Праздник как технология социально-культурной рекреации: понятие, типы, функции, технология подготовки и проведения.




Праздник – это: 1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь. 2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого. 3) Выходной, нерабочий день. 4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.

Праздник преследует несколько основных целей:

- развлекательная - отдых от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.
- воспитательно-обучающая – не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.
- коммуникативная (т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера становятся хорошими приятелями.

Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую и другие функции.

¾ идеологическая функция праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям предков. Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей;

¾ компенсаторная функция праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия;

¾ рекреативная функция праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего, с удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная - биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора - самая благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни;

обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.

Признаки праздника:

Существуют разные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием в принятии участия в праздничной деятельности.

Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства и т. д.

Этапы подготовки и проведения праздника

Этапами подготовки праздника можно назвать следующие:

1. Постановка целей

Цели у праздника могут быть рациональными и иррациональными.

К рациональным целям относятся:

¾ знакомство;

¾ формирование желаемого будущего;

¾ инициирование запуск процесса;

¾ отстранение от прошлого, забот;

¾ следование традиции с утерянным первоначальным смыслом;

¾ времяпрепровождение.

Иррациональные цели праздника могут быть следующие:

¾ адаптация, когда организации нужно, чтобы люди к чему-либо привыкли;

¾ интеграция, когда необходимо, чтобы сотрудники объединились и работали, как слаженная машина, и организация в целом была интегрирована с внешней средой;

¾ целедостижение: чтобы работники все вместе достигали поставленных целей, и деятельность каждого способствовала продвижению общих идей;

¾ поддержание ценностного стандарта организации, чтобы все одинаково понимали, что хорошо и что плохо, что ценится, а что не ценится в данной фирме.

Таким образом, локальные цели праздника адаптация, интеграция. Глобальная цель заключается в гармонизации организационной структуры фирмы.

Достижение поставленных целей предполагает решение соответствующих задач:

1. Определение организатора мероприятия

2. Определения круга участников, их роли;

3. Назначение ответственного за подготовку и проведение мероприятия. Составление списка приглашенных;

4. Выбор места проведения мероприятия;

5. Программа праздника и подробный сценарий

Разработка детальной программы и сценария, расписанного по минутам.

Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать - их следует оставить только для публики.

Среди моментов, определяющих насыщенность и профессионализм проведения праздника следует выделить:

Разработка оригинальной концепции, сценария и текстов;

· Конкурс номинаций;

· Правильный подбор места проведения мероприятия;

· Разработанная с учетом особенностей организации (коллектива) концепция призов и подарков;

· Правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных групп;

· Организация банкета или фуршета;

· Организация фейерверка любого уровня сложности;

· Украшение зала и сцены;

· Звуковое и световое обеспечение;

· Мультимедийная презентация и поддержка концерта;

· Конкурсы и игры

6. Определение бюджета мероприятия

7. Освещение в СМИ (здесь следует отметить, что далеко не все праздники стоит афишировать для внешней среды, однако некоторые мероприятия, которые могут быть интересны не только сотрудникам фирмы, но и более широкой общественности, могут быть освещены в СМИ).

8. Анализ результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: