действовать в жару.

 

880. Как относиться к двуязычному?

 

Берегись двуязычного, который иначе с тем, иначе с другим говорит, и слова, выведанные у одного, передает другому. Такие люди производят вражду и ссоры, которые могут погубить обе стороны.

 

881. Как вести себя во время беседы?

 

Если тебе случится с кем беседовать, то более слушай, нежели говори.

 

882. Права ли я, если слишком озабочиваюсь о родственниках?

 

Это великий грех: они сами о себе могут позаботиться, а ты займись спасением души, ведь смерть не за горами, а за плечами.

 

883. Можно ли читать пустые книги?

 

Отравить себя ядом — это прочитать худую книгу. Чтение празднословных книг ведет к ошибкам, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает, нужное к спасению нашему, к счастью временному и блаженству вечному. Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Божии.

 

884. Что такое "безкровное мученичество"?

 

Безкровное мученичество — это когда оскорбляют, обижают, клевещут, осуждают. Его нужно терпеть безропотно.

 

885. Что такое "заговенье"?

 

Это начало говения.

 

886. Как приготовить себя к церковной молитве?

 

Если ты идешь на молитву в храм, то время, нужное для прохода, весьма удобно обратить на время приготовления к церковной молитве.

 

887. Душеполезно ли дома иметь иконы?

 

Душеполезно дома иметь иконы, ибо тогда мы скорее и чаще думаем о Боге, равно как и о душе своей, о ее вечном спасении, чем тогда, когда мы не имеем пред собой таких спасительных напоминаний.

 

888. Что значит "жить просто"?

 

Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого.

 

889. Как оправдаться на суде Божием?

 

Святая Феодора добре отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). "Ты то и то сделала", — говорили бесы. Она отвечала: "Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение". Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь — а затем исправление жизни.

 

890. Только ли тогда считается молитва, когда молитвенник молится перед иконами?

 

Молиться не одно только, чтобы обязательно стоять перед иконами на молитве. Держать ум и сердце, к Богу обращенные и устремленные, есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был: сидел ли, лежал ли, шел ли. Правило домашнее молитвенное своим чередом: утром и вечером перед иконами, а это молитвенное состояние — своим.

 

891. Как смотреть на молитву без скорби о грехах?

 

Без покаянных чувств, скорби о грехах, молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. А слезы на молитве о грехах раздувайте. Приучитесь голосить над собою, как над мертвым... и с причетами.

 

892. Какие земные утешения считаются греховными?

 

Утешения земные следующие: вкусная пища, изысканная обстановка (мебель), изящная одежда, разнообразные развлечения: кино, телевизор, музыка, частые посещения знакомых не с душевной пользой.

 

893. Что делает с человеком празднословие?

 

Празднословие делает человека прекословным, ленивым, сонливым, непокорным, лишает его страха Божия, ожесточает сердце его.

 

894. Как избавиться от пьянства?

 

Чтобы избавиться от пьянства, надо усердно молиться Господу, с постом и слезами в уединении; потом отслужить водосвятный молебен святому мученику Вонифатию, а святую водицу домой взять и кушать натощак, ипросфорочки по кусочку.

 

895. Что делать, если посочувствуешь страсти в сердце?

 

Если примешь страсть в сердце, посочувствуешь ей и поносишь ее в душе некоторое время, и осквернишь ею душу, то читай покаянный канон или пятидесятый псалом с несколькими поклонами; если не помогает, то повтори, пока не успокоится душа.

 

896. Можно ли покушать то, чего очень хочется покушать?

 

Того не ешь, к чему есть похотение.

 

897. Когда особенно должно приготовляться к смерти?

 

Христианину всегда должно приготовляться к смерти, но особенно тогда, когда он подвергается искушениям, угрожающим смертью.

 

898. Чем особенно уловляет враг спасения людей, благочестиво живущих?

 

Известно, что враг спасения благочестиво живущих людей более тем улавливает, что внушает им добрые мысли о себе. Но вы будьте осторожны, — что ни сделали доброе, все к Богу относите.

 

899. От чего происходит рассеянность?

 

Рассеянность происходит от праздности.

 

900. В чем должно находить утешение в болезни?

 

В болезни должно находить утешение в чтении Священного Писания и житий святых.

 

901. Меня обокрали, скажите слово утешения.

 

Терпеливое перенесение потери сокровищ равносильно добровольной раздаче милостыни.

 

902. Как поступать мне после разговора с ближним?

 

После разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено: дабы в худых и пустых словах раскаяться перед Богом и в будущем не допустить этой ошибки, а душеполезные слова повторять при удобных случаях.

 

903. Как относиться к людям осуждающим и клевещущим?

 

Когда люди осуждают нас, клевещут на нас, мы не должны сердиться, а скорее рассмотреть, нет ли в осуждениях этих какого основания.

 

904. Я иногда ночью просыпаюсь, — как смотреть на это?

 

Если проснешься ранее положенного часа, то не обленись восстати и помолись Богу твоему и святому Ангелу хранителю, возбудившему тебя.

 

905. Какие помыслы постоянно борют человека?

 

Два помысла постоянно борют человека: или осуждение других за умаление (подвигов) или возношение при собственных исправлениях.

 

906. Как смотреть на безчестие, хулу, обиду, искушение и на злострадание?

 

Безчестие за честь, хулу за хвалу, обиду за награждение, всякое искушение и злострадание почитать за превосходнейшее воздаяние.

 

907. Как смотреть на дарования, которые даны от Господа?

 

Каждый смотри на себя: какие тебе даны от Господа духовные дарования, те и развивай. Но сущность спасения одна — это любовь к Богу и ближним.

 

908. Нам ли принадлежат способности и таланты?

 

Все, что мы имеем, не нам принадлежит. Все наши способности, таланты получены нами от Бога для служения ближним.

 

909. Почему блаженны нищии духом?

 

Потому, что они считают себя ничем и надеются только на милость Божию.

 

910. В чем состоит любостяжание?

 

Любостяжание состоит в том, когда преступает кто предел закона. А это, по Ветхому Завету, значит заботиться больше о себе, чем о ближнем; по Евангелию же — заботиться о чем-нибудь ради себя, сверх необходимого на настоящий день, безрассудно.

 

911. Как относиться к притворным христианам?

 

Святой Игнатий Богоносец просит верующих избегать притворных христиан.

 

912. В какое время нападает на нас диавол?

 

Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.

 

913. Во время молитвенного правила меня отвлекают проходящие мимо окна?

 

Когда справляешь молитвенное домашнее правило, то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо.

 

914. Иногда случалось, что после вечерних молитв поешь или попьешь?

 

Если будешь есть после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют, — не осуждать, а сказать себе: "Ах, я окаянная".

 

915. Скажите молитву от худых помыслов.

 

Господи! За молитвы духовного отца (имя его) избави меня от худых помыслов.

 

916. Как смотреть на свои наружные дела?

 

Не по наружным делам должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению.

 

917. Иногда слышу о себе, что толкуют всяко и смеются?

 

Не бойся людских толков и насмешек о себе. Это диавольская болезнь, а помышляй, что скажет о тебе Господь Бог, что скажут о тебе Ангелы и святые.

 

918. Кто угоднее Богу, — тот ли, кто показывает великие добродетели, или тот, кто благодушно терпит находящие искушения?

 

Кто терпит благодушно находящие искушения, тот угоднее Богу, нежели тот, кто показывает великие добродетели.

 

919. Хочу быть смиренной?

 

Если ты подлинно хочешь быть смиренной, то жаждай всяких обид, притеснений себе, как голодный алчет пищи.

 

920. Кто раздражает демонов?

 

Грозящий палкой на собак раздражает их против себя; а демонов раздражает тот, кто нудит себя часто молиться.

 

921. Можно ли отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом молитвы?

 

Подобает не отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом беседы с Богом, ибо любовь выше молитвы.

 

922. При усиленном нашествии помыслов и мечтаний гнева и плотского вожделения, что полезно совершать?

 

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца.

 

923. Когда полезно укорять себя?

 

Укоряй себя при сознании своих немощей, чтобы выработать смирение.

 

924. Как разумно читать святые книги?

 

При чтении святых книг не оставляйте их до тех пор, пока не почерпнете себе какого-либо урока или правила для жизни.

 

925. Как обуздать язык свой?

 

Уединение — вот средство для обуздания языка.

 

926. Как снискать всеобщую благосклонность?

 

Если хочешь снискать всеобщую благосклонность, оказывай всегда с охотой всякую услугу.

 

927. Как спать разумно?

 

Спать надо меньше, нежели требует природа: сон прерывать воздыханиями и разделять его молитвой.

 

928. Что должно делать, когда кто худо говорит обо мне?

 

Когда другой худо говорит о тебе, то мсти ему одобрением и похвалами.

 

929. Как приучить себя к хождению пред Богом?

 

Все мысли, все говори, все делай в присутствии Господа. Немало требуется времени и труда, чтобы приучить себя к этому, но можно.

 

930. Как приучить себя к памяти смертной?

 

Воображай себя чаще то на одре смертном, то во гробе, то в могиле. Необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассмотрением и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами. Память о смерти будем испрашивать в молитве к Богу и со слезами станем умолять Господа, чтобы подал нам благодать сию, как ни с чем не сравнимую.

 

931. Должно ли укорять себя в назидательной беседе?

 

Да, должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и высокомудрие: "Господи! Не осуди меня, говорившего сие!" В самоукорении заключается победа над собой.

 

932. Как должно укорять себя при добрых делах?

 

Должно укорять себя при всяком добром деле: "Не знаю, угодно ли оно Богу?"

 

933. Какую приносят пользу для души укоры от других?

 

Укоризны от других научают нас терпению.

 

934. Когда и как должно произносить слово "прости"?

 

При всяком слове, деле должно говорить "прости" не принужденно, но с покаянием и умилением.

 

935. Когда хвалят, что должно делать?

 

Получая похвалу, полезнее молчать.

 

936. В каком порядке должно открывать духовному отцу мысли?

 

Открывать духовному отцу должно прежде более важные мысли, а не наоборот.

 

937. Как разумно просить прощения?

 

Проси прощения соображаясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись, а когда оно не велико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: "Прости меня, брат (сестра)".

 

938. Как вести себя, когда плохое настроение?

 

Мрачные настроения лучше не показывать другим, насколько это возможно.

 

939. Как вести себя по отношению к ближним?

 

По отношению к ближним — чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе, перед всеми смиряйся, всем угождай в пределах добра, от ищущих от тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учители никому не навязывайся, более же всего соблюдай мир и согласие со всеми, и будь готов на всякие для этого с твоей стороны жертвы.

 

940. Когда лучше заниматься святыми размышлениями?

 

Размышлениями о смерти, аде, рае, Страшном суде и другими подобными занимайся наиболее в ночи, ибо тогда тихое время и удобное к размышлению. Воспоминанием об этом человек отводится от грехов, и суета мира сего в забвение приходит.

 

941. Можно ли дело отложить на после?

 

Ничего не откладывай на после. Не думай, что после сделаешь. Всякому делу свое время. Мы можем знать прошедшее, располагать настоящим, а будущее не наше, оно — Божие. Итак, не будь окрадаем врагом в надежде спасения.

 

942. В день суда потребуется отчет только ли за праздное слово?

 

В день суда потребуется отчет не только за праздное слово, но также и за праздное и напрасное слышание.

 

943. Кого особенно должно посещать?

 

Будь готова посетить всякого человека, когда он находится в страдании, трудах и скорбях.

 

944. Как разумно ухаживать за больным?

 

Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешай страдальца добрым, ласковым, увещательным словом. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать вслух что-либо из божественного, назидательного, душеполезного.

 

945. Как приобрести чувства сокрушения и болезнования о грехах?

 

Святые чувства сокрушения и болезнования сердечного о грехах даром не приходят; надо потрудиться, поискать эту драгоценность, почаще уединяться в свою комнатку и там, пред ликом Распятого и Пречистой Его Матери поминая грехи свои, понуждать себя к покаянию и сокрушению сердечному.

 

946. Когда особенно Богу приятны наши добрые дела?

 

Особенно Богу приятны наши добрые дела, если при совершении их мы будем иметь чувства сокрушения сердечного.

 

947. Какая жертва умирающего приятна Богу?

 

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко-далеко не может равняться с той, которая делается своими теплыми руками.

 

948. Как прогнать вражий страх и тоску?

 

Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия.

 

949. Я замечаю, что при добрых делах встречаю искушение.

 

При всяком богоугодном деле бывает по действию врага искушение; а чем дело более спасительно, тем сильнее устремляется враг на человека, дабы разрушить доброе дело.

 

950. Чем приобретается страх Божий?

 

Страх Божий приобретается усердной к Богу молитвой и частыми размышлениями о разлучении души с телом и о будущей участи, неминуемой каждого из живущих на земле.

 

951. Можно ли при согрешении досадовать и роптать на себя?

 

Если что не исполнили или согрешили, то отнюдь не досадуйте, не ропщите на себя, а тотчас ухватитесь за смирение. Проси у Господа прощения: так и во всем делай, то проси помощи, то проси прощения.

 

952. Как смотреть на самооправдание?

 

Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

 

953. Чем отгоняется смех?

 

Смех отгоняется памятованием о Боге и Страшном суде.

 

954. Должно ли осуждать себя при удобстве и покое?

 

Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобством келлии или телесным покоем.

 

955. Как смотреть на наряды и украшения тела?

 

Наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение.

 

956. Какое действие оказывает на человека излишний сон?

 

Сонливый человек то же, что растение в тени: вял, уныл, бледен, недеятелен.

 

957. Можно ли худое говорить для назидания?

 

Если ты узнала худое — нее говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.

 

958. Какие добродетели выше: душевные или телесные?

 

Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства избегают, но равнодушно смотрят на гораздо более важные душевные пороки — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие.

 

959. Какие бывают помыслы?

 

Помыслы бывают трех родов: человеческие, Ангельские и бесовские. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце от них бывает мир и тишина, даже некоторое веселье. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Мысли бесовские: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение.

 

960. Какую пользу приносит пост для тела?

 

Святые отцы, Святым Духом движимые, установили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы. Ежели бы без изменения все одну пищу употреблять, скоромную и тучную, то она могла бы прискучить; ожидание праздника не постящимся не приносит такой отрады, как тем, кои приуготовляют себя постом, но не одним телесным, а и духовным. Воздерживаясь от брашен, должно воздерживаться и от страстей.

 

961. Я хочу застраховаться.

 

О страховании жизни, — пишет преп. Амвросий Оптинский в семидесятом письме, — не могу дать совета: нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляется неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обезпечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обезпечению — заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: