В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 6 глава




 

962. Я получила святое письмо?

 

Не верьте письму; в нем написана неправда и ничего важного не заключается, Церковь не приняла "святых писем". У нас есть Слово Божие: Святое Евангелие и Апостольские послания, и учения святых отцов; там найдете истину и жизнь; не бойтесь проклятия ложного письма, сожгите, — и будьте спокойны.

 

963. Что такое "прелесть"?

 

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях, — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею, — и это прелесть. Святые отцы различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии.

Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением, потому что в этом случае человек мнит о себе. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему так стремится сатана вовлекать в духовную гордость и всех рабов Божиих. Да, желающим проходить духовную жизнь нужно крайне остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что-либо высокое: что ты, например, выделяешься из других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и др. Чтобы избежать этой духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, только постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

964. Как смотреть на подарки, приносимые нам?

 

Подарки связывают, обязывают тебя. Некто сказал: "Кто дает — приобретает друзей, кто принимает — делается должником". Подарки редко приносятся безкорыстно, а большей частью с расчетом, а потому нужно соображаться: можешь ли ты удовлетворить, успокоить приносящего; и если подарки тяжелы, — не принимай их. Кто дарит, не должен помнить то, что он дарит, а кто принимает, не должен привыкать к подаркам, не должен питать пристрастия к приносящим.

965. Скажите о пользе размышления об аде.

 

В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умомко грешникам во ад, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и др., и молился об избавлении от них. Старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным. Старец Силуан говорил: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся".

 

966. Как смотреть на тайные подвиги бездуховного отца?

 

Вот что пишет преп. Амвросий Оптинский одной подвижнице: "Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно, и душевредно. Если добро это, — то почему оно тайно от духовного отца? Смотри, — душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния".

 

967. Можно ли пить кумыс?

 

Вот что писал преп. Амвросий Оптинский: "Здешние доктора убеждали тебя пить кумыс, но не думаю, что ты на это лечение согласилась. Кумыс — татарское шампанское. Лучше по нужде выпить виноградного, как советовал апостол Павел апостолу Тимофею".

 

968. Какие псалмы должно часто прочитывать в гонении от врагов?

 

Когда ты в гонении от врагов читай псалмы: 3-й, 53-й, 142-й, 58-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и часто прочитывай их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.

 

969. Хорошо ли во время поста вместо чая пить мяту?

 

На это преподобный отвечает, что хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия — пить чай или настой мяты, но на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12). Дерзновенно и самовольно нарушающие правила поста называются врагами креста, имже бог чрево их. Иное дело, если кто нарушит пост по болезни и немощи телесной. Здоровье от поста бывает здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывает, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются (преп. Амвросий Оптинский).

 

970. Душеполезно ли читать в опасностях 90-й псалом?

 

Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма 90: Живый в помощи Вышняго... ограждает читающих от многих опасностей, а если кто ради забвения с верою на помощь Божию, носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая с написанным этим псалмом: пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила.

 

971. Часто слышишь, что неверующие испытывают непостижимое: как это Бог в Трех Лицах, где находится ад и многое другое, этому подобное?

 

По слову Иоанна Лествичника, бедственно испытывать непостижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обличается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинается и оканчивается — покайтесь! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас, и что от нас совсем не требуется.

 

972. Как мне отучиться курить?

 

Привожу совет преп. Амвросия Оптинского: "Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, причаститесь Святых Таин, читайте ежедневно, стоя, Евангелие, по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие, или вместо этого кладите наедине по тридцать три больших поклона в память земной жизни Спасителя".

 

973. Имеют ли значение перед Богом характеры?

 

Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются; Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит о сем нерадении Един ведый тайны сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

 

974. Во время молитвы на меня нападает страх.

 

Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени, милостию Божиею, избавишься от этого искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения.

 

975. Что хуже: долги или грехи?

 

Долги хуже грехов: в грехах покаешься — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

 

976. Как переносить с пользой для души (в разуме) искушения?

 

Если кто перенесет искушение терпеливо и с покорностью, то оно пройдет без вреда; если же он будет скорбеть, роптать, обвинять каждого, то, делая для себя искушение более тяжким, будет только мучить себя, и получит не пользу, но вред; ибо весьма полезны искушения тому, кто переносит их безропотно.

 

977. Что такое "внешний" и "внутренний" монахи?

 

Отрекшийся от всего житейского, как то: от жены, имения и прочего, сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего. Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов обо всем и от внутреннего человека, то есть ума. Внешнего человека, кто захочет, легко может сделать монахом, но не малый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего.

 

978. Что мне делать, когда умножаются во мне скверные мысли?

 

Всякий раз, как станут умножаться в нас порочные помыслы, будем в средину их повергать призывание Господа нашего Иисуса Христа, тогда мы увидим их тотчас исчезающими, как дым в воздухе.

 

979. Можно ли иметь встречи и беседы с людьми без разбора?

 

Не должно нам иметь сношений с людьми без разбора, дабы не потерпеть вреда от различных бесед опасных.

 

980. Когда омрачается ум и безплоден бывает?

 

Ум тогда омрачается и бывает безплоден, когда спасающийся (особенно монах) или заводит разговоры о вещах мирских, или мысленно с собой беседует о них, или когда у него тело с умом суетно занимается чем-нибудь чувственным, или когда предается суетам. Тогда он скоро и тотчас теряет горячность, умиление, дерзновение к Богу и ведение. Чем внимательнее храним ум, тем более просвещаемся, и чем небрежнее, тем больше омрачаемся.

 

981. Какую пользу христианин получает от памятования о смерти?

 

Из этого памятования происходит оставление попечений и всех сует, хранение ума и непрестанная молитва, безпристрастие к телу, отвращение от греха, и почти всякая добродетель из него проистекает. Поэтому да будет памятование о смерти столь же неотъемлемо от нас, как и наше дыхание.

982. Можно ли есть и пить вкусное подвизающемуся против греха?

 

Подвизающиеся против греха не должны употреблять приятные снеди и пития, напротив, терпеливо переносить горечь борения.

 

983. Можно ли посещать больных, не верующих в Бога?

 

Посещать больных можно "любых", даже неверующих, лишь бы не было вреда душе, в противном случае, при вреде, — не ходить.

 

984. Как оградить верующим себя от заблуждений?

 

Апостол Павел дает один ответ: должно держаться переданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания.

 

985. Никак не могу исправиться. Что мне делать?

 

Что делать? Всегда мы неисправны перед Богом; надобно молиться об этом. Ты знаешь, как написано у преп. Макария Великого: "Безстудно должно вопиять к Богу, чтобы Он смиловался и Сам помог нам, потому что мы своими силами и сами собой ничего не можем сделать хорошего. А если будем часто молиться, докучать Богу, вопиять безстудно в великом смирении, то Господь и поможет" (преп. Иосиф Оптинский).

 

986. Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет?

 

Надо креститься, но с условной формой: "Аще не крещен".

 

987. Что делать с испортившимися, ветхими иконами и просфорами, артосом проточенным?

 

Сжигать в церковной печи. Но если ветхая икона может еще послужить своей доской, то можно обновить ее или написать новую икону.

 

988. Можно ли имя самоубийцы вписать в помянник и молиться о упокоении души?

 

В правилах церковных основания для этого нет, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных (см. Кормчая, ч. 1, гл. 3). Вообще лишаются церковных молитв опойцы (умершие от алкоголизма), иноверцы, некрещеные, умершие в неверии (свт. Феофан Затворник) и умершие от аборта (как не успевшие в этом покаяться).

 

989. Как правильно понимать Священное Писание?

 

Священное Писание могут правильно понять только чистые сердцем, они уразумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с не очищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Поэтому нам надо читать творения святых отцов, где они изъясняют смысл Священного Писания.

 

990. Что такое "скверностяжательство"?

 

Скверностяжательство означает грех человека, который творит скверный (неправедный) прибыток.

991. Кто такие, которые лицемерно каются?

 

Лицемерно каются: 1) кто во вражде пребывает и примириться с врагом своим не хочет; 2) вор, когда похищенного возвратить не хочет; 3) всякий, кто перед духовным отцом беззаконие свое утаивает; 4) всякий, кто не хочет отстать от греховной привычки.

 

992. Можно ли делиться своими тайнами с другими и всех принимать к себе?

 

Повергать тайны спасения перед всяким встречным и принимать одинаково всех, не обладающих ни чистотой жизни, ни истинным и здравым разумом, значило бы вливать в нечистый сосуд драгоценное миро.

 

993. Что надо делать, когда появляются мысли, хвалящие себя?

 

Когда враг вносит помыслы самохваления, тогда надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя.

 

994. Меня стужает мысль: "Простит ли Господь меня?"

 

Ты пишешь: "Простит ли Господь меня?" Эта мысль диавольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие (схимонах Иоанн).

 

995. Как поступить, если кого чем-либо огорчишь?

 

Преосвященный Иннокентий Херсонский был чувствителен и мог огорчиться на кого-либо, и сам огорчить: в таких случаях он гасил неудовольствие то тем, то другим подарком.

 

996. Какую молитву лучше читать, когда находишься в опасности?

 

Лучше всего читать молитву "Отче наш" во всех случаях, особенно в опасностях, угрожающих жизни.

 

997. Можно ли православным, особенно священнослужителям, посещать мечеть?

 

Как епископ, я не имею права посещать турецкие мечети, но госпиталь обязан (митр. Питирим Петроградский).

 

998. Что такое "ложная кротость"?

 

Есть кротость лицемерная, притворная, для славы от человек, на время показываемая. Но сия Богу неприятна и человеку душевредна.

 

999. Что означает "беседа с душою?"

 

Непременно надо каждый день уделять несколько времени на размышление о том, что, может быть, близок уже час, в который душа наша должна разлучиться с телом, — и какая судьба ожидает ее по выходе из тела? Такое размышление, такая "беседа с душою" побудит нас подумать о душе своей и о ничтожестве всего земного, скоропреходящего и заставит стремиться духом к небесному.

 

1000. Можно ли говорить что-либо поучительное посторонним без их вопрошения?

 

Преподобный Иосиф Оптинский не любил говорить наставления без вопрошения. И древние отцы без вопрошения не говорили ничего, служащего ко спасению, считая это празднословием.

 

1001. Можно ли что брать у кого, если дают?

 

Можно и принимать. Это тоже знак смирения, как авва Дорофей говорит, но если не имеешь нужды, то, конечно, лучше не брать.

 

1002. В чем наша ошибка, когда размышляем о святых людях?

 

Весьма часто мы ошибочно думаем, что святые люди, подвижническая жизнь — это нечто далекое от нас, нам недоступное. Этим мы сами ограничиваем себя. В своем ложном смирении мы считаем, что святость — это удел лишь некоторых, а между тем святая жизнь, очищение души — это долг каждого из нас.

 

1003. Почему некоторые духовные люди не сажают на свою кровать?

 

Да, действительно, мудрые люди советуют не всякого человека сажать на свою постель, чтобы не подвергнуться его влиянию.

 

1004. С какого возраста следует поститься детям?

 

Правила нет; но в каждой истинной христианской семье этот вопрос разрешается очень просто: постятся родители — постятся и дети, а если здоровы, то с самого раннего возраста.

 

1005. Какой самый важный труд в духовной жизни?

 

Это труд над своим сердцем, чтобы оно прощало врагов, чтобы не мстило даже мыслью, чтобы воздавало за зло добром.

 

1006. Какой гнев бывает правильный?

 

Гнев правильный бывает в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и появляется в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровожденной не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему. Такой гнев имеет единственную цель — спасти грешника. "Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден" {блаж. Феофилакт Болгарский), — всякий же другой гнев осуждается безповоротно.

 

1007. Угодны ли Богу добрые дела, сделанные по принуждению?

 

Всякие принуждения, хотя бы с целью заставить человека сделать добро, безусловно, запрещаются Церковью, ибо они возбуждают и ожесточают его характер, не принося никакой пользы принуждаемому, ибо добро, сделанное из необходимости, не есть Христианская добродетель.

 

1008. Отчего колеблются верующие?

 

И верующих колеблют речи Неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простой верой, не разъясняют для себя оснований веры (то есть не читают священные книги, не узнают о вере от мудрых, опытных и начитанных верующих). Речи эти застают их врасплох, оттого они и колеблются (свт. Феофан Затворник).

1009. С какого возраста можно рукополагать?

 

Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства и потому пусть более основательно учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора (свт. Филарет Московский).

 

1010. Как переменить имя, если при крещении нечаянно дано другое? (Например: неправославное, девочкемужское?)

 

Лицо, которому нужно переменить имя, исповедуется и приобщается Святых Таин, причем при исповеди и причащении называется новым именем (свт. Филарет Московский).

 

1011. Что мне надо знать, приводя и принося детей в храм?

 

Приводя и принося детей в храм, нужно зорко наблюдать за их благоповедением, чтобы они не препятствовали своим криком и беготней взрослым молящимся.

 

1012. Почему советуют подвижники сосредоточиваться в себе самом?

 

Сосредоточенность в себе самом требуется от христианина для того, чтобы не развлекаться миром и не рассеиваться множеством вещей и явлений, но творить краткие молитвы или заниматься богомыслием ("Луг духовный", гл. 130).

 

1013. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

 

Судя по тому, что больной, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен перед елеосвящением приготовиться исповедью (Книга о должн. пресвит. прих., 127), а по совершении Таинства причаститься, нужно думать, что елеосвящение над человеком без сознания невозможно.

 

1014. Может ли священник повенчать православного с католиком, лютеранином, пашковцем, вообще с сектантом?

 

Брак с сектантом возможен только после присоединения последнего к Православию.

 

1015. Можно ли молиться за благотворителя инославного, почтить память его?

 

Во всех случаях, когда возникает вопрос о православном поминовении инославного христианина, следовало бы помнить, что свт. Филарет Московский не отрицал возможности такого поминовения, но ставил два условия его совершения: непубличность (то есть поминовение только в доме) и отсутствие со стороны усопшего, при жизни его, пренебрежения к вере и Церкви Православной.

Но во всяком случае молитва за иноверца может быть разрешена только местным епископом.

 

1016. Должно ли нам рисковать жизнью или сохранять себя от безвременной смерти?

 

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользы ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни Отечеству, тогда можно ли думать, что Бог, "не хотяй смерти грешнику", могущему обратиться, захотел безвременной смерти людям. Читаем, что свт. Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя безвременно опасности, и когда будут гнать их в одном каком-либо городе, то убегать в другой.

 

1017. Какие главнейшие духовные блага?

 

Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, суть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Также важны пост и благотворение ближним (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

1018. Непременно ли следует всем иметь руководителя для руководства в духовной жизни, и не достаточно ли, как говорят некоторые, читать духовные книги?

 

Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училище и нанимают учителей, которые растолковали бы, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники и пусть бы учились сами, без учителей. И это делают для обучения наукам в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душой безсмертной, говоря, что не нужен руководитель для жизни духовной? (старец Александр Гефсиманский).

 

1019. Что получает христианин, когда читает книги святых отцов?

 

Тогда, когда мы читаем их, с нами беседуют святые, через свои писания они наставляют нас и говорят с нами.

 

1020. Как смотреть на спиритизм?

 

Спиритизм есть бесовщина. Следовательно, и общество спиритов — бесовское или бесопоклонническое.

 

1021. Душеспасительно ли петь духовные песни (канты)?

 

Конечно душеспасительно, только не в церкви, а главным должно быть богослужение. Чем петь мирские страстные песни, лучше петь духовные. Читаем в житии свт. Димитрия Ростовского, что канты петы были по его приказанию в последние часы жизни его. Это уже показывает значение их для душевного назидания. Песни "Ты мой Бог — Иисусе", "Иисусе мой прелюбезный" — такие песни, которые всегда могут доставлять пищу и сердцу, и уму.

 

1022. Как Церковь смотрит на незаконнорожденных?

 

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви Православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь исключительно по ее нравственному достоинству.

 

1023. Какой отличительный признак имеет духовный человек?

 

Духовный человек занят Богом и мало занимается мирскими делами.

 

1024. Какую пользу дает душе присутствие в доме многих икон?

 

Чем больше в наших комнатах хороших икон, священных изображений и картин, портретов духовных лиц, снимков монастырей и церквей и др., тем полезнее будет для души нашей, легче ей будет бороться со своей нечистотой, легче подавлять страсти, искушения и соблазны, легче уноситься душой ввысь. И наоборот, скверные, безнравственные изображения будут вводить в соприкосновение с темной силой. Их не следует и держать в доме, этим человек будет сохранять от скверны все те души, которые когда-либо могут посмотреть на них.

 

1025. Какое самое важное поминовение для усопших?

 

Проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову, и грехи очищаются этой великой жертвой.

 

1026. При чтении Псалтири, где говорится о врагах, каких врагов надо разуметь?

 

Должно нам разуметь невидимых врагов — лукавых злых духов, стужающих нам греховными помыслами и побуждающих нас на грех.

 

1027. Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией?

 

Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посылается, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные патриархи и синоды.

 

1028. Какую пользу для души приобретает человек при чтении священных книг?

 

Святые отцы говорят, что при внимательном чтении Священных Писаний жизнь человека исправляется, душа от страстей очищается, ум просвещается и сердце любовью к Богу согревается.

 

1029. Какими размышлениями душа побеждает невидимого врага и охраняется от него?

 

Шестью помышлениями: о Боге, о страдании Христовом, о часе исхода нашего, о дне суда, о страшном мучении и о вечной жизни. Душа праведного побеждает врага и так охраняется от него.

1030. Что такое добродетель трезвления?

 

Это прежде всего напряженное внимание к душе, постоянный самоанализ своего состояния, внимание к совести, своим поступкам, словам, мыслям, взглядам, выявление искушений. Праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил про себя: "При непрестанных внутренних искушениях я должен был постоянно обращать душевное внимание (око) внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов и отгонять их тайной молитвой.

 

1031. Действует ли злой дух через злых людей?

 

Враг спасения употребляет "некоторых людей как орудия своей злобы" (старец Арсений Афонский).

 

1032. Всякое ли знание спасительно для души?

 

Не всякое знание угодно Богу и спасительно для души. Свято знание, когда человек узнает о Боге и об обязанностях его к Нему из Слова Божия: "Да знают Тебя, единого истинного Бога" (Ин. 17: 3); а также о тайне своей души для ее спасения, — как победить свои страсти, как спасти свою душу. Не грешно узнавать по своему званию свое искусство, ремесло. Но есть знание греховное — пытливость. Например, когда домогаются узнать о судьбе своей, прибегая к ворожеям, спиритам, гадая по картам и звездам и т. п.; когда познают через книги опасное для души неверие, нечистую любовь; когда узнают тайны ближних своих, не будучи обязаны к тому званием; когда занимают душу свою не исправлением своих грехов, а узнаванием чужих; бывают пусто болтливы, дознаются о тайнах соседа. Святые отцы говорят, что любопытство есть большой грех, от него погибла Ева. Отец Павел Флоренский писал: "Мы осуждаем жадность в пище. Но почему же в таком случае не осуждаем жадность мирского познания (новости, мирская литература, политика и т.п.), и не считаем пороком?" Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти. Вместе с тем мы теряем драгоценное время и силы при обретении мирской мудрости.

 

1033. Скажите, что разрешается ради нужды?

 

Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать, то он бы не согрешил. Церковь разрешает мирянам совершать Крещение (ради смертной опасности). Священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него на мученической иконе, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой (свт. Димитрий Ростовский говорит, что и в самомалейшей частице находится весь Христос), отпевать заочно, ослаблять пост беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжелых работах. Также допускает общую исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: